Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 13:22, курсовая работа
Для развития малого бизнеса не требуется значительных инвестиционных вложений, и в данный сектор экономики вовлекается незанятое население с целью получения дохода, прибыли. Положительным результатом является создание среднего класса, выступающего опорой стабильности развития общества.
Именно предприятия малого и среднего бизнеса являются технологическими лидерами в зарождающихся отраслях экономики, открывающими новые сегменты рынка, развивающими новые производства.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Макроэкономика
на тему: Малый бизнес в современной экономике
Студентка
УЭФ, 2 курс, ДЭА-2 Д.В. Шатова
Руководитель
МИНСК 2012
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 37 с. , 1 рис., 2 табл. , 28 источников, 1 прил.
МАЛЫЙ БИЗНЕС, РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА, ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ, ПОДДЕРЖКА, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, РАЗВИТИЕ
Объект исследования – малый бизнес и его роль в рыночной экономике.
Предмет исследования – развитие малого бизнеса в зарубежных странах и в Республике Беларусь.
Цель работы: на основе изучения зарубежного и национального опыта развития малого бизнеса выявить его основные проблемы и обосновать направления становления малого бизнеса в Республике Беларусь.
В соответствии с целью
работы были поставлены
1) изучить и описать
2) выяснить степень и характер воздействия малых предприятий на развитие экономики страны;
3) выполнить сравнительный анализ доли участия малых предприятий в экономике Республики Беларусь и зарубежных стран;
4) изучить и описать влияние
малых предприятий на
Методы исследования: сравнительный анализ, экономическо-математический, аналитический, графический, расчетно-конструктивный.
Исследования и разработки: изучена сущность малого бизнеса и его роль в рыночной экономике, исследован опыт поддержки малых предприятий в различных странах, произведен анализ становления и развития малого бизнеса в Республике Беларусь, разработаны направления активизации развития малого бизнеса в стране.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчётно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их автора.
(подпись студента)
ABSTRACT
Course work: 37 p., 1 fig., 2 tables. , 28 sources, 1 appendix.
SMALL BUSINESS, THE MARKET ECONOMY, INTERNATIONAL EXPERIENCE, SSUPPORT, EFFECTIVE, DEVELOPMENT.
Object of study - a small business and its role in the market economy.
Subject of research - development of small business in foreign countries and in the Republic of Belarus.
Objective: To study on the basis of foreign and national experiences of small business to identify key issues and justify the direction of becoming a small business in Belarus.
In accordance with the purpose of were as follows:
1) to examine and describe the distinctive features of small businesses;
2) determine the extent and nature of the impact of small businesses on the economic development of the country;
3) perform a comparative analysis of the share of participation of small businesses in the economy of the Republic of Belarus and foreign countries;
4) to study and describe the impact of small businesses on the socio-economic situation in the country.
Methods: a comparative analysis of economic-mathematical, analytical, graphical, settlement and constructive.
Research and development: studied nature of small business and its role in the market economy, studied history of supporting small businesses in different countries, the analysis of the formation and development of small business in the Republic of Belarus, the developed areas enhance the development of small business in the country.
Author of confirms that the information they cash-analytical material correctly and objectively reflects the state of the process, and all borrowed from the literature and other sources of theoretical and methodological terms and concepts are accompanied by links to their website.
СОДЕРЖАНИЕ
Предпринимательство является важнейшей составляющей современной экономики. В странах с рыночной экономикой оно получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. В государствах с развитой рыночной экономикой на малых и средних предприятиях занято более половины трудоспособного населения и производится более половины ВВП. Так в странах Европейского сообщества (ЕС), в США, в Японии, в Германии и других на малые и средние предприятия приходится около 50% общей численности занятых. Их доля в ВВП превышает 50%.[Малое предпринимательство, организация, управление, экономика уч. Пособие: под редакцией В.Я Горфинкеля. М.:ИНФРА-М, 2011. – 349с, с.9].
Мировая практика показывает, что даже при высоком уровне концентрации капитала у малых и средних предприятий есть своя ниша в общественном разделении труда. Это связано с гибкостью данной категории предприятий, их способностью к быстрой перестройке производственных процессов без больших капиталовложений. Результат проявляется в насыщении рынка товарами и услугами, более полном и эффективном использовании трудовых ресурсов и местного природно-ресурсного потенциала. Значительная часть мелких и средних предприятий сотрудничает с крупным бизнесом, дополняя его, тем самым помогая ему преодолеть технический консерватизм, и в союзе с ними получает значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Малый бизнес обеспечивает примерно половину всех крупнейших технологических нововведений. В пользу эффективности малых фирм говорит также тот факт, что на 1 доллар затрат они внедряют в 17 раз больше нововведений и разработок, чем крупные предприятия, которые дают жизнь лишь 10% новых технологий, остальные 90% внедряют малые предприятия и независимые изобретатели.
Как показывает мировая практика, наиболее динамичной и первой по массовости компонентой инновационной системы в развитых экономиках выступает малое и среднее предпринимательство. Предпринимательством охватываются практически все отрасли хозяйства и сферы экономики, оно реализуется как в ходе осуществления непосредственных производительных функций (производство продукта, услуг, информации, знаний), так и путем выполнения посреднических функций (оказание услуг, связанных с продвижением продукта от непосредственного производителя к приобретателю).
Для развития малого бизнеса не требуется значительных инвестиционных вложений, и в данный сектор экономики вовлекается незанятое население с целью получения дохода, прибыли. Положительным результатом является создание среднего класса, выступающего опорой стабильности развития общества.
Именно предприятия малого и среднего бизнеса являются технологическими лидерами в зарождающихся отраслях экономики, открывающими новые сегменты рынка, развивающими новые производства. Они повышают наукоемкость и конкурентоспособность производства, способствуя тем самым формированию новых технологических укладов.
В целом в экономической теории накоплен разнообразный и богатый опыт исследования проблем малого бизнеса. В тоже время остаются открытыми многие вопросы. В Республике Беларусь в настоящее время многие проблемы малого бизнеса носят скрытый характер. Поэтому предоставляется достаточно актуальным исследование сущности и направлений регулирования экономических отношений малого бизнеса для повышения их эффективности, создания благоприятных условий воспроизводства человеческого и финансового капитала страны.
Вопросами малого предпринимательства и их регулирования в республике в настоящее время занимаются многие авторы. Известный вклад в разработку данной проблематики внесли: Н.К.Мельников, Л.Ф.Заико, Б.Н.Науменко, М.И.Балашевич, А.Г.Певзнер, А.С.Серегин, М.Г.Лапуста, В.И.Оноприенко, а также Дж.Стэнворд, М.О.Гиль, Семенов и другие экономисты.
Переход к рыночной системе хозяйствования - это переход к экономике предпринимательского типа. Создание благоприятных условий для развития бизнеса является важнейшей составляющей трансформационных изменений переходной экономики Республики Беларусь. В этой связи выявление сущностных признаков и закономерностей развития малого бизнеса, изучение опыта зарубежных стран имеет особое значение. Все это обуславливает актуальность выбранной темы.
В работе предпринята попытка сущностного исследования экономических отношений в сфере малого бизнеса, что позволяет на качественной основе подойти к вопросам управления ими. Это подразумевает исследование экономических отношений в малом бизнесе с точки зрения их субъектов, объектов, их эволюции, структуры и сложности взаимоотношений, что создает методологическую базу для разработки концепции их регулирования, основанной на воздействии на отношения малого бизнеса. Наряду с сущностным анализом использован метод аналитического обзора литературы, а также диалектический анализ.
Малый бизнес зародился около 50 веков назад в восточной части Средиземноморья. Хотя малый бизнес играл основную роль в распространении цивилизации, его история никогда не занимала общественное сознание. Но теперь малый бизнес все больше признается, как созидательная сила экономики, находится в центре интересов современного общества, затрагивает жизнь всего населения. И что особенно важно, деятельность малого бизнеса инициирует изобретательскую и инновационную деятельность: исследования показывают, что основные идеи и изобретения поступают от малых, нежели от крупных предприятий.
Мы не можем заглянуть в будущее, но можем сказать, что уже сейчас малый бизнес стимулирует прогресс в экономике. Однако, маловероятно, что крах малых предприятий замедлится. Пример процветающих малых предприятий будет привлекать все большее число и неподготовленных, и подготовленных людей.
Малый бизнес не поддается
простому определению. Обычно мы
применяем этот термин к так
называемым «семейным лавочкам»
Малый бизнес (предпринимательство) – это инициативная деятельность малых предпринимательских структур различных организационно-правовых форм и физических лиц в соответствии с установленными критериями, направленная на получение хозяйственного результата и на его основе прибыли, осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность. Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный класс мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны и принадлежат к основной массе населения, одновременно являясь и непосредственными производителями, и потребителями широкого спектра товаров и услуг [16, с.80]. Сектор малых предприятий образует самую разветвленную сеть производителей, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потреблением товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.
По данным ООН, в мировой хозяйственной системе малые и средние предприятия являются работодателями почти для 50% трудового населения всего мира, при этом объем производства в сфере малого и среднего предпринимательства в различных странах составляют от 33% до 66% национального продукта. Кроме того, сектор малых предприятий более динамично создает новые рабочие места. [16, с. 81-82].
Основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования являются малые предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса. В развитых странах культивируется принцип кооперирования крупных и мелких предприятий, причем крупные объединения не подавляют малый бизнес, а взаимодополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках.
Так называемая малая экономика - важный сектор полноценного рынка. Без малого бизнеса невозможно становление цивилизованной рыночной экономики.
Основными целями создания предприятий малого бизнеса, являются:
1) активизация структурных изменений в экономике;
2) ликвидация дефицита, увеличение ассортимента продукции, насыщение рынка пользующимися спросом товарами;
3) торможение формирования монополий;
4) создание здоровой конкуренции;