Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 13:22, курсовая работа
Для развития малого бизнеса не требуется значительных инвестиционных вложений, и в данный сектор экономики вовлекается незанятое население с целью получения дохода, прибыли. Положительным результатом является создание среднего класса, выступающего опорой стабильности развития общества.
Именно предприятия малого и среднего бизнеса являются технологическими лидерами в зарождающихся отраслях экономики, открывающими новые сегменты рынка, развивающими новые производства.
Таким образом, становление малого бизнеса в рамках современной истории Беларуси можно условно разделить на два этапа:
первый этап (конец 80-х – середина 90-х годов) – быстрый рост
количества предприятий малого бизнеса при отсутствии системной нормативно правовой базы и слабой инфраструктуре поддержки предпринимательства;
второй этап (после 1996 года и по настоящее время) – переход
к более жесткому государственному регулированию экономических
процессов и контролю предпринимательской деятельности. Этот
этап характеризуется как меньшей динамикой роста количества
частных предприятий, так и их меньшим вкладом в общее экономическое развитие страны [9, с.11].
Существует множество причин, по которым малый бизнес не может в наши дни развиваться достаточно быстро. Главной из них является то, что правительство, с одной стороны, предоставляет право создавать малые предприятия как самостоятельную форму хозяйствования, а с другой стороны, процедура вхождения в малый бизнес сложна и дорога. В Беларуси регистрация компании в среднем занимает 59 дней, в Украине 26. Процесс перерегистрации длится ещё дольше - свыше 2-х месяцев. Сумма регистрационных платежей в РБ составляет 223 USD, что в 10 раз больше, чем в Украине. Отсутствие исчерпывающего списка документов, необходимых для регистрации, позволяет чиновникам растягивать процедуру до бесконечности. Даже мелкие изменения в уставных документах равнозначны перерегистрации. В среднем внесение изменений в уставные документы длится 50 дней. Такой дорогой выход на рынок выгоден в первую очередь крупным государственным и частным предприятиям, которые давно работают на рынке и имеют свою неформальную инфраструктуру.
Законодательными актами Республики Беларусь установлено, что к субъектам малого предпринимательства относятся предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, и юридические лица со следующей среднесписочной численностью работников:
1) в промышленности и на транспорте – до 100 человек;
2) в сельском хозяйстве, включая фермерские (крестьянские) хозяйства, и в научно-технической сфере – до 60 человек;
3) в строительстве и оптовой торговле – до 50 человек;
4) в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – до 30 человек;
5) в других отраслях непроизводственной сферы – до 25 человек [9, с. 12].
На состояние развития малого предпринимательства в 2010 году определенное воздействие оказало изменение условий деятельности субъектов малого предпринимательства, обусловленное также принятием в Беларуси ряда нормативно-правовых актов, направленных на развитие предпринимательства. Среди них особое место занимает принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики Закон Республики Беларусь от 01.07.2010 №148-3 «О поддержке малого и среднего предпринимательства.
Законом определены следующие критерии субъектов малого предпринимательства:
1) индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;
2) микроорганизации – зарегистрированные в РБ коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 чел. включительно;
3) малые организации – зарегистрированные в РБ коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 чел. включительно [17, с.1 ].
По данным государственной статистической отчетности, по состоянию на 1 января 2011 года в Беларуси насчитывалось 84 тыс. 164 организации малого бизнеса. Из них 74 тыс. 246 организаций осуществляли деятельность в 2011 году (88,2%). Микроорганизации составляли 86,1% всех организаций малого бизнеса. На долю малых организаций приходилось 13,9%.
На рисунке 3.1 мы наблюдаем тенденцию роста числа субъектов малого предпринимательства за период с 1января 2008 по 1 января 2011, где по состоянию на 1 января 2011 г. число субъектов малого и среднего предпринимательства юридических лиц всех форм собственности составило 86917 организаций (в том числе субъектов малого предпринимательства – 84164 организации (прирост 58,3 процента), среднего – 2753 организации.
100 00
80 000 129,6%
100% 150%
60 000
80175
72793 100%
56158
40 000
20 000 50%
01.01.2008
01.01.2009 01.01.2010
01.01.2011
Рисунок 3.1 – Число субъектов малого и среднего предпринимательства
Примечание – Источник: [17, с.8].
Рост числа субъектов малого и среднего предпринимательства обусловлен в том числе за счёт развития данной сферы в малых и средних городских поселениях в рамках реализации Государственной комплексной программы развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2011 годы, а также переходом на заявительный принцип государственной регистрации субъектов хозяйствования.
Судя по
данным статистики, в 2012 году
сохраняется положительная
Множатся ряды индивидуальных предпринимателей (ИП). Наблюдавшаяся с мая 2011 года тенденция уменьшения их количества, обусловленная наличием проблем на валютном рынке, сменилась поступательным ростом и за 4 месяца текущего года численность индивидуальных предпринимателей увеличилась почти на 3 %.
Удельный вес поступлений платежей в бюджет от субъектов малого и среднего предпринимательства на 1 февраля 2011 г. составил 34,1%, в том числе от субъектов малого предпринимательства – юридических лиц – 23,2%, от субъектов среднего предпринимательства - 7,4%, от индивидуальных предпринимателей – 3,5%. Впрочем, роль малого бизнеса в экономике гораздо нагляднее характеризует его доля в основных экономических показателях.
Пока же вклад малого бизнеса
в основные экономические
По сравнению с 2010 г. количество организаций малого бизнеса увеличилось на 8,7%, однако средняя численность их работников выросла за год лишь на 1,5%, до 784 944 человек. Это немало: 16,9% занятого в экономике страны населения. Заметим, что штаты за год практически не менялись: в среднем по 5,4 человека на одну микроорганизацию (если учитывать только работающие фирмы) и по 38 на малую организацию. Таким образом, тезис о высокой способности малого бизнеса создавать новые рабочие места в Беларуси пока не слишком успешно подтверждается на практике.
В таблице 1 отражены доходы в малом бизнесе. Как видим, они невысокие. При этом если в 2011 году в стране номинальная начисленная среднемесячная зарплата выросла на 23,9%, то в малом бизнесе только на 22,2%.
Таблица 1 Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников по формам собственности (тысяч рублей)
Микро- и малые организации | |||
2009 |
2010 |
2011 | |
Всего по Республике Беларусь |
844,1 |
1 031,7 |
1 651,9 |
Государственная форма собственности |
981,4 |
1 260,8 |
1 790,2 |
Частная форма собственности |
809,0 |
984,0 |
1 576,7 |
Иностранная форма собственности |
1 319,5 |
1 628,0 |
2 841,6 |
Примечание – Источник: собственная разработка.
Особого внимания заслуживает роль малого бизнеса во внешнеэкономической деятельности. Известен тот факт, что стоимость приобретенного импортного сырья, материалов, покупных изделий, топлива для собственного потребления выросла в Беларуси в 2011 г. на 31,7%, в том числе приобретенного на территории республики более чем в 1,5 раза. А потому, если трудности с приобретением валюты наиболее болезненно отражаются именно на малом бизнесе, то цепная реакция их проблем очень быстро скажется на всех остальных сегментах отечественной экономики.
Это показывает финансовый кризис 2011года, который усугубил ситуацию не только для малого бизнеса, но и для экономики страны в целом. Из-за нехватки валюты частично была парализована работа импортёров. Отсутствие единых курсов иностранных валют вынуждало предприятия сферы торговли формировать цену товаров с учётом рисков девальвации. Но на долю внешнеэкономической деятельности, как показывает статистика, в 2011 году приходилось 38,9% экспорта и 30% импорта (в 2010 г. - 24,3% и 27,6% соответственно), и всего лишь 6,6% - отрицательного сальдо внешней торговли товарами. Это говорит о том, что улучшилось финансовое положение организаций малого бизнеса: увеличился объем полученной выручки от реализации товаров, продукции (работ, услуг), наметилась положительная динамика роста рентабельности продукции, работ, услуг и снижения доли убыточных предприятий, а также о том, что малые организации играют весьма значительную роль если не в производстве, то в сбыте белорусской продукции и социально-экономическое развитие в стране не ухудшилось.
Если кратко затронуть инвестиционный климат в поддержку малого предпринимательства за 2009-2011г, то инвестиции, вложенные в основной капитал малого бизнеса Беларуси, возросли с 10,4 трлн. белорусских рублей в 2009 году до 14,8 трлн. белорусских рублей в 2010 году, притом, что традиционно доступность кредитных ресурсов, не говоря уже о государственном финансировании, для малого бизнеса куда меньше, чем у более крупных предприятий. В 2011 году инвестиции в основной капитал малого бизнеса составили 27,2% всех освоенных в республике. В 2009 году этот показатель составлял 23,9%.
Что касается отраслевой структуры малого предпринимательства, то она по-прежнему неоднородна (таблица 2).
Таблица 2 – Количество организаций по видам экономической деятельности (на конец года)
Виды деятельности |
Микро- и малые организации Единиц / в процентах к итогу | ||
2009 |
2010 |
2011 | |
Сельское хозяйство |
2 172 (3,2%) |
2 230 (3,0%) |
2 650 (3,4%) |
Промышленность |
10 687 (15,5%) |
11 397 (15,3%) |
12 031 (15,5%) |
Строительство |
5 772 (8,4%) |
6 526 (8,8%) |
7 216 (9,3%) |
Торговля и общественное питание |
30 083 (43,8%) |
31 943 (43,0%) |
32 191 (41,5%) |
Транспорт и связь |
6 705 (9,8%) |
6 963 (9,4%) |
7 152 (9,2%) |
Примечание – Источник: собственная разработка.
Наибольшее число малых предприятий сосредоточено в сфере торговли и общественного питании, высокие доли также в промышленности и строительстве. Преобладание числа малых предприятий, работающих в торговле и общественном питании, имеет своё логическое объяснение. Именно в этой сфере проще всего и с наименьшими затратами можно начать свой бизнес и, накопив капитал, переходить к производству.