Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 13:22, курсовая работа
Для развития малого бизнеса не требуется значительных инвестиционных вложений, и в данный сектор экономики вовлекается незанятое население с целью получения дохода, прибыли. Положительным результатом является создание среднего класса, выступающего опорой стабильности развития общества.
Именно предприятия малого и среднего бизнеса являются технологическими лидерами в зарождающихся отраслях экономики, открывающими новые сегменты рынка, развивающими новые производства.
5) снижение уровня безработицы, трудоустройство работников;
6) значительные налоговые отчисления в местные и государственные бюджеты;
7) развитие сёл, небольших городов;
8) возрождение художественных промыслов.
Малые предприятия - вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества со своими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития. Более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования и быстрое реагирование на изменения рыночной конъюнктуры; непосредственная взаимосвязь с потребителем; узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг; гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений; возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом; относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление; большая возможность индивида реализовывать свои идеи, проявить свои способности; способность быстро вводить изменения в продукцию и в процесс производства в ответ на требования местных рынков – все эти черты малых предприятий являются их достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке, и в то же время недостатками, сдерживающими их развитие. Например, с одной стороны, быстрое реагирование малого предприятия на изменения условий функционирования делает его более мобильным и приспособляемым, а с другой – зависимым от конъюнктуры рынка, динамики внешних социально-экономических и политических условий. Относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность привлечения дополнительных ресурсов (научно-технических, финансовых, производственных, трудовых и т.д.).
Собственники малых
Однако, как показывает практика,
малому предпринимательству
Шансы малой фирмы на успех повышаются по мере ее взросления. Фирмы, долго существующие при одном владельце, приносят более высокий и стабильный доход, чем фирмы, которые часто меняют владельцев. Если в управлении фирмы участвует не один человек, а предпринимательская команда состоит из двух, трех и четырех лиц, шансы на выживание выше, поскольку коллективное принятие решений более профессионально. Однако менее благоприятные условия хозяйствования, чем у крупных предприятий, обуславливает меньшую устойчивость и конкурентоспособность малого предпринимательства, поэтому оно нуждается в государственной поддержке. Если государство заинтересовано в стабильном развитии малого бизнеса, то оно осуществляет поддержку малого предпринимательства. Главные направления государственной поддержки малого бизнеса:
1) создание развитой инфраструктуры государственной поддержки;
2) формирование льготных условий
пользования государственными
3) поощрение введения и использования в своей деятельности научно-технических разработок и новейших технологий;
4) формирование упрощенного порядка регистрации субъектов малого бизнеса, содействие в решении вопросов, связанных с патентованием и лицензированием их деятельности, сертификацией их продукции, предоставление государственной статистической отчетности;
5) развитие внешнеэкономических
связей, поощрение работы с
6) создание благоприятных
Также к важным недостаткам в деятельности малого предпринимательства можно отнести «уход в тень», что не позволяет объективно оценить результат деятельности, в первую очередь малых предприятий. Следовательно, для сферы малого предпринимательства свойственно наличие теневой экономики, причем в 90-х годах вывод части оборота «в тень» стал не только необходимым, но и обязательным условием выживания. Малые предприятия «уводят в тень» такие показатели, как выручка, фонд оплаты труда, оплата аренды помещений, сумма платежей поставщикам, суммы сделок, не отражаемых в отчетности, а также показатели, связанные с необходимостью преодоления налоговой системы. Причем доля теневого оборота тем выше, чем меньше размер хозяйствующего субъекта.
Однако, самый большой недостаток малых фирм – их малая величина. Вступление в конкурентную борьбу с крупными фирмами для малого бизнеса подобно смерти. Если крупные предприятия могут резко увеличить свои доходы просто за счет перехода на массовый выпуск продукции, то что же в этом случае необходимо сделать малым предприятиям? Имеют ли они тогда рыночные перспективы? Безусловно. За счет чего? Прежде всего за счет их главного преимущества – гибкости, т.е. способности оперативно перестраивать свою производственную программу.
Существует четыре основных вида стратегии малых фирм. Их направленность – сведение до минимума остроты конкуренции с крупными фирмами и использование наилучшим образом их гибкости.
1) Стратегия копирования («ложный гриб»). Какой-нибудь оригинальный продукт, произведенный крупным предприятием может стать объектом подделки, а копия, созданная малой фирмой, продается, как правило, по ценам ниже, чем оригинал. Малые фирмы действительно могут снижать цены, поскольку все расходы на научно-исследовательские разработки по данному продукту несут не они, а крупные фирмы, выпускающие оригинал. Впервые практика копирования была применена в фармацевтике, далее захватила электронику.
2) Стратегия оптимального размера («Премудрый пескарь»). Девизом этой стратегии является «Не высовывайся!», эта стратегия находит свое применение в тех отраслях, где крупное производство неэффективно, оптимальным является малое предприятие (например, бензоколонки в стороне от оживленных автомагистралей, парикмахерские, небольшие кафе и т.д.) Прибыль здесь невелика по масштабам крупных фирм, высоки расходы на заработную плату. Возможности роста фирмы, придерживающейся этой стратегии, ограничены.
3) Стратегия участия в продукте крупной фирмы («Жалящая пчела»). Многие крупные фирмы стремятся производить свое сложное изделие от начала и до конца самостоятельное. Но часто крупной фирме выгоднее отказаться от собственного неэффективного производства и закупать аналогичную продукцию у малой фирмы. Важно, что для малой фирмы отдельный мелкий элемент – это конечный продукт, а не промежуточный, как для мелкого подразделения крупной фирмы. Однако малая фирма, избравшая подобную стратегию, может оказаться в полной зависимости от крупной. Избежать данной ситуации можно с помощью тактики ограничения доли оборота, приходящегося на одного крупного клиента. Суть данной тактики в том, что мелкая фирма стремится поставить нескольким крупным компаниям товары таким образом, чтобы доля каждой из них в общем объеме продаж фирмы не превышала определенных объемов (например, не более 20%).
4) Стратегия использования преимуществ крупной фирмы («Хамелеон»). Примером служит франчайзинг – это система договорных отношений между крупной и мелкой фирмой, согласно которой крупная фирма обязуется снабжать мелкую фирму собственными товарами, рекламными услугами, отработанными технологиями бизнеса, предоставляет краткосрочный кредит на льготных условиях, сдает в аренду свое оборудование, малая фирма обязуется иметь деловее контакты исключительно с данной крупной фирмой, вести бизнес «по правилам» этой крупной фирмы и перечислять определенную договором долю от суммы продаж в пользу крупной фирмы. Чаще франчайзинг используется в сфере розничной торговли, ресторанах быстрого обслуживания (например, «Макдональдс», «Кока-кола», «Адидас»).
Как следует из самого определения, «малый бизнес»- это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями, критериях, конституционирующих сущность этого понятия.
Как показывает мировая практика, основным показателем, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии.
В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу, является:
1) численность персонала;
2) размер уставного капитала;
3) величина активов;
4) объем оборота (прибыли, дохода).
А также среди качественных критериев, относящих предприятие к малому бизнесу, используются следующие:
1) предприятие владеет небольшой долей рынка;
2) управление предприятием осуществляет лично его владелец;
3) предприятие является независимым, т.е.
не подчиняется крупной
По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше.
Приведу критерии отнесения предприятий к малому бизнесу, применяемые в странах с развитой рыночной экономикой. Итак, Европейская комиссия рекомендует относить к малым предприятиям те, которые не превышают следующих показателей:
1) количество занятых работников до 50 чел;
2) годовой оборот менее 7 млн. евро;
3) сумма баланса менее 5 млн. евро.
Другие Экономические организации устанавливают свои меры отнесения фирм к категории малого бизнеса. Так международная Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом занятых до 19 чел. как «весьма малые», до 99 чел. как «малые», от 100 до 499 чел. как «средние» и свыше 500 чел. как крупные.
Малый бизнес выполняет следующие функции:
Во-первых, как уже отмечалось, он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность;
Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться;
В-третьих, малый бизнес способен создавать атмосферу конкуренции;
В-четвертых, (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.
Кроме того, можно также отметить ряд особенностей, присущих малому бизнесу:
1) все работники включаются в единую небольшую команду, связанную единством целей;
2) в деятельности одного работника сливаются функции управления и труда;
3) активно применяется взаимозаменяемость;
4) высокая заинтересованность работников в постоянном повышении квалификации и производительности своего труда;
5) интенсивность использования
ресурсов и времени очень
6) использование нововведений, прогрессивных методик очень велика.
Успех малого бизнеса в области нововведений и прогрессивных методик можно объяснить следующими причинами. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы также охотно берутся за освоение оригинальных нововведений, поскольку при выпуске принципиально нового изделия снижается значение крупных лабораторий с устоявшимися направлениями исследований. К тому же малые фирмы стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Тем самым, значение разработок, проводимых мелкими предприятиями достаточно важно, прежде всего, с точки зрения расширения рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения (вновь рожденного) спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства. Отношение нововведений к затратам на научные исследования и разработки малых предприятий в 3-4 раза выше, чем в крупных.
Малые предприятия (МП) классифицируют в зависимости от отношений собственности:
1) частное МП (учредитель – частное лицо или семья);
2) коллективное МП (учредитель – коллектив собственников);
3) государственное МП (учредитель – государственное предприятие или государственный орган);
4) смешанное МП (учредители: государственное предприятие или государственный орган и частное лицо или семья);
5) совместное МП (учредители: национальное предприятие, частное лицо или семья, зарубежное предприятие, лицо или семья);