Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 13:22, курсовая работа
Для развития малого бизнеса не требуется значительных инвестиционных вложений, и в данный сектор экономики вовлекается незанятое население с целью получения дохода, прибыли. Положительным результатом является создание среднего класса, выступающего опорой стабильности развития общества.
Именно предприятия малого и среднего бизнеса являются технологическими лидерами в зарождающихся отраслях экономики, открывающими новые сегменты рынка, развивающими новые производства.
Малый бизнес – важная промышленная составляющая страны. Около 35% всех произведенных малыми предприятиями промышленных товаров, приходится на продукцию машиностроения и металлообработки, одна пятая часть – на химическую продукцию и примерно столько же – на пищевую.
Ещё
одной особенностью малого
В целом уровень развития малого предпринимательства в регионах во многом зависит от таких факторов, как выгодное географическое положение, уровень доходов населения, наличие развитой инфраструктуры, отношение со стороны местных властей. Впрочем, за последние годы ощущается медленная, но стабильная тенденция к развитию малого бизнеса не только в Минске, но и по всей стране.
Проанализировав представленную выше информацию и данные, можно отметить ярко выраженную тенденцию к развитию малого предпринимательства в нашей стране. Однако, малый бизнес сталкивается на пути своего развития с целым рядом проблем.
Одной из ключевых проблем, сдерживающих социально-экономическое развитие страны, в Программе деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы, названо недостаточное развитие малого предпринимательства, поэтому на ближайшие 5 лет поставлена цель: увеличение его доли в ВВП до 30% и обеспечение численности занятых в этом секторе не менее 1,8 млн. человек к концу 2015 г. А также, выступая на втором Всебелорусском собрании, президент отметил, что создание благоприятных условий для развития малого предпринимательства - это вопрос не только экономический, но и политический. "Если мы не разовьем достаточно обширный слой предпринимателей, не выработаем цивилизованные формы их деятельности, традиции, законодательную базу, в общем, не наработаем в этой сфере необходимый опыт, мы никогда не сможем по-настоящему включиться в систему мировых рыночных отношений. А без этого в условиях наступающей глобализации государство не выживет" [14, с. 86].
Выявлен ряд негативных тенденций, влияющих на формирование предпринимательства:
1) преимущественная ориентация предпринимательских структур на деятельность в сфере торговли и общественного питания;
2) недолговечность большинства предпринимательских структур, обусловленная нестабильностью общей экономической ситуации, отсутствием стимулов к долгосрочным инвестициям;
3) вытеснение большинства негосударственных предприятий на периферию научно-технического прогресса, их неспособность переломить негативные последствия за счёт прорыва на экспортные рынки;
4) «размывание» специфики функций поддержки малых предприятий, их «растворение» в общем процессе удовлетворения предпринимательских нужд, что, в частности, резко повышает требования к размеру государственных затрат;
5) отсутствие оперативного контроля показателей деятельности субъектов малого предпринимательства.
Для решения данных проблем основана система поддержки малого предпринимательства, которая имеет следующую структуру:
1) Департамент по предпринимательству Министерства экономики. Основными задачами Департамента являются поддержка и развитие предпринимательства в Республике Беларусь, координация деятельности республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов в этой сфере. Департамент разрабатывает проекты законов Республики Беларусь, решений Президента, Правительства, нормативных правовых актов по вопросам поддержки предпринимательства, осуществляет разработку ежегодных республиканских программ государственной поддержки малого предпринимательства, содействует формированию инфраструктуры поддержки предпринимательства, оказывает организационную и информационно-методическую помощь по вопросам финансово-кредитной поддержки.
2) Фонд поддержки малого и среднего бизнеса Министерства экономики. Основными задачами Фонда являются финансовое обеспечение государственной политики поддержки малого предпринимательства путем участия в финансировании соответствующих государственных, отраслевых и региональных программ, оказания субъектам инфраструктуры поддержки малого бизнеса финансовой, организационной и информационно-методической помощи на льготной или безвозмездной основе, контроль целевого использования средств, выделяемых субъектам инфраструктуры или получаемых этими субъектами при содействии Фонда.
3) Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей и региональные фонды финансовой поддержки. Осуществляют кредитование и микрокредитование субъектов малого предпринимательства, индивидуальных предпринимателей осуществляет на льготных условиях. Государственная финансовая поддержка субъектам инфраструктуры оказывается в соответствии с нормами Указа Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 “О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства”, в рамках реализации государственной программы поддержки малого и среднего предпринимательства. В 2011 году субъектам инфраструктуры была оказана государственная финансовая поддержка на сумму 2133,2 млн. рублей (в 2010 году - 956,6 млн. рублей.
4) Субъекты инфраструктуры поддержки предпринимательства. В настоящее время система субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства включает в себя Фонд «Национальное агентство развития предпринимательства», центры поддержки предпринимательства (далее - центры) и инкубаторы малого предпринимательства (далее - инкубаторы). В департаменте Министерства экономики зарегистрировано 73 субъекта инфраструктуры малого бизнеса, в том числе 59 центров, а также по состоянию на 15 июня 2012 года в Республике Беларусь зарегистрировано 16 инкубаторов, среди которых были созданы инкубаторы малого предпринимательства производственной направленности и структурные подразделения, примером которых может служить ПТКУП "Молодежная социальная служба", которые оказывают комплексную и адресную поддержку представителям малого предпринимательства в различных направлениях: информационном, консультационном, обучающем, прогнозно-аналитическом, научно-технологическом,
5) Программы государственной поддержки малого предпринимательства. Ежегодные республиканские программы государственной поддержки и соответствующие региональные программы разрабатываются и реализуются с целью совершенствованию государственной поддержки и развития малого предпринимательства, включают в себя совершенствование нормативной правовой базы, финансово-кредитную и инвестиционную поддержку субъектов малого предпринимательства. В рамках республиканской Программы государственной поддержки малого предпринимательства реализовываются мероприятия по созданию льготных условий для доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам. К разработке и реализации программ государственной поддержки малого и среднего предпринимательства могут привлекаться субъекты инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, советы по развитию предпринимательства.
Программы государственной поддержки малого предпринимательства включают в себя мероприятия по следующим основным направлениям:
1) совершенствование правового регулирования деятельности малого предпринимательства;
2) развитие системы финансовой, имущественной, информационной и иной поддержки субъектов малого предпринимательства;
3) материально-техническое и организационное обеспечение развития малого предпринимательства;
4) развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
5) взаимодействие государственных органов и иных государственных организаций с субъектами инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и иными организациями, осуществляющими поддержку субъектов малого и (или) среднего предпринимательства;
6) содействие осуществлению и развитию международного сотрудничества в сфере малого предпринимательства;
7) совершенствование системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров для субъектов малого предпринимательства.
Еще одна немаловажная форма поддержки - размещение на малых организациях государственного заказа. В 2011 году было зарезервировано для них не менее 10% от общего объема государственных закупок товаров (работ, услуг).
Современный этап развития предпринимательства в Республике Беларусь характеризуется тем, что на уровне государства и общества утвердилось понимание необходимости активизации частной инициативы не только как способа обеспечения занятости населения, но и как одного из важнейших источников стабильного социально- экономического роста. Директива№4 - это программный документ, направленный на дальнейшую либерализацию малого бизнеса и раскрепощение деловой инициативы, создание благоприятных условий для динамичного и устойчивого развития экономики Беларуси. Директива№4 содержит девять разделов, каждый из которых сфокусирован на устранении существующих барьеров, с которыми сталкиваются субъекты предпринимательской деятельности [23].
В частности, предусматривается дальнейшее упрощение порядка государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В настоящее время подготовлен проект комплекса мер по введению принципа «единого окна», предусматривающего, что после подачи заявителем документов на государственную регистрацию все последующие регистрационные процедуры будут выполняться без его участия. Планируется разработать также план действий по подготовке перехода на заявительный принцип регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [4, с. 49].
Важным инструментом стимулирования предпринимательской активности, упорядочения взаимоотношений малого бизнеса с республиканским и местными бюджетами является налоговая составляющая. В соответствии с Совместным планом действий в целях упрощения системы налогообложения предусмотрены меры по освобождению субъектов малого предпринимательства от уплаты отдельных видов налогов и сборов, а также доработка нормативного правового акта по уплате единого налога индивидуальными предпринимателями.
В настоящее время на территории Республики Беларусь деятельность осуществляет первый кредитный союз – потребительский кооператив «Общество взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства «Стольный», являющийся некоммерческой и негосударственной организацией. «ОВК «Стольный» объединяет на основе добровольного членства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных действующим законодательством к субъектам малого предпринимательства. Основной целью деятельности является оказание временной финансовой помощи своим участникам на основе аккумулировании временно свободных денежных средств участников
Современное состояние белорусской экономики, находящейся в стадии реформирования, объективно требует активного развития предпринимательства. Наиболее цивилизованным и весьма действенным способом формирования широкого предпринимательского движения, наряду с государственными мерами поддержки предпринимательства, развитием предпринимательской инфраструктуры, является профессиональная подготовка предпринимателей.
Устойчивый экономический рост непосредственно зависит от эффективности использования основных факторов производства, а также одного из ключевых факторов экономики предпринимательства. В соответствии ( то что сфоткано!!!... Национальная стратегия устойчивого развития республики Беларусь до 2020 года / Нац. комиссия по устойчивому развитию Респ.Беларусь. – Минск: НИЭИ Минэкономики Респ.Беларусь, 2010 г. – 304 с. )
Формирование эффективной рыночной экономической модели в Республике
Беларусь ставит новые вопросы взаимодействия
бизнеса, государства и общества. Вовлечение
частного бизнеса в решение ключевых социальных
проблем общества – это реализация одного
из направлений концепции государства
всеобщего благосостояния. Данное направление
может быть успешно реализовано с учётом
новой идеологии участия бизнеса в общественной
жизни. Государство и бизнес должны быть
партнёрами. На необходимость совместных
действий Президент Республики Беларусь
А.Г Лукашенко указал в своём Послании
белорусскому народу и Национальному
собранию Республики Беларусь, что за
социальное благополучие страны должны
нести одинаковую ответственность и государство,
и бизнес. ( Лукашенко А.Г. Текущие задачи
и стратегические цели развития белорусского
общества [Электронный ресурс] / А.Г. Лукашенко
// Послание белорусскому народу и Национальному
собранию Республики Беларусь 23 апреля
2009г. – Режим доступа: www.president.gov.by/
Возможности социально ответственного ведения малого бизнеса можно повышать и путём заинтересованности властных структур по распространению идей устойчивого развития через систему образования, деятельность государственных органов и некоммерческих организаций, а также средства массовой информации. Важное значение будет иметь активное содействие властных структур развитию институтов гражданского общества, в том числе выражающих интересы социально ответственного малого бизнеса (с. 190) ( Симхович. В.А Корпоративная соц. Ответственность: философско-управленческие аспекты современного бизнеса / В.А Симхович. – Минск.: Мисанта, 2011 г. – 199с.).