Малый бизнес в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 13:22, курсовая работа

Описание работы

Для развития малого бизнеса не требуется значительных инвестиционных вложений, и в данный сектор экономики вовлекается незанятое население с целью получения дохода, прибыли. Положительным результатом является создание среднего класса, выступающего опорой стабильности развития общества.
Именно предприятия малого и среднего бизнеса являются технологическими лидерами в зарождающихся отраслях экономики, открывающими новые сегменты рынка, развивающими новые производства.

Файлы: 1 файл

Готовая курсовая работа.doc

— 332.00 Кб (Скачать файл)

6) иностранное (учредитель: иностранное предприятие, частное лицо или семья).

Но следует отметить ,что малые предприятия классифицируются не только по принадлежности к той или иной отрасли, но и по своим возможностям и характеру деятельности.   

По  своим возможностям малые предприятия  можно условно разделить на два  вида:

1)  не имеющие потенциала для  роста (такие предприятия занимают  свою небольшую нишу, например, охватывают  небольшой по территории рынок или занимаются товарами, имеющими ограниченный спрос);

2) быстрорастущие, которые имеют  в  будущем потенциал для роста  деловой активности, но вначале  создаются как малые предприятия. По мере роста масштабов деятельности  и деловой активности они перейдут в категорию крупных предприятий [2, с.7].

По  характеру деятельности малые предприятия  можно разделить на экономически независимые, т.е. осуществляющие свою деятельность самостоятельно, и связанные с крупными предприятиями, т.е. выполняющие определенный вид услуг или работ по заказам этих предприятий [3,  с.108-109].

Можно точно сказать, что имеется  правовая основа для развития малого бизнеса. Организация малого предприятия проходит ряд этапов:

1) предварительный маркетинг (поиск бизнес-идей);

2) выбор бизнес-идеи под создание предприятия;

3) основной маркетинг (целевое исследование рынка в рамках выбранной бизнес-идеи и определение параметров бизнес-проекта);

4) выбор учредителей, организационно-правовой формы и формы собственности;

5) разработка технико-экономического обоснования создания предприятия;

6) разработка учредительских документов;

7) регистрация;

8) открытие расчетного счета в банке;

9) разработка, согласование с районным управлением внутренних дел, изготовление печатей;

10) получение лицензии (если требует выбранный вид деятельности);

11) получение разрешающих документов в санитарно-эпидемиологической службе (если вид деятельности может нанести вред природе и людям).

Вместе с тем начинать малый бизнес приходится с нуля и в условиях действия ряда неблагоприятных факторов.

Во-первых, экономическое положение в стране, и прежде всего дефицит госбюджета, не позволяет государству широко финансировать программу развития предприятий малого бизнеса.

Во-вторых, нехватка оборудования в стране и значительный рост цен на новую технику не позволяют малому предприятию вести производственный процесс на высоком технологическом уровне.

В-третьих, отсутствует инфраструктура рынка, и в первую очередь система страхования промышленных рисков и кредитов, что особенно важно для предприятий малого бизнеса по причине преимущественно инновационного характера их деятельности.

В-четвертых, ощущается острая нехватка предпринимателей-специалистов, обладающих опытом предпринимательской деятельности в условиях рыночных отношений.

Ускоряет темпы создания и развития малых предприятий широкое использование лизинга, т. е. сдачи в аренду производственных помещений и оборудования. Для целей лизинга можно использовать как новое оборудование, так и бывшее в эксплуатации. Использование лизинга позволит предприятиям малого бизнеса уменьшить потребность в кредитах, а следовательно, выплаты процентов за пользование ими, снизить стоимость амортизации и таким образом снизить себестоимость продукции и увеличить прибыль от ее реализации.

Таким образом, в данном разделе я постаралась отразить понятие, основные черты, сущность и тяжёлый процесс становления малого бизнеса, что очень актуально в настоящий период для развития как стран с переходной экономикой, так и стран с рыночной экономикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Особенности функционирования малого бизнеса в странах с развитой рыночной экономикой

 

Роль  малого бизнеса в рыночной экономике  велика. Без него рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях нормального функционирования рыночного механизма. Малый бизнес в рыночной экономике – ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.

Предпринимательство получило бурное развитие в западных странах в 80-е гг. Это связано с широкой индивидуализацией бизнеса, информатизацией общества, превращением НТП в важнейший фактор экономического роста. Малый бизнес обеспечивает  высокие темпы роста, динамизм, гибкость, а также служит формой реализации творческих и организационных способностей широких слоев населения.

Для более четкого понимания, что представляет собой малое предприятие в странах с развитой рыночной экономикой, рассмотрим, как определяют это понятие в отдельных государствах.

В Соединенных Штатах Америки федеральным законом о малом бизнесе установлено, что малая фирма - это фирма имеющая одного или нескольких

владельцев, с числом занятых не больше 500 чел., величиной активов не больше 5.000.000 $ и годовой прибылью не свыше 2.000.000 $. В зависимости от количества нанятых работников все предприятия в США делятся на:

1) наименьшие - 1-24 занятых; 

2) малые - 25-99 занятых;

3) промежуточные - 100-499 занятых;

4) крупные - 500-999 занятых;

5) крупнейшие – 1000 и более занятых [25].

В США малыми считаются предприятия, управляемые независимыми собственниками и не занимающие доминирующего положения на товарных рынках. На данный момент в США функционирует свыше 20 млн. фирм (без учета сельскохозяйственных структур), которые производят около 40% ВВП и обеспечивают занятость почти половины трудоспособного населения [9, с. 25].       Малые предприятия составляют 99,7% всех бизнесов США и в нем сосредоточены почти все его виды. Малый бизнес осваивает в США вдвое больше нововведений, чем крупные корпорации. Они представляют собой основные генераторы инновационных процессов в промышленности, динамично реагируя на изменение структуры потребления. Малые фирмы активизируют структурную перестройку отраслей, преодолевая монополизм в экономике, влияют на структуру цен потребительского рынка. В США малый бизнес институционально организован и интегрирован в государственные структуры через специальные комитеты Конгресса, Администрацию по делам малого бизнеса, систему региональных ассоциаций, инкубаторов малого бизнеса. Ежегодно Правительством США на развитие малого бизнеса выделяется около $240 млрд.

Подходы правительства США в вопросе доступа малых предпринимателей к распределению государственного заказа полностью вписываются в традиционную национальную стратегию по всемерной поддержке малого предпринимательства. Подключение малого бизнеса к участию в государственных закупках осуществляется через механизм ряда программ и инициатив (приложение А).

Участие малого бизнеса в государственных закупках способствует позитивной реструктуризации малого бизнеса, его выходу из торгово-посреднической деятельности, сближению с реальным сектором экономики, активному проникновению в инновационную сферу. Взаимодействуя с Министерством торговли и компетентными агентствами (федеральными и штатовскими), SBA помогает малому бизнесу и оказывает ему правительственную поддержку, а также всемерно способствует свободной рыночной конкуренции и укреплению экономики в целом. В системе мер содействия развитию малого бизнеса Республики Беларусь государственные закупки также могут стать достаточно эффективным инструментом поддержки малого предпринимательства [12, с .11].

В Великобритании отнесение предприятий к субъектам малого бизнеса основывается на данных оборота и численности занятых (различных по отраслям экономики). К мельчайшим относят фирмы с числом занятых от 1 до 25 чел., к мелким - от 25 до 99. При этом в обрабатывающей промышленности малыми считаются фирмы с занятостью ниже 200 человек, в то время как в торговле это предприятие с годовым оборотом менее 400 тыс. фунтов стерлингов. Согласно Закону «О компаниях», в Великобритании малое предприятие должно соответствовать двум из следующих критериев: оборот не более 2,3 млн. Евро; активы не более 1,5 млн. Евро; средняя численность занятых до 50 чел. [19, с. 12]. В Великобритании законодательно принят ряд программ, в частности, программа расширения бизнеса, предусматривающая меры по налоговой поддержке малого предпринимательства, и программа гарантированного проекта, облегчающая малым фирмам доступ к банковским кредитам.

Во Франции малыми считаются предприятия, на которых численность занятых не превышает 500 чел и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 200 млн. франков. Причем в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 чел. считаются крупными, то в отрасли производства оборудования порог численности - 500 чел. [28, с. 12].

В Германии определенное понятие о малом бизнесе отсутствует, но в соответствии с классификацией федерального министерства хозяйства к мелким относят фирмы с числом занятых до 49 чел. и ежегодным оборотом менее 1 млн. марок. Мелкие и средние фирмы - это фирмы, которыми руководят юридически самостоятельные владельцы, непосредственно участвующие в производстве, полностью берущие на себя экономический риск и финансирующие свою деятельность, как правило, без привлечения кредитных средств [28, с. 51].

Основной показатель, которым определяется принадлежность предприятия к категории малого бизнеса в Японии, - число занятых на предприятии. Оно должно быть менее 1000 человек в горнодобывающих отраслях, менее 300 человек - для всех других видов промышленности, транспорта, связи и строительства, менее 100 человек - в оптовой торговле и менее 50 человек - в розничной торговле и сфере услуг. В Японии регулирующая роль государства отражена в законах об основах политики по отношению к малым и средним предприятиям, содействии их модернизации, руководстве их деятельностью; в Законе о Центральном кооперативном банке для торговли и промышленности и ряде других. Очевидно, что таким образом в Японии в сферу малого бизнеса попадает огромный слой предприятий - от крайне примитивных надомных хозяйств семейного типа до оснащенных современной техникой фирм [11, с. 2].

Роль малого предпринимательства определяется классическими задачами, которые решает малый бизнес в развитых странах. Это, в первую очередь, сглаживание колебаний экономической конъюнктуры посредством особого механизма сбалансирования спроса и предложения; развитие здоровой конкурентной среды экономики, создающее систему сильных мотивационных стимулов для более полного использования знаний, умений энергии и трудолюбия населения, что в свою очередь позволяет более активно разрабатывать и использовать имеющиеся материальные, кадровые, организационные и технологические ресурсы; формирование диверсифицированной и качественной системы бытовых, организационных и производственных услуг; создание значительного количества новых рабочих мест, формирование важнейшей прослойки общества - среднего класса; развитие инновационного потенциала экономики, внедрение новых форм организации, производства, сбыта и финансирования.

Развитие малого бизнеса создает предпосылки для ускоренного экономического роста, способствует диверсификации и насыщению местных рынков, позволяя вместе с тем компенсировать издержки рыночной экономики (безработица, конъюнктурные колебания, кризисные явления).

Малый бизнес содержит большой потенциал для оптимизации путей развития экономики и общества в целом. Характерной особенностью малого предприятия является высокая интенсивность использования всех видов ресурсов и постоянное стремление к оптимизации их количества, обеспечению их наиболее рациональных для данных условий пропорций. Практически, это означает, что на малом предприятии не может быть лишнего оборудования, избыточных запасов сырья и материалов, лишних работников. Данное обстоятельство является одним из важнейших факторов достижения рациональных показателей экономики в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Становление  малого бизнеса в Республике  Беларусь

 

 

Изучив опыт зарубежных стран, я хотела бы перейти к рассмотрению малого бизнеса в нашей республике, а также выделить наиболее значимые проблемы, с которыми сталкиваются малые предприятия Республики Беларусь на пути своего развития.

В период существования союзного государства в условиях командно-административной системы предприятия были лишь частью государственного аппарата управления и являлись его собственностью; и средства производства, и произведенный продукт принадлежали государству. Однако  конец 80-х годов ознаменовался новым шагом в развитии социалистической экономики: появились предприятия, основанные на частной форме собственности.

Информация о работе Малый бизнес в современной экономике