Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 21:00, реферат
Цель данной курсовой – попробовать определить роль и место малого бизнеса в России сегодня, сравнивая его с развитыми странами, выяснить проблемы становления малого бизнеса в России, определить какие же государственные меры поддержки малого предпринимательства существуют сегодня, изучить условия и факторы развития МП, а так же выделить преимущества и недостатки малого бизнеса.
Введение
Понятие и критерии малого бизнеса
Роль малого бизнеса в экономике
Роль и место малого бизнеса в переходной экономике России.
Проблемы становления малого бизнеса в России.
Меры поддержки малого бизнеса.
Условия и факторы развития малого бизнеса
Преимущества и недостатки малого бизнеса.
Заключение
Список использованной литературы
Содержание.
Введение |
3 стр. |
Понятие и критерии малого бизнеса |
4-5 стр. |
Роль малого бизнеса в экономике |
6-7 стр. |
Роль и место малого бизнеса в переходной экономике России. |
8-9 стр. |
Проблемы становления малого бизнеса в России. |
10-14 стр. |
Меры поддержки малого бизнеса. |
15-17 стр. |
Условия и факторы развития малого бизнеса |
18-19 стр. |
Преимущества и недостатки малого бизнеса. |
20-21 стр. |
Заключение |
22-23 стр. |
Список использованной литературы |
24 стр. |
Введение.
Как мы знаем, предприятие -
это обособленный
Цель данной курсовой –
1. Понятие и критерии малого бизнеса.
Малый бизнес в России постепенно, медленно и непросто, но развивается, набирает опыт и завоевывает свое место в структуре экономики и является органической ее частью.
На начало 1997 г. в России насчитывалось около 1 млн. малых предприятий, на которых работало более 8 млн. человек, а с учетом вторичной занятости общая численность работающих в малом бизнесе превышает 15 млн. человек.
Рост
малого бизнеса в условиях общего
спада производства и кризисного
состояния многих крупных предприятий
свидетельствует о большом
Что же называют малым бизнесом?
Однозначного определения малого бизнеса нет. Обычно его связывают с объемом деятельности и численностью работающих на предприятии. Именно, исходя из этих критериев, различают малый, средний и большой бизнес. В разных странах мира эти критерии различны. Однако чаще всего используется следующее деление предприятий:
В Российской Федерации этот критерий не одинаков для разных отраслей экономики. Предельные уровни численности ( в среднегодовом исчислении) в различных сферах деятельности, установленные Законом РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», приведены в таблице:
Численность работников малых предприятий
Отрасль деятельности |
Предельный уровень |
Промышленность |
100 |
Строительство |
100 |
Транспорт |
100 |
Сельское хозяйство |
60 |
Научно-техническая сфера |
60 |
Оптовая торговля |
50 |
Розничная торговля и бытовое обслуживание населения |
30 |
Остальные отрасли и другие виды деятельности |
50 |
В соответствии с Законом под субъектами малого предпринимательства понимают также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Говоря
о роли малого бизнеса, следует подчеркнуть,
что малые предприятия – это
побочная сфера экономики. Малый
бизнес ограниченно включается в
хозяйственную структуру, конкурентную
среду и в общественное разделение
труда. Причем роль его в современной
динамичной жизни неуклонно возрастает.
Как показывает опыт развитых стран,
если в прошлом малые предприятия
создавались, как результат стремления
многих открыть собственное дело,
то в настоящее время создание
малых предприятий нередко
Конкретно роль малого бизнеса проявляется в том, что его развитие способствует:
Создание новых рабочих мест - это важнейший фактор, который несет в себе развитие малого бизнеса. Фактор, не только обеспечивающий средствами к существованию значительную часть населения, но и способствующий стабилизации обстановки в обществе. Так, более 7 млн. малых фирм США обеспечивают работой более 100 млн человек.
Другая
важнейшая сторона деятельности
малых предприятий – это
Помимо того, что малые предприятия внедряют новые товары и обеспечивают рабочие места, они играют важную роль в деятельности крупных корпораций, занимаясь сбытом их продукции, обслуживанием, снабжением. В частности, большие возможности для реализации продукции крупных предприятий через сеть мелких фирм имеет франшиза.
Франшиза, или лицензия, дает возможность использовать торговую марку крупной компании и продавать ее товары или услуги в определенном регионе.
Наконец, многие малые фирмы возникают и существуют потому, что способны удовлетворять особые нужды клиентов. Например, естественно, что для ремонта старинных часов, антикварных изделий и т.п. создаются малые предприятия.
Таким
образом, малый бизнес обеспечивает
необходимую мобильность в
3. Роль и место малого
бизнеса в переходной
Малое предпринимательство не было решающей сферой экономической деятельности, но быстро выросло в конце 80-х – самом начале 90-х годов, потом начался период стагнации, в какие- то периоды наблюдалось даже сокращение. В настоящее время в экономике России одновременно функционируют средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на семейном труде.
По данным официальной статистики, в России сегодня зарегистрировано 890 тыс. малых предприятий, в которых работают почти 6, 5 млн. человек. Еще 3 млн. индивидуальных предпринимателей занимаются бизнесом без образования юридического лица. Суммарный объем продукции малых предприятий России в 1999 году превысил 14 % от общего объема промышленного производства. Но если сравнивать с развитыми странами, то показатели России довольно-таки малы: там на тысячу человек населения приходится 40-60 малых предприятий, а у нас - всего 7. И доля малого бизнеса в промышленном производстве Запада достигает 50-60%, а вовсе не 14%, как в России.
Малый бизнес в
развитых странах – крупнейший
производитель благ и услуг,
крупнейший работодатель, катализатор
научно – технического
Немаловажен тот факт, что масштабы
теневого бизнеса в этом
Предприятия |
1.01.95г. |
1.01.97г. |
1.01.98г. |
1.04.2001г. |
Всего: |
896,9 тыс. (100%) |
877,3 тыс. (100%) |
828 тыс. (100%) |
873,6 тыс. (100%) |
в том числе: |
||||
промышленные |
127,2 тыс. (14,2%) |
128,5 тыс. (14,7%) |
129,3 тыс. (15,6%) |
138,1 тыс. (15,8%) |
строительные |
123,5 тыс. (13,8%) |
145,5 тыс. (16,58%) |
137,0 тыс. (16,54%) |
138,3 тыс. (15,8%) |
торговли и общепита |
419,4 тыс. (46,8%) |
374,6 тыс. (42,7%) |
353,1 тыс. (42,7%) |
387,0 тыс. (44,3%) |
коммерческие |
51,9 тыс. (5,8%) |
42,4 тыс. (4,8%) |
35,0 тыс. (4,2%) |
37,2 тыс. (4,3%) |
науки и научного обслуживания |
51,7 тыс. (5,8%) |
48,8 тыс. (5,6%) |
46,0 тыс. (5,6%) |
37,6 тыс. (4,3%) |
других отраслей |
123,2 тыс. (13,7%) |
137,5 тыс. (15,7%) |
127,6 тыс. (15,4%) |
135,4 тыс. (15,5%) |
4. Проблемы становления малого бизнеса в России.
Сдерживают развитие малого
Во-первых, это чисто технические проблемы, связанные с регистрацией предприятия, получением лицензий, открытием банковских счетов, сбором справок и другими административными барьерами.
Во-вторых, нормальное развитие
малого бизнеса сдерживает
В-третьих, серьезное влияние
на малый бизнес оказывают
финансовые проблемы, связанные
с легализацией доходов и
В-четвертых, это проблема получения кредитов для развития бизнеса и обслуживания оборота капитала. Основную роль в финансовой поддержке предпринимательства призвана сыграть налоговая политика. Система налогообложения должна стимулировать повышение технического уровня предприятий, насыщение потребительского рынка, развитие производств, использующих вторичные ресурсы и тем самым способствующих оздоровлению окружающей среды. В регионах с избыточными трудовыми ресурсами целесообразно стимулировать налоговыми льготами развитие предпринимательства, поглощающего свободную рабочую силу. Сегодня фактически идет откровенное подавление малого бизнеса. Падение малых предприятий идет в результате налогообложения, в принципе не позволяющего работать. И что из этого следует? А из этого следует то, что наиболее работоспособная деловая часть идет в основном в теневой оборот. По некоторым оценкам, эффективные предприниматели, как правило, 90% оборота держат в тени. В социальном плане они становятся финансовой основой криминального мира. Ведущую роль в развитии малого предпринимательства предстоит сыграть регионам. Ведь укрепление этого сектора будет способствовать не только росту доходов местного бюджета, но и улучшению социальных условий жизни населения и оздоровлению окружающей среды, не только природной. Финансовая поддержка частного, особенного малого предпринимательства должна стать задачей региональных фондов, учредителями которых наряду с местными органами власти могут выступать все заинтересованные предприятия и организации, расположенные в регионе и за его пределами. Фонды будут участвовать в разработке и реализации федеральных и региональных программ, направленных на поддержку предпринимательской деятельности, осуществлять финансовую, материально-техническую, организационно-методическую поддержку хозяйствующих субъектов, вступающих на монополизированные прежде рынки товаров и услуг, участвовать в привлечении отечественных и иностранных инвестиций и кредитов.