Малый бизнес

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 21:00, реферат

Описание работы

Цель данной курсовой – попробовать определить роль и место малого бизнеса в России сегодня, сравнивая его с развитыми странами, выяснить проблемы становления малого бизнеса в России, определить какие же государственные меры поддержки малого предпринимательства существуют сегодня, изучить условия и факторы развития МП, а так же выделить преимущества и недостатки малого бизнеса.

Содержание работы

Введение
Понятие и критерии малого бизнеса
Роль малого бизнеса в экономике
Роль и место малого бизнеса в переходной экономике России.
Проблемы становления малого бизнеса в России.
Меры поддержки малого бизнеса.
Условия и факторы развития малого бизнеса
Преимущества и недостатки малого бизнеса.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

малый бизнес.docx

— 127.74 Кб (Скачать файл)

Относительно высокие  затраты, необходимые для организации  производства в отрасли (тяжелая  промышленность);

Значительная отдача от масштаба производства, которая  обеспечивает преимущества крупным  предприятиям, уже получившим выгоду от расширения производства (естественные монополии);

Прикрепление покупателей  к продавцам (обслуживание жилого дома определенной коммунальной службой);

Ограничение мобильности  производственных ресурсов (правила  регистрации граждан нередко  препятствуют свободному перемещению  трудовых ресурсов между территориальными рынками труда).

Свободный вход в  отрасль и выход из нее гарантируют, что между действующими в отрасли  производителями не возникает соглашение о повышении цен посредством  снижения выпуска. Любое повышение  цен может привлечь в отрасль  новые фирмы, которые увеличат объем  предложения.

4.Равный доступ  ко всем видам информации («информационная  прозрачность рынка»). Это значит, что все покупатели имеют полную  информацию о характеристиках  продукта, ценах на него, а производители  располагают информацией о производственной  технологии, ценах на факторы  производства. Если продавцы располагают  большим объемом информации о  потребительских свойствах товара, чем покупатели, то такой рынок  называют рынком с ассиметричной  информацией. Примером служит  рынок медицинских услуг, на  котором покупатели (пациенты) не  могут квалифицированно судить  о качестве оказываемых им  услуг, степени их необходимости,  соответствии качества услуг  их цене.

5.Совершенная мобильность.  Покупатель (продавец) может мгновенно  заключить сделку с любым продавцом  (покупателем), причем для этого  не требуется дополнительных  затрат. В настоящее время совершенная  мобильность субъектов рынка  достигается при заключении сделок  с помощью компьютера. В других  случаях «переключение» одного  покупателя с одного продавца  на другого обычно требует  затрат времени, а нередко и  транспортных расходов. Если имеется  совершенная мобильность и совершенная  информационность субъектов рынка,  то однородный товар продается  по единой цене.

6.Рациональное поведение  всех участников, преследующих собственные  интересы. Сговор в какой-либо  форме исключен.

7.Затраты фирм  на изготовление товаров различаются  не очень существенно вследствие  сходности технологии и цен  на приобретаемые для производства  ресурсы. Если это условие не  соблюдается и одна из фирм  имеет существенно более низкие  затраты на производство, то она  сумеет легко нарушить рыночное  равновесие, например, предложив товары  по более низкой цене (недоступной  другим конкурентам) и захватив  благодаря этому существенно  большую долю рынка, чем конкуренты (нарушится условие 1).

7.Транспортные затраты  не играют большой роли в  формировании предложения, то  есть нет опасности, что многие  производители окажутся неконкурентоспособными  из-за слишком дорогой доставки  своих товаров к покупателям  (их цены окажутся в итоге  выше, чем у конкурентов, предприятия  которых находятся ближе к  основным рынкам сбыта).

7.Уместность. Чистая  конкуренция на практике встречается  довольно редко. Это не означает, однако, что анализ конкурентного  рынка – неуместное логическое  упражнение.

Существует несколько  отраслей, более близких к конкурентной модели, чем в любой другой рыночной структуре. Например, многие особенности  американского сельского хозяйства  легче понять, зная, как функционируют  конкурентные рынки.

Чистая конкуренция  представляет собой простейшую ситуацию, к которой применимы понятия  «доход» и «издержки». Чистая конкуренция  служит ясной многозначной отправной  точкой для любого обсуждения вопросов ценообразования и определения  объема производства.

Функционирование  чистой конкурентной экономики дает нам образец, или стандарт, с которым  можно сравнивать и по которому можно  оценивать эффективность реальной экономики. Короче говоря, чистая конкуренция  – это модель рынка, которая помогает понять и оценить значение реальной экономики

 

 

2. Признаки совершенной конкуренции.

 

Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Любая экономическая система  сталкивается с необходимостью решения  трех основных вопросов: Что производить? Как производить? и Для кого производить? В рыночной экономики эти вопросы решаются с помощью рынка (через механизм цен, спроса и предложения и конкуренции).

Цель  каждого предпринимателя – максимизация прибыли, а, следовательно, и расширение масштабов хозяйственной деятельность. Это неизбежно приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, рост объемов производства, и они выступают по отношению друг к другу как соперники и конкуренты. Если предложения какого-либо товара больше, чем спрос на него, то усиливается конкурентная борьба между продавцами. Каждый из них, чтобы продать свои товар за частую вынужден снижать цену, что, как правило, влечет за собой сокращение производство данного товара. Если спрос больше, чем предложение, то конкурировать друг с другом вынуждены уже покупатели. Чтобы иметь возможность приобрести дефицитный товар, каждый из них старается предложить по возможности более высокую цену, чем могут это сделать его соперники. Цена повышается, и это стимулирует увеличение предложения данного товара.

Конкуренция с одной стороны, это экономическая  состязательность за достижение лучших результатов в области какой-либо деятельности, борьба за товаропроизводителей за более выгодные условия хозяйствования, получение наивысшей прибыли. С  другой стороны – элемент рыночного  механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции, а также  в сфере положения капитала.

     Конкуренция как экономический процесс может быть представлен в виде совокупности определенных действий субъектов хозяйствования. Эти действия аккумулируются в виде экономического цикла, который включает следующие последовательные воспроизводственные процессы:

- формирование  материально – вещественных элементов  производства и трудового договора  коллектива;

- организация  производства, снабжение сырьем, а  также взаимодействие с производственными,  кредитно – финансовыми и проектными  организациями на возмездной  основе;

- создание  конкурентной продукции;

- сбыт  продукции, включающий меры по  определению объемов, времени  и места ее реализации;

- создание  за счет прибыли инвестиционного  фонда и его использование  для расширение производства.

Конкуренция является необходимым  элементом  рыночного механизма. Однако характер конкуренции может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия.

Различия  в характере рыночной конкуренции  связаны с существованием различных  рыночных структур, которые отличаются друг т друга по количеству и размерам действующих на данном рынке фирм, характеру производимой этими фирмами  продукции, возможности входа на рынок новых фирм и выхода из него, а также доступностью информации необходимой для принятия экономических  решений.

Рыночная  конкуренция имеет определенные преимущества и недостатки.

Преимущества:

  • Способствует более эффективному использованию ресурсов при производстве необходимых обществу товаров,
  • Вызывает необходимость гибкого реагирования и быстрого адаптироваться к изменяющимся условиям производства,
  • Создание условия по оптимальному использованию научно – технических достижений в области создания новых товаров, внедрения новой техники и технологии, разработка более совершенных методов организации и управления производством,
  • Обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей,
  • Нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей и на повышения качества товаров.

Недостатки:

  • Не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (леса, запасов недр)
  • Отрицательно сказывается на защите окружающей среды,
  • Не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективно пользования,
  • Не создает условия для развития фундаментальной науки, многих элементов сельского хозяйства,
  • Не гарантирует прав на труд, доход.

Не содержит механизмов, препятствующих возникновению  социальной несправедливости. В результате, при совершенной конкуренции  доля каждого участника в продажах или покупках незначительна, поэтому  ни один из продавцов или покупателей  сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену.

     Свободная конкуренция основана  на частной собственности и  хозяйственной обособленности.

Связь между  производителями осуществляется только через рынок. Наивысший уровень  конкурентоспособности достигается  в том случае, если отдельная фирма  при реализации своей продукции  практически не оказывает влияние  на условия реализации на рынке.

Обычно  совершенная конкуренция предполагает выполнение следующих условий:

- объем  производства отдельных фирм  является незначительным и на оказывает влияние на цену реализуемого товара;

- реализуемые  каждым производителем товары  являются однородными;

- покупатели  хорошо информированы о ценах,  и если кто-то повысит цену  на свою продукцию, то потеряет  покупателей;

- продавцы  не вступают в сговор по  поводу цен и действуют независимо  друг от друга;

- фирмы  производители могут свободно  входить  в отрасль и выходить  из нее.

Соблюдение  условий реализацию связь между  производителями и потребителями. Совершенная конкуренция является также условием формированием рыночного механизма образования цен и самонастройки экономической системы через достижения равновесного состояния, когда эгоистические побуждения отдельных индивидов к получению собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества.

Наиболее  эффективно рыночный механизм действует  в условии свободной, или совершенной  конкуренции, т. е. когда ситуация на рынке характеризуется:

  1. множеством покупателей и продавцов;
  2. высокой мобильностью факторов производства;
  3. отсутствием барьеров на пути вступления на рынок или выхода из него;
  4. однородностью (стандартностью) продаваемой продукции;
  5. равным доступам всех участников рыночных отношений к информации

Строго  говоря, совершенная конкуренция  в чистом в виде ни когда и ни где не существовала. Лишь некоторые рынки по своим характеристикам могут приближаться к совершенной конкуренции (например, рынок зерна). Поэтому, совершенную конкуренцию можно рассматривать как своего рода научную абстракцию, анализ которой, тем не менее, необходим первый шаг для уяснения принципов функционирования рыночного механизма. 

Если  хотя бы один из принципов совершенной  конкуренции отсутствует, то такая  рыночная структура называется несовершенной  конкуренцией. Различают три основных вида несовершенной конкуренции:

  1. Чистая монополия, когда на рынке одна фирма является единственная продавцом товара или услуги и границы фирмы и отрасли совпадают.
  2. Олигополия, когда в отрасли существуют небольшое число фирм.
  3. Монополистическая конкуренция, которая характеризуется наличием на рынке сравнительно большого числа фирм, производящих дифференцированную продукцию.

Таким образом, независимо от типа рыночных структур необходимым условием их нормального  функционирования является экономическая  свобода, самостоятельность, независимость  субъектов экономических отношений.

 

3. Условия получения максимальной  прибыли в краткосрочном периоде.

 

В одной  и той же отрасли действуют  не одинаковые, а совершено разные фирмы с различными масштабами, организацией и технической базы производства, а значит и с разным уровнем  издержек. Сравнение  издержек фирмы  с уровнем цены дает возможность  оценить положение этой фирмы  на рынке.

В условиях совершенной конкуренции при  любой сложившемся уровнем цены существует своего рода «внешний предел», при котором производители вступают в данную отрасль или же выталкиваются  из нее. Повышение цены обуславливает проявление новых фирм и сохранение старых. Снижение цены приводит к тому, что предприятия с высоким уровнем издержек становятся убыточным и должны донную отрасль покинуть.

Следует особо подчеркнуть, что говоря о  нулевой прибыли, мы не имеем в  виду, что фирма вообще не получает ни какой прибыли. Издержки производства включаются не только затраты на сырье, оборудование, рабочею силу, но и процент,, который фирмы могли бы получить на свои капитал, если бы клали его в другие отрасли. Иными словами, нормальная прибыль, как нормальная отдача от капитала, определяется путем конкуренции во всех отраслях с одинаковым уровнем риска, или вознаграждением факторов предпринимательств как, является составной часть издержек. Обычно фактор предпринимательства рассматривается как постоянный фактор. В связи с этим нормальная прибыль относится на постоянные издержки.

Информация о работе Малый бизнес