Механизм функционирования мировой валютной системы: эволюция и современный этап развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 20:54, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, основными задачами работы являются:
- определение сущности МВС и ее элементов,
- описание каждого этапа эволюции МВС, выделение проблем и причин перехода на следующий этап эволюции,
- рассмотрение перспектив развития современной МВС.
- раскрыть современные тенденции международного рынка капиталов, раскрыть современную ситуацию в мировой валютной системе.
Целью данной работы является изучение мировой валютной системы в контексте её развития. Формирование мировой валютной системы – это очень трудный процесс, на него влияют все макроэкономические показатели.

Содержание работы

Введение………………………………………………….……..……..……….…….3
1 Понятие, сущность и эволюция мировой валютной системы…………………..5
1.1 Элементы мировой валютной системы…………………………………….11
1.2 Парижская валютная система……………………………………………….13
1.3 Генуэзская валютная система……………………………………………….15
1.4 Бреттон-Вудская валютная система………………………………………..17
1.5 Ямайская валютная система………………………………………………...21
1.6 Европейская валютная система……………………………………………..26
2 Проблемы и перспективы развития мировой валютной системы в современных условиях…
……………………………………………………………………………………….29
3 Место Республики Беларусь в мировой валютной системе…………………...44
Заключение…………………………...……………………………….….................52
Список использованных источников………...…………………………...............54

Файлы: 1 файл

Курсовая1.docx

— 587.30 Кб (Скачать файл)
  • Третий этап (1999–2002 гг.) был связан с непосредственным переходом к единой европейской валюте. С 1 января 1999 г. курсы национальных валют стран – участниц зоны евро были зафиксированы по отношению к евро. Начала действовать Европейская система центральных банков, включая ЕЦБ и центральные банки стран зоны евро. 1 января 2002 г. началась замена национальных банкнот на евро. Все банковские счета конвертировались в европейскую валюту.

В ЕВС осуществляется межгосударственное региональное валютное регулирование путем предоставления центральным банкам кредитов дня  покрытия временного дефицита платежных  балансов и расчетов, связанных с  валютной интервенцией. [3, с. 24-25]

Изучив пять валютных систем, которые формировались по мере развития  международно-финансовых и экономических отношений, можно сделать вывод, что развитие мировых валютных систем и смена одна другой – это никакой-то стихийный или сумбурный процесс, а вполне естественный и закономерный. Новая система меняет старую, потому что она более совершенна и с помощью ее легче осуществлять валютно-финансовые операция, товарно-денежный обороты и т.д.

 

 

2 Проблемы и перспективы развития мировой валютной системы в современных условиях

 

 

Кризисные явления, охватившие мировую экономику в начале XXI века, показали необходимость ее адаптации к современным условиям. Новая экономика должна основываться на более эффективных принципах функционирования, отвечающих современным требованиям.

Валютная система, как  составная часть мировой экономической системы, так же нуждается в изменениях, направленных на повышение стабильности валютных курсов, а также надежности использования резервных валют.

Проблема выбора дальнейшего  пути развития мировой валютной системы  набирает все большую актуальность по мере снижения доверия к действующей со стороны субъектов экономических отношений. [21, с. 47]

Ямайская  валютная система работает уже более  тридцати лет и, несмотря на определенные недостатки, в основном обеспечивает нормальное функционирование глобальной экономики.

Основным  недостатком современной мировой валютной системы является то, что она оказалась неспособной обеспечить выравнивание платежных балансов, покончить с внезапными перемещениями «горячих денег», валютными спекуляциями. Именно поэтому большинство центральных банков предпочитает регулировать «плавание» национальных валют разными методами валютной политики.

На Лондонском саммите ведущих индустриальных стран и на совещании лидеров  Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Екатеринбурге обсуждались  идеи замены доллара коллективной валютой Международного валютного фонда - специальными правами заимствования (СДР) или новыми региональными коллективными валютами. Однако более чем 30-летняя практика использования СДР в качестве мировых денег показывает, что и эта валюта не свободна от недостатков. Эмиссия СДР осуществляется Фондом эпизодически и ее масштабы явно недостаточны для обеспечения потребностей глобальной экономики. Распределение СДР осуществляется пропорционально взносу каждой страны в капитал МВФ, поэтому на долю США и других индустриальных стран приходится около 70% выпущенных СДР. в то время как развивающиеся страны не получают почти ничего.

В качестве международного платежного средства СДР  используется в ограниченном круге  межгосударственных операций. Не достигнута главная цель выпуска СДР –  выравнивание дефицитов платежных балансов. В реальной практике СДР направляются не на покрытие балансовых дефицитов, а на приобретение конвертируемой валюты для погашения задолженности стран по кредитам МВФ. Значительные суммы СДР возвращаются и Фонд (путем оплаты полученной иностранной валюты и выкупа национальной валюты) и накапливаются на счетах МВФ.

Вместе с тем, следует четко  осознавать, что, по крайней мере, в  ближайшее десятилетие, ни в одном регионе не будет создана сильная единая валюта, способная конкурировать с долларом и евро. Речь идет о таких региональных валютах, которые вводились бы вместо национальных валют и полностью выполняли бы их функции во внутреннем и внешнем товарообороте. Единую валюту нельзя создать волевым решением, она должна базироваться на длительном периоде экономической интеграции и общей экономической политике, как это происходило в странах Евросоюза в 90-е годы XX века. А для этого региональным валютным группировкам сначала требуется пройти такие стадии интеграции, как зона свободной торговли, таможенный союз и единый Внутренний рынок, включающий свободную миграцию товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. На сегодняшний день ни одна региональная интеграционная группировка, кроме ЕС, не продвинулась дальше зоны свободной торговли. Кроме того, для того, чтобы проводить общую экономическую политику, участники объединения должны иметь близкие показатели экономической динамики и «качества жизни», чего сегодня нет даже в НАФТА (Североамериканском соглашении о свободной торговле) и в АСЕАН.

Региональные валюты, если они будут  созданы в рамках ШОС, АСЕАН или  в Латинской Америке, будут иметь  ограниченную сферу обращения, весь внутренний оборот будет обслуживаться  привычными национальными валютами.

Именно поэтому региональные валюты, если они будут созданы, не составят конкуренции доллару или евро за пределами своей циркуляции. Однако внутри валютной группировки они будут способствовать вытеснению иностранных валют. [32, с. 55-56]

Главная практическая задача, которая может быть поставлена перед мировой валютой, — решение  дилеммы Триффина. Важный факт, подмеченный  этим экономистом еще в 1950-е годы, состоял в том, что доллар выступает  одновременно и национальной, и резервной  валютой. Это противоречие со временем только обостряется. Масштабы поступления  долларов в мировую экономику  определяются не ее потребностями в  резервной валюте, а ситуацией  в американской экономике, в частности  соотношением экспорта и импорта  и размером дефицита государственного бюджета.

Функционирование  Бреттон-Вудской системы привело к возникновению двух дисбалансов: устойчивого отрицательного сальдо торгового баланса США и накопления значительных долларовых резервов в европейских странах — крупнейших в тот период мировых экспортерах. Эти дисбалансы обусловили необходимость отказа от фиксированных валютных курсов, то есть перехода к новой, Ямайской валютной системе.

В настоящее  время такая ситуация фактически повторилась. Устойчивое отрицательное  сальдо торгового баланса США  сочетается со значительными долларовыми  резервами у крупнейших мировых  экспортеров — Японии и Китая, а также России, Бразилии и Индии.

Сам факт повторения ситуации свидетельствует об ошибочности  подходов к реформированию международной  валютной системы в 1970-е годы. На наш взгляд, первая ошибка состояла в использовании национального  законного платежного средства в  качестве мировой резервной валюты; вторая — в попытке ввести международный  резервный актив (СДР) на основе корзины  национальных валют, а не товаров.

Глобальный  финансово-экономический кризис выявил еще одно негативное последствие  выполнения национальными деньгами функции резервной валюты. Страна, эмитирующая резервную валюту, использует денежную эмиссию для спасения национальных корпораций и банков. Обычно меры помощи бизнес-структурам при их тяжелом  финансовом состоянии обосновывают тем, что они «слишком большие, чтобы  обанкротиться». Фактически речь идет о том, что деятельность таких  структур привела к реализации созданных  ими финансовых рисков, несовместимых  с размерами их собственности. Проблема в том, что масштабы частной собственности  в современной экономике с  высокими техногенными, природно-климатическими и финансовыми рисками объективно ограничены способностью частной компании ликвидировать за собственный счет последствия реализации этих рисков. [29, с. 152-153]

Нельзя не отметить и проблемы, существующие в функционировании мировой валютной системы, которые сводятся к следующему. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что существующая в настоящее время система эмиссии мировой валюты является по сути бесконтрольной. Финансовые потрясения, которые испытывают практически все страны мира, являются длительным доказательством несовершенства мировой валютной системы, основой которой по-прежнему служит доллар США. «Вброс» сотен миллиардов ничем не обеспеченных долларов для стимулирования экономики может в дальнейшем провоцировать масштабный системный кризис на международном уровне

Финансовые проблемы ряда стран Европы, дефицит государственного бюджета, огромный внешний долг оказывают сильное влияние на экономику Европейского союза. Растет и государственный долг США. Поэтому обоснования ожидать возникновения новой волны кризиса в мировой экономике.

Причем в перспективе ситуация с государственным долгом, по прогнозам  экспертов, в целом ряде стран - улучшится. В частности, прогнозируется увеличение государственного долга (в % к ВВП) к 2016 г. по сравнению с 2011 г.: в Японии с 233,1 до 253,8%; во 86,8 до 87,7%: в США со 100,0 до 115.4%; в Португалии - со 106,0 до 110,5%; в Испании с 67,4 до 77,4%; в Ирландии - со 109,3 до 114,3%.

Анализ данных Бюллетеня «Бюджетного  вестника» за январь 2012 г. позволяет  сделать вывод о том, что во многих странах мира в кризисные 2008-2010 гг. дефицит бюджета стремительно нарастал: по всему миру – с 2,0 до 5,5%; в странах с развитой экономикой – с 3,8 до 7,6%; в Соединенных Штатах – с 6,7 до 10,5%; в зоне евро – с 2,12 до 6,3%; во Франции – с 3,3 до 7,1%; в  Германии – с 0,1 до 4,3%; в Италии –  с 2,7 до 4,5%; в Испании – с 4,2 до 9,3%; в Японии – с 4,7 до 9,3%; в Соединенном  Королевстве – с 4,9 до 9,9%; в Канаде – с 0,1 до 5,6%; в странах с формирующимися рынками – с 0,4 до 3,6%.

Вызовы финансового сектора заключаются в несовершенстве мировой валютно-финансовой системы и ее основной составляющей мировой резервной валюты. Именно существующая валютно-финансовая система, не отвечая принципам законности и демократичности, ослабляет рост, искажает макроэкономические принципы, мешает решать возникающие глобальные проблемы.

Изъяны мировой валютной системы уже вынуждают некоторые  страны предпринимать практические шаги для использования альтернативных валют. В результате это может  привести к появлению не только региональных валют, но и к созданию наднациональной  расчетно-платежной единицы, а затем  и глобальной валюты.

Негативной тенденцией является и то, что сегодня многие развитые страны стали потреблять больше, чем производить материальных благ, т.е. жить в долг. Долговой кризис охватил многие страны мира, включая США, Великобританию, Италию, Ирландию, Испанию, Португалию, Грецию и т. д. Дело в том, что бюджетные дефициты этих стран легко покрываются выпускаемыми правительствами этих стран облигациями, которые продаются на фондовом рынке и покупаются инвесторами, как частными, так и государственными, как внутренними, так и внешними. В результате происходит накачка экономики деньгами, которые не работают на реальную экономику.

Кризисные явления всегда порождают разные проекты реформирования мировой валютной системы. Например, в условиях кризиса Бреттон-Вудской валютной системы обсуждались проекты создания коллективной резервной валюты, выпуска единой мировой валюты, обеспеченной золотом и товарами, повышение роли золота в международной валютной системе вплоть до восстановления золотого стандарта.

Сложившаяся ситуация, когда  рынки капиталов приобретают  глобальный характер, а наблюдение и регулирование осуществляется преимущественно на национальном уровне, грозит чередой новых кризисов и  их превращением в глобальный системный  финансовый кризис.

Реформирование мировой  финансовой системы должно предусматривать  механизмы регулирования движения краткосрочных капиталов между  странами и введения на них налога с тем, чтобы не допускать чрезмерного  роста внешнего долга. [27, с. 58-60]

Разрастание финансового кризиса в 2011 г. привело  к ухудшению долговых проблем  многих стран мира и возникновению глобального долгового кризиса. Одной из первых кульминационных точек кризиса суверенного долга стала острая полемика в США по поводу увеличения допустимого максимального уровня государственного долга, «провалившая» финансовые рынки и заставившая усомниться в прочности доллара как мировой валюты. В августе 2011 г. ввиду угрозы технического дефолта потолок госдолга был поднят на 2,4 трлн дол. – до 16,7 трлн дол. в обмен на обязательства исполнительной власти в течение 10 лет сократить бюджетные расходы. Однако уже в январе 2012 г. валовой государственный долг США достиг 15,23 трлн дол., что составило 100% от американского ВВП. Особенно остро кризис суверенной задолженности протекает в еврозоне. По оценкам ОЭСР, соотношение государственный долг/ВВ П в еврозоне в 2013 г. может со- ставить уже 98,2%.

В условиях обострения финансового кризиса  активизировались попытки ужесточить финансовое регулирование на национальном уровне. В 2011 г. было принято в 1,6 раза больше регулирующих мер, чем в 2008 г. Особенно активно эти процессы проходили в Северной Америке и Европе. В то же время ощутимых результатов эти меры не принесли. Более того, слабо поддающаяся регулированию глобальная финансовая экономика увеличила угрозу суверенных долговых кризисов, которая вызовет новую волну уже корпоративных долговых кризисов, прежде всего в банковской сфере. Развитие же банковских кризисов может вызвать кризисы корпоративной задолженности, т. е. возникает своеобразная цепная реакция перманентного долгового кризиса. Это, в свою очередь, может привести к полноценным экономическим кризисам в отдельных странах и новой волне глобального экономического кризиса. А здесь уже могут происходить такие серьезные потрясения, как распад еврозоны, и коллапс международной валютно-финансовой системы в целом, политические и социальные кризисы.

В конце 2011 г. в финансовой лексике даже появилось новое слово «еврогеддон», под которым понимается либо крах евро как единой валюты, либо очень сильная рецессия в странах зоны евро, которая повлечет за собой снижение темпов роста экономики в других регионах. Как отмечают эксперты МВФ в докладе «Замедляющийся рост, возрастающие риски» (сентябрь 2011 г.), зона евро может служить барометром проблем, которые могут возникнуть, если финансовая глобализация будет продолжаться прежними высокими темпами. Об изменении структуры экономических сил в мировой экономике свидетельствует увеличение доли развивающихся стран и стран с формирующимися рынками в мировых потоках инвестиций (табл. 2.1).

Информация о работе Механизм функционирования мировой валютной системы: эволюция и современный этап развития