Механизм функционирования мировой валютной системы: эволюция и современный этап развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 20:54, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, основными задачами работы являются:
- определение сущности МВС и ее элементов,
- описание каждого этапа эволюции МВС, выделение проблем и причин перехода на следующий этап эволюции,
- рассмотрение перспектив развития современной МВС.
- раскрыть современные тенденции международного рынка капиталов, раскрыть современную ситуацию в мировой валютной системе.
Целью данной работы является изучение мировой валютной системы в контексте её развития. Формирование мировой валютной системы – это очень трудный процесс, на него влияют все макроэкономические показатели.

Содержание работы

Введение………………………………………………….……..……..……….…….3
1 Понятие, сущность и эволюция мировой валютной системы…………………..5
1.1 Элементы мировой валютной системы…………………………………….11
1.2 Парижская валютная система……………………………………………….13
1.3 Генуэзская валютная система……………………………………………….15
1.4 Бреттон-Вудская валютная система………………………………………..17
1.5 Ямайская валютная система………………………………………………...21
1.6 Европейская валютная система……………………………………………..26
2 Проблемы и перспективы развития мировой валютной системы в современных условиях…
……………………………………………………………………………………….29
3 Место Республики Беларусь в мировой валютной системе…………………...44
Заключение…………………………...……………………………….….................52
Список использованных источников………...…………………………...............54

Файлы: 1 файл

Курсовая1.docx

— 587.30 Кб (Скачать файл)

Под устойчивостью  национальной валютной системы понимается неподверженность основных элементов  валютной системы колебаниям, валютным кризисам, и наличие механизмов минимизации  их последствий на экономику страны в целом. При оценке устойчивости национальной валютной системы мы также  должны исходить из того, что в 2007 г. начался переход России к так называемым равноподходным ценам на газ для внутреннего и внешнего рынков, с тем, чтобы обеспечить российскому Газпрому равный интерес, как к экспортным поставкам, так и снабжению внутреннего рынка. Цена газа в России будет равна цене в Европе за минусом расходов на транспорт и логистику [11, c.187].

Выделим группы рисков, специальных факторов, влияющих на устойчивость белорусской валютной системы [11, c.190]:

- первая группа – риск кредитования;

- вторая группа – риск рынка;

- третья группа – операционный  или системный риск;

- четвертая группа – риск  ликвидности;

- пятая группа – факторы случайности.

Частота подверженности того или иного участника внешнеэкономических  связей на всех сегментах финансового  рынка вышеуказанным рискам регистрируется в информационных базах мировых  аудиторских организаций (рейтинги). Наличие рисков при проведении внешнеторговых операций является важным обстоятельством, влияющим на поступление экспортной выручки и на стабильность валютной системы. Многоликость групп рисков при проведении расчетов по внешнеторговым операциям и валютно-обменным сделкам, естественно, требует как со стороны  центральных банков, так и со стороны  коммерческих банков и небанковских участников рынка применения современных  способов их хеджирования на основании  результатов как фундаментального, так и технического анализа [10, c.190].

Рассмотрим  методологические аспекты технического анализа рисков для Республики Беларусь.

Технический анализ – это совокупность методов  оценки риска и выбора способов его  минимизации. Состав методов технического анализа в трансформированной экономике  Республики Беларусь можно определить двумя уровнями.

Первый уровень  может быть представлен методом  интуитивного характера.

Второй уровень  технического анализа – метод  прогнозирования изменений и  тенденций всех сегментов финансового  рынка посредством анализа графика.

В Республике Беларусь с учетом того, что обеспеченность рублевой массы валовыми иностранными активами органов денежно-кредитного регулирования в 1996-2006 гг. составляло 63,6 %, необходимо применение элементов, механизма валютного контролинга  с эволюционным переходом к либеральному механизму валютного регулирования, что создаст предпосылки для  минимизации проблемы отрицательного сальдо торгового баланса [11, c.193]. Ситуация на всех сегментах белорусского валютного рынка в начале 2007 г. также требует применения механизма валютного контролинга.

Учеными сформулированы принципы как директивного, так и  либерального направлений валютного  регулирования, которые нашли применение при организации валютных отношений  в белорусской валютной системе. Национальными органами валютного  регулирования и контроля используются следующие принципы директивного валютного  регулирования:

1) принцип обеспечения гарантии  выполнения обязательств по внешнеэкономическим  контрактам нерезидентами в пользу  резидентов Республики Беларусь  при осуществлении последними  предварительной оплаты в форме  банковского перевода;

2) принцип определения сферы  введения валютного контролинга;

3) принцип монопольного положения  банков при проведении валютных

операций;

4) принцип декларирования цели  и необходимости проведения

внешнеэкономических операций;

5) принцип ограничения или изоляции  внутреннего валютного и

денежного рынков от европейских рынков национальной валюты;

Отметим, что  в настоящее время в Беларуси продолжается процесс совершенствования  и либерализации системы валютного  регулирования и контроля.

Решающий  шаг в этом отношении был сделан в ноябре 2003г., когда вступил в  силу Закон «О валютном регулировании  и валютном контроле» [12]. Несмотря на то, что Закон разрабатывался параллельно  с аналогичным законом РФ, в  Беларуси он имеет более обобщающий характер. Это должно позволить более  оперативно реагировать на ситуацию в валютной сфере и экономике  в целом.

В период 1993-2000 гг. в Беларуси функционировало несколько  типов режимов валютного курса (рис. 3.2).

1-й этап. 1993-1995 гг. - свободно плавающий валютный  курс.

В 1993 г., с  момента начала проведения самостоятельной  валютной и денежно-кредитной политики, Национальный банк Республики Беларусь продолжал использовать вслед за Центральным банком России режим  свободно плавающего валютного курса, периодически используя валютные интервенции. Выбор плавающего валютного курса, да еще в самой мягкой форме, был  обусловлен в то время несколькими  причинами: высокой инфляцией (1290,2% в 1993г., 2321% в 1994г., 809,3% в 1995г.), вследствие чего резко понижалась ценовая конкурентоспособность  белорусских экспортеров; громадными искажениями в структуре относительных  цен, доставшихся от централизованно  управляемой экономики; катастрофической нехваткой свободно конвертируемой валюты в стране из-за неосвоенности  рынков развитых стран; низкой величиной  валютных резервов и полным отсутствием  золотого запаса; формирования и роста  отрицательного сальдо торгового баланса  с плюс 63,9 млн. долл. США в 1992 г. до минус 568,6 млн. долл. США в 1993 г. и минус 760,4 млн. долл. США в 1995г.

 

 

Рисунок 3.2 – Режимы валютного курса в Республике Беларусь в период независимости

 

2-й этап. 1995-1996 гг. - жестко фиксированный  валютный курс.

В период 1995-1996 гг. в Беларуси была осуществлена макроэкономическая стабилизация на основе валютного курса. Как и во многих странах с переходной экономикой, осуществлявших макроэкономическую стабилизацию на основе валютного курса (Польша, Чехия, Словакия, страны Балтии), был использован режим жестко фиксированного валютного курса. В период с апреля 1995 г. по апрель 1996 г. единый курс белорусского рубля по отношению к доллару был неизменен и равен 11500 р. за 1 долл. США. В результате инфляция в 1996 г. уменьшилась с 809,3% в 1995 г. до 52,7% и это при том, что за оставшиеся 8 месяцев 1996 г. обменный курс был девальвирован на 34,8%. Национальный банк не устоял тогда перед требованиями лоббистских групп экспортеров (как показал опыт трансформирующихся экономик, традиционных для такой ситуации), а также из-за несоответствия проводимой валютной политики общей экономической политике (в связи с началом реализации основных направлений социально-экономического развития, предусматривавших мягкую денежно-кредитную политику).

3-й этап. 1996-2000 гг. - управляемое плавание.

Постановлением  Совета Министров и Национального  банка Республики Беларусь № 87/4 от 14.02.1997 г. в связи с выполнением  установленных параметров по переходу на единый обменный курс белорусского рубля к иностранным валютам, стимулирования экспорта и удовлетворения потребности субъектов хозяйствования в иностранных валютах официальный  курс белорусского рубля к иностранным  валютам устанавливается Национальным банком Республики Беларусь исходя из соотношения спроса и предложения  на иностранную валюту и с учетом темпов инфляции. Такой валютный режим  Международный валютный фонд классифицировал  как управляемое плавание без  заранее объявленных темпов девальвации (Managed float with no pre-announced exchange rate path).

4-й этап. 2000 г. - н. вр. (подготовительный этап  начался еще с июля 1999 г. и  первоначально предполагалась привязка  к доллару США) - скользящая фиксация[14, c. 36].

С конца 2000 г. на основании закона Республики Беларусь «О стабилизации белорусского рубля  и установлении фиксированного соотношения  между денежной базой и официальными золотовалютными резервами Республики Беларусь» введен валютный режим, близкий  к классическому crawling peg (скользящей фиксации или ползучей привязки). В  качестве валюты привязки выбран российский рубль и доллар США, что было обусловлено, во-первых, долей России в структуре  внешней торговли страны и высокой  долларизацией экономики, во-вторых, необходимостью создания предпосылок  для введения единой с Россией  валюты, в-третьих, необходимостью достижения плавной и предсказуемой динамики обменного курса белорусского рубля. Плановые значения девальвации белорусского рубля устанавливаются Межбанковским  валютным советом.

Рассмотрим  еще один важнейший элемент национальной валютной системы – статус Национального  банка Республики Беларусь, регламентированный Банковским кодексом и Уставом банка (утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 13 июня 2001 г. № 320).

Так, установлено, что Национальный банк Республики Беларусь является центральным банком Республики Беларусь и действует исключительно  в интересах Республики Беларусь [13].

Цели Национального  банка Республики Беларусь подразделены на две группы.

Первая группа целей центрального банка при  проведении девизных операций непосредственно  охватывает вопросы, связанные с  поддержанием международной ликвидности  страны (управление золотовалютными  резервами и обслуживание внешнего долга в части компетенции  Национального банка Республики Беларусь).

Вторая группа целей деятельности центрального банка  с иностранной валютой охватывает вопросы, решение которых обеспечивает поддержание устойчивой динамики обменного  курса национальной валюты для минимизации  оттока капитала и создания оптимальных  условий развития экономики [11, с.194].

Национальный  банк выполняет следующие функции:

- устанавливает официальные курсы  белорусского рубля по отношению  к другим валютам;

- регулирует обращение валютных  ценностей на территории Республики  Беларусь;

- разрабатывает и совместно  с уполномоченными государственными  органами единую денежно-кредитную  политику Республики Беларусь;

- осуществляет эмиссию денег;

- выдает разрешение (лицензии) на  осуществление валютных операций, связанных с движением капитала;

- регулирует денежное обращение;

- регулирует кредитные отношения;

- осуществляет валютное регулирование;

- определяет в соответствии  с законодательными актами функции  агентов валютного контроля, которые  могут быть возложены на банки  и небанковские кредитно-финансовые  организации;

- организует функционирование  системы межбанковских расчетов;

- осуществляет регулирование деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;

- устанавливает порядок осуществления  банковских операций;

- определяет порядок проведения  безналичных и наличных расчетов  в Республике Беларусь;

- создает золотовалютные резервы,  в том числе золотой запас,  и управляет ими;

- выполняет другие функции в  соответствии с Банковским кодексом  Республики Беларусь и иными  законодательными актами Республики  Беларусь [2, с.641].

Дирижизм, как  направление директивного регулирования  в Республике Беларусь, должен в  Республике Беларусь, реализовываться  в форме валютного контролинга.

Либерализм, как направление валютного регулирования  в Республике Беларусь, реализуется  через финансовые инструменты, и  являются перспективным направлением развития национальной валютной системы.

Эффективность валютного контролинга может  быть достигнута при обязательном исполнении разработанных принципов директивного направления валютного регулирования.

Основой реализации механизма валютного контролинга  являются регламентирующие нормы, выполнение которых позволит минимизировать спекуляции против национальной валюты и увеличить  объемы экспортных поступлений. Валютные спекуляции, как дестабилизирующий  элемент любой валютной системы, достаточно серьезно обостряют проблему «инфляционных и девальвационных  ожиданий» субъектов валютных операций.

Период контролинга  является подготовительным для введения механизма валютного регулирования  открытого рынка. Возможность перехода от валютного контролинга к валютному  либерализму обуславливается наличием в стране сформированной валютной системы  и формированием устойчивой положительной  динамики сальдо платежного баланса. Исходными  оценочными показателями для отмены валютного контролинга должны стать [11, c.195]:

- величина колебаний курса обмена  в относительном исчислении;

- отклонение рыночной стоимости  национальной валюты от стоимости,  рассчитываемой на основе соотношения  национальной денежной базы и  величины золотовалютных резервов, а также частота критических  колебаний валютного курса;

- динамика дефицита платежного  баланса;

- динамика величины внешнего  долга;

- величина золотовалютных резервов  центрального банка. [11, с.195].

Совершенствование нормативно-правовой базы в области  валютного регулирования и валютного  контроля в 2007 году было направлено на приведение ее в соответствие с Законом  Республики Беларусь “О валютном регулировании  и валютном контроле”. В этих целях  Национальным банком был разработан и принят ряд нормативных правовых актов, которые предусматривают  регистрационный и уведомительный порядок совершения ряда валютных операций, связанных с движением капитала, а также свободный порядок  открытия резидентами Республики Беларусь счетов, связанных с кредитованием  в кредитных организациях за пределами  Республики Беларусь. Кроме того, в  рамках международного сотрудничества унифицирован порядок открытия резидентами  государств – участников ЕврАзЭС  счетов в банках других государств – участников ЕврАзЭС для обслуживания деятельности своих представительств.

Информация о работе Механизм функционирования мировой валютной системы: эволюция и современный этап развития