Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 00:51, курсовая работа
Таким образом, цель курсовой работы – изучить сущность, механизмы, основные направления и пути совершенствования социальной защиты в Республике Беларусь.
Объектом исследования является механизм социальной защиты населения в Республике Беларусь.
В рамках поставленной цели можно выделить следующие задачи:
- рассмотреть понятие социальной защиты;
- проанализировать основные направления социальной защиты населения;
- описать механизм функционирования социальной защиты в РБ;
- рассмотреть пути совершенствования социальной защиты в РБ.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра экономической политики
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Макроэкономика
на тему: Механизм и основные направления социальной защиты в
Республике Беларусь
Студент
Руководитель
МИНСК 2012
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 37 с., 2 рис., 1 прил. , 30 источников.
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ, СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ, СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ, АДРЕСНАЯ ПОМОЩЬ
Объект исследования – государственная социальная политика в Республике Беларусь.
Предмет исследования – социальная защита населения.
Цель работы: исследование сущности и особенностей системы социальной защиты населения в Республике Беларусь и перспективы ее развития.
Методы исследования: анализ и синтез, обобщение, сравнительный анализ.
Исследования и разработки: рассмотрены основные понятия системы социальной политики, ее структура, цель и задачи, стоящие перед ней; изучена сложившаяся ситуация в области социальной защиты в Республике Беларусь, проведен анализ проблем, возникающих в процессе ее реализации на современном этапе развития Беларуси; найдены направления совершенствования проводимой в республике социальной политике, а также выявлены тенденции направленности мероприятий в этой области в будущем.
Область возможного практического применения: результаты полученные в курсовой работе могут быть использованы при изучении курса «макроэкономика».
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
СОДЕРЖАНИЕ
5
Заключение 32
Список использованных источников 34
Приложение А Система социальной защиты населения 37
Введение
В философском смысле экономика всегда, во все времена должна быть социальна. Она не может существовать без человека и, можно сказать, не нужна, бессмысленна без него. Это значит, с одной стороны, без людей экономика не может функционировать, от качества самого человека (людей) зависит развитость экономики. А с другой стороны, от уровня и стадии развития экономики зависит человек, уровень и качество его жизни [1, с. 202].
Из Конституции следует, что государство несет ответственность за обеспечение достойной жизни людей в стране, их свободное и полноценное развитие. Тем не менее, это не означает государственное попечительство над каждым гражданином, а предполагает создание таких экономических, правовых, организационных, социальных и иных возможностей, при которых каждый человек способен собственными усилиями обеспечить себе и своей семье достойный уровень жизни, материальное благополучие.
Актуальность выбранной темы для Республики Беларусь обусловлена тем, что с изучаемыми вопросами мы сталкиваемся постоянно, они являются неотъемлемой частью нашей жизни. Социальная устойчивость общества обеспечивается, прежде всего, на основе социальной политики государства. Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство. В нашей стране ведется активная поддержка социальной сферы, разрабатываются и совершенствуются мероприятия по социальной защите. В Беларуси развитие социальной сферы характеризуется сохранением стабильной ситуации на рынке труда, удержанием уровня безработицы в социально допустимых пределах, незначительным увеличением уровня занятости населения и высокими темпами роста реальной заработной платы [2].
Развитие социально–культурного комплекса в Республике Беларусь направлено на формирование духовно богатого и физически здорового человека. Предусматривается создание необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных услуг (прежде всего медицинского обслуживания и общего образования), расширение возможностей выбора их населением. Социальная поддержка может проявляться в самых разнообразных формах: в виде денежной помощи, предоставления материальных благ, бесплатного питания, приюта, оказания медицинской, юридической психологической помощи, покровительства, опекунства, усыновления.
Итак, социальная защита населения рассматривается как особая деятельность государства, направленная на предоставление социально значимых благ и услуг всем его гражданам без каких либо условий и ограничений (трудового вклада, статуса занятости, уровня доходов, наличия детей и прочего) [3, с. 283-285].
Таким образом, цель курсовой работы – изучить сущность, механизмы, основные направления и пути совершенствования социальной защиты в Республике Беларусь.
Объектом исследования является механизм социальной защиты населения в Республике Беларусь.
В рамках поставленной цели можно выделить следующие задачи:
- рассмотреть понятие
- проанализировать основные
- описать механизм
- рассмотреть пути совершенствования социальной защиты в РБ.
1 Социальная защита: понятие и критерии оценки
Социальная политика – это совокупность принципов, норм и методов, используемых государством для регулирования социально-экономических условий жизни общества и отношений между его социальными группами.
В соответствии с одной из предложенных учеными классификаций, социальная политика строится на основе определенных принципов – основных исходных положений, на которых строится деятельность государства в социальной области. К ним относятся:
1) политика доходов
населения (уровень и качество
жизни, потребительская
2) политика в сфере труда и трудовых отношений (оплата, нормирование и охрана труда, занятость, социальное партнерство, защита трудовых прав граждан);
3) социальная поддержка
и защита нетрудоспособных и
малообеспеченных семей и
4) развитие отраслей
социальной сферы (
5) защита отдельных
групп населения (инвалидов,
6) политика в области
инфраструктуры социальной
7) экологическая политика;
8) демографическая и
Все выше перечисленные направления связаны между собой, что вызывает необходимость проведения сбалансированной социальной политики на основе выделения ее основных приоритетов. Приоритеты социальной политики - это основополагающие направления целевых действий, ориентированных на решение наиболее значимых социальных проблем в конкретном пространственно-временном измерении [4, с. 15].
Социальная защита населения — основная часть социальной политики любого государства. Она представляет собой систему законодательных экономических и социальных гарантий, обеспечивающих условия для нормальной жизнедеятельности и развития всех групп населения.
В мировой практике выделяют два типа социальной защиты: активную и пассивную. Активная социальная защита ориентирована на трудоспособных членов общества и предполагает создание условий для самозащиты людей, в первую очередь через активные действия на рынке труда и через их участие в социальном страховании. Пассивная социальная защита нацелена на нетрудоспособные и социально уязвимые слои населения и заключается, прежде всего, в прямой материальной поддержке.
Критерии выделения первоочередных объектов социальной защиты:
- размер среднемесячного дохода на члена семьи (в сравнении с бюджетом прожиточного минимума);
- наличие источника средств существования (безработные, нетрудоспособные);
- экологическое и социальное неблагополучие (жертвы социальных и межнациональных конфликтов, беженцы и перемещенные лица, жертвы и жители экологически неблагополучных территорий);
- потребность в помощи (беременные женщины, ветераны войны и блокадники, лица после наказания в исправительно-трудовых учреждениях).
Для каждой категории социально уязвимых слоев населения разрабатывается своя программа социальной защиты. В дальнейшем мы обращаемся именно к целевой социальной защите населения, предусматривающей содействие со стороны государства и общества наиболее уязвимым слоям населения. В свою очередь, в рамках такой концепции социальной защиты населения существуют два основных подхода к пониманию ее сущности:
1) социальная защита населения — это социальное обеспечение граждан и членов их семей, трансформированное к новым социально-экономическим условиям;
2) социальная защита населения — это социальная помощь, оказываемая отдельным категориям граждан и их семей в виде предоставления социальных выплат, натуральной помощи и социальных услуг и имеющая адресный характер.
Различие между этими подходами состоит лишь в том, что социальная помощь, включаемая ранее в систему социального обеспечения, в качестве одной из ее организационных правовых форм получает самостоятельный статус. В таком понимании социальная защита в целом выступает как социальная помощь.
Другими словами, социальная защита населения охватывает широкий комплекс мероприятий по государственной и общественной поддержке населения, в том числе и меры, относящиеся к социальному обеспечению, понимаемому как деятельность государства по материальному обеспечению граждан в старости, при нетрудоспособности, в связи с рождением и воспитанием детей, медицинскому обслуживанию и лечению.
Специфика социальной защиты населения выражается в том, что это форма распределения материальных благ не в обмен на затраченные усилия в процессе трудовой деятельности, а в целях удовлетворения физических, социальных и иных потребностей стариков, больных, безработных, лиц, имеющих минимальные доходы, то есть тех, кто не способен самостоятельно обеспечить достойную жизнь себе и своей семье, а также всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей семьи.
Исходя из этой специфики выделяют следующие признаки социальной защиты населения:
- объективные основания, вызывающие необходимость в применении соответствующих механизмов, направленных на поддержание или обеспечение определенного уровня жизни;
- любые способы предоставления средств к существованию;
- закрепление правил предоставления социальной защиты в социальных, в том числе правовых нормах.
Понятие системы социальной защиты населения обозначает определенную целостность, упорядоченность, взаимную связь разных частей такого явления, как «социальная защита населения». В состав системы социальной защиты населения включаются следующие подсистемы:
- субъекты социальной защиты — граждане и члены их семей, на которых непосредственно распространяется социальная защита населения; а также лица, оказывающие социальные услуги (социальные работники);
- формы и виды социальной защиты граждан;
- механизмы социальной защиты населения;
- органы социальной защиты населения, в том числе:
- сеть организаций (учреждений и предприятий) социальной защиты и социального обслуживания различных организационно-правовых форм, реализующих формы и виды социальной защиты населения;
- органы управления социальной защиты населения;
- органы финансирования социальной защиты граждан и, прежде всего, государственные внебюджетные и добровольные фонды социального страхования;
- программы социальной защиты населения, в том числе программы адресной социальной помощи, представляющие собой систему мероприятий организационного, экономического, социально-психологического и иного характера с указанием сроков реализации и ответственных исполнителей.
Кроме того, система предполагает целый комплекс общественных отношений, складывающихся в сфере соцзащиты: правовых, идеологических, экономических, эстетических, педагогических и других [3, с. 283-348].
Социальная защита представляет собой систему мер, осуществляемых обществом в целом и его звеньями по обеспечению устойчивости общественно нормального материального и социального положения граждан в ситуациях социального риска. Другими словами, социальная защита определяется как система мер по защите любого гражданина страны от экономической бедности и социальной деградации в результате потери или резкого сокращения доходов, безработицы, болезни, инвалидности, старости.
Социальный риск – риск возникновения в обществе обстоятельств, наносящих существенный ущерб гражданам по объективным, не зависящим от них причинам (безработица, инфляция, межнациональные конфликты, инвалидность, возрастные последствия, преступления против безопасности личности и т.п.).
Информация о работе Механизм и основные направления социальной защиты в Республике Беларусь