Механизм и основные направления социальной защиты в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 00:51, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, цель курсовой работы – изучить сущность, механизмы, основные направления и пути совершенствования социальной защиты в Республике Беларусь.
Объектом исследования является механизм социальной защиты населения в Республике Беларусь.
В рамках поставленной цели можно выделить следующие задачи:
- рассмотреть понятие социальной защиты;
- проанализировать основные направления социальной защиты населения;
- описать механизм функционирования социальной защиты в РБ;
- рассмотреть пути совершенствования социальной защиты в РБ.

Файлы: 1 файл

OKONChATEL_NYJ_VARIANT.doc

— 255.50 Кб (Скачать файл)

- многодетные и неполные семьи,  а также семьи, воспитывающие  несовершеннолетних детей-инвалидов;

- семьи безработных и студентов  (обучающиеся бесплатно с отрывом от производства), воспитывающие детей;

- одинокие, то есть не имеющие  совершеннолетних трудоспособных  детей, обязанных по закону  их содержать;

- инвалиды I-II, III групп и инвалиды с детства, получающие социальную пенсию;

- пенсионеры и супружеские пары пенсионного возраста;

- семьи, в которых трудоспособный  член семьи осуществляет уход  за инвалидом I группы, несовершеннолетним ребенком-инвалидом, престарелым старше 80 лет.

Местные исполнительные и распорядительные органы с учетом местных условий и финансовых  возможностей вправе определять дополнительные категории получателей социальной помощи.

Адресная помощь оказывается  перечисленным категориям семей  и одиноких лиц, если их совокупный среднедушевой доход за три месяца, предшествующих месяцу обращения за помощью, не превышает 60% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующего на дату обращения. Размер выплаты на одного получателя составляет положительную разницу между 60 % бюджета прожиточного минимума и совокупным среднедушевым доходом семьи [16].

Как показывает практика, оказание адресной помощи в существующем варианте не решает основной задачи. В порядке  оказания адресной помощи имеется ряд  недостатков: категориальный подход, отсутствие единой методики определения нуждаемости, неполный учет доходов, что не позволяет в полной мере обеспечить социальную поддержку нуждающихся. Ее совершенствование требует подходов и принципов. Действующая система направлена на защиту преимущественно тех, кто не может трудиться. Адресная социальная помощь рассматривается как одна из главных мер по решению проблем низкого уровня благосостояния значительной части населения.

Между тем экономический, социальный и культурный прогресс страны обеспечивается трудоспособной частью населения, социальная защита которой осталась в значительной степени вне сферы социальной политики, что превратило эту часть  населения в социально уязвимую. Примером может служить ситуация в сельской местности, трудоспособные жители которой по объективным причинам не имеют минимума средств для жизнедеятельности. В то же время они оказываются вне системы государственной поддержки, так как не принадлежат ни к одной из социально незащищенных категорий. Опыт формирования демократических государств с рыночными отношениями свидетельствует о необходимости построения системы соцзащиты по принципу предоставления гарантий и оказания помощи всем гражданам, социальным группам, категориям населения, являющимся остро нуждающимися [16].

Следует отметить, что помощь не предназначена  быть заменой заработку, и она не избавляет от необходимости искать самостоятельный выход. Смысл адресной помощи в том, чтобы помочь человеку пережить трудную жизненную ситуацию. Основными жизненными потребностями в ней являются обеспечение питания на минимальном уровне и оплата жилья. Резкий рост цен на услуги ЖКХ, новые тарифы на транспорт и другие виды услуг неизбежно приводят к недопотреблению продуктов питания. Таким образом, с точки зрения необходимого уровня жизнеобеспечения гарантированные социальные выплаты в установленных размерах не являются оптимальными. Однако это один из факторов, который позволил снизить глубину бедности.

Проводимая в республике социальная политика предусматривает поддержание прожиточного уровня населения, что выразилось в выплате сумм пособий значительному числу граждан, включая и тех, кого нельзя отнести к категории бедных.

На сегодняшний день в Беларуси существует более 200 видов льгот, правом на их получение пользуется более 30 категорий граждан, а общее число получателей льгот и привилегий достигло около 7 млн человек, то есть число льготников больше численности трудоспособного населения.

До настоящего времени в республике отсутствует закон, определяющий единые требования к видам, формам, условиям, размерам, порядку назначения и выплаты социальной помощи. Как следствие, нет единой базы для определения социальных пособий. В качестве нее для определения размеров пособий используются бюджет прожиточного минимума, базовая величина, величина минимальной пенсии по возрасту. Механизм оказания социальной помощи безработным гражданам установлен рядом нормативных правовых актов: Конституцией Республики Беларусь, законом “О занятости населения Республики Беларусь”, Положением о мерах по социальной защите малообеспеченных граждан, декретом Президента Республики Беларусь “О некоторых вопросах регулирования минимальной заработной платы”, Положением о порядке формирования и использования средств Государственного фонда содействия занятости и др.

Ст. 41 Конституции Республики Беларусь предусматривает право на защиту от безработицы. Государство должно создавать условия для полной занятости населения. Размер индивидуальной заработной платы определяется не только трудовым вкладом работника, но и объемом имеющихся у предприятия средств на оплату труда. Государством устанавливается минимальная зарплата. При этом оно должно обеспечить социальные гарантии занятости (право на трудоустройство, на профессиональную переподготовку кадров, регулирование и организацию занятости), социальные гарантии при потере работы. Проблема занятости в Республике Беларусь решается путем государственного регулирования рынка труда, создания элементов рыночной инфраструктуры, содействия в развитии различных форм занятости.

Важное звено социальной защиты населения – программы трудоустройства  и переквалификации. В выполнении этих программ принимает участие  государство. При этом большую часть  соответствующих средств государство направляет на переквалификацию работников.

В общенациональном масштабе современное  государство с целью уменьшения армии безработных стремится регулировать заработную плату, поддерживая ее на таком уровне, чтобы темпы увеличения были ниже роста производительности труда. С этой целью проводится политика доходов, активная кредитно-денежная политика и др. Политику доходов осуществляют и частные фирмы, стремясь к тому, чтобы уровень производительности труда опережал увеличение оплаты рабочей силы [17, с. 264].

В случае незанятости лица по независящим  от него причинам ему гарантируется  обучение новым специальностям и  повышение квалификации, а также  пособие по безработице в соответствии с законом. По действующему закону “О занятости населения Республики Беларусь” безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие заработка, зарегистрированные в государственной службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовые приступить к ней.

Действующая система определения  размеров пособий вступает в определенное противоречие с международными документами. Так в соответствии со ст. 15 Конвенции МОТ-168, пособие назначается в размере 50 % минимальной заработной платы или минимума, необходимого для обеспечения основных жизненных потребностей в зависимости от того, какая величина больше. В РБ этому условию соответствует бюджет прожиточного минимума. Однако в законодательстве размер пособия по безработице соотносится с базовой величиной, которая никоим образом не увязана с потребностями, и является техническим нормативом для расчета отдельных видов выплат и платежей. Значительный вес в расходах на социальные выплаты занимают пособия семьям, воспитывающим детей.

Действующее законодательство предусматривает  следующие виды пособий: по беременности и родам; в связи с рождением ребенка; матери, ставшей на учет до 12-недельного срока беременности; по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет; на детей в возрасте от 3-х до 16 (18) лет; по уходу за больным ребенком; по уходу за больным ребенком в возрасте до 3-х лет и ребенком-инвалидом до 18 лет в случае болезни матери; по уходу за ребенком-инвалидом до 18 лет; при санаторно-курортном лечении детей-инвалидов; на детей в возрасте до 18 лет, инфицированных вирусом иммунодефицита человека или больных СПИД; госнадбавки к пособиям [18, с. 8-11].

Порядок назначения и выплаты пособий  и надбавок к ним определяется ст. 25 Закона РБ “О государственных  пособиях семьям, воспитывающим детей”, в связи с чем назначение и выплаты пособий и надбавок к ним осуществляются по месту работы (службы), учебы матери ребенка, а если мать не работает и не учится по месту работы или учебы (службы) отца ребенка (усыновителя, опекуна) либо другого родственника, имеющего право на это пособие. Однако, как показывает практика, более целесообразной с позиции получателей представляется выплата пособий органами социальной защиты по месту жительства, прежде всего предприятиями, находящимися в стадии ликвидации или банкротства, а также предприятиями, которые не ведут хозяйственной деятельности и вместе с тем не ликвидированы.

Пособия на детей являются основной формой государственной денежной помощи семьям. Помимо пособий, государство  предоставляет разного рода льготы и бесплатные услуги для детей. Прежде именно помощь государства в натуральной  форме в виде дотаций детским школьным учреждениям, школьным столовым, учреждениям культуры и отдыха для детей была наиболее ощутимой. В настоящее время расширение сферы платных услуг и сужение финансовых возможностей государства снизило роль этих видов помощи. Размер пособий существенно ниже реальных затрат на содержание и воспитание детей и составляет 65 % бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения на детей в возрасте до трех лет и 30 % – на детей в возрасте от 3-х до 16 (на учащихся – 18) лет. Причем пособие на детей старше 3-х лет увязано с доходами семьи. Конкретно в этом случае пособия не гарантируют целевого потребления, а служат внутрисемейному перераспределению дохода. В результате в низкодоходных семьях, среди которых немало неблагополучных, жизненные интересы детей оказываются незащищенными. Однако нельзя игнорировать тот факт, что действующая система распределительных отношений не обеспечивает достаточного уровня материального благосостояния значительной части семей с детьми, особенно молодых, неполных, многодетных. Заработная плата остается основным источником дохода подавляющего большинства из них, но ее размер не всегда позволяет содержать семью даже на минимальном уровне [10].

С учетом вышеизложенного можно  сформулировать основные требования к  системе выплат: соответствие предоставляемых выплат характеру и уровню защищаемых рисков; минимальная достаточность социальных выплат; своевременность предоставления и получения; эффективность социальных выплат, обеспечивающая достойный уровень жизни защищаемого населения и в то же время предотвращающая возникновение социального иждивенчества трудоспособного населения.

С развитием рыночных отношений  социальную значимость приобрели такие  явления, как благотворительность, помощь различных фондов, организаций, в том числе международных. Многие из них ставят перед собой задачу помощи населению в денежной форме и реализуют ее как на разовой, так и на периодической основе. Однако отсутствие нормативной и правовой базы не позволяет отнести эти выплаты к какому-либо виду социальной помощи и не позволяет гражданам требовать ее предоставления на законных основаниях.

Важным направлением является создание комплексных территориальных центров  социального обслуживания, обеспечивающих оказание максимальной и разносторонней помощи гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям, детям и другим категориям населения. При этом будут учитываться утвержденные социальные стандарты, что повысит уровень, доступность и качество оказываемых услуг всем нуждающимся. Предусматриваются преимущественное развитие сети нестационарных учреждений как наиболее экономичных и приближенных к реальным нуждам населения и расширение практики предоставления социальных услуг на дому [19, с. 774].

В РБ принят Закон “О социальном обслуживании”, обрабатываются и внедряются нормативы социального обслуживания. Во всех 156 районах страны работают отделения соцпомощи на дому, обслуживающие более 62 тыс. граждан (преимущественно в сельской местности). В основном соцработники имеют дело с одинокими или проживающими отдельно пенсионерами. Создаются центры социального обслуживания. Малообеспеченным и одиноким пенсионерам социальные услуги предоставляются бесплатно, остальным – на условиях частичной оплаты. К числу оказываемых социальных услуг относятся оказание помощи в ведении домашнего хозяйства (закупка продуктов, ремонт жилья, обработка приусадебных участков), решение бытовых проблем, психологическая помощь.

По данным Национального  статистического комитета РБ в январе-августе 2012 года общий объем денежных доходов населения составил 194,2 трлн рублей. В структуре денежных доходов оплата труда занимает 65 %, доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, – 10,5 %, трансферты населению (пенсии, пособия, стипендии и др.) – 20 %, доходы от собственности и прочие доходы – 4,5 %. Денежные доходы в расчете на душу населения в январе-августе 2012 года составили 2 565,9 тыс. рублей в месяц и превысили бюджет прожиточного минимума в 3,3 раза. Реальные располагаемые денежные доходы (денежные доходы за вычетом налогов, сборов и взносов, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги) в январе-августе 2012 года по сравнению с соответствующим периодом 2011 года увеличились на 13,7 % [20].

Национальный статистический комитет РБ сообщает, что начисленная средняя заработная плата работников страны в сентябре 2012 года составила 4 096 741 рублей (в августе 2012 г. – 4 084 895 рублей), рабочих и служащих – 4 117 925 рублей (в августе 2012 г. – 4 102 996 рублей). Номинальная начисленная среднемесячная зарплата работников РБ в январе-сентябре 2012 г. составила 3 520,4 тыс. рублей, в том числе в сентябре – 4 096,7 тыс. рублей, и увеличилась по сравнению с августом 2012 г. на 0,3 %, или на 11,8 тыс. рублей. Реальная заработная плата (зарплата, рассчитанная с учетом роста потребительских цен на товары и услуги) в январе-сентябре 2012 года по сравнению с январем-сентябрем 2011 года увеличилась на 15,4 %, в сентябре 2012 года по сравнению с августом 2012 года – уменьшилась на 1 % [21].

Средний размер назначенных пенсий в августе 2012 года составил 1657,3 тыс. рублей, что в 2,4 раза превышает бюджет прожиточного минимума для пенсионеров. Средний размер пенсий по возрасту составил 1721,4 тыс. рублей, по возрасту в минимальном размере – 1210 тыс. рублей. Реальный размер назначенных пенсий (пенсий, рассчитанных с учетом изменения индекса потребительских цен на товары и услуги) в августе 2012 года по сравнению с августом 2011 года увеличился на 38,8 %, по сравнению с июлем 2012 года – на 14,5 % [22].

Информация о работе Механизм и основные направления социальной защиты в Республике Беларусь