Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 00:51, курсовая работа
Таким образом, цель курсовой работы – изучить сущность, механизмы, основные направления и пути совершенствования социальной защиты в Республике Беларусь.
Объектом исследования является механизм социальной защиты населения в Республике Беларусь.
В рамках поставленной цели можно выделить следующие задачи:
- рассмотреть понятие социальной защиты;
- проанализировать основные направления социальной защиты населения;
- описать механизм функционирования социальной защиты в РБ;
- рассмотреть пути совершенствования социальной защиты в РБ.
Как мы уже выяснили, в нашей стране проводится последовательная социальная политика, направленная на обеспечение социальной защиты населения. Очередным шагом в данном направлении явилось подписание 19 января 2012 года Президентом РБ Указа №41 «О государственной адресной социальной помощи». Документ направлен на совершенствование системы государственной адресной социальной помощи, усиление государственной поддержки тем категориям граждан, которые реально нуждаются в ней, не могут по объективным причинам справиться с проблемами без помощи других, исключение социального иждивенчества.
С 1 апреля 2012 года государственная адресная социальная помощь населению предоставляется в виде: ежемесячного и (или) единовременного социальных пособий на приобретение продуктов питания, лекарственных средств, одежды, обуви, школьных принадлежностей и на другие нужды для обеспечения нормальной жизнедеятельности, а также на оплату (полностью или частично) жилищно-коммунальных услуг; социального пособия для возмещения затрат на приобретение подгузников; социального пособия на оплату технических средств социальной реабилитации; обеспечения продуктами питания детей первых 2-х лет жизни.
В перспективе система социальной защиты и поддержки государством малоимущих (бедных) категорий населения должна строиться на следующих положениях и принципах:
1) Рационализация и
2) Поэтапное повышение размера минимальных государственных социально-трудовых гарантий (минимальной заработной платы, минимальных пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат) до уровня прожиточного минимума, а в перспективе – минимального потребительского бюджета соответствующих социально-демографических групп населения с учетом экономического развития республики.
3) Предоставление
4) Четкое разграничение функций
социального страхования,
5) Разработка программ адресной
помощи тем, кто обеднел и
направленных на
6) Поддержка государством малообеспеченных (малоимущих) граждан через гибкую систему программ, включающих пособия для семей с детьми, пособия по малообеспеченности, социальное обслуживание населения.
7) Создание надежной системы социальной помощи, включающей набор социальных республиканских программ и целевых региональных инициативных мероприятий, направленных на удовлетворение потребностей семей и отдельных граждан, которые не могут себя обеспечить (не могут работать по различным причинам или не охвачены сетью социального обеспечения), с учетом демографических, социально-экономических и других особенностей региона и наличия финансовых средств.
8) Создание системы социальной
помощи, основанной на адресности,
сочетающей методы проверки
9) Изменение системы пенсионного
обеспечения. Программы
Представляется необходимым пер
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью данной курсовой работы являлось изучение сущности социальной политики и анализ сложившейся ситуации в области социальной защиты в Республике Беларусь. В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы.
Социальная политика – это деятельность государства, других экономических субъектов, направленная на обеспечение благоприятных условий жизни и труда. Основной субъект, координирующий эту деятельность в решении социальных проблем – государство.
Основные функции социальной политики заключаются в содействии развитию отношений справедливости в обществе, создании системы социальной защиты, условий для роста благосостояния, проведения соответствующей политики доходов. В зависимости от выполняемых функций решаются следующие задачи: реализация программ занятости, помощь социально уязвимым слоям населения, обеспечение доступности и развитие сфер образования, медицины, социального страхования, культуры и др.
Одной из важнейших составляющих государственного регулирования социальных процессов и социальной политики является социальная защита населения. Социальная защита является одним из важных вопросов, без решения которого невозможно создать гармоничную рыночную экономики, и достичь благополучия во всех сферах общества.
Сущность социальной защиты состоит в том, чтобы оказать необходимую помощь конкретному человеку в сложной жизненной ситуации, независимо от его места жительства, национальности, пола, возраста. Но обеспечить всех социальной защитой невозможно. Рассчитывать на поддержку социальной защиты в первую очередь могут лишь немногие отдельные слои и группы населения наиболее уязвимые и нуждающиеся в ней.
В РБ разработан и действует достаточно
сложный и взаимоувязанный
Проведению эффективной
В процессе формирования активной социальной политики и повышения ее эффективности предстоит решить много сложных задач. Комплексное выполнение грамотно продуманных мер должно обеспечить достойный доход каждому гражданину Беларуси. Основная цель всех преобразований – улучшение жизненных условий населения.
На сегодняшний день в Республике Беларусь уже происходит трансформация системы социального обеспечения. Это закономерный процесс, который связан с тем, что экономика, строящаяся на рыночных отношениях, базируется на новых механизмах социальной защиты населения. Прежде всего, возрастает роль работников и работодателей в формировании гарантий получения доходов в случае старости, болезни, инвалидности, а также из-за временной незанятости. Ранее, как известно, материальное обеспечение в случае всех рисков брало на себя исключительно государство. В настоящее время роль государства изменяется в значительной степени вследствие развития различных форм собственности, обладатели которой также участвуют в решении вопросов социальной защиты населения.
Можно сделать вывод, что политика Республики Беларусь является социально направленной. Новый механизм социальной защиты населения в условиях перехода к рыночной экономике только формируется. Важно, чтобы его плодами пользовались все члены общества, а результаты отражались, прежде всего, на материальном и духовном развитии малоимущих граждан. Естественно, гарантом решения всех проблем, связанных с социальной защитой населения, является развитие производственной сферы. Будут правильно работать наши предприятия – будут товары, возрастут доходы населения, уровень жизни. Ведь конечная цель социальной политики состоит не в том, чтобы помочь как можно большему количеству нуждающихся, а в том, чтобы с помощью своих программ создать такое государство с таким обществом, в котором этих нуждающихся было бы как можно меньше.
Список использованных источников
1 Головачев, А.С. Макроэкономика: курс лекций / А.С. Головачев, И.В. Головачева. – Минск: Академия Управления при Президенте РБ, 2002. – 253 с.
2 Социальная сфера Беларуси
характеризуется стабильностью на
рынке труда и ростом реальной зарплаты
[Электронный ресурс] / Корр. БЕЛТА. – Минск,
2011. - Режим доступа: http://www.belta.by/ru/all_
3 Горелов, Н.А. Политика доходов и качество жизни населения: учеб. пособие / Н.А. Горелов. – СПб: ЗАО Издательский дом «Питер», 2003. – 656 с.
4 Бондарь, Н.Н. Социальная
5 Экономическая теория. Общие основы: учеб. пособие / М.И. Плотницкий [и др.]; под ред. М.И. Плотницкого. – Минск: ООО «Современная школа», 2006. – 392 с.
6 Макроэкономика: учеб. пособие / М.И. Плотницкий [и др.]; под ред. М.И. Плотницкого. – М.: Новое знание, 2002. – 462 с.
7 Экономика и социология труда: учеб. Пособие / В.В. Адамчук [и др.]; под ред. В.В. Адамчука. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 407 с.
8 Григорьев, С.И. Социальная работа / С.И. Григорьев // Общедоступный словарь по социологии, психологии и социальной работе. – Барнаул, 1991. – 140 с.
9 Социальный работник [Электронный
ресурс] / Прокофьев В.А. – М, 2012. - Режим
доступа: http://www.ucheba.ru/prof/
10 Совершенствование системы
11 Яковлев, Р.О. О госгарантиях по оплате труда в условиях законообеспечения ведущей роли «локальных нормативных актов» в регулировании заработной платы / Р.О. Яковлев // Рос. экон. журнал. – 2007. – № 4.
12 Макроэкономика: учеб. пособие / Н.И. Базылев [и др.]; под ред. Н.И. Базылева. – 2-е изд.– Минск: БГЭУ, 2000. – 214 с.
13 Средний размер пенсии по возрасту
в 2012 году в Беларуси составит $182,6 в эквиваленте
[Электронный ресурс] / корр. БЕЛТА. – Минск,
2012. – Режим доступа: http://www.moyby.com/news/
14 Николаевский, В.В. Система социальной защиты: теория, методология, практика / под научн. ред. академика Никитенко П.Г. – Минск: НИООО «Право и экономика», 2004. – 461 с.
15 Цирель, С. Влияние государственного вмешательства в экономику социального неравенства на экономический рост / С. Цирель // Вопросы экономики. – 2007. – № 5. – С. 100-117.
16 Чтобы адресная помощь нашла
своего адреса [Электронный ресурс]
/ Белорусское телеграфное
17 Национальная экономика
18 Социально-экономическое развит
19 Мясникович, М.В. Современная Беларусь / М.В. Мясникович // Энциклопедический справочник. – Минск: Белорусская наука, 2006. – С. 574.
20 Об уровне денежных доходов населения Республики Беларусь в январе-августе 2012 г.: стат. сб. / Нац. стат. комитет Респ. Беларусь. – Минск, 2012.
21 О начисленной средней
22 Статистической обзор к
23 О занятости населения в январе-сентябре 2012 г.: стат. сб. / Нац. стат. комитет Респ. Беларусь. – Минск, 2012.
24 В Беларуси расходы на одного
проживающего в домах-
Информация о работе Механизм и основные направления социальной защиты в Республике Беларусь