Механизм и основные направления социальной защиты в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 00:51, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, цель курсовой работы – изучить сущность, механизмы, основные направления и пути совершенствования социальной защиты в Республике Беларусь.
Объектом исследования является механизм социальной защиты населения в Республике Беларусь.
В рамках поставленной цели можно выделить следующие задачи:
- рассмотреть понятие социальной защиты;
- проанализировать основные направления социальной защиты населения;
- описать механизм функционирования социальной защиты в РБ;
- рассмотреть пути совершенствования социальной защиты в РБ.

Файлы: 1 файл

OKONChATEL_NYJ_VARIANT.doc

— 255.50 Кб (Скачать файл)

Как мы уже выяснили, в  нашей стране проводится последовательная социальная политика, направленная на обеспечение социальной защиты населения. Очередным шагом в данном направлении  явилось подписание 19 января 2012 года Президентом РБ Указа №41 «О государственной адресной социальной помощи». Документ направлен на совершенствование системы государственной адресной социальной помощи, усиление государственной поддержки тем категориям граждан, которые реально нуждаются в ней, не могут по объективным причинам справиться с проблемами без помощи других, исключение социального иждивенчества.

С 1 апреля 2012 года государственная  адресная социальная помощь населению  предоставляется в виде: ежемесячного и (или) единовременного социальных пособий на приобретение продуктов питания, лекарственных средств, одежды, обуви, школьных принадлежностей и на другие нужды для обеспечения нормальной жизнедеятельности, а также на оплату (полностью или частично) жилищно-коммунальных услуг; социального пособия для возмещения затрат на приобретение подгузников; социального пособия на оплату технических средств социальной реабилитации; обеспечения продуктами питания детей первых 2-х лет жизни.

В перспективе система социальной защиты и поддержки государством малоимущих (бедных) категорий населения должна строиться на следующих положениях и принципах:

1) Рационализация и централизация  существующих программ с целью  создания единой системы адресной  поддержки незащищенных слоев  населения.

2) Поэтапное повышение размера  минимальных государственных социально-трудовых гарантий (минимальной заработной платы, минимальных пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат) до уровня прожиточного минимума, а в перспективе – минимального потребительского бюджета соответствующих социально-демографических групп населения с учетом экономического развития республики.

3) Предоставление трудоспособному  населению всесторонних возможностей  для обеспечения достаточного  дохода через заработную плату.  При этом государство должно  поддерживать формирование человеческого потенциала и накопления сбережений как ключевых факторов дальнейшего роста производительности труда.

4) Четкое разграничение функций  социального страхования, которые  относятся к накоплению средств  на протяжении жизни, от функций  социальной помощи, которые строятся на перераспределении дохода.

5) Разработка программ адресной  помощи тем, кто обеднел и  направленных на предотвращение  бедности; переход к программам, учитывающим потребности конкретных  регионов и сегментов населения.

6) Поддержка государством малообеспеченных (малоимущих) граждан через гибкую систему программ, включающих пособия для семей с детьми, пособия по малообеспеченности, социальное обслуживание населения.

7) Создание надежной системы  социальной помощи, включающей набор  социальных республиканских программ и целевых региональных инициативных мероприятий, направленных на удовлетворение потребностей семей и отдельных граждан, которые не могут себя обеспечить (не могут работать по различным причинам или не охвачены сетью социального обеспечения), с учетом демографических, социально-экономических и других особенностей региона и наличия финансовых средств.

8) Создание системы социальной  помощи, основанной на адресности, сочетающей методы проверки нуждаемости  и определения нуждающихся групп населения по показателям.

9) Изменение системы пенсионного  обеспечения. Программы социального  страхования по старости и  нетрудоспособности должны быть  основаны, прежде всего, на обязательных  сбережениях самофинансирования.

Представляется необходимым переориентировать политику государственной социальной помощи на создание соответствующих условий, при которых малообеспеченные семьи (в первую очередь, имеющие в своем составе трудоспособных членов семьи) получили бы возможность выхода из кризисного состояния собственными силами. Такая организация социальной защиты позволит сократить численность семей, которым оказывается помощь государства, и за счет этого существенно увеличить размеры поддержки тем, кто в ней нуждается.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Целью данной курсовой работы являлось изучение сущности социальной политики и анализ сложившейся ситуации в области социальной защиты в Республике Беларусь. В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы.

Социальная политика – это деятельность государства, других экономических субъектов, направленная на обеспечение благоприятных условий жизни и труда. Основной субъект, координирующий эту деятельность в решении социальных проблем – государство.

Основные функции социальной политики заключаются в содействии развитию отношений справедливости в обществе, создании системы социальной защиты, условий для роста благосостояния, проведения соответствующей политики доходов. В зависимости от выполняемых функций решаются следующие задачи: реализация программ занятости, помощь социально уязвимым слоям населения, обеспечение доступности и развитие сфер образования, медицины, социального страхования, культуры и др.

Одной из важнейших составляющих государственного регулирования социальных процессов  и социальной политики является социальная защита населения. Социальная защита является одним из важных вопросов, без решения которого невозможно создать гармоничную рыночную экономики, и достичь благополучия во всех сферах общества.

Сущность социальной защиты состоит  в том, чтобы оказать необходимую помощь конкретному человеку в сложной жизненной ситуации, независимо от его места жительства, национальности, пола, возраста. Но обеспечить всех социальной защитой невозможно. Рассчитывать на поддержку социальной защиты в первую очередь могут лишь немногие отдельные слои и группы населения наиболее уязвимые и нуждающиеся в ней.

В РБ разработан и действует достаточно сложный и взаимоувязанный комплекс мер по проведению социальной политики в стране. Сегодняшняя система  социального обеспечения неэффективна. Проводимая в Республике Беларусь социальная политика не отвечает необходимым требованиям и критериям в проводимых рыночных преобразованиях и требует значительных изменений. По существу в стране продолжает использоваться затратная, неадекватная рыночной трансформации социальная политика. Она не имеет возможностей выполнить взятые на себя обязательства.

Проведению эффективной социальной политики препятствует множество различных  внутренних и внешних проблем. Практически  исчерпаны экстенсивные источники и факторы долговременного экономического роста. Сложившаяся ситуация не может быть решена одномоментно. Требуются значительные усилия со стороны руководителей органов государственного управления для реализации разработанной стратегии. Для устойчивого развития страны  условиях реформирования экономики государству отводится роль по проведению сильной социальной политики, которая призвана реализовать гарантии граждан на медицинскую помощь, социальную защиту, образование, полноценное питание, удовлетворение материальных и духовных потребностей человека. Важное звено на пути совершенствования социальной политики – ряд целенаправленных программ, законопроектов и реформ, предусмотренных правительством РБ.

В процессе формирования активной социальной политики и повышения ее эффективности предстоит решить много сложных задач. Комплексное выполнение грамотно продуманных мер должно обеспечить достойный доход каждому гражданину Беларуси. Основная цель всех преобразований – улучшение жизненных условий населения.

На сегодняшний день в Республике Беларусь уже происходит трансформация системы социального обеспечения. Это закономерный процесс, который связан с тем, что экономика, строящаяся на рыночных отношениях, базируется на новых механизмах социальной защиты населения. Прежде всего, возрастает роль работников и работодателей в формировании гарантий получения доходов в случае старости, болезни, инвалидности, а также из-за временной незанятости. Ранее, как известно, материальное обеспечение в случае всех рисков брало на себя исключительно государство. В настоящее время роль государства изменяется в значительной степени вследствие развития различных форм собственности, обладатели которой также участвуют в решении вопросов социальной защиты населения.

Можно сделать вывод, что политика Республики Беларусь является социально направленной. Новый механизм социальной защиты населения в условиях перехода к рыночной экономике только формируется. Важно, чтобы его плодами пользовались все члены общества, а результаты отражались, прежде всего, на материальном и духовном развитии малоимущих граждан. Естественно, гарантом решения всех проблем, связанных с социальной защитой населения, является развитие производственной сферы. Будут правильно работать наши предприятия – будут товары, возрастут доходы населения, уровень жизни. Ведь конечная цель социальной политики состоит не в том, чтобы помочь как можно большему количеству нуждающихся, а в том, чтобы с помощью своих программ создать такое государство с таким обществом, в котором этих нуждающихся было бы как можно меньше.

 

Список использованных источников

 

 

1 Головачев, А.С. Макроэкономика: курс лекций / А.С. Головачев, И.В. Головачева. – Минск: Академия Управления при Президенте РБ, 2002. – 253 с.

2 Социальная сфера Беларуси  характеризуется стабильностью на рынке труда и ростом реальной зарплаты [Электронный ресурс] / Корр. БЕЛТА. – Минск, 2011. - Режим доступа: http://www.belta.by/ru/all_news/economics/Sotsialnaja-sfera-Belarusi-xarakterizuetsja-stabilnostju-na-rynke-truda-i-rostom-realnoj-zarplaty---Minekonomiki_i_555584.html. – Дата доступа: 07.11.2012.

3 Горелов, Н.А. Политика доходов и качество жизни населения: учеб. пособие / Н.А. Горелов. – СПб: ЗАО Издательский дом «Питер», 2003. – 656 с.

4 Бондарь, Н.Н. Социальная политика  в Республике Беларусь: учеб. пособие  /Н.Н. Бондарь, А.И. Терлиженко. – Минск: БГЭУ, 2005. – 146 с.

5 Экономическая теория. Общие основы: учеб. пособие / М.И. Плотницкий [и др.]; под ред. М.И. Плотницкого. – Минск: ООО «Современная школа», 2006. – 392 с.

6 Макроэкономика: учеб. пособие / М.И.  Плотницкий [и др.]; под ред. М.И.  Плотницкого. – М.: Новое знание, 2002. – 462 с.

7 Экономика и социология труда: учеб. Пособие / В.В. Адамчук [и др.]; под ред. В.В. Адамчука. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 407 с.

8 Григорьев, С.И. Социальная работа / С.И. Григорьев // Общедоступный словарь по социологии, психологии и социальной работе. – Барнаул, 1991. – 140 с.

9 Социальный работник [Электронный ресурс] / Прокофьев В.А. – М, 2012. - Режим доступа: http://www.ucheba.ru/prof/2349.html. – Дата доступа: 07.11.2012.

10 Совершенствование системы льгот,  прав и гарантий – закономерный  путь к социальной справедливости  и процветанию государства [Электронный  ресурс] / Управление идеологической работы Мингорисполкома. – Минск, 2007. – Режим доступа: http://minsk.gov.by/ru/actual/view/209/den_info_20070612.shtml. – Дата доступа: 09.11.2012.

11 Яковлев, Р.О. О госгарантиях по оплате труда в условиях законообеспечения ведущей роли «локальных нормативных актов» в регулировании заработной платы / Р.О. Яковлев // Рос. экон. журнал. – 2007. – № 4.

12 Макроэкономика: учеб. пособие / Н.И. Базылев [и др.]; под ред. Н.И. Базылева. – 2-е изд.– Минск: БГЭУ, 2000. – 214 с.

13 Средний размер пенсии по возрасту в 2012 году в Беларуси составит $182,6 в эквиваленте [Электронный ресурс] / корр. БЕЛТА. – Минск, 2012. – Режим доступа: http://www.moyby.com/news/93470/. – Дата доступа: 09.11.2012.

14 Николаевский, В.В. Система социальной защиты: теория, методология, практика / под научн. ред. академика Никитенко П.Г. – Минск: НИООО «Право и экономика», 2004. – 461 с.

15 Цирель, С. Влияние государственного вмешательства в экономику социального неравенства на экономический рост / С. Цирель // Вопросы экономики. – 2007. – № 5. – С. 100-117.

16 Чтобы адресная помощь нашла  своего адреса [Электронный ресурс] / Белорусское телеграфное агентство.  – Минск, 2008. – Режим доступа:  http: www/betta/by/ru/actual/comments/id=205401. – Дата доступа: 29.10.2012.

17 Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы.  Направления развития. Механизмы  управления: учеб. пособие / В.Н. Шимов [и др.]; под общ. ред. В.Н. Шимова. – Минск, 2005. – 844 с.

18 Социально-экономическое развитие РБ в 2006 году. – Экономический бюллетень. НИЭИ Министерства экономики РБ, №2, 2007. – С.8-11

19 Мясникович, М.В. Современная Беларусь / М.В. Мясникович // Энциклопедический  справочник. – Минск: Белорусская  наука, 2006. – С. 574.

20 Об уровне денежных доходов населения Республики Беларусь в январе-августе 2012 г.: стат. сб. / Нац. стат. комитет Респ. Беларусь. – Минск, 2012.

21 О начисленной средней заработной  плате работников Республики  Беларусь в сентябре 2012 г. // стат. сб. [Электронный ресурс] / Нац. стат. комитет Респ. Беларусь. – Минск, 2012.

22 Статистической обзор к Международному  дню пожилых людей: стат. сб. / Нац.  стат. комитет Респ. Беларусь. – Минск, 2012.

23 О занятости населения в  январе-сентябре 2012 г.: стат. сб. / Нац.  стат. комитет Респ. Беларусь. – Минск, 2012.

24 В Беларуси расходы на одного  проживающего в домах-интернатах  составляют в среднем Br3,3 млн.  в месяц [Электронный ресурс] / корр. БЕЛТА. – Минск, 2012. – Режим доступа: http://www.belta.by/ru/all_news/society/V-Belarusi-rasxody-na-odnogo-prozhivajuschego-v-domax-internatax-sostavljajut-v-srednem-Br33-mln-v-mesjats_i_608260.html. – Дата доступа: 07.11.2012.

25 Информация о пенсионном обеспечении / Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты населения Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mintrud.gov.by/ru/pensia/infa1. – Дата доступа: 17.11.2012.

Информация о работе Механизм и основные направления социальной защиты в Республике Беларусь