Механизм и основные направления социальной защиты в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 00:51, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, цель курсовой работы – изучить сущность, механизмы, основные направления и пути совершенствования социальной защиты в Республике Беларусь.
Объектом исследования является механизм социальной защиты населения в Республике Беларусь.
В рамках поставленной цели можно выделить следующие задачи:
- рассмотреть понятие социальной защиты;
- проанализировать основные направления социальной защиты населения;
- описать механизм функционирования социальной защиты в РБ;
- рассмотреть пути совершенствования социальной защиты в РБ.

Файлы: 1 файл

OKONChATEL_NYJ_VARIANT.doc

— 255.50 Кб (Скачать файл)

Объектами социальной защиты являются все основные слагаемые уровня жизни человека: доходы, жилье, услуги, образование, здравоохранение и т. д.

Государственная система социальной защиты населения проявляется в разнообразных формах:

- пособия по безработице;

- пенсии;

- пособия по болезни, инвалидности;

- жилищные пособия;

- пособия на получение образования;

- медицинская помощь;

- гарантирование государством минимального уровня доходов.

Социальная защита человека возможна на основе обеспечения условий для повышения благосостояния, поддержания определенного статуса различных социальных групп и отношений между ними, формирования и воспроизводства оптимальной социальной структуры общества. Ее невозможно обеспечить и без развитой социальной инфраструктуры, то есть жилищно-коммунальных услуг, транспорта и связи, образования и здравоохранения, информации. Объем, качество и характер продукции этой сферы должны способствовать созданию нормальных условий жизнедеятельности и воспроизводства населения [5, с. 323].

Для осуществления политики социальной защиты создается система социальной защиты, которая представляет собой совокупность конкретных форм и мер, обеспечивающих поддержание жизнедеятельности тех групп населения и тех граждан, которые оказываются в ситуациях социального риска по независящих от них обстоятельствам.

Система социальной защиты изображена на рисунке А.1 Приложения А.

В плане обеспечения социальной защиты населения в странах с переходной экономикой делается многое: гарантируется правовая защита от необоснованного увольнения, возможность повышения квалификации, а также выплата пособий по безработице, трудоустройство безработных, их переподготовка, переквалификация, обучение профессиям, пользующимся спросом [6, с. 320].

Социальная защита осуществляется в двух основных формах: денежной и натуральной. В денежной форме при определенных обстоятельствах происходят различного рода выплаты (пособия по безработице и т.п.), а в натуральной соцзащита реализуется в виде бесплатных школьных завтраков или обедов, обеспечения одеждой и питанием детских домов, приютов и т.п.

Методы социальной защиты представляют на практике большое разнообразие, притом в связи с изменением социальной ситуации, особенно в переходных условиях, могут появляться все новые. Основными методами, используемыми в переходный период, являются следующие.

1) Социальная помощь, осуществляемая как в денежной, так и в натуральной формах на условиях безвозмездности либо льготности по отношению к лицам, объективно находящимся в затруднительном материальном положении (инвалиды, многодетные, пострадавшие от Чернобыльской катастрофы и т.п.).

2) Социальное страхование – система предоставления финансовой помощи за счет взносов (обязательных или добровольных) при соблюдении зависимости объемов социальной услуги от размеров сделанных взносов. Притом эта система может быть как государственной, так и частной.

3) Социальное попечительство – метод социальной защиты, при котором помощь оказывается вне зависимости от уровня доходов либо взносов, а в связи с выявившейся объективной потребностью (например, в случае, когда дети остались без родителей).

4) Социальная поддержка – способ социальной защиты граждан, чьи доходы оказались ниже установленного прожиточного минимума.

5) Социальное обслуживание – система социальной защиты лиц, оказавшихся в экстремальном положении и неспособных к самообслуживанию. В такой ситуации используются и методы оказания социально–медицинских услуг на дому, и социально–бытовые услуги, и услуги реабилитационного характера.

Однако особенности переходного  периода и слишком высокая  цена неудач социальной политики в  это время выдвигают важнейшую общую задачу – научную разработку социальной стратегии. Социальная стратегия – это внутренняя, общая и долговременная основа всей социальной политики.

 Главными функциями социальной стратегии можно считать:

1) выявление главной целевой направленности социальной политики;

2) обеспечение комплексности, внутренней непротиворечивости всех звеньев социальной политики.

Чтобы социальная стратегия переходного  периода была способна  выполнить  свои функции, она должна устойчиво  опираться на ряд общих принципов, учитывающих специфику переходного периода. Основными из них можно назвать следующие:

- принцип сочетания социальной  защиты, социальной поддержки и  социального либерализма в связи  с разной степенью социальной  адаптации разных слоев населения  к переходным условиям;

- принцип сочетания предпринимательской и трудовой мотивации всех слоев населения, что обеспечивается ростом престижа образованности и профессионализма, вертикальной мобильностью и, что особенно важно, соответствующей системой оплаты труда;

- принцип сочетания государственной  и негосударственной общественной благотворительной деятельности, опирающейся на общие ценности человеческой солидарности, доброты и взаимопомощи;

- принцип маятниковости, при  котором возможна и необходима  смена приоритетов социальной  политики, ее гибкая реакция на  быстрые смены ситуаций в переходный период в условиях общей недостаточности финансовых средств.

Весьма непростые усилия по разработке и реализации строго выверенной социальной стратегии и социальной политики окупятся величайшей ценностью переходного  этапа – социальной устойчивостью общества [1, с. 226-229].

 

2 Основные направления социальной защиты

 

 

Рыночная система хозяйствования меняет не только экономическую политику управления хозяйством, но и требования к рабочей силе, формирует новую  политику хозяйственной мотивации. Процесс перехода к новым ценностям в жизни общества идет не совсем гладко. Постоянно дает о себе знать острое противоречие между необходимостью проведения жесткой экономической политики, раскрепощения рыночных механизмов и недостаточным запасом прочности социальной защиты людей.

Социальная защита — необходимый  элемент функционирования любого достаточно развитого государства [7, с. 323]. Социальная помощь в поддержании физической жизни людей, удовлетворение их социальных потребностей существовала уже в начальный период развития человечества и осуществлялась на основе обычаев, норм, традиций, ритуалов. Это помогало людям приспособиться к неблагоприятным природным условиям и социальной среде, сохранить целостность и преемственность культуры семьи, рода, общности. Взаимопомощь и выручка были естественными свойствами совместной жизни.

С развитием цивилизации, технического прогресса и культуры государство  более активно принимало на себя функцию гаранта социальной защищенности человека. Формирование и развитие рыночной экономики привело к выделению социальной защиты населения в самостоятельный вид деятельности, которая приобрела новый смысл и значение, прежде всего, как защита от неблагоприятных воздействий рыночных отношений.

Социальная защита представляет собой, с одной стороны, функциональную систему, то есть систему направлений, по которым она осуществляется, а с другой — институциональную, то есть систему институтов, ее обеспечивающих (государство, суд, профсоюзы и другие общественные организации).

В полном своем проявлении социальная защита должна охватывать следующие направления:

- обеспечение членам  общества прожиточного минимума  и оказание материальной помощи  тем, кому в силу объективных  причин она необходима, защита  от факторов, снижающих жизненный  уровень;

- создание условий,  позволяющих гражданам беспрепятственно  зарабатывать себе средства для  жизни любыми не противоречащими  закону способами;

- создание условий,  обеспечивающих удовлетворение  определенного минимума (в объеме  общественных возможностей и с учетом национально-исторической специфики) потребностей граждан в образовании, медицинской помощи и т.д.;

- обеспечение благоприятных  условий труда для наемных  работников, защита их от негативных  воздействий индустриального производства;

- обеспечение экологической безопасности членов общества;

- защита граждан от  преступных посягательств;

- защита гражданских  и политических прав и свобод, соответствующих принципам правового,  демократического государства;

- создание условий,  исключающих вооруженные социальные и межнациональные конфликты;

- защита от политического  преследования и административного  произвола;

- обеспечение свободы  духовной жизни, защита от идеологического  давления;

- создание благоприятного  психологического климата в обществе  в целом, в отдельных ячейках и структурных образованиях, защита от психологического прессинга;

- обеспечение максимально  возможной стабильности общественной жизни [7, с. 323-324].

Основными направлениями  формирования эффективной системы  социальной защиты считаются: поддержка беднейших слоев населения, гарантия права на труд, регулирование занятости.

Непосредственная цель производства в условиях рынка —  получение прибыли. Однако такая  цель не препятствует обеспечению надежной социальной защиты людей. Структура  социальной защиты в рыночной экономике представлена на рисунке 1.

 

Рисунок 1 – Структура  и формы социальной защиты населения [5, с. 324]

 

Система социальной защиты, представленная на рисунке 1, получает развитие и в странах с переходной к рынку экономикой. В плане  обеспечения социальной защиты населения в этих условиях делается многое: гарантируется правовая защита от необоснованного увольнения, возможность повышения квалификации, а также выплата пособий по безработице, трудоустройство безработных, их переподготовка, переквалификация, обучение профессиям, которые пользуются спросом.

Государство объективно заинтересовано в поддержке социально уязвимых слоев населения по нескольким причинам: государство, провозгласившее себя цивилизованными, обязано «обеспечить населению достойный уровень жизни»; любое государство заинтересовано в расширенном воспроизводстве квалифицированной рабочей силы.

В условиях перехода к  рынку в социальной защите нуждается  все большая часть населения, а не только беднейшие слои. Причем меры социальной защиты населения, достаточные для одной группы, могут оказаться неприемлемыми для другой, невыполнимы в отношении к третьей и так далее.

Для сохранения определенного  уровня жизни граждан, особенно малоимущих, производится индексация доходов, их соотнесение с повышением стоимости жизни. Индексируются выплаты, производимые из бюджета: пенсии, стипендии, пособия и т.д. Компенсации потерь от инфляции населению, которое получает доходы не из бюджета (работники производственной сферы), осуществляется на условиях, предусмотренных коллективными договорами. Индексируются также все выплаты по компенсации урона, нанесенного увечьем или вызванным другими повреждениями здоровья, связанными с выполнением трудовых обязанностей.

Развитие рынка предъявляет  особые требования к образованию и физическому состоянию людей, что обуславливает развитие системы образования и охраны здоровья на принципиально иных началах. В связи с ростом денежных доходов некоторой части населения параллельно с бесплатным образованием и медицинским обслуживанием развиваются их платные формы.

Рынок обуславливает  потребность в получении экономического и юридического образования людьми, уже имеющими высшее гуманитарное образование. Появляется потребность в подготовке кадров с новыми стереотипами мышления, знанием иностранных языков, компьютерной техники. Средства, вкладываемые в развитие образования и здравоохранения, не должны облагаться налогами, равно как и средства, направляемые на благотворительные цели, - помощь детям и престарелым, инвалидам, многодетным семьям.

В каждой стране сформирована своя система соцобеспечения. Наиболее высокий уровень защиты достигнут  в Швеции, ФРГ, Норвегии, Дании.

Как правило, финансирование программ социальной защиты осуществляется из федерального бюджета и специализированных внебюджетных фондов (фонда социального страхования, пенсионного фонда), а практическая помощь организуется местными органами власти, общественными и благотворительными организациями [5, с. 324-326].

В процессе жизнедеятельности  никто не застрахован от наступления обстоятельств, обусловленных действием социально-экономических, демографических, экологических и иных факторов, по большей части не зависящих от людей. Поэтому преодолеть их самостоятельно они не могут. В таких случаях социальная защита населения выступает в качестве целенаправленной деятельности государства и общества по поддержанию жизненного уровня трудоспособных и нетрудоспособных граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и не способных преодолеть ее без внешней поддержки, а также по созданию условий для их самовыражения и самореализации.

Следовательно, социальная защита населения может рассматриваться как:

Информация о работе Механизм и основные направления социальной защиты в Республике Беларусь