Механизм и основные направления социальной защиты в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 00:51, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, цель курсовой работы – изучить сущность, механизмы, основные направления и пути совершенствования социальной защиты в Республике Беларусь.
Объектом исследования является механизм социальной защиты населения в Республике Беларусь.
В рамках поставленной цели можно выделить следующие задачи:
- рассмотреть понятие социальной защиты;
- проанализировать основные направления социальной защиты населения;
- описать механизм функционирования социальной защиты в РБ;
- рассмотреть пути совершенствования социальной защиты в РБ.

Файлы: 1 файл

OKONChATEL_NYJ_VARIANT.doc

— 255.50 Кб (Скачать файл)

В экономике Республики Беларусь в январе-сентябре 2012 года было занято 4 570 тыс. человек, что на 2,1 % меньше, чем в январе-сентябре 2011 года. Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец сентября 2012 года составила 26,3 тыс. человек, что на 12,8 % меньше, чем на конец сентября 2011 г., и на 5,5 % меньше, чем на конец августа 2012 г. Уровень зарегистрированной безработицы на конец сентября 2012 г., как и на конец сентября 2011 г., составил 0,6 % от экономически активного населения [23].

 

4 Пути совершенствования социальной защиты в Республике Беларусь

 

 

В самом начале пути по реформированию системы социальной защиты населения  республики Президент РБ А.Г. Лукашенко  поставил ответственную задачу: создать  высокоэффективную и социально справедливую модель государственной соцзащиты. За последние годы такая модель – уникальная, принципиально новая, эффективная – создана. Ее целью является обеспечение устойчивого повышения качества жизни социально уязвимых групп населения, а отличительными особенностями – программно-целевой характер, применение выявительного подхода к определению нуждаемости человека в социальной помощи, межведомственное взаимодействие при решении его проблем. В системе соцзащиты в последнее время произошли определенные изменения:

1) несмотря на сложности в  экономическом развитии страны, в действующем законодательстве  все больше закрепляется в  качестве социального права право  на социальную защиту от объективно  обусловленных рисков (потери трудоспособности, болезни, инвалидности или ущерба в результате аварии на производстве, безработицы, старости, смерти и т.д.);

2) соцзащита все более ориентируется на реализацию в ней принципа адресности;

3) виды и формы социальной  помощи в республике весьма  разнообразны. Кроме денежных пособий, помощь предоставляется и в натуральной форме, и в форме различных услуг и льгот.

Оценивая в целом систему  социальной защиты в Республике Беларусь, можно выделить следующие ее особенности:

- преобладание в системе социальной  защиты пособий общего характера без оценки нуждаемости граждан;

- преимущественная ориентация  системы социальной защиты на  городское население (например, жилищные  субсидии);

- широкий диапазон льгот различным  категориям населения;

- неразвитость механизмов добровольного социального страхования, в том числе негосударственного.

По словам замминистра труда  и соцзащиты, доля пожилых людей в структуре населения Беларуси увеличивается и к 2015 году достигнет 24%. Растет и численность одиноких стариков. В целях обеспечения пожилым людям необходимой поддержки, улучшения качества жизни людей утверждена Комплексная программа развития соцобслуживания на 2011-2015 годы. Ее реализация позволит усилить систему соцзащиты; повысить эффективность использования бюджетных средств за счет усиления адресной направленности и развития нестационарного социального обслуживания; обеспечить эффективное взаимодействие и координацию деятельности республиканских органов госуправления, местных исполнительных и распорядительных органов, общественных объединений и благотворительных организаций [22].

В настоящее время в стране функционируют 77 домов-интернатов для престарелых  и инвалидов, в которых проживают  более 17,9 тыс. человек, в том числе 45 – психоневрологического профиля, 22 – для престарелых и инвалидов (общего типа), 10 – для детей-инвалидов [24]. 

Министерство труда и социальной защиты постоянно работает над совершенствованием нормативной правовой базы в целях улучшения обслуживания проживающих в домах интернатах. В последние годы приняты меры по развитию и оптимизации домов-интернатов, совершенствованию системы соцобслуживания проживающих. "Безусловно, реализация государственной социальной политики в современных условиях требует активного развития новых механизмов, форм и методов, основанных на предоставлении гражданам пожилого возраста и инвалидам необходимого комплекса соцуслуг, оказании различных видов помощи и создании условий для социальной адаптации и реабилитации, - подчеркнула представитель министерства. - Решению этих задач во многом способствует выполнение мероприятий подпрограммы "Развитие стационарных учреждений социального обслуживания" Комплексной программы развития социального обслуживания на 2011-2015 гг. с общим объемом финансирования 600,4 млрд бел. руб." [24].

В настоящее время в органах по труду, занятости и социальной защите различные виды пенсий получает более 2,4 млн человек.

Одним из приоритетных направлений  государственной социальной политики в области пенсионного обеспечения  является последовательное повышение уровня пенсий. Перерасчет пенсий осуществляется в связи с ростом средней заработной платы и в связи с изменением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения [25].

23 октября 2012 г. вступил в силу закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам социальной защиты инвалидов". Как отметила М. Щеткина, представитель Минтруда и соцзащиты, этим законом предусматривается не только создание, но и сохранение специализированных рабочих мест для инвалидов, в организациях, имущество которых находится в собственности общественных объединений инвалидов, и организациях, финансируемых за счет средств республиканского или местного бюджетов. Сохранение рабочих мест для инвалидов будет выгодно нанимателю, так как на это выделят деньги из средств, направляемых на финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения. 

По статистике, на 1 августа текущего года на учете в органах по труду, занятости и соцзащите состояли 507,8 тыс. инвалидов. В общей численности людей с различными ограничениями 72,8 тыс. человек имеют первую группу инвалидности, 272,1 тыс. – вторую, 136,7 тыс. – третью. В стране проживают 26,2 тыс. детей-инвалидов в возрасте до 18 лет. В Беларуси в текущем году укрепляется тенденция снижения численности инвалидов: за семь месяцев их стало меньше на 0,3 %, в том числе детей-инвалидов – на 1,6 %, инвалидов вследствие катастрофы на ЧАЭС – на 0,8 %, несовершеннолетних инвалидов-чернобыльцев – на 1,2 % [26].

Недавно завершилась реализация Госпрограммы «О безбарьерной среде жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2007–2010 годы». В течение трёх лет Белорусская железная дорога ввела в эксплуатацию 20 пассажирских вагонов со спецоборудованием для транспортировки инвалидов-колясочников. Денежные средства Мингорисполкома и облисполкома позволили приобрести 2 156 низкопольных городских автобусов, троллейбусов и трамваев.В целом, за 2007–2010 годы мероприятия по организации безбарьерной среды были проведены примерно на 11 000 объектах коммунальной и республиканской форм собственности.

Сегодня действует очередная  Государственная программа по созданию безбарьерной среды, рассчитанная на 2011–2015 годы. Среди новых задач – развитие систем коммуникации и информационного взаимодействия инвалидов с нарушениями слуха и зрения. Планируется обеспечение судопереводом значимых телепрограмм, увеличение количества новостных программ с бегущей строкой. Должна произойти адаптация банкоматов, инфокиосков и платёжных терминалов для инвалидов по зрению. Предусмотрено изучение возможности организации единого Республиканского центра приёма-передачи сообщений от лиц с недостатками слуха в экстренные службы [27].

Особое место в области  социальной реабилитации инвалидов занимает вопрос обеспечения инвалидов техническими средствами социальной реабилитации. РУП «Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр» является единственным в стране предприятием по оказанию протезно-ортопедической помощи населению и изготовлению более 70 % наименований изделии, включенных в Государственный реестр (перечень) технических средств социальной реабилитации, выделяемых инвалидам бесплатно или на льготных условиях. Постоянно ведется работа по внедрению новых технологий в протезировании и изготовлении технических средств социальной реабилитации, улучшению качества и повышению технического уровня выпускаемой продукции. На начало 2012 г. на учете в РУП БПОВЦ состояло более 102 тыс. чел., нуждающихся в технических средствах социальной реабилитации.

Успешно функционирует  ГУ «Республиканский реабилитационный центр для детей-инвалидов Минтруда и соцзащиты РБ». В 2011 г. в Центре развернуты 4 дополнительные койки для пребывания родителей, что позволило больше принимать детей дошкольного возраста, так как раннее начало реабилитации особенно важно для детей этого возраста. Так, в 2011 г. реабилитацию в Центре прошли 1 185 детей-инвалидов [28].

С целью смягчения последствий  трансформации экономики предусматривается  принятие мер по поддержке безработных, создание информационной компьютерной системы поиска рабочих мест в стране и за рубежом; отмена прописки и других административных ограничений на передвижение и найм рабочей силы, покупку недвижимости гражданами РБ внутри страны; поддержка развития частных образовательных и тренинговых центров по переквалификации рабочих, модификация программ вузов в соответствие с существующим спросом на определенные специальности.

За последние 10 лет здоровье населения  Беларуси заметно ухудшилось, о чем  свидетельствуют показатели заболеваемости, смертности, средней продолжительности жизни, а также компоненты индекса человеческого развития. Система предоставления медицинской помощи населению в современных условиях является важнейшим элементом сохранения общества и обеспечения национальной безопасности. Между тем состояние системы здравоохранения характеризуется наличием ряда фундаментальных проблем, требующих построения принципиально иной системы помощи в области защиты здоровья. Проблемы организационно-экономического характера в рамках старой системы являются непреодолимыми. В переходный период значительно сократились возможности государства финансировать бесплатное предоставление населению медицинской помощи, вследствие чего резко ухудшилась его доступность для самых малообеспеченных граждан. Существующие государственные обязательства в сфере здравоохранения носят декларативный характер, что резко снижает доверие населения к государственной власти. Предпринимаемые правительством меры в рамках старой системы и имеющихся средств не в состоянии сбалансировать государственные гарантии и финансовое обеспечение.

Реформа системы здравоохранения  позволит:

- повысить реальную доступность  медицинской помощи для самых  социально незащищенных граждан;

- сбалансировать государственные гарантии с финансовыми возможностями;

- обеспечить прозрачность и  устойчивое развитие современных  медицинских технологий за счет  создания конкурентной среды  в сфере оказания различных  медицинских услуг;

- снизить издержки администрирования  системы управления здравоохранением;

- создать условия для обеспечения  населения необходимыми лекарствами.

Развитие системы частных поликлиник и больниц, создание конкуренции  на рынке различных профилактических и лечебных услуг позволит стабилизировать  цены на оптимальном, приемлемом для социально незащищенных граждан уровне. Значительно возрастет мотивация вести здоровый образ жизни, осуществлять профилактику болезней и использовать современные технологии в системе здравоохранения [29].

Сегодня чрезвычайно важны только два фактора: человеческий капитал – знания, навыки и здоровье населения – и умение его использовать. Иными словами, речь идет о том, насколько эффективно работает национальная инновационная система. Инвестиции государства в человеческий капитал и знания стали важнейшим фактором стабильного и долговременного экономического роста.

Известный экономист Майкл Портер выделяет три типа экономик: «экономика, движимая факторами производства», «экономика, движимая инвестициями», «экономика, движимая инновациями» и считает, что каждую из них нужно пройти последовательно. Мнение, что невозможно перейти к инновационной стадии, не завершив инвестиционную, разделяют и многие российские экономисты. Поэтому важная задача нашей республики – суметь в пятилетке 2011-2015 гг. совместить инвестиционную и инновационную стадии, одновременно заимствуя в рамках инвестиционного процесса зарубежные технологии и создавая в рамках инновационного собственные.

Чтобы обеспечить высокий экономический рост в 10 % в 2011–2015 гг., нам предстоит с помощью иностранных инвестиций продолжить ускоренную модернизацию, а за счет традиционно высокого в Беларуси уровня НИОКР и повышения эффективности инновационной системы создать и предложить мировому рынку собственные уникальные изделия и производства.

Индекс человеческого капитала, который измеряет ООН, – производная  функция трех показателей: ВВП по паритету покупательной способности  на душу населения, продолжительность  жизни и уровень образования. Сегодня по индексу человеческого  капитала РБ занимает 68-е место в мире, цель пятилетки по его развитию – выйти на 50-е место. Главный сдерживающий фактор – низкая продолжительность жизни мужчин. Поэтому борьба за здоровый образ жизни мужской части населения – важная задача пятилетки [30].

Борьба с бедностью является важнейшим приоритетом социальной политики. Для устойчивого развития первостепенное значение имеет максимальное сокращение в стране уровня малообеспеченности. Реализация этой задачи возможна на основе экономического роста, повышения уровня жизни, прежде всего работающей части населения.

Для решения проблем бедности, чрезмерного социального расслоения в РБ реализуются ежегодные программы занятости населения, госпрограммы поддержки и развития предпринимательства, Концепция совершенствования оплаты труда, Президентская программа «Дети Беларуси», Государственная программа «Жилье», Программа по проблемам пожилых людей и др.

Действует система соцзащиты, социального страхования, где наряду с традиционными инструментами (пособиями, адресными субсидиями) используются и дополнительные меры защиты (оказание натуральной помощи, общественные работы, переподготовка кадров и др.).

Поскольку проблемы бедности в Беларуси, как и проблемы оплаты труда, имеют системный характер, то для повышения уровня жизни, эффективности политики доходов и занятости потребуются дальнейшие преобразования в социальной и экономической сферах. Важную роль в них призваны сыграть меры по совершенствованию социальной политики в целом и ее основных направлений в частности [17, с. 749].

Информация о работе Механизм и основные направления социальной защиты в Республике Беларусь