Механизм и основные направления социальной защиты в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 00:51, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, цель курсовой работы – изучить сущность, механизмы, основные направления и пути совершенствования социальной защиты в Республике Беларусь.
Объектом исследования является механизм социальной защиты населения в Республике Беларусь.
В рамках поставленной цели можно выделить следующие задачи:
- рассмотреть понятие социальной защиты;
- проанализировать основные направления социальной защиты населения;
- описать механизм функционирования социальной защиты в РБ;
- рассмотреть пути совершенствования социальной защиты в РБ.

Файлы: 1 файл

OKONChATEL_NYJ_VARIANT.doc

— 255.50 Кб (Скачать файл)

- средство формирования и развития личности, обеспечение ее конституционных прав;

- государственная и общественная поддержка отдельных категорий населения, находящихся в трудной жизненной ситуации и не способных преодолеть ее самостоятельно, то есть поддержка, имеющая целевой характер.

Отметим также такое  понятие, как социальная работа. Социальная работа – это разновидность социальной деятельности, имеющей своей целью оптимизировать осуществление субъектной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе совместного удовлетворения потребностей, поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования личности [8, с. 69].

Социальный работник занимается оказанием помощи и поддержки определенным незащищенным и слабозащищенным слоям населения: пенсионерам, одиноким старикам, инвалидам, беженцам, детям из неблагополучных семей, детям-сиротам, отказникам и тем, над кем оформлена опека или усыновление, лицам, испытывающим трудности с трудоустройством, получившим производственные травмы и т.д. Роль социального работника заключается в том, чтобы улучшить материально-бытовые условия жизни вверенных ему граждан, обеспечить их социально-правовую защиту [9].

Проблема социальной защиты наиболее остро проявляется  в условиях инфляции, безработицы. Для  смягчения падения потребления  и жизненного уровня частично применяется  индексация доходов, то есть их увеличение по мере роста розничных цен. Однако возможности индексации доходов ограничиваются опасениями наводнения рынка денежной массой, ведущей, как следствие, к новому росту цен и возникновению инфляционной спирали.

Для определенных слоев и категорий  населения со стороны государства  существуют различные виды социальной поддержки. Люди, находящиеся на длительном или постоянном иждивении общества и государства, живут в основном за счет социальной отрасли экономики, называемой социальным обеспечением. Наиболее распространенный вид социального обеспечения - пенсионное обеспечение.

Наряду с пенсией по старости выплачиваются пенсии по инвалидности, обусловленные состоянием здоровья. Пенсии выплачиваются из средств  пенсионного фонда, образуемого  за счет отчислений юридических лиц  и частично государственного бюджета. В условиях рыночной экономики предприятия получают возможность создавать собственные пенсионные фонды для выплаты пенсий своим работникам.

Из средств государственного и  местного бюджетов различным категориям нуждающегося населения предоставляются различные пособия и выплаты. Они могут носить постоянный, длительный и временный характер. Возможно разовое предоставление социальной помощи.

Государство создает детские дома, интернаты, принимая на себя заботу о  детях, лишенных родителей. Для престарелых людей, не имеющих детей и родных, способных оказать помощь, уход, услуги, создаются дома престарелых.

Для учащейся молодежи распространенным видом денежной помощи является выплата  стипендий.

Официально зарегистрированным безработным  государство выплачивает пособие по безработице. В первые месяцы помощь безработным выплачивается в объеме, близком к заработной плате, в последующие месяцы снижается.

Государство призвано оказывать помощь жертвам противозаконных репрессий  со стороны государства, жертвам войн, пострадавшим от катастроф, стихийных бедствий, аварий. В помощи нуждаются также инвалиды по болезни, жертвы эпидемий, пострадавшие от вредных производств, вынужденные переселенцы

 

3 Механизм социальной защиты населения в Республике Беларусь

 

 

Реализация механизма социальной защиты для активных групп населения предполагает предоставление условий для повышения своего благосостояния за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства.

Эффективность системы социальной защиты определяется сочетанием выбранной концепции социальной защиты и адекватного ей механизма. Одним из них является механизм социальных гарантий – юридических и материальных средств реализации конституционных прав членов общества, имеющий целью выравнивание уровней жизни отдельных групп населения, недостаточная обеспеченность которых связана главным образом с причинами, не зависящими от их трудовых усилий: высокой иждивенческой нагрузкой на трудоспособных, возрастом, потерей работы и т.д. В Конституции Республики Беларусь эти права нашли свое отражение в ст. 47, где гарантируется социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца; в ст. 32 определено право семей и детей на защиту государства [10].

Обеспечение социальных гарантий в  принципе предполагает не полное, а  минимальное удовлетворение потребностей человека. Реализация прав граждан  в области социальных гарантий осуществляется посредством минимальных социальных стандартов. Социальными стандартами в РБ являются: минимальные размеры пенсий; государственные пособия семьям, воспитывающим детей; пособия, единовременные выплаты и материальная помощь малообеспеченным и находящимся в трудной жизненной ситуации гражданам. Финансирование минимальных выплат осуществляется за счет средств бюджетов разных уровней, а также государственных внебюджетных страховых фондов. Их размеры устанавливаются обычно на основе бюджета прожиточного минимума. В современных условиях основной проблемой обеспечения гарантий является финансирование [11].

Научно обоснованная система социальных гарантий в виде системы минимальных  государственных стандартов является основой для формирования гибкой системы социальной защиты, которая  позволит предупреждать возможные  факторы социального риска и обеспечить соблюдение важнейших социальных прав членов общества. Внедрение такой системы в нашей стране уже началось. Наибольшие трудности в этом процессе встречаются в сельской местности и небольших городах (особенно это касается здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства). Получение услуг, выходящих за рамки минимальных стандартов, осуществляется на платной основе за счет потребителей [4, с. 130-139].

Выплаты из социальных общественных фондов потребления в Республике Беларусь – это в основном пенсии, стипендии и различные пособия.

Пенсия – это денежное пособие, получаемое гражданином после достижения им установленного законом возраста и при условии, что он отработал определенное число лет по найму. Пенсионное обеспечение в РБ регулируется Законом “О пенсионном обеспечении”, принятом 17 апреля 1992 г., Законами от 2 февраля 1994 г., 24 февраля 1994 г., 1 марта 1995 г. “О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь “О пенсионном обеспечении”, а также другими законодательными актами.

Пенсия решает не только проблему гуманности, но и является стимулом к лучшей работе. Государством назначаются трудовые и социальные пенсии.

К трудовым пенсиям относятся  пенсии по возрасту, инвалидности, в  случае потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед государством. Право на пенсию по возрасту имеют мужчины по достижении ими 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет и женщины при достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет. Некоторым категориям граждан пенсии назначаются на льготных условиях. К ним относятся лица, работавшие в районах, которые имели особые условия труда (тяжелые, вредные для здоровья, опасные), а также многодетные матери, родители инвалидов с детства.

Пенсии по инвалидности назначаются  в случае наступления инвалидности в результате трудового увечья, профессионального  заболевания или вследствие общего заболевания.

Пенсии по случаю потери кормильца получают нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении.

Пенсии за выслугу лет  устанавливаются тем категориям граждан, которые заняты на работах, ведущих к утрате трудоспособности или пригодности до наступления  возраста, дающего право на пенсию по возрасту. Право на пенсию за выслугу лет имеют работники авиации, локомотивных бригад, водители грузовых автомобилей, шахтеры, геологи, моряки и др.

Социальные пенсии назначаются  неработающим гражданам при отсутствии права на трудовую пенсию. Они выплачиваются  инвалидам, мужчинам и женщинам, достигшим пенсионного возраста, детям в случае потери кормильца [12, с. 179-180].

Выплата пенсии осуществляется из фонда социальной защиты населения  Республики Беларусь, который образуется за счет взносов работодателей, обязательных страховых взносов граждан, средств государственного бюджета.

Государственные стипендии  выплачиваются учащейся молодежи. Размер стипендии периодически корректируется с учетом инфляции и зависит от типа учебного заведения и от степени  успеваемости учащегося. Отдельные  категории студентов получают именные стипендии.

Государственные пособия назначаются  семьям, воспитывающим детей; населению, пострадавшему в результате аварии на Чернобыльской АЭС; инвалидам войны; женщинам по беременности и родам и другим категориям граждан [12, с. 180].

Улучшение пенсионного обеспечения  граждан является одним из главных  приоритетов социальной политики белорусского государства. 
Опережающие темпы роста пенсий по сравнению с зарплатой обеспечили в Республике Беларусь стабильный рост пенсий.

Средний размер пенсии по возрасту в 2012 году в Беларуси, по оценке, составит $182,6 в эквиваленте. По прогнозу, средний размер пенсии по возрасту в 2013 году возрастет до $218,1 в эквиваленте. Для сравнения отметим, что в 2005 году средний размер  пенсии по возрасту равнялся $94, в 2006 - $121, в 2010 - $177, в 2011 - $137,4.

Пенсионная система в стране функционирует стабильно, пенсии выплачиваются своевременно. В нынешнем году принимаются меры, направленные на поддержание уровня пенсий и их покупательной способности. С 1 января 2012 года установлена ежемесячная дополнительная целевая доплата к пенсиям неработающих получателей пенсий в органах по труду, занятости и соцзащите, достигших возраста 75 лет, в размере 75 %, в возрасте 80 лет и старше – 100 % минимального размера пенсии по возрасту. Трижды в текущем году (в феврале, мае и августе) повышались трудовые пенсии исходя из средней заработной платы работников в республике. Также трижды были перерассчитаны минимальные трудовые и социальные пенсии, надбавки, повышения к пенсиям и доплаты людям старших возрастов связи с ростом бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения [13].

Специалистами Международной организации  труда совместно с национальными  специалистами ряда министерств  республики и Фонда социальной защиты населения в течении 2000 года был  сделан анализ предложений по реформированию пенсионной системы РБ. Расчеты показали объективную необходимость повышения возраста выхода на пенсию. И даже в данном случае положение Фонда социальной защиты населения будет оставаться неустойчивым. Более того, начиная с 2030 года Фонд будет работать с дефицитом средств, причем этот дефицит будет наращиваться [14, с. 135].

В настоящее время в стране идет реформирование системы пенсионного обеспечения. В Республике Беларусь используется пенсионная система, основанная по принципу солидарности (текущего финансирования), когда трудовые пенсии выплачиваются за счет текущих страховых отчислений из фонда заработной платы работающих, т.е. работающее население финансирует потребности пенсионеров. Источниками финансирования пенсий и иных страховых выплат являются страховые взносы нанимателей.

Государство расходует значительные средства на социальную защиту, однако широкий спектр программ так же, как и многообразие задач, затрудняет определение общих целей различных  программ и оценку их эффективности. На сегодняшний день они не смогли однозначно доказать свою эффективность с точки зрения охвата наиболее нуждающихся категорий населения и предназначены для широких слоев граждан. В отношении системы выплат можно отметить, что она недостаточно эффективна как с позиции управления, так и получаемых результатов.

Социальные гарантии призваны компенсировать в той или иной мере неблагоприятные  особенности жизненного положения  отдельных категорий работников и их членов семей. Социальная помощь наиболее уязвимым и группам населения  – одна из ведущих форм реализации социальных гарантий в переходный период.

Опыт стран с переходной экономикой свидетельствует: для того чтобы  система социальной защиты была финансово  устойчивой и реально обеспечивала смягчение трудностей переходного  периода для малообеспеченных домашних хозяйств, она должна действовать на принципе адресного охвата наиболее уязвимых категорий. В последние годы начала набирать силу тенденция к усилению адресности, обусловленная стремлением правительств сократить суммарные социальные расходы, перейти от уравнительного предоставления социальных пособий к выплате их с учетом индивидуальных потребностей [15, с. 100-117].

Принцип адресности в оказании социальной помощи малообеспеченным слоям населения  означает, с одной стороны, четкий контроль над уровнем доходов получателей пособий, а с другой – равный доступ к получению пособий представителям любых групп населения (не только групп риска), попавшим в сложную ситуацию. Можно выделить два разных типа адресных программ: основанные на проверке нуждаемости, предусматривающие детальный тест ресурсов получателей, включая доходы, активы и потребности, и основанные на проверке доходов, предусматривающие простой тест доходов получателей,  с учетом годовой декларации о доходах.

Основные получатели социальных выплат, кроме пенсионеров, - семьи с детьми, безработные, некоторые категории малообеспеченных граждан. Социальные выплаты малообеспеченным гражданам регулируются положением “О порядке оказания адресной социальной помощи отдельным категориям семей и одиноких лиц ”. В соответствии с этим документом право на получение адресной социальной помощи имеют:

Информация о работе Механизм и основные направления социальной защиты в Республике Беларусь