Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2015 в 23:36, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотреть особенностей проведения аудита в организациях оптовой торговли на примере организации ООО «АгроФтранс».
Исходя из поставленной цели основными задачами работы являются:
– исследование теоретических и методологических основ аудита финансовых результатов в организации,
– исследование современного состояния контроля формирования финансовых результатов в исследуемой организации,
– предложение путей совершенствования контроля финансовых результатов в исследуемой организации.
Введение 3
1 Теоретические основы проведения аудита на предприятиях
оптовой торговли 7
1.1 Нормативно-правовые акты, используемые при проведении аудита 7
1.2 Цель, задачи, источники аудита организаций оптовой торговли 12
2 Методика проведения аудита на предприятиях оптовой торговли
на примере ООО «АгроФтранс» 14
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
«АгроФтранс» 14
2.2 Оценка системы организации бухгалтерского учета и внутреннего
контроля аудируемого лица 19
2.3 Подготовка и планирование аудиторской проверки товарных
операций 28
2.4 Аудит операций по поступлению и оприходованию товаров 30
2.5 Формирование выводов по окончанию аудиторской проверки и
разработка путей совершенствования организации бухгалтерского учета и
системы внутреннего контроля ООО «АгроФтранс» 38
3 Практическая часть 40
3.1 Задание № 3 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1 Теоретические основы проведения аудита на предприятиях
оптовой торговли
1.1 Нормативно-правовые акты, используемые при проведении аудита 7
1.2 Цель, задачи, источники аудита
организаций оптовой торговли
2 Методика проведения аудита на предприятиях оптовой торговли
на примере ООО «АгроФтранс» 14
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
«АгроФтранс» 14
2.2 Оценка системы организации бухгалтерского учета и внутреннего
контроля аудируемого лица 19
2.3 Подготовка и планирование аудиторской проверки товарных
операций 28
2.4 Аудит операций по поступлению и оприходованию товаров 30
2.5 Формирование выводов по окончанию аудиторской проверки и
разработка путей совершенствования организации бухгалтерского учета и
системы внутреннего контроля ООО «АгроФтранс» 38
3 Практическая часть 40
3.1 Задание № 3 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ А – Оценка системы учета и внутреннего контроля 48
ПРИЛОЖЕНИЕ Б – Программа аудита товарных операций в оптовой торговле 53
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность курсовой работы заключается в том, что в современных условиях своевременное обращение денежных средств, а также тщательно поставленный учет расчетных операций с поставщиками и покупателями, дебиторами и кредиторами оказывают значительное влияние на финансовые результаты предприятия (прибыли или убытки), среди которых основное место занимает прибыль от реализации товарной продукции. При расчетах с поставщиками и покупателями, в зависимости от хозяйственной ситуации, возникает дебиторская и кредиторская задолженность, что существенно влияет на финансовое состояние предприятия. Четкая организация расчетов между поставщиками и покупателями оказывает непосредственное влияние на ускорение оборачиваемости оборотных средств и своевременное поступление денежных средств. В связи с этим возникает необходимость проведения аудиторской проверки расчетных операций.
В условиях развивающейся рыночной экономики, сложного налогового законодательства, обширной нормативно-законодательной базы, бухгалтерам приходится отслеживать большое количество изменений в уже существующих и появляющихся новых документах.
Все существующие новые и важные документы регулируют бухгалтерский учет и аудит хозяйственных операций, а также сами процессы учета и аудита различных видов хозяйственных операций и их варианты [1].
Рациональная организация контроля за состоянием расчетов способствует укреплению договорной и расчетной дисциплины, выполнению обязательств по поставкам продукции в заданном ассортименте и качестве, повышению ответственности за соблюдение платежной дисциплины, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств и, следовательно, улучшению финансового состояния предприятия.
Проверку состояния расчетов рекомендуется начинать с аудита материалов инвентаризации расчетов.
Инвентаризация расчетов заключается в выявлении по соответствующим документам остатков и тщательной проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах. Учитывая, что сами предприятия в большинстве случаев проводят инвентаризацию расчетов с низким качеством (либо вообще не проводят), аудитор должен установить сроки возникновения задолженности по счетам дебиторов и кредиторов, ее реальность и лиц, виновных в пропуске сроков исковой давности (согласно гражданскому кодексу РФ срок исковой давности установлен 3 года). В случае необходимости нужно провести сверку расчетов с дебиторами и кредиторами с составлением актов сверок. Для этой работы можно привлечь и сотрудников бухгалтерии проверяемого предприятия.
Оптовая торговля представляет собой совокупность посреднических операций между хозяйственными субъектами в целях сбыта (реализации) продукции, с одной стороны, и приобретения (купли) товаров последующего использования их в производстве и продаже розничным торговым предприятиям для последующей реализации населению – с другой [2].
Современный аудит представляет собой обзор и оценку действующей системы бухгалтерского учета на предприятии с последующим исследованием бухгалтерских записей в наиболее рискованных областях деятельности предприятия. Наиболее важными причинами этого являются:
– увеличивающиеся объемы и усложнение деятельности предприятий;
– развитие и широкое внедрение компьютерных систем и связанная с этим автоматизация бухгалтерского учета;
– наличие в финансовой отчетности помимо годового баланса таких форм, как отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств и других, требующих глубокого анализа производственной и коммерческой деятельности предприятия за весь год, а не простой проверки сальдо балансовых счетов на конец года.
Таким образом, конечной задачей аудитора является не поиск конкретных отклонений и ошибок, а выражение мнения об истинности и справедливости финансовой отчетности предприятия. Для обоснования своего мнения аудитор должен осуществить ряд процедур, которые он считает необходимыми при аудите конкретной компании в соответствии с действующими аудиторскими стандартами. Следующей задачей аудитора, главным образом в качестве услуги клиенту, является представление руководству и владельцам компании конструктивно-критической оценки систем бухгалтерского учета, информационного обеспечения бизнеса и управления на предприятии.
В новых условиях независимо от формы хозяйствования существенно возрастает заинтересованность предприятий в высоких финансовых результатах своей деятельности. Финансовый результат может выступать в форме прибыли (дохода) или убытка, полученных от различных хозяйственных операций. Соизмерение результатов и затрат и получение прибыли (дохода), которая отражает итоги производственно-финансовой деятельности предприятия [3].
В процессе аудита хозяйственных операций проверяется их достоверность, законность и хозяйственная необходимость на основание документов, в которых они нашли отражение.
Целью данной работы является рассмотреть особенностей проведения аудита в организациях оптовой торговли на примере организации ООО «АгроФтранс».
Исходя из поставленной цели основными задачами работы являются:
– исследование теоретических и методологических основ аудита финансовых результатов в организации,
– исследование современного состояния контроля формирования финансовых результатов в исследуемой организации,
– предложение путей совершенствования контроля финансовых результатов в исследуемой организации.
Предметом исследования явились методы проверок, применяемые аудиторами в процессе аудита организаций оптовой торговли. Объектом исследования послужила деятельность организации занимающийся оптовой торговлей ООО «АгроФтранс».
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В работе используются экономико-статистические, монографический методы. Информационной базой исследования данного вопроса будут являться нормативные и законодательные акты, регулирующие вопросы аудита в РФ, а также учебная и научная литература.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ
1.1 Нормативно-правовые акты, используемые при проведении аудита
Методологические основы, порядок организации и ведения бухгалтерского учёта материально-производственных запасов в организациях определяют нормативные документы, разрабатываемые и утверждаемые Правительством Российской Федерации, а также другими органами, которым федеральными законами предоставлено такое право.
Главным правовым актом, регулирующим деятельность организации в целом является Гражданский кодекс Российской Федерации. Согласно ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Необходимость государственного регулирования аудиторской деятельности объясняется рыночной основой аудиторской деятельности, ее общественной значимостью. Наблюдается расширение потребностей в аудиторских услугах и распространение аудита в различных отраслях экономики и в организациях различных организационно-правовых форм, форм собственности, масштабов деятельности. Аудиторы оказывают внушительный спектр услуг, осуществляют как инициативный, так и обязательный аудит. Аудиторская деятельность ведется как свободная и независимая предпринимательская деятельность. При проведении аудиторской проверки, одной из главных задач является проверка соблюдения организацией законодательных и нормативно-правовых актов при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» в настоящее время в России установлена двухуровневая система стандартизации аудиторской деятельности: Федеральные стандарты аудиторской деятельности (ФСАД); Стандарты аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов (САД).
В Законе № 307-ФЗ указано, что ФСАД разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита (далее – МСА) и являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов (далее – СРОА) и их работников. САД определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным ФСАД, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг. При этом САД не могут противоречить ФСАД и являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами СРОА, разработавшей их.
СРОА имеют право не только разрабатывать проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности, которыми они впоследствии будут руководствоваться в своей практической деятельности, но и участвовать в разработке проектов стандартов в области бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 6 ст. 17 Закона N 307-ФЗ), соблюдение которых аудируемыми лицами будет составлять предметную область аудита.
Минфином России зарегистрировано шесть СРОА:
– Некоммерческое партнерство «Аудиторская палата России» (АПР);
– Некоммерческое партнерство «Институт профессиональных аудиторов» (ИПАР);
– Некоммерческое партнерство «Московская аудиторская палата» (МоАП);
– Некоммерческое партнерство «Гильдия аудиторов Региональных институтов профессиональных бухгалтеров» (ГА ИПБР);
– Некоммерческое партнерство «Российская коллегия аудиторов» (РКА);
– Некоммерческое партнерство «Аудиторская ассоциация Содружество» (ААС).
Основным нормативным документом, регулирующим ведение бухгалтерского учёта в России является Федеральный закон, который с 1 января 2013 года вступил в силу от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Данный закон устанавливает единые правовые методологические основы бухгалтерского учёта и отчётности на территории России для всех организаций, являющихся юридическими лицами, определяет сущность бухгалтерского учёта и его задачи, основные понятия, используемые в учёте, порядок регулирования, организации и ведения бухгалтерского учёта и представления бухгалтерской отчётности, а также взаимоотношения по этим вопросам организаций с внутренними и внешними потребителями информации, включая органы государственного управления. В Законе также оговорены основные требования к ведению бухгалтерского учёта [4].
Часть II Налогового кодекса Российской Федерации, в частности статья 254 Главы 25 «Налог на прибыль организаций» регламентирует порядок формирования и списания материальных расходов предприятия для целей налогообложения. При проведении инвентаризации материально-производственных запасов, следует руководствоваться Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утверждёнными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 г. №49.
Первичный учёт движения материально-производственных запасов, осуществляется с помощью первичных документов типовой формы, утверждённых Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.03 г. № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учётной документации по учёту материально-производственных запасов».