Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2015 в 23:36, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотреть особенностей проведения аудита в организациях оптовой торговли на примере организации ООО «АгроФтранс».
Исходя из поставленной цели основными задачами работы являются:
– исследование теоретических и методологических основ аудита финансовых результатов в организации,
– исследование современного состояния контроля формирования финансовых результатов в исследуемой организации,
– предложение путей совершенствования контроля финансовых результатов в исследуемой организации.
Введение 3
1 Теоретические основы проведения аудита на предприятиях
оптовой торговли 7
1.1 Нормативно-правовые акты, используемые при проведении аудита 7
1.2 Цель, задачи, источники аудита организаций оптовой торговли 12
2 Методика проведения аудита на предприятиях оптовой торговли
на примере ООО «АгроФтранс» 14
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
«АгроФтранс» 14
2.2 Оценка системы организации бухгалтерского учета и внутреннего
контроля аудируемого лица 19
2.3 Подготовка и планирование аудиторской проверки товарных
операций 28
2.4 Аудит операций по поступлению и оприходованию товаров 30
2.5 Формирование выводов по окончанию аудиторской проверки и
разработка путей совершенствования организации бухгалтерского учета и
системы внутреннего контроля ООО «АгроФтранс» 38
3 Практическая часть 40
3.1 Задание № 3 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
2.4 Аудит операций по поступлению и оприходованию товаров
Аудиторская проверка товарных операций начинается с ознакомления с отделом бухгалтерского учета, занимающегося учетом операций связанных с поступлением и оприходованием товаров. На этом этапе устанавливается, кто ведет бухгалтерский учет по движению ценностей (образование, бухгалтерский стаж, родственные связи); какими нормативными документами пользуется бухгалтер данного участка; кому подотчетен данный бухгалтер; кто его проверяет по исполняемой работе; наличие плана-схемы документооборота и альбома с перечнем и образцами заполненных первичных типовых документов; обоснованность, оптимальность и целесообразность выбора в учетной политике организационных, методических и технических аспектов по данному участку учета; наличие схем по поступлению и оприходованию товаров на счетах; какие методы внутреннего контроля используются (инвентаризация, документирование); соблюдаются ли сроки проведения инвентаризации товаров и порядок оформления результатов инвентаризации; следует убедиться в правильности оформления договоров о материальной ответственности с кладовщиками и другими ответственными лицами, которым переданы в подотчет ценности, наличие журналов регистрации документов (журнал регистрации счетов-фактур), приказов о постоянно действующей инвентаризационной комиссии.
При этом руководствуются следующими основными принципами:
– единство показателей бухгалтерского учета при реализации товаров предприятиям розничной торговли, общественного питания или другому оптовому предприятию, при отгрузке товаров со складов (складской товарооборот) или отгрузке товаров покупателям непосредственно поставщиком без завоза на оптовый склад (транзитный оборот, который делится на оборот с участием и на оборот без участия оптового предприятия);
– возможность получения оперативной учетной информации о хозяйственной деятельности предприятия (например, за день);
– учет товаров и тары в соответствии с разделением материальной ответственности по каждому лицу или бригаде согласно договору о материальной ответственности, заключаемому с сотрудником или бригадой (администрация может предъявить претензии к нарушителям учета);
– учет товаров и тары в натурально-стоимостном выражении; на оптовых предприятиях товары учитываются по сортам, количеству, ценам и стоимости, материально ответственное лицо отчитывается по товарам в разрезе каждого наименования;
– единство оценки товаров при их оприходовании и списании в расход (так, если товары были оприходованы по продажным ценам, то и списываться они должны по этим же ценам).
Излишки и недостачи в учете отражаются следующими бухгалтерскими проводками:
– на оприходование излишков выявленных при инвентаризации: дебет счета 41 «Товары», субсч. «Товары на складах», кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсч. 1 «Прочие доходы»;
– на отражение недостачи в учете:
а) за счет виновных лиц: дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», кредит счета 41 «Товары», субсч. 1 «Товары на складе»; дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсч. 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба», кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
б) если виновное лицо не установлено: дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», кредит счета 41 «Товары», субсч. 1 «Товары на складе»; дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы», кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
При проведении аудиторской проверки поступления товарных ценностей необходимым условием является сопоставление данных первичных документов по поступлению товаров с данными журнала регистрации полученных счетов-фактур, Книги покупок, регистров бухгалтерского учета по счетам 41 «Товары», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и данными Главной книги по этим же счетам.
Все полученные от поставщиков счета-фактуры должны быть отражены в обязательном порядке в Книге покупок в сумме, которая указана в счете и должна быть оплачена поставщику. Они должны регистрироваться по мере их поступления, за исключением тех счетов-фактур, в которых имеются подчистки и помарки и которые оформлены с нарушением установленного порядка. Правильность ведения Книги покупок характеризует в некоторой степени уровень внутреннего контроля и определяет степень риска при дальнейшей проверке учетных данных [17].
Суммы, указанные в документах полученных от поставщиков товаров должны соответствовать суммам, отраженным в Книге покупок, а затем данные за отчетный период по этому учетному первичному документу должны сопоставляться с результатами в регистрах бухгалтерского учета по счетам 41 «Товары» и 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». После этого данные учетных регистров сравниваются с данными Главной книги по этим счетам и данными баланса [18].
Без надлежащего оформления актов, претензии не могут быть предъявлены виновной стороне и не могут быть признаны действительными, а, следовательно, они не могут отражаться в учете за счет виновных лиц. На первом этапе проверяется наличие документов на поставку товаров.. При проверке договоров устанавливают по каждому договору наличие всех реквизитов, подписей должностных лиц, которые должны проверять соответствие заключенных договоров действующим положениям, данные приведены в таблице 2.5.
Процедура: Анализ договоров поставки товаров. Метод: сплошной.
Таблица 2.5 – Анализ договоров поставки товаров
Счет |
1 |
60.01 |
Субконто |
2 |
ООО «Светлый» |
Договор № и дата |
3 |
№ 24 от 15.07.2014г. |
Вид поставки |
4 |
Поставка товара |
Предмет |
5 |
Поставка пшеницы согласно спецификации к договору. Конкретное наименование и количество товара указано в спецификации |
Место поставки |
6 |
Адрес склада поставщика |
Доставка |
7 |
Покупатель самостоятельно своим транспортом и за свой счет производит доставку в место выгрузки |
Пправо собственности |
8 |
п.2.7: с момента фактического получения товара на складе поставщика и подписания ТТН по форме СП-31 |
Срок оплаты |
9 |
Оплата каждой поставки производится в течение 5 банковских дней со дня поставки товара |
Вывод: нарушений не обнаружено.
Далее проверялась полнота оприходования поступивших на склад товаров. Проверка проводилась по первичным документам, а в случае необходимости проводилась встречная проверка данных с данными предприятия, которое отгрузило товар. При проведении аудиторской проверки поступления товарных ценностей необходимым условием является сопоставление данных первичных документов по поступлению товаров с данными регистров бухгалтерского учета по счетам 41 «Товары», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и данными Главной книги по этим же счетам.
При проверке правильности корреспонденции счетов проверялось, не было ли в учете случаев, когда поступившие товары не приходовались на счет 41 «Товары», а были отнесены на другие счета. При проверке документации особое внимание следует уделить первичным учетным документам, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Процедура. Метод: выборочный. Выборка: случайный отбор поступления товаров за август 2014 г. по принципу наибольшего оборота по счету 41 в аудируемом периоде. Проверка правильности отражения в учете операций по поступлению товаров, данные приведены в таблице 2.6,2.7.
Таблица 2.6 – Случайный отбор поступления товаров
Дата операции |
Документ |
Поставщик |
Договор |
Сумма |
Примечания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
10.11.2014г. |
Товарная накладная Торг-12 № 42 от 05.08.14г. |
ООО «Светлый» |
договор поставки № 24 от 15.07.2014г. |
163 695,23 |
замечаний нет |
Таблица 2.7 – Анализ бухгалтерских записей
Содержание операции |
По данным учета |
По данным проверки |
Расхождения | ||||
Дт |
Кт |
Сумма |
Дт |
Кт |
Сумма | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Оприходованы товары по закупочной стоимости |
41.2 |
60.1 |
163 695,23 |
41.2 |
60.1 |
163 695,23 |
0,00 |
Отражена сумма торговой наценки |
41.2 |
42 |
276 681,27 |
41.2 |
42 |
276 681,27 |
0,00 |
Вывод: нарушений при проверке отражения операций по поступлению товаров выявлено не было. Проверку полноты оприходования товаров следует проводить одновременно с проверкой торговых наценок, которые являются составной частью розничной цены товаров. Необходимо установить наличие документов, определяющих размер торговой наценки, и проверить присутствие всех необходимых реквизитов. Особое внимание при проверке поступления товаров было обращено на расхождение фактического наличия с наличием указанным в сопроводительных документах [19].
При проверке было обращено внимание на правильность документального оформления недостач и отражение их в учете. В учете недостача по вине поставщика оформлялась следующей бухгалтерской проводкой: дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсч. 2 «Расчеты по претензиям», кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Также была произведена проверка надлежащего оформления актов, т.к. без соблюдения данного условия претензии не могли быть предъявлены виновной стороне и не могли быть признаны действительными, а, следовательно, они не могли отражаться в учете за счет виновных лиц. Нарушений в данной области учета выявлено не было.
Аудит операций по продаже товаров. При выражении мнения о достоверности учета товарных операций особенно тщательно изучаются операции, связанные с реализацией товаров. Особое внимание было обращено на правильность оценки товаров при их списании с материально-ответственных лиц. Стоимость отпущенным покупателям ценностей законодательством разрешается определять одним из следующим вариантов метода оценки товаров: по средней себестоимости; по себестоимости первых по времени закупок – ФИФО; по себестоимости единицы приобретения товаров.
ООО «АгроФтранс» применяет метод списания товаров по средней себестоимости. Первоначально аудитор удостовериться в том, что метод оценки товаров при их списании, закрепленный в учетной политике, соответствует фактически применяемому методу.
Далее проверялась правильность использования, выбранного в учетной политике варианта оценки товаров. Для того чтобы проверить правильность оценки списанных товаров, был самостоятельно произведен расчет за аудируемый период и было произведено сравнение расчетных данными с расчетами, представленными бухгалтером. Процедура: Проверка правильности отражения в учетной политике принятого организацией варианта учета товаров, данные приведены в таблице 2.8.
Таблица 2.8 – Проверка правильности отражения в учетной политике принятого
организацией варианта учета товаров
Характер нарушений |
Влияние нарушения на достоверность бухгалтерской отчетности, налогообложение и соблюдение законодательства |
1 |
2 |
В учетной политике не отражен способ учета товаров. В организации применяется способ учета товаров, отличный от учетной политики |
Низкий уровень внутреннего контроля, применяемый в организации, способ учета товаров документально не зафиксирован. Невозможно подтвердить достоверность учета по счетам 41 «Товары», 42 «Торговая наценка», строки «товары» баланса |