Миграция рабочей силы как фактор макроэкономической динамики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 18:26, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – определение основных тенденций и направлений государственной миграционной политики, исследовать миграционный процесс рабочей силы в экономике Республике Беларусь, выявление основных направлений совершенствования миграционной политики.

Содержание работы

Введение_________________________________________________________3
1 Теоретическое обоснование миграционной политики__________________5
1.1 Миграция населения и её классификация___________________________5
1.2 Виды международной трудовой миграции__________________________9
1.3 Миграционная политика страны__________________________________10
1.4 Основные направления и центры трудовой миграции________________12
2 Оценка эффективности миграционной политики Республики Беларусь___15
2.1 Государственная политика Республики Беларусь в области трудовой миграции________________________________________________________15
2.2 Состояние и потенциал внешней трудовой миграции Республики Беларусь_________________________________________________________23
2.3 Проблемы внешней трудовой миграции в Республике Беларусь_______27
2.4 Особенности миграционной политики Республики Беларусь в рамках согласованной миграционной программы с СНГ_______________________31
3 Пути совершенствования миграционной политики и рынка труда Республики Беларусь______________________________________________40
3.1 Цели и основные задачи миграционной политики___________________40
3.2 Совершенствование миграционной политики в области иммиграции___41
3.3 Регулирование трудовой миграции_______________________________42
3.4 Совершенствование правового обеспечения миграционной политики__44
3.5 Улучшение информационного сопровождения государственного управления миграционными процессами_____________________________46
Заключение______________________________________________________47
Список использованных источников_________________________________49

Файлы: 1 файл

МАША макроэкономика.doc

— 254.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

Кафедра экономической  теории и маркетинга

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по макроэкономике

 

на тему: «Миграция рабочей силы как фактор макроэкономической динамики»

 

 

 

 

 

Выполнила

 

 

Проверил

Руководитель  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Витебск

   2013

Содержание

Введение_________________________________________________________3

1 Теоретическое  обоснование миграционной политики__________________5

1.1 Миграция населения и её классификация___________________________5

1.2 Виды международной  трудовой миграции__________________________9

1.3 Миграционная политика страны__________________________________10

1.4 Основные направления и центры трудовой миграции________________12

2 Оценка эффективности  миграционной политики Республики  Беларусь___15

2.1 Государственная  политика Республики Беларусь  в области трудовой миграции________________________________________________________15

2.2 Состояние  и потенциал внешней трудовой миграции Республики Беларусь_________________________________________________________23

2.3 Проблемы  внешней трудовой миграции в  Республике Беларусь_______27

2.4 Особенности миграционной политики Республики Беларусь в рамках согласованной миграционной программы с СНГ_______________________31

3 Пути совершенствования  миграционной политики и рынка  труда Республики Беларусь______________________________________________40

3.1 Цели и  основные задачи миграционной  политики___________________40

3.2 Совершенствование миграционной политики в области иммиграции___41

3.3 Регулирование  трудовой миграции_______________________________42

3.4 Совершенствование  правового обеспечения миграционной  политики__44

3.5 Улучшение  информационного сопровождения  государственного управления миграционными процессами_____________________________46

Заключение______________________________________________________47

Список использованных источников_________________________________49

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Рынок труда  является одним из основных индикаторов состояния экономики, поэтому изучение процессов, происходящих на рынке труда, оценка закономерностей, тенденций его развития позволяют определять необходимые для общества социально-экономические преобразования.

На динамику рынка труда влияние оказывает целый ряд факторов, формирующих спрос и предложение на рынке труда. Главным фактором, определяющим предложение на рынке труда, является численность трудовых ресурсов, в состав которых включаются трудоспособные в трудоспособном возрасте, а также занятые в экономике лица младше и старше трудоспособного возраста.

Динамика данного  показателя в Республике Беларусь характеризуется  появлением негативной тенденции: снижается  численность трудовых ресурсов. Данная тенденция наметилась с 2009 года, в последующие годы прогнозируется ее значительное усиление.

Миграционная  политика страны, оказывающая непосредственное влияние на формирование трудовых ресурсов, а следовательно и на важный производственный ресурс общества, эффективное использование  которого является необходимым фактором ускорения экономического роста, и в значительной степени основу для социальной стабильности в обществе и гармоничного общественного развития в целом.

Проблемы миграционной политики государства, рынка труда  и безработицы являются составной частью социально-экономической сферы, объединяющей обширную область экономической теории, макроэкономики, вопросов предпринимательства.

Однако, несмотря на активизацию исследований рынка  труда, в целом проблемы совершенствования  механизма регулирования занятости в современных условиях изучены пока явно недостаточно, что сдерживает осуществление действенных практических мер в ключевом направлении социально-экономической политики при решении задач экономического роста.

Объект курсовой работы – миграционная рабочей силы, в Республике Беларусь на современном этапе.

Предмет исследования – совершенствование государственного регулирования миграционной политики Республики Беларусь, с целью достижения полной и эффективной занятости  в стране, повышения ее качества с учетом требований конкурентоспособной экономики.

        Цель курсовой работы – определение основных тенденций и направлений государственной миграционной политики, исследовать миграционный процесс рабочей силы в экономике Республике Беларусь, выявление основных направлений совершенствования миграционной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МИГОАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

1.1 Миграция  населения и её классификация

   Движение населения – это сложный общественный процесс, затрагивающий многие социально-экономические аспекты жизни населения.

      Движение изменяет структуру и численность населения.

      Миграция населения (лат. migratio — переселение) — перемещение людей через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или на более или менее длительное время. Перемена места жительства в пределах одного и того же города не рассматривается как миграция населения. [7,  с.23].

        Миграционные потоки (механическое движение населения) устремляются из одних регионов и стран в другие. Миграция обеспечивает несомненные преимущества странам и регионам, принимающим рабочую силу и поставляющим ее, иногда же оказывает крайне негативное влияние на экономическое, социальное положение страны. [7,  с.23].

При анализе  миграции населения ее классифицируют по ряду признаков:        

  1. В зависимости от характера пересечения границ:

а) Внутренняя – в пределах одной страны между административными или экономико-географическими районами, населенными пунктами (миграция из города в город, из села в село, из города в село, из села в город).

б) Внешняя – связана с пересечением государственной границы. Внешняя миграция включает эмиграцию и иммиграцию.

Эмиграция (от лат. emigro - выселяюсь, переселяюсь), переселение (добровольное или вынужденное, самотечное или организованное) в другую страну на постоянное или временное (на длительный срок) проживание, в большинстве случаев с изменением гражданства.

 Иммиграция (от лат. immigro - вселяюсь), въезд (вселение) в страну на постоянное или временное (как правило, длительное) проживание граждан другой страны, большей частью с получением нового гражданства.

Также внешнюю  миграцию можно разделить на внутриконтинентальную  и межконтинентальную.

2. В зависимости  от временных признаков:

а) Постоянная.

б) Временная.

в) Сезонная – временные, ежегодные перемещения людей (например, летняя миграция в курортные районы).

г) Маятниковая – регулярные перемещения населения из одного населенного пункта в другой на работу или учебу и обратно.

3. Классификация  по формам реализации:

а) Организованная.

б) Стихийная.

4. В зависимости  от характера причин миграции:

а) Политическая.

б) Экономическая.

в) Социальная.

5. В зависимости  от мер, предпринимаемых со  стороны государства

а) Добровольная.

б) Принудительная (вынужденная) – перемещение людей, происходящие по независящим от них причинам.

Наибольшее влияние на развитие общества оказывает миграция рабочей силы. Она охватывает население  в трудоспособном возрасте и иногда называется трудовой миграцией. [7,  с.29].

Говоря о миграции, нельзя не упомянуть "Утечку умов". Данный термин получил распространение в нашей стране сравнительно недавно. Это поток, который выделяют из общего процесса внешней миграции как наиболее ценный компонент. В научной экономической и социологической литературе нет единого подхода к оценке явления "утечки умов". Во многом это объясняется тем, что "утечка умов" - это комплексный процесс, относящийся к различным отраслям науки: демографии, социологии, экономике, геополитике.

Миграция специалистов имеет  отличные от миграции неквалифицированных рабочих последствия для стран. Миграция неквалифицированных рабочих достаточно благоприятна для страны-донора, так как позволяет уменьшить безработицу и связанные с ней социальные издержки и расходы, а также эмигранты, пересылая часть заработка на родину или привозя его домой по возращении, снабжают тем самым отечественную экономику валютными ресурсами.

При эмиграции ученых и  специалистов, квалифицированных рабочих  и инженерно-технического персонала  страна-донор оказывается в проигрыше. Она теряет все капитальные затраты, вложенные в подготовку этих кадров. Отечественный рынок теряет свою интеллектуальную элиту, творческий потенциал.

Таким образом, страна-донор  ухудшает свое положение, теряет перспективы  развития в будущем. Соответственно все потери страны-донора оборачиваются выигрышем для другой страны. По некоторым подсчетам, экономия США лишь в сфере образования и научной деятельности составила за последнюю четверть века более 15 млрд. долларов. Прибыль, получаемая от использования иностранных специалистов, в Канаде и Великобритании в 7 и 3 раза соответственно выше суммы, выделяемой в качестве помощи развивающимся странам.

Работодатели, принимающие  наших ученых, естественно, заинтересованы получить наиболее талантливых, перспективных специалистов, уже создавших себе имя в науке или подающих большие надежды. В результате из страны уезжают наиболее активно работающие, талантливая молодежь и ученые среднего возраста, уже достигшие значительных научных результатов и известные по публикациям за рубежом. [3,  с.407].

Факторы миграции – это  совокупность объективных и субъективных причин, влияющих на принятие решения  о миграции.

В современных условиях наиболее распространена классификация, разграничивающая факторы миграции на причины экономического и неэкономического характера.

Под первыми понимаются различия в уровнях экономического и промышленного  развития отдельных стран, перенаселение, высокий уровень безработицы  в стране-доноре, национальные различия в размерах заработной платы, международное движение капитала и функционирование международных корпораций.

Решение мигрировать зависит  не только от характеристик и перспектив самих мигрантов, но также от условий  и стереотипов, существующих в общине происхождения и возможной общине назначения. Общинные нормы являются частью среды, в которой живут люди и которые определяют условия и привычность повседневной жизни. Некоторые люди могут рассматривать социально-бытовые нормы своей общины как тяжелые, неприемлемые, и на основании этого принять решение мигрировать. Также на решение мигрировать из одной страны в другую может повлиять наличие конфликтов в родных общинах. [5,  с.158].

Оценка целесообразности миграции зависит от индивидуальных характеристик мигрантов, от региональных факторов, национальной политики страны происхождения, от соответствующих характеристик страны назначения, сравнивая которые человек принимает решение о миграции, действуя под влиянием социальной среды, в которой он трудится.

Важнейшая социально-экономическая  функция миграции населения – обеспечение подвижности населения, его территориального перераспределения. Она способствует более полному использованию рабочей силы, росту производства. В то же время миграция населения оказывает существенное влияние на сбалансированность рынка труда, изменяет экономическое и социальное положение населения, нередко сопровождается ростом образовательной и профессиональной подготовки, расширением потребностей участвующих в миграции людей.

Массовый приток мигрантов  может быть причиной роста безработицы, сильного давления на социальную инфраструктуру. Органы местного самоуправления не всегда могут справиться с притоком людей, возникают проблемы с жильем, здравоохранением, да и криминальная ситуация может измениться не в лучшую сторону. Так миграция влияет на уровень жизни коренных жителей.

Большое влияние на общество оказывает миграция рабочей силы (трудовая миграция). Она представляет собой перемещение трудоспособного  населения из одних населенных пунктов  в другие с переменой места  жительства, места приложения труда независимо от продолжительности, регулярности и цели. [5,  с.160].

Безработица, низкий уровень  развития экономики, низкий уровень  жизни населения – основные причины  трудовой миграции.

Миграция населения может  вызвать экономический регресс, падение численности населения одних районов и концентрацию населения в других. Эти и другие сложности, связанные с миграцией населения, являются предметом государственной миграционной политики.

Информация о работе Миграция рабочей силы как фактор макроэкономической динамики