Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 18:26, курсовая работа
Цель курсовой работы – определение основных тенденций и направлений государственной миграционной политики, исследовать миграционный процесс рабочей силы в экономике Республике Беларусь, выявление основных направлений совершенствования миграционной политики.
Введение_________________________________________________________3
1 Теоретическое обоснование миграционной политики__________________5
1.1 Миграция населения и её классификация___________________________5
1.2 Виды международной трудовой миграции__________________________9
1.3 Миграционная политика страны__________________________________10
1.4 Основные направления и центры трудовой миграции________________12
2 Оценка эффективности миграционной политики Республики Беларусь___15
2.1 Государственная политика Республики Беларусь в области трудовой миграции________________________________________________________15
2.2 Состояние и потенциал внешней трудовой миграции Республики Беларусь_________________________________________________________23
2.3 Проблемы внешней трудовой миграции в Республике Беларусь_______27
2.4 Особенности миграционной политики Республики Беларусь в рамках согласованной миграционной программы с СНГ_______________________31
3 Пути совершенствования миграционной политики и рынка труда Республики Беларусь______________________________________________40
3.1 Цели и основные задачи миграционной политики___________________40
3.2 Совершенствование миграционной политики в области иммиграции___41
3.3 Регулирование трудовой миграции_______________________________42
3.4 Совершенствование правового обеспечения миграционной политики__44
3.5 Улучшение информационного сопровождения государственного управления миграционными процессами_____________________________46
Заключение______________________________________________________47
Список использованных источников_________________________________49
- разработка
и осуществление мер,
- организация
работы по предотвращению
- принятие мер
по защите их социальных прав
и предоставленных им
Министерством внутренних дел совместно с другими органами государственного управления в 2009-2011 годах принят ряд организационно-практических мер по реализации Государственной миграционной программы на 2006–2011 годы. В рамках данной программы Министерством внутренних дел проводились работы по совершенствованию нормативно-правовой базы в области миграции населения.
В настоящее время для реализации поставленных задач в области трудовой миграции в республике сформировано миграционное законодательство, которое включает в себя законы «Об иммиграции», «О внешней трудовой миграции», «О правовом положении иностранных лиц и лиц без гражданства в Республике Беларусь», «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь» и др..
Этими документами обеспечиваются права трудящихся-мигрантов, защита национального рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы, система мер поддержки государственных и коммерческих структур, стремящихся самостоятельно выйти на мировой рынок труда.
В соответствии со статьей 4 Закона Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции» осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан Республики Беларусь за границей и привлечением иностранной рабочей силы в Республику Беларусь, производится на основании специальных разрешений (лицензий).
При выдаче юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям лицензий на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан Республики Беларусь за границей и привлечением иностранной рабочей силы в Республику Беларусь, лицензирующий орган тщательно изучает договора, заключенные юридическими лицами Республики Беларусь и иностранными работодателями (посредническими фирмами) на предмет соответствия договоров требованиям миграционного законодательства, и в первую очередь, в области защиты прав трудящихся-мигрантов в стране трудоустройства.
Так, в соответствии со статьей 11 Закона Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции» предусмотрено, что при заключении трудовых договоров на трудоустройство граждан Республики Беларусь за границей и привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы должен соблюдаться принцип равенства прав трудящегося-мигранта с гражданами государства трудоустройства в соответствии с законодательством государства трудоустройства. Не допускается найм трудящихся-мигрантов на условиях, унижающих человеческое достоинство, наносящих вред здоровью.
За гражданами Республики Беларусь, выехавшими за границу для оплачиваемой трудовой деятельности по трудовому договору, сохраняются права и обязанности, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.
Законодательно закреплен порядок выезда белорусских граждан для выполнения оплачиваемой работы у иностранного нанимателя. Согласно статье 5 этого же Закона белорусские граждане выезжают на работу за границу по визе государства трудоустройства, выданной его дипломатическим представительством или консульским учреждением, и должны иметь трудовой договор с иностранным нанимателем. Рабочая виза, выданная трудящемуся-мигранту, должна давать право не только законного нахождения в иностранном государстве, но и право осуществлять трудовую деятельность у иностранного нанимателя.
В соответствии со статьей 12 Закона на трудящегося-мигранта распространяются льготы и компенсации, установленные законодательством Республики Беларусь для высвобождаемых по указанным основаниям работников – граждан Республики Беларусь, если иное не предусмотрено трудовым договором.
В случае нарушения нанимателем условий трудового договора с трудящимся-мигрантом, являющимся гражданином Республики Беларусь, выехавшим для оплачиваемой трудовой деятельности за границу, трудящийся-мигрант вправе обратиться в дипломатическое представительство или консульское учреждение Республики Беларусь, которые обязаны принять меры по защите его прав, в том числе по реализации его прав на получение причитающихся льгот и компенсаций, на расторжение трудового договора и возвращение трудящегося-мигранта в Республику Беларусь за счет нанимателя.
Таким образом, в Республике Беларусь политика в области трудовой миграции реализует концепцию активного государственного регулирования, для которой характерно использование преимущественно административных методов государственного регулирования, что отражено в нормативных правовых документах в области трудовой миграции.
Организационная функция государственного управления в области трудовой миграции реализована посредством наделения соответствующими правами, полномочиями, обязанностями Департамента по гражданству и миграции Министерства внутренних дел и его региональных управлений.
Функция планирования выражается в разработке соответствующих программ (Государственная миграционная программа, подпрограмма«Оптимизация миграционных процессов» Национальной программы демографической безопасности).
Функции учета и контроля реализуются через установление строгого порядка въезда/выезда, ограничения по выезду определенных категорий граждан. Однако следует отметить, что контроль за выезжающими гражданами осуществляется через лицензирование деятельности организаций, оказывающих помощь белорусским гражданам в трудоустройстве за границей. При этом в настоящий момент не осуществляется учет белорусских граждан, которые самостоятельно трудоустраиваются в странах безвизового режима, в том числе и в Российской Федерации.
Тем не менее, в
недостаточной степени
В настоящее время рассматривается новая версия Закона Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции». В новой версии законопроекта даны определения ряду новых терминов в сфере внешней трудовой миграции (например, ”трудящийся-эмигрант“, ”трудящийся-иммигрант“, ”иностранный наниматель“, ”наниматель Республики Беларусь“). Определения некоторых терминов обновлены и доработаны (например, ”внешняя трудовая миграция“, ”государство трудоустройства“).
Законопроект закрепляет основные принципы осуществления внешней трудовой миграции:
- добровольность внешней трудовой миграции;
- недопустимость незаконной внешней трудовой миграции;
- защита рынка труда Республики Беларусь;
- недопустимость подмены трудовых отношений, вытекающих из трудовых договоров, заключенных с трудящимися-иммигрантами, обязательствами, возникающими на основе договоров, предусмотренных гражданским законодательством Республики Беларусь, и др.
В законопроекте
отражены особенности трудоустройства
за пределами Республики Беларусь по
студенческим программам в период летних
каникул граждан и иностранцев,
постоянно проживающих в
В целях обеспечения защиты Республикой Беларусь прав и свобод граждан, самостоятельно выезжающих за пределы Республики Беларусь для трудоустройства, в законопроекте предусмотрено, что данные граждане имеют право до даты выезда из Республики Беларусь уведомить подразделение по гражданству и миграции органа внутренних дел по месту жительства или месту пребывания о выезде за пределы Республики Беларусь в целях трудоустройства, а в случае заключения трудового договора в Республике Беларусь до выезда в государство трудоустройства – представить копию трудового договора, заключенного с иностранным нанимателем.
В целях либерализации
экономики и улучшения бизнес-
Развитие трудовой миграции рабочей силы между Республикой Беларусь и Российской Федерацией является основополагающим фактором формирования и развития общего рынка труда Союзного государства. Государственное регулирование в сфере трудовой миграции в рамках Союзного государства может быть определено как система мер и механизмов законодательного, социально-экономического и организационного характера, направленных на оптимизацию миграционных потоков, а также на координацию самого процесса трудовой миграции на всех стадиях его формирования и реализации.
Необходимо отметить направленность потока трудовых мигрантов Союзного государства – из Республики Беларусь в Российскую Федерацию. По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, Российская Федерация является основной страной, принимающей наших трудовых мигрантов.
2.2 Состояние и потенциал внешней трудовой миграции Республики Беларусь
Анализ и учет миграционных
процессов в Республике Беларусь
ведется с 1994 г. За все время существования
лицензионного порядка
Образовательный уровень
выезжающих в Россию работников довольно
высок: около 80% имеют среднее и
среднее специальное
В Республику Беларусь с 1994 г. для работы по трудовым контрактам прибыло около 10 тыс. человек. Едут чаще всего для организации совместных предприятий, проектов, строительства газопровода, создания финансовых групп. Востребован в основном руководящий персонал или высококвалифицированные специалисты, хотя определенная часть прибывающих находит себе работу в строительстве и сельском хозяйстве, требующих применения физического труда. Примечательно и то, что если из Беларуси в другие страны едут в основном молодые работники в возрасте до 24 лет (таковых более половины), то в Беларусь, напротив, приезжают лица старше 40 лет (таковых более одной трети).
Основной миграционный поток в Беларусь идет из России, Казахстана, Украины. Прибывшие из этих государств в 2011 году составили около 90,5% общего числа мигрантов из стран СНГ и Балтии. Из других стран в Республику Беларусь традиционно приезжают с торговыми целями вьетнамцы (около 1%).
Миграционный процесс охватил в настоящее время все области республики. Большая часть приезжающих из Украины прибывают на работу в Брестскую область (более 70%). Это объясняется разными темпами реформ экономики двух стран, более тяжелой финансовой ситуацией в Украине, безвизовым режимом въезда в Республику Беларусь и, конечно же, соседством стран. Остальные въезжающие распределились следующим образом: 15% приходится на наиболее развитые в промышленном отношении регионы — Минск и Минскую область, заметная часть оседает на загрязненных в результате чернобыльской аварии территориях, испытывающих особенно острую нехватку кадров [10, с.29].
Итоги общенационального социологического опроса, проведенного в 2011г. Независимым институтом социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ), говорят о том, что почти половина белорусов (49,7%) хотели бы выехать на постоянное место жительства за рубеж. Среди стран, куда бы хотели эмигрировать белорусы, лидирует Германия — 16,5%, затем следуют США — 9,4%, Россия — 4,9%, Польша — 4,6% и страны Балтии — 1,8%. И это неудивительно, ведь Германия опережает нашу страну по качеству жизни почти в 7,5 раза, США — более чем в 7 раз, а средняя зарплата в Польше почти в 3 раза превышает оплату труда в Беларуси.
В то же время реалии таковы, что дальнейший рост трудовой миграции из Беларуси будет происходить в основном в Россию. Это связано с формированием общего рынка труда в рамках Программы совместных действий по унификации законодательства в социально-трудовой сфере и сближению уровней социальных гарантий граждан Беларуси и России, с географической близостью стран, реальной возможностью найти в России работу, безвизовым режимом и, что не По данным социологических опросов, основным мотивом выезда является желание заработать, из нематериальных стимулов — желание повысить свой профессиональный уровень.
Информация о работе Миграция рабочей силы как фактор макроэкономической динамики