Миграция рабочей силы как фактор макроэкономической динамики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 18:26, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – определение основных тенденций и направлений государственной миграционной политики, исследовать миграционный процесс рабочей силы в экономике Республике Беларусь, выявление основных направлений совершенствования миграционной политики.

Содержание работы

Введение_________________________________________________________3
1 Теоретическое обоснование миграционной политики__________________5
1.1 Миграция населения и её классификация___________________________5
1.2 Виды международной трудовой миграции__________________________9
1.3 Миграционная политика страны__________________________________10
1.4 Основные направления и центры трудовой миграции________________12
2 Оценка эффективности миграционной политики Республики Беларусь___15
2.1 Государственная политика Республики Беларусь в области трудовой миграции________________________________________________________15
2.2 Состояние и потенциал внешней трудовой миграции Республики Беларусь_________________________________________________________23
2.3 Проблемы внешней трудовой миграции в Республике Беларусь_______27
2.4 Особенности миграционной политики Республики Беларусь в рамках согласованной миграционной программы с СНГ_______________________31
3 Пути совершенствования миграционной политики и рынка труда Республики Беларусь______________________________________________40
3.1 Цели и основные задачи миграционной политики___________________40
3.2 Совершенствование миграционной политики в области иммиграции___41
3.3 Регулирование трудовой миграции_______________________________42
3.4 Совершенствование правового обеспечения миграционной политики__44
3.5 Улучшение информационного сопровождения государственного управления миграционными процессами_____________________________46
Заключение______________________________________________________47
Список использованных источников_________________________________49

Файлы: 1 файл

МАША макроэкономика.doc

— 254.50 Кб (Скачать файл)

 

1.2 Виды международной трудовой миграции

 

          Чтобы разобраться в структуре международного миграционного оборота, необходимо установить виды трудовой миграции, классификация которых может проводиться в зависимости от различных критериев. Наиболее признанными из них являются следующие:

• по продолжительности – временная, возвратная (сезонная) и постоянная, безвозвратная (т. е. выезд на постоянное место жительства в другую страну);

• по социальному  составу – неквалифицированные  рабочие, средний технический и  сервисный персонал, студенты (в  период каникул), специалисты, деятели науки, культуры и спорта, предприниматели);

• по характеру  – прямая и косвенная (внутрифирменная  в рамках ТНК);

• по форме трудового  соглашения – индивидуальная и коллективная);

• по типу статуса  в принимающей стране – ассимиляционная (с последующим предоставлением вида на жительство, а затем и гражданства/подданства) и неассимиляционная.

Международная статистика свидетельствует, что пока основную часть трудящихся-мигрантов  составляют малоквалифицированные  рабочие, занятые на производстве и в сельском хозяйстве. Вместе с тем постоянно возрастает поток мигрирующих специалистов, т. е. рабочей силы высокой квалификации, занятой на престижных и высокооплачиваемых должностях в структурах ТНК. Кроме того, с каждым годом усиливается мобильность женщин и молодежи, особенно в границах интеграционных объединений типа ЕС. . [6,  с.336].

С возрастанием объемов миграционных потоков в  международных экономических отношениях их воздействие на экономику принимающих  и направляющих государств становится все более ощутимым. Поэтому представляется крайне важным рассмотреть проблему мирового рынка рабочей силы под этим углом зрения.

 

1.3 Миграционная политика страны

 

Активные миграционные процессы происходят во всем мире, в  том числе и в Республике Беларусь. Это связано с наличием родственных связей между гражданами разных государств, развитием международного рынка труда, различным экономическим положением стран, другими социальными и политическими причинами. Кроме данных факторов на территории Республики Беларусь миграционные процессы обусловлены произошедшими в последние десятилетия политическими и социально-экономическими изменениями, связанными, в первую очередь, с распадом СССР и получением Беларусью статуса независимого государства.

Одним из важнейших  понятий, связанных с миграционной политикой страны является миграция рабочей силы. Именно этот фактор оказывает огромное влияние на формирование трудовых ресурсов страны.

Миграция рабочей  силы - перемещение трудоспособного  населения из одних населенных пунктов в другие с переменой места жительства, места приложения труда независимо от продолжительности, регулярности и цели. Основными причинами миграции рабочей силы являются: безработица, относительно низкий уровень развития экономики, низкий уровень жизни населения.

Внешняя трудовая миграция граждан Республики Беларусь - добровольное перемещение на законном основании людей, постоянно проживающих  на территории Республики Беларусь, за границу, а также иностранных  граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих вне пределов Республики Беларусь, на ее территорию с целью осуществления ими оплачиваемой трудовой деятельности. . [17,  с.86].

Географическое  положение страны в центре Европы, стабильная политическая и экономическая  ситуация в Республике Беларусь привлекает мигрантов, в особенности из стран Содружества Независимых Государств и государств Балтии. С целью защиты национальной безопасности, а также упорядочения миграционных потоков в Республике разработано и действует миграционное законодательство.

Вместе с тем имеется необходимость в разработке дополнительных мероприятий, направленных на интеграцию и социальную адаптацию мигрантов, развитие временной трудовой миграции, решение демографических проблем, актуальных для республики.

Важность данной проблемы в нашей стране очень велика – в результате переписи населения выяснилось, что в Республике Беларусь продолжается процесс уменьшения численности населения.

Ни естественный, ни миграционный прирост не могут  даже стабилизировать этот неблагоприятный  для нашей страны процесс, не говоря уже о положительном приросте населения. Ситуация складывается такая, что, возможно, поддерживать хоть какой-то приемлемый уровень численности населения страны и уровень производства можно будет только благодаря интенсивному привлечению иностранной рабочей силы.

С другой стороны, миграционные потоки, слабо регулируемые из-за отсутствия продуманной законодательной  базы для их ограничения, наносят  большой вред государству – ухудшается криминогенная обстановка, происходит вывоз валюты за рубеж.

Трудовая миграция также очень интересный вопрос на данный момент.

Именно трудовая миграция может восполнить недостаток Беларуси в человеческих ресурсах.

 

   1.4. Основные направления и центры трудовой миграции

 

          Трудовая миграция характерна практически для всех национальных экономик. Однако уровень ее интенсивности существенно различается в том или ином регионе мира. Наиболее интенсивные потоки трудящихся-мигрантов отмечаются при наличии значительного контраста в уровнях социально-экономического развития и темпах естественного демографического прироста стран – экспортеров и импортеров рабочей силы. Из четырех основных направлений миграции по объему совокупного миграционного оборота первое место занимает перемещение рабочей силы из развивающихся в экономически развитые страны. Специалисты выделяют миграционные "маршруты": между развитыми странами Западной Европы и Северной Америки, из бывших социалистических стран в рыночные экономики, из одних развивающихся или переходных экономик в другие аналогичные (например, в пределах Южной Америки, из Украины в Россию).

На практике встречается  еще один вариант трудовой миграции: из развитых в развивающиеся или  переходные экономики. Однако количество мигрантов, выбирающих это направление, невелико и представлено в основном персоналом ТНК, занятым в филиалах и дочерних компаниях, членами различных благотворительных организаций и фондов, а также искателями приключений и авантюристами. Среди центров притяжения мигрирующей рабочей силы самым значительным, существующим уже, по крайней мере, три столетия, является Северная Америка (США и Канада). По данным американской статистики, на протяжении 90-х гг. в США ежегодно въезжало более 1 млн. иммигрантов при официально установленной квоте 675 тыс., из которых 140 тыс. чел. приходится на трудовую миграцию. Другим "магнитом" для мигрантов выступают страны Европейского Союза. На их долю приходится более четверти всего совокупного оборота иностранной рабочей силы. Лидеры в этом регионе – Франция (8% иностранцев в населении страны) и Германия (7,5%). Кроме них, в Западной Европе крупными принимающими государствами являются Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Швеция, Австрия. Третьим мировым центром трудовой миграции считается Австралия, правительство которой крайне обеспокоено низкой плотностью населения на подавляющем большинстве территории страны, а также возрастанием в его структуре доли китайского этноса. Отсюда провозглашенный Канберрой комплекс мер по стимулированию переселения в эту страну-континент представителей белой расы, преимущественно женщин в фертильном возрасте (т. е. способных создавать семью и иметь детей).

Наконец, следует упомянуть  и о таком важном центре миграции, как Израиль, который прилагает  усилия по возвращению на историческую родину всех евреев с целью выживания в иноязычной и часто враждебной этно-религиозной среде арабского мира. И хотя миграция евреев на "Землю обетованную" носит в целом политическую мотивацию, экономический аспект в ней также присутствует, о чем свидетельствует высокая интенсивность потока мигрантов в Израиль из стран с худшим уровнем жизни.

За последние два десятилетия  появились новые региональные центры притяжения мигрантов. Среди них  выделяются страны Персидского залива (Саудовская Аравия, Катар, Кувейт, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты) и новые индустриальные страны в Латинской Америке (Аргентина, Бразилия, Мексика) и Азии (Индонезия, Малайзия, Сингапур, Тайвань). На Африканском континенте "полюсом" притяжения мигрантов стала ЮАР, а на пространстве СНГ – Россия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ОЦЕНКА  ЭФФЕКТИВНОСТИ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

2.1 Государственная политика Республики Беларусь в области трудовой миграции

 

    В условиях глобализации и углубления социально-экономических и демографических различий между странами все более активизируется и интенсифицируется процесс миграции населения и трудовых ресурсов. Республика Беларусь активно включена в процессы международной трудовой миграции, выступая как государство-донор, либо поставщик, трудовых ресурсов, так и государство-реципиент.

 С экономической точки зрения трудовая миграция может рассматриваться как стихийно протекающий процесс распределения трудовых ресурсов между национальными звеньями мирового хозяйства.

 Согласно Закону Республики Беларусь от 17 июня 1998 г. «О внешней трудовой миграции» внешняя трудовая миграция определяется как «добровольный выезд на законном основании граждан, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь, за границу, а также въезд иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих вне пределов Республики Беларусь, на ее территорию для получения оплачиваемой работы по трудовому договору (контракту)».

 Интенсификация процессов внешней трудовой миграции предопределила проведение большинством государств в соответствии с целями и задачами их социально-экономического развития довольно жесткой миграционной политики.

 Выделяются три основные концепции государственной политики в этой сфере. Первая из них – так называемая концепция активного регулирования. Ее сторонники убеждены в принципиальной возможности и целесообразности вмешательства государства в процесс международной(внешней) трудовой миграции. Важное место отводится правовым механизмам вмешательства, при этом предлагается сделать акцент на сочетании внутригосударственных и международных правовых актов и соглашений, регулирующих и стимулирующих возвращение мигрантов. Придерживаются этой концепции главным образом страны-доноры, несущие крупные потери от эмиграции трудовых ресурсов.

 В основе концепции невмешательства лежит положение о принципиальной несовместимости государственного регулирования иммиграции и эмиграции трудовых ресурсов с неотъемлемым правом человека на свободу перемещения в интегрирующемся мире. Данная концепция популярна в основном в странах-реципиентах.

 Концепция ориентации на перспективу исходит из того, что проблемы регулирования трудовой миграции могут быть решены только в перспективе (что отразилось в ее названии), на наднациональном уровне и при соблюдении интересов личности и государства – страны происхождения эмигранта. Для этого нужна разработка международных норм, которые не противоречили бы государственным и не только не нарушали бы права мигранта, но и действовали бы с его согласия.

 Необходимо отметить, что данные модели в чистом виде практически не применяются, а включают в себя, как правило, различные механизмы привлечения и удержания трудовых ресурсов. Для Республики Беларусь характерно сочетание модели активного регулирования и ориентации на перспективу.

 Основными задачами государственной миграционной политики Республики Беларусь в сфере внешней трудовой миграции является совершенствование регулирования экспорта и импорта рабочей силы, защита национального рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы и смягчение ситуации на внутреннем рынке труда за счет трудоустройства белорусских граждан за границей.

  В соответствии с Подпрограммой «Оптимизация миграционных процессов» Национальной программой демографической безопасности Республики Беларусь на 2007–2011 годы были определены следующие задачи в области регулирования внешних миграционных потоков:

- обеспечение  положительного сальдо внешней  миграции;

- содействие  оформлению документов для въезда  на постоянное жительство в  Республику Беларусь иностранных  граждан и лиц без гражданства, которые имеют основания для приобретения гражданства Республики Беларусь в упрощенном порядке, а также лиц, идентифицирующих себя как белорусы;

- предоставление  иностранным гражданам и лицам  без гражданства информации о  правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Беларуси и о порядке приобретения гражданства Республики Беларусь;

- содействие  социально-бытовому обустройству  иммигрантов, их интеграции в  белорусское общество, реализации  их конституционных прав и свобод;

- создание экономических  условий для сокращения эмиграции  и сохранения научно-технического, интеллектуального и творческого  потенциала страны;

- стимулирование  возвратности внешних трудовых  потоков;

- реализация  мер по предотвращению и пресечению незаконной миграции.

  В 2003–2004 годах в Республике Беларусь произошло реформирование органов государственного управления, осуществляющих регулирование нелегальной, вынужденной и внешней трудовой миграции. На базе департамента по миграции министерства труда и социальной защиты и структурных подразделений Министерства внутренних дел, занимающихся вопросами паспортно-визовой службы и борьбы с незаконной миграцией, был создан Департамент по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь. Основными задачами, которыми занимается данное структурное подразделение являются:

Информация о работе Миграция рабочей силы как фактор макроэкономической динамики