Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 18:26, курсовая работа
Цель курсовой работы – определение основных тенденций и направлений государственной миграционной политики, исследовать миграционный процесс рабочей силы в экономике Республике Беларусь, выявление основных направлений совершенствования миграционной политики.
Введение_________________________________________________________3
1 Теоретическое обоснование миграционной политики__________________5
1.1 Миграция населения и её классификация___________________________5
1.2 Виды международной трудовой миграции__________________________9
1.3 Миграционная политика страны__________________________________10
1.4 Основные направления и центры трудовой миграции________________12
2 Оценка эффективности миграционной политики Республики Беларусь___15
2.1 Государственная политика Республики Беларусь в области трудовой миграции________________________________________________________15
2.2 Состояние и потенциал внешней трудовой миграции Республики Беларусь_________________________________________________________23
2.3 Проблемы внешней трудовой миграции в Республике Беларусь_______27
2.4 Особенности миграционной политики Республики Беларусь в рамках согласованной миграционной программы с СНГ_______________________31
3 Пути совершенствования миграционной политики и рынка труда Республики Беларусь______________________________________________40
3.1 Цели и основные задачи миграционной политики___________________40
3.2 Совершенствование миграционной политики в области иммиграции___41
3.3 Регулирование трудовой миграции_______________________________42
3.4 Совершенствование правового обеспечения миграционной политики__44
3.5 Улучшение информационного сопровождения государственного управления миграционными процессами_____________________________46
Заключение______________________________________________________47
Список использованных источников_________________________________49
*Источник [2]
Для лучшей наглядности изобразим данные в виде диаграммы на рисунке 2.4.1*
Рисунок 2.4.1 - Международная миграция Республики Беларусь за 2005 – 2011 годы*
*Источник [2]
Как видно из диаграммы наибольший миграционный прирост наблюдался в 2009 и 2010 годах. Наибольшее число выбывших пришлось на 2005 и 2007 годы, а наибольшее число прибывших было в 2009 году. Можем сделать вывод, что в последние 2 года ситуация остается стабильной.
Основной миграционный приток иммигрантов наблюдается из стран СНГ, в том числе: России – 9 601 человек, Украины – 2 978 человек, Казахстана – 855 и Туркменистана – 662, на долю которых приходится около 90 % общего числа прибывающих в Беларусь. Численность иммигрантов из других государств составляет 4 310 человек.
Ежегодно в
установленном порядке
временно пребывающие – 46371 (20%)
временно проживающих – 33863 (15%)
постоянно проживающих – 148065 (65%)
На рисунке 2.4.2 построим диаграмму для наглядного примера
Рисунок 2.4.2 – Иностранные граждане и лица без гражданства состоящие на учете в органах внутренних дел*
*Источник [2]
Сведенья о количестве иностранцев, постоянно проживающих в РБ по состоянию на 31.11.2012г.
граждан России – 95709 (64 %),
граждан Украины - 18619 (13 %),
граждан Литвы – 4399 (3 %),
граждан Казахстана – 2498 (2 %),
граждан Узбекистана – 2490 (2 %),
граждан Молдовы – 2331 (2 %),
граждан Израиля – 1973 (1 %),
гражданин Армении – 2140 (1 %),
граждан Грузии – 1864 (1 %),
гражданина Азербайджана – 1841 (1 %),
граждан других государств – 7239 (5%)
На рисунке 2.4.3 отобразим графически граждан имеющих разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь.
Рисунок 2.4.3 – Число граждан имеющих разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь*
*Источник [2]
Как видно из диаграммы, наибольшее число иностранных граждан, постоянно проживающих в нашей стране, мигрирует из России и Украины.
В целях стабилизации
демографической ситуации и создания
предпосылок для
Следует так же отметить, что существенное влияние на происходящие в государстве миграционные процессы оказывает трудовая и вынужденная миграция.
Миграционная
политика Республики Беларусь в сфере
внешней трудовой миграции направлена
на совершенствование
В республике установлен лицензионный порядок осуществления деятельности по привлечению иностранной рабочей силы и трудоустройству граждан Республики Беларусь за границей. Данный вид деятельности осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, получившими в установленном порядке специальные разрешения (лицензии), выдавать которые уполномочено Министерство внутренних дел Республики Беларусь.
В настоящее время 52 лицензиата имеют специальное разрешение на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан за границей. На деятельность, связанную с привлечением в Республику Беларусь иностранной рабочей силы, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям Министерством внутренних дел выдано 338 лицензий (всего МВД выдано 1 231 специальное разрешение (лицензия).
В связи с мировым экономическим кризисом изменились потоки внешней трудовой миграции и в Республике Беларусь. Согласно данным Национального статистического комитета, численность граждан Республики Беларусь, выехавших за границу по трудовым договорам, уменьшилась, а количество иностранных граждан и лиц без гражданства, въехавших в Республику Беларусь для работы напротив увеличилось. Подавляющее большинство мигрантов из числа граждан Республики Беларусь выезжают на работы, связанные с физическим трудом (строительные и сельскохозяйственные (сбор ягод), на перерабатывающие предприятия), а также в сферу обслуживания (работа в гостиницах, на круизных лайнерах). Большинство мигрантов, несмотря на образование (среднее, среднее специальное, а иногда и высшее), преимущественно заняты ручным, наименее привлекательным, тяжелым и низкооплачиваемым трудом. Такие рабочие места, как правило, не пользуются спросом у местного населения.
Трудовые мигранты, занятые на выезде умственной деятельностью, составляют лишь около 10–11 % их общей численности.
Министерство внутренних дел Беларуси отмечает увеличение числа трудовых мигрантов из Беларуси в дальнее и ближнее зарубежье в 2012 году.
"Потоки выезжающих
из Беларуси трудовых
Анализируя распределение трудовых мигрантов по возрасту, можно сделать вывод, что выезжают для трудоустройства за границу, люди более молодого возраста, чем приезжают. Так, в 2011 году более половины выехавших из Беларуси составили молодые люди до 24 лет, в то время прибывшие лица старше 25 лет. Таким образом, наблюдается тенденция снижения количества выезжающих граждан Республики Беларусь в целях осуществления трудовой деятельности на основании подписанных трудовых договоров и контрактов за рубежом, что обусловлено, прежде всего, складывающейся кризисной ситуацией в мировой экономике и предпринимаемыми на национальном уровне мерами по регулированию процессов внешней трудовой миграции. Увеличение масштабов въехавших иностранцев для работы на основании подписанных трудовых договоров и контрактов на территории Республики Беларусь является следствием либерализации бизнес-климата в стране, проведения политики совершенствования инвестиционных проектов и регулирования привлечения иностранной рабочей силы.
Республика Беларусь также уделяет большое значение проблемам вынужденной миграции: создана целостная система правовой и социальной защиты лиц, ищущих убежище, успешно реализуется законодательство о беженцах, которое отвечает требованиям международных стандартов.
Республика Беларусь подписала в рамках Содружества Независимых Государств Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам от 24 сентября 1993 года, а также присоединилась в 2001 году к Конвенции 1951 года и Протоколу 1967 года, касающимся статуса беженца, и осуществляет защиту лиц, ищущих убежище, и беженцев в соответствии с названной Конвенцией и национальным законодательством.
За весь период реализации в Беларуси законодательства в области вынужденной миграции (с 1997 по 2011 год) в компетентные органы с ходатайствами о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты обратилось немногим более 4 тыс. иностранцев из 48 государств мира.
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ И РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1 Цель
и основные задачи
Цель миграционной политики любого государства состоит в уменьшении негативных последствий миграционных процессов в рамках сохранения и развития национальной идентичности и безопасности страны путем максимального сокращения незаконной и формирования селективной миграции.
Для достижения этой цели перед органами государственной власти в средне- и долгосрочной перспективе стоят следующие задачи:
1) предупреждение,
предотвращение и минимизация
негативных последствий
2) обеспечение и защита прав и интересов мигрантов;
3) стимулирование
притока иностранных
4) содействие
и помощь в ускоренной
5) привлечение
иностранной рабочей силы в
отрасли и сферы, где
6) повышение
уровня жизни населения
7) сокращение
незаконной миграции и
8) развитие информационно-
9) присоединение
к международным договорам,
10) взаимодействие
с миграционными службами
11) инициирование
заключения двусторонних и
12) гармонизация
и систематизация
В то же время, в целях предупреждения возможных неблагоприятных моральных, экономических, политических и иных проблем для мигрантов будет предоставляться максимально полная информация о местах их будущего проживания;
Положительное влияние оказало бы предоставление всем родившимся в республике и эмигрировавшим за ее пределы независимо от этнической принадлежности упрощенного права приобретения гражданства в целях сохранения и развития национальной идентичности в условиях глобализации.
3.2 Совершенствование
миграционной политики в
Являясь страной назначения, в целях сохранения и развития ее национальной идентичности, а также усиления роли миграционного фактора в ускорении модернизации экономики страны, стратегия реализации миграционной политики в области иммиграции включает в себя:
1) разработку
механизмов привлечения
2) разработку
механизмов рационального
3) разработку систем мер по легализации, адаптации и интеграции иммигрантов в обществе;
4) использование
практического опыта
3.3 Регулирование трудовой миграции
Для положительного эффекта миграционная политика по регулированию трудовой миграции предполагает привлечение высококвалифицированных зарубежных кадров для работы в отраслях, стратегически определенных государством приоритетными (нанотехнологии, биотехнологии, информационные системы, транспорт и коммуникации и другие индустриально-инновационные сферы деятельности), а так же привлечение неквалифицированных трудовых мигрантов на вторичный рынок труда и в сферу занятости.
Основной целью реализации данного направления будет являться усиление конкурентных преимуществ с помощью трудовых мигрантов, а именно:
1) оценка и
систематический мониторинг
Информация о работе Миграция рабочей силы как фактор макроэкономической динамики