Миграция рабочей силы как фактор макроэкономической динамики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 18:26, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – определение основных тенденций и направлений государственной миграционной политики, исследовать миграционный процесс рабочей силы в экономике Республике Беларусь, выявление основных направлений совершенствования миграционной политики.

Содержание работы

Введение_________________________________________________________3
1 Теоретическое обоснование миграционной политики__________________5
1.1 Миграция населения и её классификация___________________________5
1.2 Виды международной трудовой миграции__________________________9
1.3 Миграционная политика страны__________________________________10
1.4 Основные направления и центры трудовой миграции________________12
2 Оценка эффективности миграционной политики Республики Беларусь___15
2.1 Государственная политика Республики Беларусь в области трудовой миграции________________________________________________________15
2.2 Состояние и потенциал внешней трудовой миграции Республики Беларусь_________________________________________________________23
2.3 Проблемы внешней трудовой миграции в Республике Беларусь_______27
2.4 Особенности миграционной политики Республики Беларусь в рамках согласованной миграционной программы с СНГ_______________________31
3 Пути совершенствования миграционной политики и рынка труда Республики Беларусь______________________________________________40
3.1 Цели и основные задачи миграционной политики___________________40
3.2 Совершенствование миграционной политики в области иммиграции___41
3.3 Регулирование трудовой миграции_______________________________42
3.4 Совершенствование правового обеспечения миграционной политики__44
3.5 Улучшение информационного сопровождения государственного управления миграционными процессами_____________________________46
Заключение______________________________________________________47
Список использованных источников_________________________________49

Файлы: 1 файл

МАША макроэкономика.doc

— 254.50 Кб (Скачать файл)

*Источник [2]

Для лучшей наглядности  изобразим данные в виде диаграммы на рисунке 2.4.1*

Рисунок 2.4.1 - Международная миграция Республики Беларусь за 2005 – 2011 годы*

*Источник [2]

Как видно из диаграммы наибольший миграционный прирост наблюдался в 2009 и 2010 годах. Наибольшее число выбывших пришлось на 2005 и 2007 годы, а наибольшее число прибывших было в 2009 году. Можем сделать вывод, что в последние 2 года ситуация остается стабильной.

 Основной миграционный приток иммигрантов наблюдается из стран СНГ, в том числе: России – 9 601 человек, Украины – 2 978 человек, Казахстана – 855 и Туркменистана – 662, на долю которых приходится около 90 % общего числа прибывающих в Беларусь. Численность иммигрантов из других государств составляет 4 310 человек.

Ежегодно в  установленном порядке разрешение на постоянное жительство в Республике Беларусь получают 10–13 тысяч иностранных  граждан и лиц без гражданства. На 31.11.2011г. в органах внутренних дел состоит на учете 228229 иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих разрешение на постоянное проживание, из них:

временно пребывающие  – 46371 (20%)

         временно проживающих – 33863 (15%)

постоянно проживающих – 148065 (65%)

На рисунке 2.4.2 построим диаграмму для наглядного примера

Рисунок 2.4.2 – Иностранные граждане и лица без гражданства состоящие на учете в органах внутренних дел*

*Источник [2]

Сведенья о  количестве иностранцев, постоянно  проживающих в РБ по состоянию  на 31.11.2012г.

граждан России – 95709 (64 %),

граждан Украины - 18619 (13 %),

граждан Литвы – 4399 (3 %),

граждан Казахстана – 2498 (2 %),

граждан Узбекистана – 2490 (2 %),

граждан Молдовы – 2331 (2 %),

граждан Израиля – 1973 (1 %),

гражданин Армении – 2140 (1 %),

граждан Грузии – 1864 (1 %),

гражданина  Азербайджана – 1841 (1 %),

граждан других государств – 7239 (5%)

На рисунке 2.4.3 отобразим графически граждан имеющих разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь.

Рисунок 2.4.3 – Число граждан имеющих разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь*

*Источник [2]

Как видно из диаграммы, наибольшее число иностранных  граждан, постоянно проживающих  в нашей стране, мигрирует из России и Украины.

В целях стабилизации демографической ситуации и создания предпосылок для демографического роста в Республике Беларусь реализуется Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь.

Следует так  же отметить, что существенное влияние  на происходящие в государстве миграционные процессы оказывает трудовая и вынужденная миграция.

Миграционная  политика Республики Беларусь в сфере  внешней трудовой миграции направлена на совершенствование регулирования  экспорта и импорта рабочей силы, защиту национального рынка труда  от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы и смягчение ситуации на внутреннем рынке труда за счет трудоустройства белорусских граждан за границей. [1]

В республике установлен лицензионный порядок осуществления  деятельности по привлечению иностранной  рабочей силы и трудоустройству граждан Республики Беларусь за границей. Данный вид деятельности осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, получившими в установленном порядке специальные разрешения (лицензии), выдавать которые уполномочено Министерство внутренних дел Республики Беларусь.

В настоящее  время 52 лицензиата имеют специальное  разрешение на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан  за границей. На деятельность, связанную  с привлечением в Республику Беларусь иностранной рабочей силы, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям Министерством внутренних дел выдано 338 лицензий (всего МВД выдано 1 231 специальное разрешение (лицензия).

В связи с  мировым экономическим кризисом изменились потоки внешней трудовой миграции и в Республике Беларусь. Согласно данным Национального статистического комитета, численность граждан Республики Беларусь, выехавших за границу по трудовым договорам, уменьшилась, а количество иностранных граждан и лиц без гражданства, въехавших в Республику Беларусь для работы напротив увеличилось. Подавляющее большинство мигрантов из числа граждан Республики Беларусь выезжают на работы, связанные с физическим трудом (строительные и сельскохозяйственные (сбор ягод), на перерабатывающие предприятия), а также в сферу обслуживания (работа в гостиницах, на круизных лайнерах). Большинство мигрантов, несмотря на образование (среднее, среднее специальное, а иногда и высшее), преимущественно заняты ручным, наименее привлекательным, тяжелым и низкооплачиваемым трудом. Такие рабочие места, как правило, не пользуются спросом у местного населения.

Трудовые мигранты, занятые на выезде умственной деятельностью, составляют лишь около 10–11 % их общей  численности.

          Министерство внутренних дел Беларуси отмечает увеличение числа трудовых мигрантов из Беларуси в дальнее и ближнее зарубежье в 2012 году.

"Потоки выезжающих  из Беларуси трудовых мигрантов  увеличились и направлены как  в ближнее, так и в дальнее  зарубежье". В первом полугодии 2012 года из республики выехало 3500 человек, за аналогичный период 2011 года - 2722". Там уточнили, что, "как и прежде, основной поток трудовых мигрантов из Беларуси направлен в Россию (2639 человек). В США за первое полугодие 2012 года выехало на работу 386 человек, в Польшу - 265". В МВД также сообщили, что в Беларусь за январь-июнь этого года на постоянное проживание прибыло 6580 иностранцев, за аналогичный период 2011 года - 8378. Выбыло из республики на постоянное жительство в другие страны 4521 человек, за аналогичный период прошлого года - 2988, утонили в министерстве. Там отметили, что основной приток иммигрантов в Беларусь за полугодие наблюдался из стран СНГ - 5578 человек, причем более 80% составили приезжие из России и Украины. За 6 месяцев 2012 года зарегистрирован 46371 иностранец. В министерстве также проинформировали, что в 2012 году уменьшились потоки внешней трудовой миграции в Беларусь. "За 6 месяцев 2012 года в Беларусь на работу по контракту прибыло 3737 человек против 5037 за аналогичный период 2011 года. Основное количество въехавших в Беларусь на работу составили граждане Украины - 1224 человека, Литвы - 406 и Турции - 357 человек".

Анализируя  распределение трудовых мигрантов  по возрасту, можно сделать вывод, что выезжают для трудоустройства  за границу, люди более молодого возраста, чем приезжают. Так, в 2011 году более половины выехавших из Беларуси составили молодые люди до 24 лет, в то время прибывшие лица старше 25 лет. Таким образом, наблюдается тенденция снижения количества выезжающих граждан Республики Беларусь в целях осуществления трудовой деятельности на основании подписанных трудовых договоров и контрактов за рубежом, что обусловлено, прежде всего, складывающейся кризисной ситуацией в мировой экономике и предпринимаемыми на национальном уровне мерами по регулированию процессов внешней трудовой миграции. Увеличение масштабов въехавших иностранцев для работы на основании подписанных трудовых договоров и контрактов на территории Республики Беларусь является следствием либерализации бизнес-климата в стране, проведения политики совершенствования инвестиционных проектов и регулирования привлечения иностранной рабочей силы.

Республика  Беларусь также уделяет большое  значение проблемам вынужденной  миграции: создана целостная система  правовой и социальной защиты лиц, ищущих убежище, успешно реализуется законодательство о беженцах, которое отвечает требованиям международных стандартов.

Республика  Беларусь подписала в рамках Содружества  Независимых Государств Соглашение о помощи беженцам и вынужденным  переселенцам от 24 сентября 1993 года, а также присоединилась в 2001 году к Конвенции 1951 года и Протоколу 1967 года, касающимся статуса беженца, и осуществляет защиту лиц, ищущих убежище, и беженцев в соответствии с названной Конвенцией и национальным законодательством.

За весь период реализации в Беларуси законодательства в области вынужденной миграции (с 1997 по 2011 год) в компетентные органы с ходатайствами о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты обратилось немногим более 4 тыс. иностранцев из 48 государств мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПУТИ  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ И РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

3.1 Цель  и основные задачи совершенствования  миграционной политики

 

Цель миграционной политики любого государства состоит  в уменьшении негативных последствий миграционных процессов в рамках сохранения и развития национальной идентичности и безопасности страны путем максимального сокращения незаконной и формирования селективной миграции.

Для достижения этой цели перед органами государственной  власти в средне- и долгосрочной перспективе стоят следующие задачи:

1) предупреждение, предотвращение и минимизация  негативных последствий миграционных  процессов;

2) обеспечение  и защита прав и интересов  мигрантов;

3) стимулирование  притока иностранных специалистов с высоким инновационным потенциалом путем упрощения порядка привлечения иностранной рабочей силы высокой квалификации и регулирования качественного состава привлекаемой иностранной рабочей силы;

4) содействие  и помощь в ускоренной адаптации  и интеграции иммигрантов;

5) привлечение  иностранной рабочей силы в  отрасли и сферы, где отсутствует  конкуренция со стороны отечественной  рабочей силы;

6) повышение  уровня жизни населения Республики  Беларусь, что в свою очередь  будет привлекать иностранных  граждан и удерживать белорусов.

7) сокращение  незаконной миграции и торговли  людьми, а также внедрение на  пограничных постах и иных  пунктах современных технических  средств, обеспечивающих мониторинг  незаконного пребывания иммигрантов  на территории страны;

8) развитие информационно-пропагандисткой работы по предупреждению и устранению возникновения мигрантофобии, в том числе привлечение средств массовой информации;

9) присоединение  к международным договорам, регулирующим  процессы миграции, обмен информацией  в отношении мигрантов;

10) взаимодействие  с миграционными службами зарубежных  государств, а также неправительственными  организациями в части решения  вопросов миграции;

11) инициирование  заключения двусторонних и многосторонних  международных договоров в области  решения проблем беженцев и трудовых мигрантов;

12) гармонизация  и систематизация национального  законодательства Республики Беларусь  в области миграции.

В то же время, в  целях предупреждения возможных  неблагоприятных моральных, экономических, политических и иных проблем для мигрантов будет предоставляться максимально полная информация о местах их будущего проживания;

Положительное влияние оказало бы предоставление всем родившимся в республике и эмигрировавшим за ее пределы независимо от этнической принадлежности упрощенного права приобретения гражданства в целях сохранения и развития национальной идентичности в условиях глобализации.

 

3.2 Совершенствование  миграционной политики в области  иммиграции

 

Являясь страной  назначения, в целях сохранения и  развития ее национальной идентичности, а также усиления роли миграционного фактора в ускорении модернизации экономики страны, стратегия реализации миграционной политики в области иммиграции включает в себя:

1) разработку  механизмов привлечения мигрантов,  основанных на критериях отбора специалистов;

2) разработку  механизмов рационального расселения  иммигрантов, исходя из интересов  демографического и социально-экономического  развития регионов, региональных  рынков труда;

3) разработку  систем мер по легализации,  адаптации и интеграции иммигрантов в обществе;

4) использование  практического опыта зарубежных  государств, что в определенной  степени позволит усилить и  улучшить политику государства  в контексте интеграции иммигрантов.

 

3.3 Регулирование  трудовой миграции

 

Для положительного эффекта миграционная политика по регулированию трудовой миграции предполагает привлечение высококвалифицированных зарубежных кадров для работы в отраслях, стратегически определенных государством приоритетными (нанотехнологии, биотехнологии, информационные системы, транспорт и коммуникации и другие индустриально-инновационные сферы деятельности), а так же привлечение неквалифицированных трудовых мигрантов на вторичный рынок труда и в сферу занятости.

Основной целью  реализации данного направления  будет являться усиление конкурентных преимуществ с помощью трудовых мигрантов, а именно:

1) оценка и  систематический мониторинг долгосрочных  количественных и качественных  потребностей науки, высокотехнологичных  и инновационных секторов экономики  в интеллектуальных трудовых ресурсах;

Информация о работе Миграция рабочей силы как фактор макроэкономической динамики