Миграция рабочей силы как фактор макроэкономической динамики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 18:26, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – определение основных тенденций и направлений государственной миграционной политики, исследовать миграционный процесс рабочей силы в экономике Республике Беларусь, выявление основных направлений совершенствования миграционной политики.

Содержание работы

Введение_________________________________________________________3
1 Теоретическое обоснование миграционной политики__________________5
1.1 Миграция населения и её классификация___________________________5
1.2 Виды международной трудовой миграции__________________________9
1.3 Миграционная политика страны__________________________________10
1.4 Основные направления и центры трудовой миграции________________12
2 Оценка эффективности миграционной политики Республики Беларусь___15
2.1 Государственная политика Республики Беларусь в области трудовой миграции________________________________________________________15
2.2 Состояние и потенциал внешней трудовой миграции Республики Беларусь_________________________________________________________23
2.3 Проблемы внешней трудовой миграции в Республике Беларусь_______27
2.4 Особенности миграционной политики Республики Беларусь в рамках согласованной миграционной программы с СНГ_______________________31
3 Пути совершенствования миграционной политики и рынка труда Республики Беларусь______________________________________________40
3.1 Цели и основные задачи миграционной политики___________________40
3.2 Совершенствование миграционной политики в области иммиграции___41
3.3 Регулирование трудовой миграции_______________________________42
3.4 Совершенствование правового обеспечения миграционной политики__44
3.5 Улучшение информационного сопровождения государственного управления миграционными процессами_____________________________46
Заключение______________________________________________________47
Список использованных источников_________________________________49

Файлы: 1 файл

МАША макроэкономика.doc

— 254.50 Кб (Скачать файл)

В конце 90-х гг. появился новый вид трудовой миграции, быстро набирающий темп, — студенческая. Она связана с активизацией деятельности фирм, занимающихся трудоустройством белорусских студентов во время  летних каникул в США и некоторых странах Западной Европы (Великобритания, Норвегия, Ирландия и т. д.), поскольку для выезда студентов существует облегченный визовый режим. Студенты выезжают в основном на сезонные сельскохозяйственные работы, для работы на фермах, в сфере гостиничного сервиса, услуг и досуга. Основной мотив студенческой трудовой миграции — улучшение материального положения в связи с необходимостью оплачивать учебу, изучение иностранных языков, знакомство с чужой культурой, желание испытать себя и т.д. Возраст выезжающих в основном до 24 лет, хотя есть страны, которые принимают молодежь только до 20 лет (например, Великобритания).

В последнее  время большое распространение  получают зарубежные стажировки научных  работников, вузовских преподавателей, аспирантов, обучение студентов в университетах и других научных центрах. Они связаны, главным образом, с выполнением обязательств по контрактам и зарубежным грантам. Мировой опыт показывает, что такие временные поездки за рубеж в ряде случаев можно рассматривать как первый шаг к интеллектуальной миграции — "утечке умов". По мировым оценкам, миграция научных работников в размере до 1% считается нормальным явлением. Беларусь вписывается в этот показатель: количество эмигрировавших ученых пока не превышает 0,2% общего числа научных работников. За последние 5 лет из Республики Беларусь уехали около 400 ученых, из них 60 докторов наук и около 200 кандидатов [8]. Тем не менее в Концепции национальной безопасности страны сокращение числа научных и научно-педагогических кадров и притока молодежи в сферу науки было названо одним из факторов, создающих угрозу безопасности страны в гуманитарной сфере.

 

2.3 Проблемы  внешней трудовой миграции в  Республике Беларусь

 

Изменения в  политической, экономической и социальной сферах, вызванные развалом Советского Союза, чрезвычайно обострили проблемы миграции в Беларуси. Отсутствие миграционного законодательства, прозрачность границ привели к тому, что республика оказалась открытой для массового притока мигрантов, все больше превращаясь в транзитное "окно" в Западную Европу. В связи с ужесточением иммиграционной политики западноевропейских государств Беларусь стала выполнять роль "накопителя" для лиц, которые не смогли эмигрировать на Запад. Проблемы миграции чрезвычайно обострились в связи с Чернобыльской катастрофой, обострением межнациональных конфликтов, вступлением Беларуси на сложный путь структурной перестройки экономики, перевода ее на рыночные отношения.

Радикальные экономические  преобразования существенно влияют на занятость трудоспособного населения, усиливают напряженность на рынке труда. Несмотря на быстрое сокращение общей численности населения республики, его трудоспособная часть еще будет расти: прирост за пятилетие составит более 240 тыс. человек. В то же время, чтобы поднять рост производительности труда за пятилетие на 145—150%, необходимо высвободить из народного хозяйства до 300 тыс. человек. Это говорит о том, что рост трудоспособного населения будет происходить на фоне заметного высвобождения занятых из народного хозяйства. Учитывая, что уже сейчас 12% экономически активного населения заняты в неформальном секторе экономики и 3% по отношению к указанной части составляет зарегистрированная безработица, вполне понятным становится стремление части населения найти применение своим силам за пределами республики.

При этом Беларусь в целом обладает вполне конкурентоспособной  на мировом рынке труда рабочей  силой. По индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП) за 2011 г. мы находимся на 61-м месте из 169 стран. По уровню образования мы опережаем такие страны, как Люксембург и Португалия, а уровень грамотности взрослого населения у нас выше, чем в Италии, Испании, Греции и др. [9, с.20—21]

В то же время  в плане сохранения и приумножения человеческого капитала нельзя не видеть подстерегающие Беларусь опасности. Усиление открытости национальной экономики в условиях глобализации втягивает национальный рынок труда в мировой, предопределяя его функционирование в качестве сегмента последнего в соответствии с присущими ему законами и закономерностями, которые определяют движение рабочей силы в регионы, обеспечивающие наиболее эффективное и рациональное ее использование. Они же в значительной степени находятся за рамками белорусского сегмента мирового рынка труда, отсюда возникает опасность неконтролируемой и зачастую безвозвратной миграции рабочей силы за границу на более привлекательные сегменты мирового рынка труда. Экономически безопасной и способствующей накоплению человеческого капитала можно считать такую внешнюю трудовую миграцию, которая, во-первых, не сокращает трудовой потенциал страны; во-вторых, обеспечивает прирост ее национального богатства за счет рационального использования национальной рабочей силы на различных сегментах мирового рынка труда и/или включения в трудовой процесс неиспользованной на национальном сегменте мирового рынка труда рабочей силы. При этом необходимо соблюдение условий возвратной миграции работников и возвращение на родину, хотя бы частично, денежных средств, заработанных за границей.

Нелегальных трудовых мигрантов не останавливает даже то, что за границей они лишены социальных гарантий, предусмотренных в соглашениях по линии MOM и МОТ, а также в двусторонних межгосударственных соглашениях. Их труд зачастую оплачивается ниже, чем труд местных работников, у них возникают проблемы с консульской защитой своих прав, иногда с получением и вывозом на родину заработанных денег. Смягчить негативные последствия внешней трудовой миграции призвано целенаправленное регулирование государством данного процесса. Оно осуществляется посредством использования взаимосвязанных систем законодательного, экономического и оперативного (организационно-хозяйственного) регулирования. При этом законодательные методы обеспечивают формирование соответствующей правовой основы миграции и опираются на основной закон страны — Конституцию Республики Беларусь.

Экономическое и оперативное воздействие на процессы внешней трудовой миграции в Республике Беларусь. В сложившейся социально-экономической и демографической ситуации все более важную роль начинает играть экономический механизм регулирования внешней трудовой миграции. Роль государства как экономического регулятора трудовой миграции заключается в определении целей, национальных приоритетов, выработке механизма их реализации, включая выбор регуляторов, обеспечивающих получение системного эффекта.

Привлечение иностранной  рабочей силы в Республику Беларусь осуществляется с учетом экономической  целесообразности, в интересах защиты внутреннего рынка труда и  обеспечения приоритетного права белорусских граждан на труд. Преимущество отдается высококвалифицированным специалистам, а также тем иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые инвестируют в экономику страны, создают на ее территории иностранные и совместные предприятия, а также осуществляют подготовку и переподготовку кадров на уровне современных требований.

Иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся учредителями, руководителями, консультантами, инструкторами предприятий с  иностранными инвестициями и благотворительных фондов, зарегистрированных в качестве юридических лиц Республики Беларусь, привлекаются для занятия трудовой деятельностью без получения такими предприятиями и фондами соответствующих разрешений (лицензий). Беларусь также открыта для иностранных инвесторов и работников, которые восполняют нехватку финансовых и трудовых ресурсов в районах, пострадавших от чернобыльской аварии, используются на сезонных сельскохозяйственных и ремонтно-строительных работах.

В деле привлечения  в республику необходимых ей кадров большую роль играет тесная увязка регулирования миграционных процессов с мерами, направленными на социально-экономическую и экологическую стабилизацию. Изучение мирового опыта показывает, что сейчас почти во всех странах мира основным методом государственного регулирования социальных процессов является разработка национальных программ.

Основной источник финансирования таких программ —  государственный бюджет. Он является также существенным рычагом воздействия  и на миграционные процессы, позволяя либо стимулировать миграционную активность, либо сдерживать ее (депортация нелегалов). В то же время его возможности в Республике Беларусь ограничены.

К примеру, мощным фактором возврата на родину белорусских  ученых и высококвалифицированных  специалистов в области высоких технологий могло бы быть повышение уровня зарплаты. По оценке российских экспертов, для активизации "интеллектуальной компоненты" инновационного развития необходимо, чтобы средняя зарплата составляла в этой сфере не менее 500 дол. США в месяц для начинающих и не менее 1000 дол. США в месяц для научных работников [9, с.86]. Также и в сфере экспорта белорусской рабочей силы государство лишь ограничивается регламентацией деятельности трудовых мигрантов, выдавая частным фирмам, занимающимся трудоустройством за границей лицензии на 5 лет и контролем за заключением мигрантами с работодателями контрактов, в которых оговариваются условия оплаты, жилья, сверхурочные работы, социальное страхование на случай болезни и пр. В материальном же плане оно мало чем может помочь белорусским эмигрантам.

Ограниченность  государственных финансовых ресурсов диктует необходимость, с одной  стороны, создания соответствующих  условий по использованию на родине накопленных за границей денежных средств  мигрантов для открытия собственного дела в рамках самозанятости малого и среднего бизнеса, с другой — усиления взаимодействия с международными организациями.

Департаментом по миграции проводится целенаправленная работа по защите внутреннего рынка  труда и государственному регулированию использования в стране труда иностранцев. В этих целях в соответствии с Государственной миграционной программой Республики Беларусь ежегодно проводятся республиканские проверки законности привлечения и использования иностранной рабочей силы. К нарушителям миграционного законодательства применяются оперативные меры воздействия.

Таким образом, проблемы внешней трудовой миграции решаются Республикой Беларусь в  строгом соответствии с национальным законодательством, концепцией государственной  миграционной политики, международными документами.

 

2.4 Особенности  миграционной политики Республики  Беларусь в рамках согласованной миграционной программы с СНГ

 

Республика  Беларусь занимает достойное место  в управлении миграционными потоками, проводит эффективную политику в сфере миграции в рамках Содружества, активно участвует в реализации принципов, заложенных в Декларации о согласованной миграционной политике государств – участников Содружества Независимых Государств.

В 2011г. году численность населения Беларуси составила почти 9,47 млн. человек, сократившись по сравнению с началом года на 35 тыс. человек. Естественная убыль населения в этом году составила 14 392 человека. При этом положительный миграционный прирост составил 4 083 человек: в страну прибыло 6 702 человека и выбыло 2 619 (сообщили в Белстате). Потоки выезжающих из Беларуси трудовых мигрантов направлены как в ближнее, так и в дальнее зарубежье. Как и прежде, основной поток направлен в Россию (2 656 человек). Также граждане Беларуси выезжали в США (1 263), Польшу (116), Чехию (46) и другие страны. Подавляющее большинство мигрантов из числа граждан Республики Беларусь выезжают на работы, связанные с физическим трудом (строительные и сельскохозяйственные (сбор ягод), на перерабатывающие предприятия), а также в сферу обслуживания (работа в гостиницах, на круизных лайнерах).

Беларусь расположена  непосредственно по соседству с  одной стороны с государствами  Евросоюза (Латвия, Литва и Польша) и с другой стороны со странами СНГ (Россией и Украиной). Географическое положение страны, стабильная политическая и экономическая ситуация привлекают мигрантов в Беларусь, в особенности из стран Содружества Независимых Государств и государств Балтии.

В Республике Беларусь можно выделить пять основных миграционных потоков: внутренняя миграция; внешняя миграция (эмиграция и иммиграция); внешняя трудовая миграция (экспорт и импорт рабочей силы); вынужденная миграция; незаконная миграция.

По данным Национального статистического комитета РБ на 1 октября 2012г. численность населения Республики Беларусь составила 9 млн 465 тыс. человек, из них численность городского населения составила 7 млн 028 тыс. человек, или 74 % общей численности населения, сельского – 2 млн 437 тыс. человек (26 %). Общая численность населения с 2011 года сократилась на 16 тыс. человек.

Согласно данным Национального статистического  комитета, число лиц, прибывших в 2011 году в республику на постоянное проживание, составило 17 510 человека (в 2010 году – 17169), число выбывших из республики на постоянное жительство – 7610 (в 2010 году – 6866). Миграционный прирост в 2011г составил 9900 человек. Представим международную миграцию Республики Беларусь за 2005-2011г. в виде таблицы 1

Таблица 1 – Международная миграция Республики Беларусь за 2005-2011 г*

Число прибывших и выбывших граждан в Республику Беларусь за 2005-2011г.

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Число выбывших

11082

8494

9479

9268

7643

6866

7610

Число прибывших

13031

14124

14155

17413

19892

17169

17510

Миграционный  прирост

2132

1949

5626

4676

8145

12249

9900

Информация о работе Миграция рабочей силы как фактор макроэкономической динамики