Миграция рабочей силы как фактор макроэкономической динамики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 18:26, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – определение основных тенденций и направлений государственной миграционной политики, исследовать миграционный процесс рабочей силы в экономике Республике Беларусь, выявление основных направлений совершенствования миграционной политики.

Содержание работы

Введение_________________________________________________________3
1 Теоретическое обоснование миграционной политики__________________5
1.1 Миграция населения и её классификация___________________________5
1.2 Виды международной трудовой миграции__________________________9
1.3 Миграционная политика страны__________________________________10
1.4 Основные направления и центры трудовой миграции________________12
2 Оценка эффективности миграционной политики Республики Беларусь___15
2.1 Государственная политика Республики Беларусь в области трудовой миграции________________________________________________________15
2.2 Состояние и потенциал внешней трудовой миграции Республики Беларусь_________________________________________________________23
2.3 Проблемы внешней трудовой миграции в Республике Беларусь_______27
2.4 Особенности миграционной политики Республики Беларусь в рамках согласованной миграционной программы с СНГ_______________________31
3 Пути совершенствования миграционной политики и рынка труда Республики Беларусь______________________________________________40
3.1 Цели и основные задачи миграционной политики___________________40
3.2 Совершенствование миграционной политики в области иммиграции___41
3.3 Регулирование трудовой миграции_______________________________42
3.4 Совершенствование правового обеспечения миграционной политики__44
3.5 Улучшение информационного сопровождения государственного управления миграционными процессами_____________________________46
Заключение______________________________________________________47
Список использованных источников_________________________________49

Файлы: 1 файл

МАША макроэкономика.doc

— 254.50 Кб (Скачать файл)

2) совершенствование  механизмов повышения миграционной  мобильности населения с учетом  возможностей региональных рынков  труда;

3) создание экономических  стимулов для предприятий с  иностранным участием, осуществляющих  подготовку и трудоустройство местных кадров.

Внутренняя  миграционная политика должна исходить, прежде всего, из:

1) создания экономических  условий (обеспечение пропорционального  развития рынка жилья и рынка  труда) для повышения территориальной  мобильности рабочей силы;

2) разработки механизмов стимулирования территориального перераспределения экономически активного населения для обеспечения сбалансированности региональных рынков труда;

3) мониторинга  экологической обстановки регионов, в частности, наличия чистой  питьевой воды, загрязненности окружающей среды, а также социальной и экономической его депрессивности;

4) мер, направленных  на равномерное и сбалансированное  размещение внутренних мигрантов.

Важной составляющей миграционной политики Республики Беларусь должно являться обеспечение безопасности страны, борьба с незаконной миграцией. В этом направлении должны технически и организационно по-новому укрепляться и переоборудоваться границы страны, совершенствоваться система технического оформления и предоставления виз. В случае нарушения каких-либо условий пребывания к нелегальному мигранту будут применяться национальные и международнопризнанные правила задержания, возвращения и/или депортации либо легализации его пребывания в стране.

Итоги текущего мониторинга показывают, что существенного ухудшения ситуации с регистрируемой безработицей не наблюдается. Ситуация на рынке труда остается стабильной, управляемой, контролируемой и не выходит за рамки прогнозных показателей Государственной программы.

В рамках реализации Плана мероприятий на 2013 год по выполнению Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2012-2013 годы в 2012 г. достигнуты следующие результаты:

1) обеспечено  трудоустройство на новые рабочие  места, созданные республиканскими  и местными органами государственного управления, 181,8 тыс. человек;

2) оказано содействие  в трудоустройстве на постоянную  работу 204,1 тыс. человек, из них  135,7 тыс. - безработных;

3) направлено  на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 25,0 тыс. безработных;

4) трудоустроено  1,7 тыс. безработных из числа  выпускников высших учебных заведений,  учреждений, обеспечивающих получение  профессионально-технического, среднего  специального образования, а также  прошедших профессиональное обучение по направлениям органов по труду, занятости и социальной защите на временные рабочие места в рамках «Молодежной практики»;

5) организована  адаптация к трудовой деятельности 533 инвалидов;

6) профинансированы  и компенсированы нанимателям  затраты на приобретение специализированного оборудования для создания 207 рабочих мест и трудоустройства инвалидов;

7) оказана финансовая  поддержка в организации собственного  дела 3,1 тыс. безработным;

 

3.4 Совершенствование  правового обеспечения миграционной  политики

 

Реализация правового обеспечения миграционной политики Республики Беларусь требует совершенствования существующей законодательной базы по вопросам этнической и трудовой миграции, направленной на:

1) создание гибкого  визового механизма с применением  селективного подхода;

2) упрощение  процедур привлечения мигрантов  высокой квалификации;

3) ужесточение  ответственности работодателей  за привлечение на работу незаконных  мигрантов.

Взаимодействие  с государственными органами приграничных государств и международными форумами и организациями по вопросам миграции является важнейшим инструментом управления миграционными потоками в республике.

Следует отметить, что современная система координации  и регулирования миграционных процессов  недостаточно эффективна. В этой связи необходимо проведение работы в направлении структуризации и координации миграционной политики.

Учитывая сложность  и многогранность миграционных процессов, узкопрофильность возможностей заинтересованных государственных органов, а также  нескоординированность их деятельности целесообразно создание единого звена для координирования деятельности всех ведомств, ответственных за данный процесс и ведения мониторинга.

В целях мониторинга  типовых закономерностей развития миграции, следовательно, создания необходимых предпосылок для реализации комплексного подхода в государственном регулировании миграционных процессов, необходимо:

1)проведение  анализа внешних миграционных  процессов и их влияния на  социально-экономическое развитие  страны;

2)организация  научных разработок (исследований) по проблемам прогноза и регулирования миграционных процессов.

 

 

3.5 Улучшение  информационного сопровождения  государственного управления миграционными  процессами

 

Современное развитие любой страны и эффективная реализация различных государственных программ зависят от соответствующего им качественного информационного сопровождения и обеспечения. В этой связи для эффективного взаимодействия необходимо принятие мер, обеспечивающих эффективное сотрудничество государственных органов по оперативному обмену информацией.

Важным моментом информационного сопровождения  миграционных процессов должна быть широкая пропаганда в средствах  массовой информации объективных процессов, происходящих в сфере миграции, ее значимости и необходимости для  развития страны.

Необходимы  разработка и распространение различных  информационно-аналитических брошюр, справочников, буклетов, проведением  научно-практических республиканских  и международных конференций, семинаров, различных теле- и радиопередач, нацеленных на объективное отражение миграционных процессов в стране.

Так же следует  подчеркнуть, что важнейшим стимулом для развития и функционирования миграционной политики любой страны является ресурсное обеспечение  со стороны государства.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе исследования получены следующие результаты:

Миграция рабочей  силы представляет собой переселение  трудоспособного населения из одних  государств в другие сроком более, чем  на год, вызванное причинами экономического и иного характера. Она ведет  к выравниванию уровней оплаты труда в различных странах.

Миграция оказывает  существенное влияние на социально–экономическое  и демографическое развитие Республики Беларусь.

Это один из самых  сложных демографических процессов, так как на миграционное поведение  населения воздействует комплекс межнациональных, политических, экономических и социальных факторов.

Цель миграционной политики любого государства состоит  в уменьшении негативных последствий  миграционных процессов в рамках сохранения и развития национальной идентичности и безопасности страны путем максимального сокращения незаконной и формирования селективной миграции.

Для достижения этой цели перед органами государственной  власти стоят следующие задачи:

1) предупреждение, предотвращение и минимизация  негативных последствий миграционных процессов;

2 )обеспечение  и защита прав и интересов  мигрантов;

3) стимулирование  притока иностранных специалистов  с высоким инновационным потенциалом  путем упрощения порядка привлечения  иностранной рабочей силы высокой  квалификации и регулирования качественного состава привлекаемой иностранной рабочей силы;

4) содействие  и помощь в ускоренной адаптации  и интеграции иммигрантов;

5) привлечение  иностранной рабочей силы в  отрасли и сферы, где отсутствует  конкуренция со стороны отечественной  рабочей силы;

6) повышение  уровня жизни населения Республики  Беларусь, что в свою очередь  будет привлекать иностранных  граждан и удерживать белорусов.

7) сокращение  незаконной миграции и торговли  людьми, а также внедрение на  пограничных постах и иных  пунктах современных технических средств, обеспечивающих мониторинг незаконного пребывания иммигрантов на территории страны;

8) развитие информационно - пропагандисткой работы по предупреждению и устранению возникновения мигрантофобии, в том числе привлечение средств массовой информации;

9) присоединение  к международным договорам, регулирующим  процессы миграции, обмен информацией  в отношении мигрантов;

10) взаимодействие  с миграционными службами зарубежных  государств, а также неправительственными  организациями в части решения вопросов миграции;

11) инициирование  заключения двусторонних и многосторонних  международных договоров в области  решения проблем беженцев и  трудовых мигрантов;

12) Необходимо  создание гибкого визового механизма  с применением селективного подхода;

13) упрощение процедур привлечения мигрантов высокой квалификации;

Забота государства  о достижении в стране эффективной  миграционной политики является одним  из важнейших аспектов государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, формируя эффективную социальную политику государства.

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Официальный сайт исполнительного комитета : http://www.cis.minsk.by/ Дата доступа: 02.12.2011г.
  2. Интернет источник. Министерство труда и социальной защиты населения: http://www.mintrud.gov.by/ Дата доступа: 01.12.2011г.
  3. Труд и занятость в Республике Беларусь: стат. Сб./ М-во статистики и анализа РБ; редкол.: В.Г. Михно [и др.]. – Мн.: Минстат РБ, 2004. – 407 с.
  4. Балацкий Е. Государственное регулирование экспорта рабочей силы // Мировая экономика и международные отношения. 1994. № 8. С. 135—144;
  5. Международные экономические отношения / Под общ. Ред. В.Е. Рыбалкина. М., 1997. С. 158—160;
  6. Акопова E.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения. Ростов н/Д, 2000. С. 336—337.
  7. Цапенко И. От иммиграционного контроля к управлению миграционными процессами // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 10. С. 23—33.
  8. Советская Белоруссия. 2010. 8 января;
  9. Человеческий потенциал Беларуси: экономические вызовы и социальные ответы: Национальный отчет о человеческом развитии. Мн., 2010.
  10. Трудовые ресурсы и занятость населения Республики Беларусь в 2011 году: стат. Сборник. – Минск, 2012. – 29 с.
  11. О Государственной программе содействия занятости населения Республики Беларусь на 2011-2012 годы: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 30 окт. 2008 г., № 1640: с изм. И доп.: постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 16.02.2010, № 202 // Эксперт [Электронный ресурс] / ОДО «Экспертцентр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь.
  12. О занятости населения Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 15 июня 2006 г., № 125-З : с изм. И доп. : Закон Респ. Беларусь от 01.11.2007, № 280-З // Эксперт [Электронный ресурс] / ОДО «Экспертцентр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь.
  13. Ерохина О.В.: «Миграция: свободная и вынужденная, социально-
  14. экономические аспекты, специфика миграционной проблемы для России, главные особенности современной миграции рабочей силы и «утечки умов».» / Интернет-конференция на портале http://www.auditorium.ru;
  15. Кузьмин А.И. Курс лекций «Основы демографии».Лекция 12 Миграция населения. http://humanities.edu.ru;
  16. Татаркова Н.В. Курс лекций «Экономическая демография»;
  17. Загорец И.В. Миграция населения и миграционная политика / И.В. Загорец. – Минск: Лучи Софии, 2000. – 86 с.
  18. Дымкова Р.В. Государственное регулирование процессов внешней трудовой миграции в Республике Беларусь Р.В. Дымкова // Белорусский экономический журнал. – 2002. – № 4. – С. 68-74.
  19. Масленкова Е. Внешняя миграция Беларуси: проблемы и тенденции / Е. Масленкова // Белорусский банковский бюллетень. – 2007. – № 43. – С. 45-54.
  20. Бондарь А.В. Мировой рынок труда в условиях глобализации и особенности развития его белорусского сегмента/А.В. Бондарь. – Минск: Белорусский государственный экономический университет, 2005. – 154с.
  21. Загорец И.В. Миграции населения и миграционная политика/И.В. Загорец. – Мн.: ЗАО “Лучи Софии”, 2000. – 85с.
  22. Ванкевич Е.В. Экономические проблемы становления рынка труда. Мн.: Мисанта, 1996. – 68 с.
  23. http://europa.eu.int.
  24. Экономика Беларуси: тенденции и проблемы развития// Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. – 2000. - № 8. – с.2-55.
  25. Белорусский рынок. 2011. № 5; 2011. № 22.е



Информация о работе Миграция рабочей силы как фактор макроэкономической динамики