Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 13:54, контрольная работа
Процесс развития мировой экономики тесно взаимосвязан с эволюцией развития международных экономических отношений.
Международные экономические отношения, возникнув задолго до становления мирового хозяйства, сыграли важную роль в процессе его формировании.
Исторически и логически первой формой интернационализации национальной экономики является международная торговля.
На IV этапе (60-е — 70-е годы XX века) международные корпорации, используя достижения НТР, преимущества межстрановой кооперации производства и поддержку правительств своих стран все в большей степени ориентировались на внешнеэкономическую сферу своей деятельности, которая становилась для них основным источником их прибыли. В этот период зарубежные филиалы и предприятия международных корпораций, работая по единым стандартам и принципам с материнской компанией в сфере производства, сбыта, менеджмента стремятся преодолеть сложившееся негативное отношение к себе в принимающих странах (приведшее к национализации многих из них) и стать органичной частью их национальных экономик. С этой целью многие международные компании отказываются от стратегии сброса грязных производств в развивающиеся страны, становятся проводниками достижений НТП в периферийные страны, используют национальные инженерно-технические кадры, вступают в партнерские отношения с местными фирмами, интегрируя их в свой состав.
На этом этапе международные корпорации приобретают и другие качественно новые черты: происходит отказ от четкой отраслевой ориентации; промышленный капитал все теснее переплетается с финансовым и торговым, наукой; активизируются процессы унификации и стандартизации производства, НИОКР. На этой базе они превращаются в комплекс международного производства, науки, капитала, товаропроводящей сети, новых форм маркетинга и менеджмента.
На современном, V этапе (начавшемся в 80-е годы и продолжающемся в настоящее время) появляется новая форма международных корпораций — глобальные, качественные отличия которых от ранее рассмотренных проявляются в следующем:
во-первых, они работают в рамках общемировой глобальной стратегии, нацеленной на завоевание уже не отдельных сегментов мирового рынка, а ключевых мирохозяйственных позиций в производстве и реализации продукции, которой подчинены производство, НИОКР, корпоративное управление, производство новых видов товаров и услуг, глобальный маркетинг и послепродажное обслуживание, постоянная связь с потребителями (реальными и потенциальными);
во-вторых, они используют глобальные факторы производства (капитал, рабочую силу, природные ресурсы, предпринимательские способности). 380 крупнейших корпораций сосредоточили сегодня в своих руках 40% глобального потенциала и 80% технологических нововведений мира;
в-третьих, они создали систему глобального международного производства, размещенного в большинстве стран мира.
К числу глобальных корпораций в настоящее время можно отнести лишь 20—30 крупнейших компаний мира. Наиболее яркими их примерами могут служить американские «Кока-Кола», разместившая свое производство в 190 странах, «Ай-Би-Эм», имеющая филиалы в 124 странах.
Современный этап развития международных корпораций характеризуется не только появлением глобальных корпораций, но и качественным изменением организации деятельности:
в условиях НТП и жесткой конкуренции главной целью их деятельности является получение не максимальной прибыли (этот показатель занимает сейчас 5—6 место), а обеспечение финансовой устойчивости и «максимизация рынка»;
создание глобальных сетей производства и сбыта в рамках единой глобальной стратегии компании; при этом, не довольствуясь созданием производства законченного цикла в одной стране, международные корпорации стремятся специализировать каждое предприятие глобальной сети на наиболее рациональном производстве отдельного узла, компонента для конечной сборки там, где это наиболее выгодно;
расширение масштабов международного разделения труда в рамках международных корпораций базируется на горизонтальной и вертикальной интеграции производственной, исследовательской, сбытовой и т.п. деятельности разбросанных по разным частям мира подразделений компании;
международное производство, создаваемое ими, - не только материальное, но и нематериальное; в последнее десятилетие интенсивно растут ПИИ международных компаний в сферу услуг, в том числе в информационные, рекламные, консалтинговые и т.п. виды услуг, развитие науки;
стратегия международных корпораций в развитии обрабатывающей промышленности базируется на качественно новой (глобальной) комбинации материальных, финансовых и человеческих ресурсов и нацелена на повышение производительности труда и рост эффективности производства (по некоторым оценкам, доля обрабатывающей промышленности в 2025 году не превысит 10% мирового ВНП, но за счет роста производительности и эффективности мировые потребности в ее продукции будут удовлетворены полностью);
интенсивное развитие внутрикорпоративной торговли между подразделениями международной компании (она составляет сейчас примерно l/З всей мировой торговли);
вывоз капитала международными корпорациями нацеливается не только на увеличение количества зарубежных филиалов, но и на сокращение разрыва в организации и технологии производства в различных странах: качество изделий и услуг компании независимо от места производства и должно соответствовать мировым стандартам);
разработка, передача и использование технологий преимущественно в рамках замкнутой корпоративной структуры дополняется (в целях снижения риска в конкурентной борьбе) созданием ими совместных научно-исследовательских центров и программ, перекрестным лицензированием с другими корпорациями (как партнерами, так и конкурентами);
диверсификация деятельности международных корпораций по формам (их насчитывается 15). Наиболее эффективными считаются гибридные или комплексные формы внешнеэкономической деятельности (ВЭД): движение товаров, капиталов, технологий, знаний. Все большее распространение в мировой практике получает «лифрэксдинг» (lifrexding) — комплексное сочетание обмена лицензиями, франчайзинга, экспорта товаров и ПИИ. В сфере нематериального производства ярко обозначена тенденция к специализации на определенном виде ВЭД (в финансах, сбыте, менеджменте, страховании);
«сплетение» международных корпораций, принадлежащих к разным национальным и международным центрам и усиление их взаимодействия в виде стратегических систем, семей, альянсов, слияний и поглощений;
стремление приспособиться к трехполюсной модели мира определяет открытие международными корпорациями хотя бы по одному крупному предприятию-координатору деятельности зарубежных филиалов и фирм в каждом из центров триады США — Западной Европе — Японии.
Итак, современные международные корпорации представляют собой гигантские промышленно-финансовые объединения, интернациональные по сфере своей деятельности, построенные по принципу централизованного планирования и управления в мировом масштабе, активно участвующие в процессах мировой торговли, инвестирования капитала, обмена технологиями, производственного и научно-технического сотрудничества, миграции рабочей силы, усиливающие процесс интернационализации мировой экономики, активно использующие объективные тенденции МРТ и способствующие установлению новых схем во всемирном разделении труда.
6.3. Роль международных корпораций в мировом хозяйстве
К началу XXI века в мире функционировало примерно 63 тыс. международных корпораций, имеющих 690 тыс. зарубежных филиалов и аффилированных (зависимых) предприятий по всему миру. Около 49 тыс. родительских компаний размещается в развитых странах, 11 тыс. - в развивающихся, 3 тыс. — в государствах с переходной экономикой.
Международные корпорации производят 1/4 мирового ВВП и 1/2 мирового промышленного производства: им принадлежит 4/5 патентов и лицензий на новую технику, технологии и ноу-хау. Объем продаж зарубежных филиалов ТНК и других компаний превысил к концу XX века 11 трлн. долл., а их экспорт приблизился к 2,5 трлн. долл., что составляет около 1/3 мировой торговли. Если же к этому добавить торговлю в рамках ТНК и связанную с ними торговлю с независимыми компаниями, то получится примерно 2/3 мировой торговли.
Под контролем ТНК находится 90% мирового рынка пшеницы, кофе, кукурузы, лесоматериалов, табака, джута и железной руды; 85% рынка меди и бокситов, 80% чая и олова, 75% бананов, натурального каучука и сырой нефти. Половина американского экспорта осуществляется американскими и иностранными ТНК. В Великобритании эта доля достигла 80%, в Сингапуре — 90%. В США доля ТНК в трансфертах технологий составляет 80%, в Великобритании — 90%.
Общий объем накопленных прямых иностранных инвестиций превышает 4,8 трлн. долл.
Прямые иностранные инвестиции ТНК в последние годы росли в 3 раза быстрее, чем внутренние инвестиции, хотя на их долю приходится всего 6% ежегодных инвестиций в промышленно развитых странах. Еще одна показательная цифра: 70% всех международных платежей, связанных с кредитами и лицензиями, составляют платежи между материнскими компаниями и их заграничными филиалами.
60% международных корпораций заняты в сфере материального производства, 37% — в сфере услуг, 3% — в добывающей промышленности и сельском хозяйстве.
По объемам зарубежных активов крупнейшими международными корпорациями мира являются «Дженерал Электрик» (электроника США), «Шелл, Роя л Датч» (нефтяная, Великобритания—Нидерланды), «Форд Мо-торз» (автомобилестроение, США); по зарубежным продажам — «Мобил Крпорэйшнз» (нефтяная, США), «Эл-ксон Корпорэйшн» (нефтедобыча и переработка, США); по числу занятых за рубежом — «Дженерал Моторз» (автомобилестроение, США), «Фольксваген Групп» (автомобилестроение, Германия), «Аи Би Эм» (компьютеры, США).
Анализ международной деятельности 100 крупнейших компаний мира, позволяет сделать следующие выводы.
Из 100 крупнейших по размерам зарубежных вложений МК (исключая банковские и финансовые учреждения) 99 базируются в промышленно развитых странах. На их долю приходится 15% зарубежных активов, 22% зарубежных продаж и 19% занятых в зарубежных филиалах.
С точки зрения страны происхождения самую большую группу составляют американские корпорации (26 из 100 крупнейших). На них приходится 32,4% совокупных зарубежных активов, 26% зарубежных продаж и 25,6% занятых. Крупнейшими американскими компаниями по объему зарубежных активов являются Дженерал Электрик, Форд Моторз, Дженерал Моторз, Эксон Корпорейшен и ИБМ.
17 мест в 100 крупнейших ТНК мира занимают японские компании с совокупным зарубежными активами в 15,7%, объемом зарубежных продаж в 22,8%, и числом занятых в зарубежных филиалах — 10,7% от соответствующих показателей 100 ТНК.
Европейским МК принадлежит 47 мест в этом списке, в том числе Франция представлена 13, Германия и Великобритания — 11 ТНК. Совокупные европейские активы европейских компаний составляют 40,1%, зарубежные продажи — 41,8%, а число занятых в зарубежных филиалах 51,4% от соответствующих показателей 100 ТНК.
Отраслевая структура 100 ведущих ТНК мира, согласно данным ЮНКТАД, выглядит следующим образом:
химико-фармацевтическая промышленность (16 ТНК);
электронная и электротехническая промышленность (17 ТНК);
автомобилестроение (14 ТНК);
нефтедобыча и нефтепереработка (11 ТНК);
производство напитков и продуктов питания (10 ТНК);
телекоммуникационных услуг (6 ТНК).
Международные компании из развивающихся стран возникли достаточно давно, но их активная деятельность началась лишь в последнее время. Наиболее заметными в мировой экономике являются ТНК НИСов Юго-Восточной Азии, ряда государств Латинской Америки (Аргентины, Бразилии, Мексики, Колумбии, Венесуэлы, Чили), наиболее крупных государств Южной
Азии (Индии, Пакистана) и некоторых стран Ближнего Востока. В 2000 году в число 100 крупнейших компаний мира вошла одна из развивающегося мира — «Петролеос де Венесуэла». Особенностью деятельности ТНК развивающихся стран является размещение их филиалов в других развивающихся странах своего и близлежащих регионов. Постепенно сфера их деятельности распространяется на другие регионы мировой экономики, включая и промышленно развитые страны. В Бразилии, КНР, Южной Корее и Тайване объемы прямых иностранных инвестиций в развитые страны их национальных ТНК превысил уже 50%. В число ведущих 50 ТНК развивающихся стран входят «Дэу» (Южная Корея), «Семекс» (Мексика), «Криэйтивтекнолоджи» (Сингапур), «Чина Интернейшнл Траст энд Корпорейшн» (Китай).
В странах с переходной экономикой также идет активный процесс становления ТНК на базе национальных финансово-промышленных групп. Лидерами процесса транснационализации стали Хорватия, Чехия, Словакия и Венгрия. Среди российских ТНК можно назвать Газпром, ЛУКойл, Ингосстрах и др.
Транснационализации подвергнута деятельность не только промышленных компаний, но и компаний, оперирующих в сфере услуг. В международном кредите господствуют 50 транснациональных банков, в страховых операциях - 30 ведущих компаний, в рекламном деле - 20 ведущих мировых агентств, в воздушных перевозках — 25 международных авиатранспортных компаний.
Транснациональные банки (ТНБ), которые в основном сформировались на базе крупнейших коммерческих банков промышленно развитых стран, господствуют на национальных и международных финансовых рынках. Совокупные валютные резервы ТНБ в нескольgo раз больше, чем резервы всех центральных банков мира, вместе взятых. Перемещение 1-2% массы денег, находящихся в частном секторе, вполне способны изменить взаимный паритет любых двух национальных валют. В число крупнейших ТНБ мира по размеру активов «Индустриал Банк оф Япан», «Дойче Банк», USB (Швейцария), «Гити Групп» (США) и др.
По масштабам зарубежного инвестирования лидируют МК, базирующиеся в США, Великобритании, Франции и Австралии (в порядке убывания). Наиболее привлекательными для иностранных инвестиций были фактически те же страны — США, Великобритания, а также ФРГ.
Информация о работе Мировая экономика:сущность,структура,тенденции развития