Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 13:54, контрольная работа
Процесс развития мировой экономики тесно взаимосвязан с эволюцией развития международных экономических отношений.
Международные экономические отношения, возникнув задолго до становления мирового хозяйства, сыграли важную роль в процессе его формировании.
Исторически и логически первой формой интернационализации национальной экономики является международная торговля.
Д. Риккардо, определившись с относительными внутренними ценами, стал сравнивать между собой относительные цены по странам (табл. 4). Получилось, что в Португалии за 8 ед. вина можно получить в обмене 9 ед. сукна, а в Англии обмен вина на сукно будет явно невыгодным. Относительная цена вина в Португалии (8/9) ниже его относительной цены в Англии (6/5), т.е. 8/9 < 6/5- В связи с этим Португалии следует выбрать для экспорта именно вино и отказаться от производства сукна. Сравнение относительных цен между странами по сукну показывают, что Англии выгодно вывозить сукно, так как 5/6 < 9/8.
Таблица 4
Национальные отраслевые затраты труда, измеряемые в относительных ценах
Страна | Вино | Сукно |
Португалия Англия | 8/9 100/120 или 6/5 | 9/8 100/120 или 5/6 |
Свои выводы Д. Рикардо строил на измерении относительных цен в часах труда. К таким же выводам можно прийти, если цены (издержки) измерять не в трудочасах, а в долларах или евро. Это вполне возможно, поскольку все валюты сегодня функционируют в режиме обменного валютного курса.
На основе теории сравнительных преимуществ Дж. Стюард Милль вывел закон интернациональной стоимости, показав диапазон изменений мировой цены товара. Он отметил, что более низкие относительные цены товара будут выталкивать его из страны, и он станет объектом внешнеэкономической экспансии. А товар с относительно высокими ценами будет уступать место для импорта.
Мировая цена установится в пределах между относительными ценами, существовавшими в странах до начала обмена.
Для нашего примера мировая цена вина будет установлена в рамках относительных цен на него от 8/9 до 6/5, мировая цена сукна в границах от 5/6 до 9/8. Конкретная же величина мировой цены будет складываться в очерченном поле в зависимости от соотношения мировых объемов спроса и предложения.
Впоследствии теория Д. Рикардо углублялась за счет привлечения в анализ иных факторов производства помимо труда (теория Хешкера — Олина).
Теория Хекшера — Олина: мировая торговля и производственные ресурсы. Э. Хекшер и Б. Олин, шведские экономисты, в 20-х гг. XX в. включили в модель Д. Рикардо помимо труда действие еще одного фактора — капитала, представив двухфактор-ную модель внешней торговли. Эта теория доминировала вплоть до 1960-х гг.
Построение новой модели внешней торговли опиралось на сравнение относительных цен ресурсов. Относительные цены ресурсов зависят от их насыщенности и редкости. Редкий ресурс — более дорогой, насыщенный — относительно дешевый.
Были выделены следующие критерии выбора направлений внешней торговли, привязанные к характеристике располагаемых ресурсов.
1. Экспортироваться должен товар, который содержит насыщенный ресурс, а импортироваться тот, производство которого использует более редкий ресурс.
2. Специализация внутри страны должна строиться на использовании более дешевого ресурса. Если дешев капитал (процент), то следует ориентироваться на капиталоемкую продукцию, а при более дешевом труде — на трудоемкую.
Условия для внешней торговли постоянно меняются, так как импорт наполняет рынок факторов производства, препятствуя появлению дефицита. В связи с этим со временем редкий ресурс понемногу дешевеет, а избыточный теряет свою насыщенность благодаря оттоку его за рубеж, при этом его излишки сокращаются и он начинает дорожать. Те же процессы происходят и в стране другого участника торгового обмена.
В результате свободной торговли образуется тенденция выравнивания цен на соответствующий фактор производства. Международная торговля ведет к выравниванию национальных Ставок заработной платы и процентных ставок, которые получают владельцы капитала. Но пока еще национальные цены на факторы производства существенно различаются.
Просчет выигрышей и проигрышей различных слоев национального бизнеса от внешней торговли решается на основе. Так называемой теоремы Столпера — Самуэльсона.
Теорема Столпера — Самуэльсона. Теорема Столпера — Самуэльсона показывает, как распределяются доходы от внешней торговли между владельцами факторов производства.
Рассмотрим последовательный ход эффектов повышения мировых цен на экспортный товар страны. Он отражен на рис.
Рис. Влияние роста мировых цен на рынок факторов производства
Подорожание ресурсоинтенсивного фактора производства приводит к падению цен на остальные факторы производства. При оплате дорогого ресурса начинается экономия на остальных факторах производства и сокращается спрос на них. Падение спроса оборачивается падением цен. В результате складывается тенденция, ведущая к сжатию спроса, падению цен и доходов владельцев остальных факторов производства.
Рис. Влияние роста спроса на ресурсоинтенсивный фактор
Повышение мировых цен дает преимущества в доходах владельцам интенсивных факторов производства, владельцы остальных факторов проигрывают.
Теорема Рыбчинского. Польский экономист Т.М. Рыбчинский сделал попытку выявить отдаленные последствия внешней торговли на развитие внутреннего рынка, на формирование его отраслевой структуры. Он высказал мысль о том, что при неизменности относительных цен на тбвары и факторы производства отраслевые перспективы развития будут меняться.
Теорема Рыбчинского заключалось в следующем: увеличение и доминирование одного вида производства, благодаря успешному экспорту, приводят к сокращению и деградации других отраслей.
Российская действительность наглядно проиллюстрировала выводы Рыбчинского. В России расширение экспортного производства сырья привело к оттоку капитала в эти доходные отрасли, оголив остальное производство. В результате внутренний . рынок заполнился импортной продукцией, которая усилила дег-5радацию многих отраслей, обслуживающих внутренний рынок. Этот процесс привел к чрезмерной зависимости страны от колебаний цен мирового рынка и ослабил устойчивость экономического роста. Правительство, осознав опасность складывающихся деформаций, решило содействовать диверсификации отраслей. Этот процесс предполагает необходимость перекачки . сверх доходов экспортных производств в отрасли, обслуживающие внутренний рынок.
Парадокс Леонтьева и переход на использование многофакторных моделей. В. Леонтьев в 1954 г. на основе межотраслевого баланса предполагал подтвердить теорию Хекшера — Олина. Согласно ей США, обладающие избытком капиталов, должны были экспортировать капиталоемкие товары, а импортировать трудоемкие.
Результаты оказались парадоксальными. Импорт США был на 30% более капиталоемок, чем экспорт. Капиталонасыщенные США экспортировали трудоемкую продукцию, а импортировали капиталоемкую. Такое явление получило название «парадокс Леонтьева».
В. Леонтьев попытался ответить на данный вопрос. Он пришел к выводу, что НТП ведет не только к насыщению капиталами, но и к росту квалификации рабочей силы. У него возникла идея разбить такой агрегированный фактор, как труд, на два блока: квалифицированный и неквалифицированный ; ТРУД. Продукт квалифицированной рабочей силы по закону
редукции труда обменивается на больший продукт менее квалифицированного труда, и внешняя торговля в таком случае дает большой эффект. В США капитал оказался не самым избыточным ресурсом. В большей мере избыточны были ресурсы, связанные с размерами обрабатываемых земель и научно-технические кадры. Теория Хекшера — Олина при более глубоком дифференцировании факторов производства подтверждалась: США оказались чистыми экспортерами товаров, в производстве которых интенсивно используются насыщенные факторы.
Загадка парадокса В. Леонтьева подтолкнула к необходимости разукрупнить факторы производства и учесть воздействие каждого подвида на направление и интенсивность экспортных и импортных потоков. После того как подвергся дроблению фактор труда, «расщепили» понятие капитала. Теперь он включал три компонента:
человеческий капитал;
физический капитал;
капитал знаний.
Кроме того, к факторам производства стали применять иерархические принципы. Факторы подразделялись на базисные и развитые. Базисные факторы привязывались к природным ресурсам, климатическим условиям, географическому положению страны. Это даровые невоспроизводимые условия производства. Развитые факторы производства являются продуктом экономического развития (новые технологии, квалифицированная рабочая сила, современная инфраструктура). Конкурентные преимущества стране все в большей мере приносят развитые факторы.
В дифференцированный анализ влияния различных факторов производства на конкурентные позиции страны был включен и такой аспект, как их способность к передвижению, мобильности. Естественно, что более мобильный ресурс имеет более сильный потенциал осуществлять внешнеэкономическую экспансию.
Разукрупнение факторов производства приблизило теорию Хекшера — Олина к реалиям современных конкурентных преимуществ страны.
Теории Хекшера — Олина, Столпера — Самуэльсона и Рыбчинского развили идеи Д. Рикардо. Но жизнь требовала совершенно новых подходов, так как со времен Д. Рикардо прошло два века и многое изменилось. Д. Рикардо исследовал рынки стандартных продуктов. Сегодня конкуренция качества привела на рынок дифференцированный продукт, с богатой палитрой потребительских свойств. На этом рынке конкурентные преимущества могут определяться не только в области цен, но и на основе успехов в повышении качества изделий.
Рекомендации Д. Рикардо относительно полезности возрастающей международной специализации в современных условиях можно принять с большой осторожностью. Узкая специализация приводит к чрезмерной зависимости от мировых цен и делает экономику неустойчивой.
5.4. Теории внешнеэкономических мотиваций стратегий фирмы
Новые теории мировой торговли объясняют движение товарных миропотоков исходя из состояния рынков несовершенной конкуренции и стратегий их участников. В этих стратегиях часто используются конкурентные преимущества, не связанные напрямую с производственными ресурсами. Одним из видов таких преимуществ являются более низкие издержки, позволяющие расширить объемы продаж на большом рынке.
Если национальная фирма увеличивает производство, прибегая к внешней торговле, она имеет возможность выбрать наиболее выгодные масштабы производства с меньшими издержками, т.е. использовать положительный эффект масштаба, эффект массового производства. Это позволит ей производить продукт с меньшими издержками и поэтому и продавать его по более низкой цене, сделав свой товар более конкурентоспособным.
Последствия реализации положительного эффекта масштаба на мировом рынке заключаются в следующем:
мировое сообщество получает экономию на затратах, что служит резервом для экономического роста;
проникнув на иностранные рынки, импортеры формируют здесь монополистический рынок. Необходимость укрупнения производства для таких стратегий усиливает монополистические тенденции и на «домашнем» рынке экспортера.
Теории технологического разрыва, жизненного цикла товара и спроса. Теории технологического разрыва и жизненного цикла
ищут конкурентные преимущества национальных фирм в связи с зияющим различием в разных странах уровня производства, вызванным разницей в освоении технического прогресса или разрывом фаз производства товаров.
Хозяйственная практика демонстрирует несовпадение фаз жизненного цикла по странам, когда в одной стране объемы товарной массы уже невозможно наращивать и для ее реализации приходится снижать цены, а в другой — этот же товар является редкостью и соответственно дорогим.
Межнациональные перепады освоения фаз жизненного цикла товара создают условия для получения монопольной прибыли исключительно при следовании внешнеторговым стратегиям.
По мере достижения фазы роста и особенно зрелости перемещение товара с внутреннего рынка на внешний позволяет:
получать именно на внешнем рынке монополистическую прибыль;
Информация о работе Мировая экономика:сущность,структура,тенденции развития