Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 13:54, контрольная работа
Процесс развития мировой экономики тесно взаимосвязан с эволюцией развития международных экономических отношений.
Международные экономические отношения, возникнув задолго до становления мирового хозяйства, сыграли важную роль в процессе его формировании.
Исторически и логически первой формой интернационализации национальной экономики является международная торговля.
продлевать жизнь товара в самой продуктивной фазе, которая дает фирме наибольшую массу прибыли при его экспорте.
Национальные рынки различаются как по параметрам спроса, так и по его структурным позициям. В связи с этим фирма станет искать рынок сбыта в странах, где он будет в большей мере отвечать национальным предпочтениям и иметь большие масштабы спроса. Разница в национальных предпочтениях становится тем фоном, который определяет потоки внешней торговли. Более емкий рынок обеспечит доход за счет не взвинчивания цен, а увеличения объема продаж. Это позволит отсечь многих конкурентов, не способных получать доход в условиях относительно низких продажных цен.
Теория сходства предпочтений шведского экономиста С. Линдера объясняет международную торговлю среди развитых стран, опираясь на факт соответствия объема структуры спроса определенному уровню доходов на душу населения. Экспортеры товара потребительского направления могут искать рынок сбыта среди стран с.аналогичным среднедушевым доходом.
Теория конкурентных преимуществ М. Портера. Теория конкурентных преимуществ М. Портера, разработанная в конце 1980-х гг., наиболее полно отражает важнейшие факторы, определяющие внешнеэкономические успехи фирмы, устремленной на инновационное развитие. Подобного успеха фирмы добились, подчиняясь требованиям своего национального рынка, работающего в режиме монополистической конкуренции либо в режиме олигополистического рынка.
М. Портер обследовал 100 отраслей в восьми странах и сделал выводы о состоянии конкурентных преимуществ различных стран. В развитых странах, которые он исследовал, конкурентные преимущества были связаны не с естественными, а с приобретенными преимуществами. Он исходит из того, что наделенность страны природными ресурсами не может стать исключительным конкурентным преимуществом нации. Наоборот, М. Портер отметил, что страны с богатыми природными ресурсами могут отставать в экономическом развитии, а те, где их не хватает, успешно развиваются. В этом им помогает использование конкурентных преимуществ, которые могут быть Вовсе не связанными с факторами производства, а тем более с использованием природных ресурсов. Среди них немаловажное значение имеют успешная стратегия фирмы, работающая на открытом ею большом рынке, достигнутая взаимосвязанность отраслей, которая позволяет использовать кооперацию с местными производителями. Поскольку арсенал конкурентных преимуществ у национальных фирм шире использования лучших средств производства, слагаемые этого арсенала необходимо вычленить и классифицировать. Именно этой задаче он посвятил свою работу.
В результате эмпирических исследований М. Портер сделал выводы о том, что причина успехов стран с богатой экспортной составляющей кроется в современном состоянии конкурентных преимуществ фирм, взращенных постоянными инновациями, неустанным обновлением технологий, а конкурентные преимущества страны формируют состояние ее внутреннего рынка, его конкурентную среду.
М. Портер выделил четыре детерминанты — слагаемых успеха, формирующие среду, внутри которой вызревают конкурентные преимущества отраслей и фирм. Эти детерминанты он назвал «национальным ромбом» преимуществ. При взаимодействии они образуют систему потенциальных позиций страны, обеспечивающих ее успехи на мировом рынке (рис. ).
Рис. Детерминанты конкурентного преимущества страны («национальный ромб»)
Рассмотрим содержание указанных детерминантов.
Параметры факторов производства: материальные и нематериальные условия, формирующие конкурентные преимущества страны. Портер считал, что наряду с традиционными факторами (труд, земля и капитал, предпринимательская способность) действуют еще и факторы, значение которых с НТП возрастает, а именно:
информационная научная и техническая обеспеченность;
состояние рыночной производственной и социальной инфраструктуры.
Стратегия фирмы: выбор конкурентной стратегии, которая соответствует положению фирмы в отрасли и состоянию рынка. Правильно выбранная стратегия предполагает формирование прогрессивной бизнес-структуры на основе эффективного менеджмента. Она должна учитывать специфику конкурентной среды, в которую внедрилась фирма.
Параметры спроса: это, прежде всего емкость рынка, определяющая возможность расширения производства, его динамика, дифференциация, уровень требований покупателей к качеству товаров. Высокий уровень требований к качеству продукции заставляет использовать нововведения. Динамично развивающийся внутренний рынок является прекрасной школой для будущих участников международной конкуренции. На внутреннем рынке новое изделие должно получить апробацию, а затем выйти на мировую арену.
Родственные и поддерживающие отрасли обеспечивают экспортные отрасли необходимыми материалами, комплектующими изделиями, информацией. Все вместе они образуют некое единство взаимосвязанных отраслей, так называемый кластер. Формирование кластера умножает эффект его участников, придавая ему мультипликативный характер.
Важную роль в процессе формирования конкурентных преимуществ фирм и отраслей национальной экономики играет государство. Ни в одной стране конкурентоспособность отраслей не достигается исключительно на основе «невидимой руки» рынка. Даже в самых либеральных экономиках государство поддерживает конкурентную среду в ведущих секторах, участвует в финансировании крупных научно-технических проектов, стимулируя направления НТП, которые могут усилить конкурентные позиции национальных производителей.
Особое значение Портер придавал промышленной политике государства по формированию промышленных кластеров. Он активно призывал продвигаться в этом направлении, которое значительно ускорит успех как на внутреннем, так и мировом рынке.
На конкурентные преимущества страны могут повлиять и случайные факторы. На примере России к ним можно отнести резкие скачки мировых цен на нефть, неожиданные изменения котировок мировых финансовых рынков и т.д.
Таким образом, теория М. Портера наиболее полно отражает спектр факторов, определяющих конкурентные преимущества страны, устремленной на освоение инновационной модели развития.
6. МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОРПОРАЦИИ И ИХ РОЛЬ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
6.1. Сущность и формы международных корпораций
Возникновение международных корпораций является закономерным результатом развития мировой экономики и международных экономических отношений, с одной стороны, и мощным фактором их развития, с другой.
Опыт мирового развития показывает, что процесс интернационализации производства как главной предпосылки создания международных корпораций в основе своей имеет модель последовательной интернационализации, представленную на рисунке.
Модель последовательной интернационализации производства
Появление международных корпораций напрямую связано с прямыми зарубежными инвестициями, так как в мировой практике международная корпорация рассматривается как форма структурной организации крупной корпорации, осуществляющей прямые инвестиции в различные страны мира. Результатом прямого зарубежного инвестирования международной корпорации может быть создание зарубежного предприятия (ассоциированной компании), в котором прямой инвестор-нерезидент владеет менее 50% капитала; дочерней фирмы, где его доля превышает 50% и зарубежного филиала - предприятия, полностью принадлежащего прямому инвестору.
Различают две формы международных корпораций.
1) Транснациональные корпорации - это корпорации, головная компания которых принадлежит капиталу одной страны, а филиалы
разбросаны по всему миру.
2) Многонациональные корпорации - корпорации, головная компания которых принадлежит капиталу двух и более стран, а зарубежные отделения также находятся в разных странах.
Транснациональные (ТНК) и многонациональные компании (МНК) можно рассматривать как формы существования международных корпораций, а само разделение последних на две формы проявления достаточно условно, так как их главным качественным признаком является не то, капитал скольких стран создал головную компанию, а интернациональный характер деятельности компаний.
В контексте вышеизложенного международными можно считать все корпорации, имеющие хотя бы один зарубежный филиал, созданный на основе ПИИ.
В мировой практике под международными корпорациями понимают лишь действительно крупные компании, оказывающие существенное влияние на мировой рынок товаров и факторов производства. Как правило, к ним относятся лишь те многонациональные и транснациональные корпорации, у которых:
годовой объем продаж составляет не менее 1 млрд. долл.;
от 1/5 до 1/3 общего оборота приходится на заграничные операции;
доля зарубежных активов не менее 25%;
филиалы имеются не менее, чем в шести странах.
Главным качественным признаком международных корпораций является процесс прямого зарубежного инвестирования.
При этом следует учитывать и более конкретные мотивы и цели международной предпринимательской деятельности.
В соответствии с теорией транснациональных издержек наиболее важным стимулом интернационального производства являются конкретные характеристики ресурсного потенциала (основных фондов, кадров, ноу-хау) материнской и зарубежной фирм.
Совокупный положительный потенциал взаимовыгодных долгосрочных деловых отношений между головной фирмой и ее зарубежными филиалами вытекает из:
развития системы взаимных поставок, обеспечивающих экономию транспортных издержек;
налаживания общей сбытовой сети на основе вертикальных связей;
обмена финансовыми, кадровыми, информационными ресурсами в рамках общей стратегии развития и системы управления;
гармонизации внутрикорпоративных цен и трудовых отношений на основе и в целях разумной дифференциации доходов компании.
В соответствии с теорией финансового менеджмента наличие зарубежного производства способствует:
экономии за счет устранения дублирования управленческих функций, их централизации и сокращения затрат на сбыт продукции;
экономии за счет эффекта масштаба;
увеличению возможности использования временно свободных денежных средств внутрикорпоративных подразделений;
диверсификации производства в целях снижения корпоративных рисков и завоевания долговременных конкурентных преимуществ.
Практически во всех вышеозначенных теоретических обоснованиях зарубежной предпринимательской деятельности международных корпораций особое место занимает сокращение транснациональных издержек путем использования трансфертных цен.
Трансфертные цены — это внутренние условно-расчетные цены, применяемые во внутрикорпоративной торговле международных монополий, формирующиеся не стихийно (под влиянием спроса и предложения), а исходя из стратегических целей компаний. В силу этого они могут отклонятся как вверх, так и вниз от мировых цен в зависимости от целей применения и конкурентных условий.
Основными целями применения трансфертных цен во внутрифирменной торговле МК могут быть:
поддержание монополистической позиции на рынке;
завоевание новых рынков сбыта;
минимизация налогов и таможенных пошлин;
уклонение от валютного контроля, валютные спекуляции, конвертация из слабой валюты в сильную;
использование различий в темпах инфляции в разных странах;
воздействие на финансовое состояние заграничного филиала путем перевода прибыли;
сокрытие реального уровня прибылей дочерней фирмой и др.
6.2. Этапы развития международных корпораций
Международные корпорации, возникнув в конце XIX века, прошли достаточно долгий путь эволюционного развития, в процессе которого изменялись приоритеты их форм и сфер деятельности, внутрикорпоративная структура и стратегия.
I этап (конец XIX — начало XX века) возникновения международных корпораций связан с транснациональной деятельностью промышленных монополий метрополии, которые вовлекли в орбиту своих экономических интересов сырьевую базу колоний, дополнили отношения политической зависимости колоний их экономической зависимостью, объединили своими связями многие страны и привели в конечном счете к созданию мирового капиталистического хозяйства.
II этап (период между двумя мировыми войнами) характеризовался тем, что подготовка ко второй мировой войне, рост государственных расходов на военные цели предопределили развитие международных корпораций в форме военно-промышленных транснациональных компаний, производящих вооружение, боеприпасы, амуницию. Они сохранили свою мощь и в настоящее время.
На III этапе (50-е годы) интенсивно развиваются международные компании интегрирующего типа как по капиталу происхождения головной компании (многонациональные компании, что особенно характерно для стран Западной Европы), так и по сфере деятельности. Интеграция производства до 60-х годов шла по горизонтали и по вертикали, был создан не только мировой " рынок сырьевых, но и промышленных товаров. Завоевание рынка, производство товаров массового спроса для потребителей с высоким жизненным стандартом в промышленно развитых странах и перевод грязных и трудоемких производств в развивающиеся страны становятся стратегическими целями развития международных корпораций в форме транснациональных и многонациональных компаний.
Информация о работе Мировая экономика:сущность,структура,тенденции развития