Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 21:06, курсовая работа
Цель работы: раскрыть теоретические основы мирового фармацевтического рынка, оценить потенциал интеграции Республики Беларусь в мировой фармацевтический рынок разработать предложения по развитию фармацевтического рынка.
Методы исследования: анализа и синтеза, сравнения, индукции и дедукции, логический метод, экономико-математические методы, экономико-статистические методы сбора и обработки информации.
Исследования и разработки: раскрыты теоретических основы фармацевтического рынка , оценено текущее состояния и потенциала развития мирового фармацевтического рынка , изучен фармацевтический рынок Республики Беларусь и разработаны предложений по его совершенствованию.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра международного бизнеса
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине:
на тему: Мировой фарамацевтический рынок
Студент
ВШУБ, 5-й
курс, ВВБ-2
Руководитель
МИНСК 2013
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 38 с., 5 рис., 9 табл., 28 источников, 1 прил.
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК, ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА, ДЖЕНЕРИКИ, ОРИГИНАТОРЫ, БИОТЕХНОЛОГИИ, БИЗНЕС ЦИКЛ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ.
Объект исследования – мировой фармацевтический рынок.
Предмет исследования – особенности и тенденции развития международного фармацевтического рынка, фармацевтического рынка Республики Беларусь.
Цель работы: раскрыть теоретические основы мирового фармацевтического рынка, оценить потенциал интеграции Республики Беларусь в мировой фармацевтический рынок разработать предложения по развитию фармацевтического рынка.
Методы исследования: анализа и синтеза, сравнения, индукции и дедукции, логический метод, экономико-математические методы, экономико-статистические методы сбора и обработки информации.
Исследования и разработки: раскрыты теоретических основы фармацевтического рынка , оценено текущее состояния и потенциала развития мирового фармацевтического рынка , изучен фармацевтический рынок Республики Беларусь и разработаны предложений по его совершенствованию.
Элементы научной новизны: произведена оценка текущего состояния и перспектив развития фармацевтического рынка как в глобальном , так и в местном масштабе
Область возможного практического применения: разработка и реализация государственных и региональных программ и мероприятий по развитию фармацевтического рынка.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
________________
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………….........
1 Теоретические основы фармацевтического рынка…………...…………….....6
2 Мировой фармацевтический рынок: тенденции развития…………………...14
2.1 Особенности структуры и ассортимента мирового
фармацевтического
рынка ……………………………..……………............
2.2 Перспективы развития фармацевтического рынка.……….18
3 Фармацевтический рынок Республики беларусь: состояние
и перспективы
развития......................
3.1 Государственное регулирование в сфере обращения
лекарственных средств …………………22
3.2 Современные тенденции рынка лекарственных средств
Республики
Беларусь…………………………………………………………
3.3 Совершенствование фармацевтического рынка
Республики Беларусь……………………………….….28
Заключение
..............................
Список использованных
источников....................
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время фармацевтическая отрасль является одной из самых сложных направлений химической промышленности, которая разделена на огромное количество подотраслей. Продукция фармацевтической промышленности в наше время имеет огромное значение для охраны здоровья всех жителей нашей планеты. Без преувеличения можно сказать, что актуальность всестороннего изучения экономических аспектов создания, производства, хранения и рынка сбыта лекарственных препаратов, охраны здоровья населения определяется также тем, что развитие фармацевтической промышленности является вопросом национальной безопасности. Как один из важных секторов мировой экономики, фармацевтическая отрасль серьезно влияет на положение дел в сопредельных сферах: здравоохранении, страховом
бизнесе, финансах и т.д. При этом, так как фармацевтическое производство является наукоемким, оно обеспечивает тесное развитие таких отраслей промышленности, как нефтехимия, биотехнология, военно-промышленный комплекс.
Для всей отрасли в целом характерны высокие устойчивые темпы роста производства и прибыли, при этом, по данным аналитиков, рост спроса на лекарства как в мире в целом, так и в отдельных странах, практически не зависит от подъемов и спадов в экономике. Это легко объяснить, принимая во внимание сложный характер взаимосвязей, которые определяют картину заболеваемости населения, и правильно соотносить ее с различными уровнями воздействия лекарств. Ведь совершенно очевидно, что, кроме физического и психологического воздействия, существенное значение оказывает и так называемый социальный эффект влияния лекарства. Он проявляется в улучшении отношений выздоравливающего человека с окружающими, возвратом его к активному образу жизни и трудовой деятельности. Необходимо также учитывать особенности влияния государственных программ по охране здоровья граждан в разных странах.
Аналитики при освещении проблемы создания лекарственных средств, отмечают и такое явление, как «феномен эволюции болезней». Оно обусловлено как чисто природными факторами, так и факторами, возникающими в результате жизнедеятельности человека и эволюции лекарств. Поэтому фармацевтическим компаниям необходимо учитывать возможности, опыт и практику смежных областей– в частности, химии, биологии, медицины, социологии, политологии, статистики, психологии, менеджмента и т.д. Анализ практической деятельности крупных фармацевтических компаний подтверждает этот тезис. В таких компаниях имеются структурные подразделения, занимающиеся проблемами поиска новых формул, открытия новых веществ, создания оригинальных препаратов, проведения исследований, выведения их на рынок. Современный этап развития мирового фармацевтического рынка, так же как и многих других потребительских рынков, связан с высокой степенью насыщения его базовых сегментов за счет создания и широкого внедрения в практику лекарственных средств (ЛС) с очевидным и просто измеряемым эффектом.
В целом, проблема формирования рынка лекарственных средств в мире является многогранной, поскольку материальные потоки продукции медицинского назначения формируются как на промышленных предприятиях, так и в товаропроводящей сети: оптовой, мелкооптовой и аптечной, с помощью массированных маркетинговых мероприятий.
Цель данной курсовой работы состоит в раскрытии теоретических основ фармацевтического рынка , оценке текущего состояния и потенциала развития мирового фармацевтического рынка , изучению фармацевтического рынка Республики Беларусь и разработке предложений по его совершенствованию .
Для достижения цели в рамках работы были поставлены и последовательно решены следующие задачи:
Объектом исследования является мировой фармацевтический рынок услуг, предметом исследования – особенности и тенденции развития международного фармацевтического рынка и рынка лекарственных препаратов Республики Беларусь.
Методологическую основу исследования составили общенаучные методы: анализа и синтеза, сравнения, индукции и дедукции, логический метод, экономико-математические методы, а также экономико-статистические методы сбора и обработки информации.
Теоретические и практические аспекты развития мирового фармацевтического рынка освещены в работах белорусских и зарубежных авторов. Анализ текущего состояния фармацевтического рынка проводился на основе отчета IMS HEALTH, Интелликс. При написании работы использовались материалы из различных периодических изданий («Российский внешнеэконический вестник», «Медицинский вестник» и др.), публикации международных организаций ( International Federation of Pharmaceutical Manufacturers & Associations - Facts And Figures 2012, SwissAppraisal Analytics Pharma 2012, The European Federation of Pharmaceutical Industries and Associations и др.), электронные ресурсы.
Сфера услуг является одной из наиболее динамичных сфер мировой экономики. На торговлю услугами приходится более 20 % всей международной торговли, в сфере услуг производится более 60 % мирового ВВП и занято более половины трудоспособного населения мира [26]. Тем не менее, на протяжении многих лет услуги практически не изучались теорией международной экономики. В некоторой степени это было связано со сложностью определения самого понятия услуг, т.к. существует большое количество различных видов услуг, неоднородных по своей сущности.
С учетом всего разнообразия существующих в мире услуг, их природы и специфики, достаточно сложно разработать определение, которое отражало бы все характеристики услуг. Общепринятого определения данного термина не существует, а в научной литературе можно встретить множество различных подходов, основывающихся на выделении наиболее значимых для конкретного исследования свойств услуг. Ряд определений, которые можно встретить в научной литературе, представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Определения понятия услуга
Источник |
Определение |
1 |
2 |
Услуга как действие, деятельность | |
O. Быкова, А. Гулиева |
Услуга есть целесообразная деятельность, результат которой выражается в полезном эффекте, способном удовлетворять ту или иную потребность человека, которая изначально может быть объектом спроса и предложения на рынке [3, с. 205]. |
Т. Уорэн, К. Финдлэй |
Услуга – экономическая деятельность, в результате которой создается добавленная стоимость непосредственно для другого экономического субъекта или происходит увеличение добавленной стоимости принадлежащего другому субъекту товара [25]. |
Услуга как продукт деятельности, полезный эффект | |
Система национальных счетов |
Услуги – это результат производственной деятельности, которая изменяет состояние единиц, потребляющих услуги или способствует обмену продуктами или финансовыми активами [23, c. 632]. |
Т. П. Хилль |
Услуга – изменение в состоянии человека или товара, принадлежащего какой-либо экономической единице, в результате действий осуществляемых другой экономической единицей по предварительному соглашению сторон [17, с. 318]. |
Окончание таблицы 1
1 |
2 |
Услуга с точки зрения основных свойств | |
Всемирный банк |
Услуга – это нематериальный продукт, производство, передача и потребление которого могут происходить одновременно [26]. |
Ф. Котлер |
Услуга – любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо [8, c. 563]. |
К. Макконел, С. Брю |
Услуга – то, что неосязаемо (невидимо) и в обмен на что потребитель, фирма или правительство готовы предоставить что-либо ценное [11]. |
Примечание – Источник: собственная разработка.
Ряд авторов определяют услугу как деятельность (целесообразную, трудовую, экономическую и т.п.). В некоторой степени это отождествляет услугу с процессом ее оказания. Для преодоления ограниченности определения услуги исключительно процессом ее оказания, как правило, подчеркивается, что данная деятельность воплощается в определенном полезном эффекте.
В свою очередь, категория «полезный эффект» лежит в основе второй группы определений, рассматривающих услугу как изменение, результат, т.е. акцент ставится на том, что подобно тому как товары воплощаются в материальных объектах, услуги воплощаются в полезном эффекте для потребителя.
Также в основе ряда определений понятия услуга лежат основные характерные черты, присущие практически всем их разновидностям, а также противопоставление свойств товаров и услуг. В связи с этим рассмотрим в таблице 2 основные различия товаров и услуг по ряду признаков.
Таблица 2 – Различия товаров и услуг
Признак |
Товары |
Услуги |
Осязаемость |
Осязаемы |
Неосязаемы |
Видимость |
Видимы |
Невидимы |
Возможность хранения |
Поддаются хранению |
Не поддаются хранению |
Взаимосвязь процесса производства и реализации |
Торговля товаром не связана с производством |
Торговля услугами связана с их производством |
Определение экспорта |
Экспорт товара означает вывоз товара с таможенной территории за границу без обязательства об обратном ввозе |
Экспорт услуги означает оказание услуги иностранцу, то есть нерезиденту, даже если он находится на таможенной территории страны |