Мировой фарамацевтический рынок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 21:06, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: раскрыть теоретические основы мирового фармацевтического рынка, оценить потенциал интеграции Республики Беларусь в мировой фармацевтический рынок разработать предложения по развитию фармацевтического рынка.
Методы исследования: анализа и синтеза, сравнения, индукции и дедукции, логический метод, экономико-математические методы, экономико-статистические методы сбора и обработки информации.
Исследования и разработки: раскрыты теоретических основы фармацевтического рынка , оценено текущее состояния и потенциала развития мирового фармацевтического рынка , изучен фармацевтический рынок Республики Беларусь и разработаны предложений по его совершенствованию.

Файлы: 1 файл

мировой фармацевтический рынок.docx

— 404.05 Кб (Скачать файл)

Примечание – Источник: [2, c. 23].

 

Таким образом, услугам присущи четыре основные характеристики, которые и определяют их природу:

  • Неосязаемость. Услуги неосязаемы. Качество и результат услуги невозможно проверить до момента приобретения..
  • Неотделимость от источника. Услуга неотделима от своего источника, тогда как товар в материальном виде существует независимо от присутствия или отсутствия его источника.
  • Непостоянство качества. Качество услуг колеблется в широких пределах в зависимости от их поставщиков, а также от времени и места оказания.
  • Несохраняемость. Услугу невозможно хранить [8].

Однако существует ряд исключений. Например, некоторые услуги осязаемы (компьютерная программа на электронном носителе), видимы (театральное представление), поддаются хранению (услуги телефонного автоответчика) и не всегда требуют прямого взаимодействия покупателя и продавца, особенно с ускоренным развитием информационных технологий.

Несмотря на ряд исключений, неосязаемость, неотделимость, непостоянство и несохраняемость признаются базовыми свойствами услуг, что находит отражение в ряде определений, которые можно встретить в экономической литературе. Примеры данной разновидности определений также представлены в таблице 1.

Таким образом, можно сделать вывод, что многочисленные трактовки понятия услуга можно объединить в три группы:

  • услуга как действие,
  • услуга как продукт деятельности,
  • услуга как объект, обладающий определенными свойствами.

В рамках настоящей работы под услугой будет пониматься деятельность, которая, как правило, не воплощается в материальном продукте и всегда проявляется в некотором полезном эффекте, который получает ее потребитель.

Несмотря на отсутствие единого подхода к определению понятия услуг, многие из них, особенно в последние десятилетия, являются предметом международной торговли, находят свое отражение на счете текущих операций платежного баланс. В соответствии с руководством по составлению платежного баланса Международного валютного фонда (МВФ), которым руководствуются практически все страны мира, в состав услуг входят следующие их виды:

  1. Услуги производственного характера по переработке сырья и полуфабрикатов сторонних организаций (услуги по переработке, сборке, упаковке, маркировке и т.п. товаров, не являющихся собственностью предприятия, оказывающего данные услуги);
  2. Техническое обслуживание и ремонт (услуги по техническому обслуживанию и ремонту резидентами объектов, являющихся собственностью нерезидентов и наоборот);
  3. Транспорт (включает оказание всех видов транспортных услуг резидентами одного государства резидентам другого, а именно перевозку грузов и пассажиров, аренду транспортных средств с экипажем, а также оказание сопутствующих услуг);
  4. Поездки (все товары и услуги, приобретаемые нерезидентами, путешествующими по делу (командировки) либо по личным вопросам (туризм));
  5. Строительство  (строительство объектов за рубежом, осуществляемое на временной основе резидентами);
  6. Страхование и пенсионные услуги (страхование нерезидентов страховыми компаниями-резидентами);
  7. Финансовые услуги (финансовое посредничество между резидентами и нерезидентами);
  8. Телекоммуникационные, компьютерные и информационные услуги (трансляция и передача данных при помощи телефона, телекса, радио и телевидения, спутниковой связи, электронной почты и интернета и т.п.; программное и техническое обслуживание компьютеров, обработка данных,  услуги новостных агентств, библиотек и архивов и т.п.);
  9. Платежи за пользование правами интеллектуальной собственности (платежи за пользование правами собственности и использование оригиналов или прототипов на основе лицензии);
  10. Прочие деловые услуги (оказание деловых услуг, не включенных в другие разделы, например, юридические, бухгалтерские, рекламные, научно-исследовательские, посреднические услуги);
  11. Личные, культурные и рекреационные услуги (аудиовизуальные, спортивные, образовательные и медицинские услуги);
  12. Правительственные услуги (поставка  товаров в посольства, консульства, представительства международных организаций, операции ООН по поддержанию мира) [19].

В процессе международных переговоров о либерализации торговли используется классификация Всемирной торговой организации (ВТО), включающая более 160 разновидностей услуг, которые в свою очередь образуют 12 групп:

  • деловые услуги;
  • коммуникационные услуги;
  • строительные и связанные с ними инженерные услуги;
  • посреднические услуги;
  • образовательные услуги;
  • услуги, связанные с защитой окружающей среды;
  • финансовые услуги;
  • услуги здравоохранения и социальные услуги;
  • услуги, связанные с поездками и туризмом;
  • рекреационные, спортивные и культурные услуги;
  • транспортные услуги;
  • прочие услуги [22].

  Можно заметить, что классификации МВФ и ВТО имеют разную детализацию. Данный факт, может быть объяснен тем, что авторы данных подходов руководствовались разными целями. В частности классификация ВТО обусловлена в большей степени интересами и приоритетами сторон в переговорах о либерализации торговли услугами, и в меньшей степени научной стороной вопроса. Также в рамках ВТО рассматриваются только коммерческие услуги. В то же время ВТО при предоставлении статистических данных прибегает к классификации, разработанной в рамках МВФ.

В аналитических целях услуги обычно группируют по различным признакам. Наиболее часто встречающиеся в экономической литературе классификации видов услуг представлены в таблице 3.

 

Таблица 3 – Классификации услуг

Классификационный критерий

Тип услуг

Пример разновидностей услуг

1

2

3

Материальность производства

Материальные

Нематериальные

Транспорт, связь

Наука, культура, образование

Сфера применения

Производственные

 

Распределительные

Потребительские

Общественные

Обслуживание оборудования, лизинг

Торговля, транспорт

Бытовые

Телерадиовещание, образование, культура

Характер спроса

Повседневного спроса

 

Длительного пользования

 

Специального ассортимента

Химчистка, ксерокопия, ремонт обуви

Услуги образования, налоговых служб

Уроки музыки у определенного музыканта

Способ производства

Предоставляемые с помощью оборудования

На основе человеческого труда

Ремонт техники

 

Юридическая консультация

Осязаемость

Осязаемые

Неосязаемые

Грузовые перевозки

Информационные, страховые

Направленность действия

Направленные на человека

Направленные на предметы

Медицинские услуги

Автосервис, ремонт

Характер и назначение

Личные

Деловые

 

Социального характера

Медицинские услуги

Консультационные, рекламные услуги

Охрана общественного порядка

Вовлеченность в НТП

Традиционные

 

Прогрессивные

Санаторно-курортные, жилищно-коммунальные

Мобильная связь, электронные переводы

Отношение к реальному рынку

Реальные

 

Виртуальные

Торговые, общественное питание

Услуги интернет-магазинов


Примечание – Источник: [15, с. 69, таблица 1].

В целом,  можно выделить большое число различных классификаций услуг в зависимости от целей и области исследования.

 

 

    1. Международная торговля услугами

 

Также важным теоретическим вопросом в исследовании мирового рынка услуг является определение понятия «международная торговля услугами». Существуют два основных подхода. Первый основывается на узком определении торговли. Такой подход позволяет выделить так называемые нефакторные услуги. Он используется МВФ, который предполагает, что международная торговля происходит только тогда, когда две стороны, участвующие в торговле, находятся в разных государствах. В результате только традиционные экспортные и импортные операции считаются международной торговлей. Данные операции отражаются в платежном балансе.

Таким образом, с точки зрения МВФ под международной торговлей услугами понимается оказание услуги резидентом одного государства резиденту другого государства.

Ввиду того, что корпорации и их филиалы считаются резидентами того государства, в котором они непосредственно занимаются предпринимательской деятельностью, то оказание ими услуг в данной стране не будет рассматриваться как торговля услугами. Доход таких компаний будет отражаться в счете текущих операций как доходы от инвестиций. Потоки же капитала будут отражаться на финансовом счете, как прямые инвестиции. В данном случае речь идет о факторных услугах, связанных с движением рабочей силы и инвестиционными доходами.

Однако вышеописанный подход не принимает во внимание тот факт, что различия между товарами и услугами определяют способы их доставки на международные рынки. Есть услуги, которые не могут существовать на международных рынках, если только они не продаются непосредственно в стране потребителя (например, услуги гостиниц, ресторанов). Таким образом, общепринятое определение торговли, где только продукт пересекает границу, упускает довольно широкий спектр международных операций.

С учетом данного факта  более широкое определение было принято в Генеральном соглашении по торговле услугами (ГАТС), в соответствии с которым международной торговлей услугами является предоставление услуг одним из четырех способов:

1 способ – трансграничные поставки, т.е. с территории одного государства на территорию другого, при этом только услуга пересекает границу. Доставка услуги может осуществляться, например, при помощи телекоммуникаций или путем пересылки документов, дисков, записей и т.п.;

2 способ – потребление за рубежом, т.е. на территории одного государства оказываются услуги потребителю другого государства.  Примером может служить посещение музеев, получение медицинской помощи в иностранном государстве;

3 способ – коммерческое присутствие, т.е. поставщик услуг из одного государства оказывает услуги на территории другого государства, например путем основания филиала или  дочернего предприятия в иностранном государстве. Примером могут служить банковские услуги оказываемые филиалом иностранного банка;

4 способ – присутствие физических лиц, т.е. услуги оказываются путем присутствия физических лиц одного государства на территории другого. При этом физическое лицо может действовать либо от своего имени, либо являться сотрудником иностранного юридического лица, являющегося поставщиком услуг. Например, архитектор, направляющийся за границу для наблюдения за ходом строительных работ, оказывает услуги данным способом [21].

Данная концепция мобильности услуг определяет все услуги как торгуемые (они могут быть предоставлены и потребляться тем или иным вышеуказанным способом) и охватывает все возможные способы доставки услуг на международный рынок. Масштабы торговли услугами, осуществляемой тем или иным способом, представлены в таблице 4.

 

Таблица 4 – Оценочные объемы торговли услугами по способам поставки в 2005 г. (%)

Способ

Доля в общем объеме

Трансграничные поставки

25 – 30

Потребление за рубежом

10 – 15

Коммерческое присутствие

55 – 60

Присутствие физических лиц

менее 5


Примечание – Источник: [27, с. 4, таблица 1].

 

В рамках данной работы второй подход рассматривается как более предпочтительный, т.к. он обеспечивает наиболее полный охват торговли услугами. Однако существует и ряд существенных недостатков, связанных с информационным обеспечением данного подхода.

Главным недостатком является то, что охват статистических данных, собираемых в рамках МВФ, не соответствует способам поставки, принятым в ГАТС. Т.е. второй подход, несмотря на все свои достоинства, имеет весомый недостаток – сложность сбора статистической информации. Ввиду этого в мировой практике, как правило, используются данные, основанные на платежном балансе, ввиду чего, по оценкам экспертов, доступные данные о масштабе торговли услугами существенно занижены и не отражают его в полной мере. В то же время ведется работа по совершенствованию методологии сбора статистической информации о торговле услугами в направлении ее соответствия способам поставки услуг, выделяемых в рамках ВТО.

 

Изучение теоретических основ международной торговли услугами позволяет сделать следующие выводы:

  1. Несмотря на значительные объемы, до настоящего времени торговля услугами остается малоизученным вопросом. Прежде всего, не существует общепринятого определения понятия «услуга». Как правило, услуги определяются  как вид деятельности, полезный эффект или через их сопоставление с товарами, что позволяет выделить основные свойства услуг: неосязаемость, неотделимость от источника, непостоянство качества и несохраняемость.

В общем, услугу можно определить, как деятельность, которая не воплощается в материальном продукте и всегда проявляется в некотором полезном эффекте, который получает ее потребитель.

  1. Существуют различные классификации видов услуг. Одни основываются на выделении конкретных подвидов услуг и областей деятельности, другие классификации носят более аналитический характер и основываются на конкретных характеристиках услуг.
  2. К определению международной торговли услугами существует два подхода: согласно МВФ торговля услугами – это оказание услуги резидентом нерезиденту, согласно ВТО – оказание услуги одним из четырех способов: трансграничные поставки, потребление за рубежом, коммерческое присутствие и присутствие физических лиц.

 

 

  1. Мировой рынок услуг: тенденции развития

 

 

    1. Географический и секторальный анализ развития мирового рынка услуг на современном этапе

 

Важнейшая закономерность XX – нач. XXI вв. – трансформация индустриальной экономики, сменившей господство аграрной системы хозяйства, в постиндустриальную, или экономику услуг. Повышение эффективности аграрного производства обусловило устойчивый перелив ресурсов на протяжении длительного исторического периода из первичного сектора во вторичный, индустриальный. Многосторонний прогресс в этих секторах на протяжении последнего столетия послужил в свою очередь мощным источником развития третичного сектора, или сферы услуг.

Не менее важная причина развития сферы услуг – глубинные преобразования в системе общественных потребностей. Так среди причин, стимулирующих развитие сектора услуг, выделяются  рост жизненного уровня населения и его социальной активности, совершенствование человека вследствие повышения его образовательного и культурного уровня, развитие всех видов транспорта, усложнение техники, технологий, появление новых форм связи, в том числе спутников; ускорившийся процесс расширения и углубления международного  разделения труда, что привело к образованию новых видов деятельности, прежде всего в непроизводственной сфере.

Информация о работе Мировой фарамацевтический рынок