- Пересмотр размера платы за транзитный
проезд по территории Республики Беларусь с целью стимулирования транзитных перевозок.
- Совершенствования технологий и процедур
таможенного оформления (переход на круглосуточный режим работы таможенных органов; установление максимального норматива на оформление транзитного груза; приоритет оформлению транзитных грузов и т.п.);
- Повышение стандартов качества дорожного
покрытия;
- Совершенствование дорожной инфраструктуры: увеличение
количества гостиниц, кафе, АЗС, СТО, организация
системы экстренной помощи на дорогах;
- Совершенствование правовой базы. Здесь
представляется целесообразным провести
серьезную работу не только по совершенствованию
содержания законодательной базы, но и
в ее оформлении. Предлагается собрать
все действующие акты, регулирующие перевозки,
и издать транспортный кодекс; перевести
правовые нормы на основные иностранные
языки и опубликовать в СМИ, в частности
в сети Интернет.
- Улучшение качества железнодорожного
полотна. Решение видится в улучшении уже имеющихся железнодорожных путей для достижения более высоких максимальных скоростей движения грузовых поездов.
Нарастить
транзитный грузопоток возможно за счет
совершенствования технологии перевозок
грузов прямыми ускоренными поездами
и, прежде всего, контейнерными, а также
увеличение числа станций, имеющих техническую
возможность принимать 20-футовые и 40-футовые
контейнеры.
- Расширение и обновление парка автомобилей.
8) Развитие логистики, строительство
логистических центров.
В государственной
программе по развитию логистики до
2015 г. предусмотрено создание логистических
центров. Если стране удастся реализовать
все, что предусмотрено программой, страна
благодаря развитию логистики может получить
к 2015 г. не менее 20 % ВВП.
- Участие
Беларуси в проекте по созданию трансконтинентального
транспортного коридора «Западная Европа – Западный Китай».
Согласно
прогнозу развития мировой экономики,
центром финансовых и товарных потоков
мира становится сейчас «треугольник»
США – Европа – Азия. Объем торгового
оборота в нем превышает 600 млрд долл. в
год, а объем контейнерных перевозок –
6 млн единиц [12]. Беларусь, благодаря своему
географическому положению может стать
своего рода торговым мостом между странами
Европейского Союза и Азиатско-Тихоокеанского
региона (АТР).
На данный
момент грузы между Европой и Китаем почти
полностью перевозятся морским транспортом,
главным преимуществом которого являются
выгодные тарифы. Между тем сроки доставки
груза железнодорожными и автомобильными
транспортными коридорами в среднем в
2–2,5 раза меньше. Особое значение фактор
времени приобретает при перевозке скоропортящейся
продукции и выполнении срочных заказов.
Если при использовании морского коридора
время нахождения в пути доходит до 45 суток,
то по коридору «Западная Европа – Западный
Китай» время в пути составит порядка
10 суток.
Наибольшая
эффективность будет достигнута с созданием
терминальной системы или логистической
цепи. Для этого потребуется не только
построить транспортно-логистические
центры на пути следования грузов, но и
решить комплекс организационных вопросов,
а также создать во всех государствах,
участвующих в проекте, соответствующее
законодательство, которое ликвидирует
излишние административные барьеры, тем
самым обеспечив минимальные сроки доставки
грузов.
По оценкам,
подключение Беларуси к сухопутному транспортному
коридору между Азией и Европой позволит
стране в 2 раза увеличить транзитный грузопоток
[12].
В сфере
оказания туристических услуг наиболее
перспективными направлениями развития
данной отрасли в Республике Беларусь
является исторический туризм, сельский
туризм, а также туризм в целях оздоровления.
Страна
обладает богатым культурно-историческим
наследием эпохи Великого княжества Литовского
и Речи Посполитой. В Беларуси насчитывается
около 1000 старинных усадеб, которые, однако,
пребывают не в лучшем состоянии и остро
нуждаются в инвесторах.
Важным
направлением развития является экотуризм,
тесно связанный с таким стратегическим
ресурсом, как природа. По данным мировой
туристической организации, туристический
ресурс Республики Беларусь оценивается
очень высоко, но используется он лишь
на 0,05%. Поэтому прибыльными туристическими
зонами могут стать такие уникальные заповедные
зоны Беларуси как национальные парки
«Беловежская пуща», «Припятский», «Нарочанский»,
«Браславские озёра», Березинский заповедник.
Повысить
экспорт туристических услуг позволит
развитие автотранспортной структуры
и придорожного сервиса. Туристская инфраструктура
должна быть дополнена модернизированными
гостиницами и новыми гостиничными комплексами,
прошедшими обязательную сертификацию
услуг. Необходимо отметить, что особо
остро ощущается потребность в трехзвездочных
гостиницах.
При этом
доступность гостиничных номеров – это
не только их наличие, но и продвижение
на рынке. В связи с этим, целесообразно
развивать систему онлайн-бронирования
номеров, в том числе и в регионах.
Однако
чтобы привлечь в страну массового туриста,
нужно продвигать на рынке не только конкретные
отели, но и всю Беларусь. Остро стоит вопрос
о популяризации Беларуси за рубежом,
создании благоприятного образа страны.
Также целесообразно
развивать такое направление как медицинский
туризм. Для организации лечения иностранных
туристов необходимо создание компаний
медицинского менеджмента, которые занимались
бы всеми аспектами туристической поездки
– переводом документов, подбором клиники,
визовой поддержкой, трансферами, сопровождением
и многим другим.
Рост экспорта компьютерно-информационных услуг
предусматривается в основном за счет
Парка высоких технологий (ПВТ), благодаря
чему белорусские ИТ-компании получили
стимул к развитию.
Рекомендации
по стимулированию развития и экспорта
компьютерно-информационных услуг включают:
- усиление
позиций на освоенных рынках, в том числе
за счет разработки программы позиционирования
Республики Беларусь и ПВТ на мировом
рынке в качестве перспективной инновационной
площадки ИТ-индустрии;
- усиление
контроля за соблюдением норм законодательства
в сфере защиты прав интеллектуальной
собственности;
- диверсификация
рынков сбыта;
- переход
с заказной на продуктовую модель ИТ-аутсорсинга;
- установка
стоимости программного обеспечения,
исходя не только из затрат на его разработку,
но и характера его конечного использования.
- повышение
квалификации ИТ-специалистов (уровень
образования, обязательное знание иностранного
языка и др.);
- развитие
сотрудничества ИТ-компаний с учреждениями
образования, организация совместных
проектов, популяризация специальности
разработчика программного обеспечения
на уровне средних школ;
- реализация
государственной политики, направленной
на стимулирование внутреннего спроса
на ИТ-услуги.
На
основе проведенного анализа внешней
торговли услугами Республики Беларусь
можно сделать следующие выводы:
- Сектор
услуг в Республике Беларусь обладает
значительным потенциалом в производстве
ВВП и обеспечении сбалансированности
внешней торговли. Тем не менее, на данный
момент по степени развитости данного
сектора Республика Беларусь отстает
от большинства стран Восточной Европы
и СНГ. Вклад сферы услуг в ВВП составляет
менее 50 %.
- Торговля
услугами для Республики Беларусь в целом
развивается благоприятно. Наибольший
удельный вес в экспорте услуг составляют
транспортные услуги, поездки, компьютерно-информационные
услуги, услуги связи, строительные услуги.
- Проведенный
анализ конкурентоспособности белорусских
услуг на мировых рынках выявил наличие
сравнительных конкурентных преимуществ
Республики Беларусь в торговле транспортными,
компьютерно-информационными услугами
и услугами связи.
- Ввиду дефицита национального
капитала и потребности в ряде преобразований
в сфере услуг, динамичное развитие данной
отрасли возможно только при привлечении
прямых иностранных инвестиций, в связи
с чем остро стоит вопрос о совершенствовании
инвестиционного климата в стране.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе проведенного исследования
можно сделать следующие выводы:
- В процессе изучения теоретических
основ торговли услугами было выявлено,
что в научной литературе не существует
единого подхода к определению понятия
«услуга». В рамках данной работы под услугой
понимается деятельность, которая, как правило, не воплощается в материальном продукте и всегда проявляется в некотором полезном эффекте, который получает ее потребитель.
К определению международной
торговли услугами существует два основных
подхода. Согласно методике составления
платежного баланса МВФ под международной
торговлей услугами понимается оказание
услуги резидентом одного государства
резиденту другого государства. Согласно
ГАТС, международная торговля услугами
– это предоставление услуг одним из четырех
способов: трансграничные поставки, потребление
за рубежом, коммерческое присутствие,
присутствие физических лиц.
- Изучение тенденций развития
международного рынка услуг выявило, что
трансформация индустриальной экономики
в постиндустриальную, или экономику услуг,
стала важнейшей закономерностью XX – нач. XXI вв. Структурные сдвиги характерны и для
самой сферы услуг. В долгосрочной перспективе
наблюдается тенденция снижения доли
транспортных услуг и поездок в международной
торговле и увеличение доли «других услуг».
- Изучение
географической структуры торговли услугами
определило, что первенство в области
развития рынка услуг принадлежит развитым
странам. В свою очередь развивающиеся страны
укрепляют свое положение в мировом экспорте
услуг по мере их экономического развития
и притока иностранного капитала.
- Исследование
инвестиционной активности в секторе
услуг позволило установить, что сфера
услуг является одним из наиболее привлекательных
секторов для иностранных инвесторов.
Было выявлено, что наибольший объем инвестиций
направляется в наиболее динамичные сектора
сферы услуг, что свидетельствует о наличии
определенной взаимосвязи между торговлей
услугами и иностранным инвестированием
в данный сектор.
- Поскольку положительное сальдо внешней
торговли услугами Республики Беларусь
ежегодно частично компенсирует отрицательное
сальдо торговли товарами, то использование возможностей наращивания
экспорта услуг позволило бы улучшить
сальдо внешней торговли.
В целом
позицию Республики Беларусь на мировом
рынке услуг можно охарактеризовать как
недостаточно развитую, но с объективными
предпосылками для дальнейшего роста.
Подтверждением наличия потенциала для
роста служат результаты проведенного
в рамках данной работы расчетов индекса
международной специализации LFI. Было
выявлено наличие у Республики Беларусь
конкурентных преимуществ в торговле
транспортными, компьютерно-информационными
услугами и услугами связи.
Однако
ввиду ограниченности финансовых ресурсов,
которыми обладает Республика Беларусь,
динамичное развитие сферы услуг невозможно
без привлечения иностранного капитала.
- В ходе
работы был выявлен ряд системных проблем,
характерных для развития большинства
видов услуг в Республике Беларусь.
С учетом
выявленных проблем необходима реализация
ряда мер как общеэкономического характера,
так и направленных на развитие конкретных
видов услуг
Меры общеэкономического характера должны быть
направлены на улучшение делового климата,
стимулирование конкуренции, выравнивание
условий для государственных и частных
компаний, привлечение иностранных инвестиций,
избавление от непрофильных процессов
на предприятиях.
Меры
по развитию рынка транспортных услуг предполагают
расширение и обновление парка автотранспортных
средств, совершенствование правовой
базы, создание единого транспортного
кодекса, перевод нормативно-правовых
актов на иностранные языки и их публикация
в средствах массовой информации, развитие
инфраструктуры, повышение стандартов
качества дорожного покрытия и железнодорожного
полотна, развитие логистики, развитие
межгосударственного сотрудничества
в области международных перевозок.
Увеличению
объема экспорта транспортных услуг может
также способствовать участие Беларуси
в создании трансконтинентального транспортного
коридора Западная Европа – Западный
Китай.
В сфере
оказания туристических услуг наиболее
перспективными направлениями для Республики
Беларусь определены исторический туризм,
сельский туризм, а также туризм в целях
оздоровления. Меры по развитию экспорта
туристических услуг должны включать
развитие автотранспортной инфраструктуры
и придорожного сервиса, модернизацию
и строительство отелей, соответствующих
мировым стандартам, развитие системы
онлайн-бронирования, формирование
благоприятного образа Республики Беларусь
за рубежом.
Экспорт компьютерно-информационных
услуг целесообразно осуществлять
посредством ИТ-аутсорсинга, в частности
за счет обеспечения наиболее эффективной
организации работы Парка высоких технологий.
Целесообразным является переход от заказной
к продуктовой модели ИТ-аутсорсинга.
Экспорт финансовых
услуг и других деловых услуг на данном
этапе является нецелесообразным в связи
с недостаточной развитостью внутреннего
рынка данных услуг в Республики Беларусь.
Наиболее перспективным является направлением
использование капитала и опыта уже известных
на мировом рынке компаний, работающих
в данной сфере.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Алымов, Ю., Гарбуз А. Роль туристических
услуг в системе внешнеэкономических
отношений / Ю. Алымов, А. Гарбуз // Банковский
вестник. – 2012. – № 28. – С. 35–42.
- Балаева, О.Н. Управление организациями
сферы услуг: учеб. Пособие / О.Н. Балаева,
М.Д. Предводителева. – М.: Высшая школа
экономики Министерства науки, выс. школы
и технич. политики Росс. Фед., 2010. – 155 с.
- Быкова, О. Предприятия сферы
услуг как объекты инновационного управления
/ О. Быкова, А. Гулиева // Ресурсы. Информация.
Снабжение. Конкуренция. – 2009. – № 4. –
С. 204–211.
- Генеральное соглашение по
торговле услугами. [Электронный ресурс].
– Режим доступа: www.wto.ru/ru/content/documents/docs/pril1В.doc. – Дата доступа: 21.02.2013.
- Давыденко, Е. Аутсорсинг информационных
технологий Республики Беларусь / Е. Давыденко
// Банковский вестник. – 2012. – № 19. – С
26–30.
- Ибрагимова, Г. М. Международная торговля услугами
/ Г. М. Ибрагимова // Молодой ученый. – 2012.
– № 12. – С. 213–216.
- Ковалев, М.М., Лаврова, О.И. Развитие
экспорта ИТ-услуг в посткризисной перспективе
/ М.М. Ковалев, О.И. Лаврова // Веснік сувязі. – 2010. – № 3. – С. 21–25.
- Котлер, Ф. Основы маркетинга:
учеб. пособие / Ф. Котлер, Г. Армстронг,
Дж. Сондерс, В. Вонг. – 4-е изд. – Спб.: Вильямс,
2010. – 1200 с.
- Кудряшов, Н. Использование
транзитного потенциала Республики Беларусь
посредством формирования транспортно-логистической
системы / Н. Кудряшов // Журнал международного
права и международных отношений. – 2011.
– № 2. – С. 91-95.
- Латов, Ю. Сфера услуг / Ю. Латов.
// Онлайн энциклопедия кругосвет. [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/ gumanitarnye_nauki/ekonomika_i_pravo/SFERA_USLUG.html?page=0,1#part-2605. – Дата доступа: 15.02.2013.
- Макконел, К.Р., Брю, С.Л. Экономикс
/ К.Р. Макконел, С.Л. Брю. – 17-е изд. – М.:
Инфра-М, 2009. – 944 с.
- Маненок, Т. Стимул для транзита
/ Т. Маненок // Белорусы и рынок. – 2011. –
№ 9. – С. 15.
- Отчет Национального банка
«Платежный баланс Республики Беларусь
за 2011 г.» [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://www.nbrb.by /statistics/ BalPay/Comment/2011.pdf. – Дата доступа: 01.03.2013.
- Парк высоких технологий подводит
итоги работы в 2012 году. [Электронный ресурс].
– 2013. – Режим доступа: hhttp://www.park.by/post-594/?lng=ru.
– Дата доступа: 02.03.2013.
- Худякова, И.В. Проблемы классификации
и структурирования услуг в научном анализе
и практике экономической деятельности
/ И.В. Худякова // Экономический бюллетень НИЭИ
Министерства экономики Республики Беларусь.
– 2008. – № 7. – С. 67–78.
- Business Software Alliance. Seventh Annual BSA/IDC
Global Software Piracy Study. [Electronic resource]. / Business Software
Alliance. – 2012. http://portal.bsa.org/globalpiracy2009/studies/09_Piracy_Study_Report_A4_final_111010.pdf. – Date of access: 05.03.2013.
- Hill, T.P. On Goods and Services / T.P. Hill // Review
of Income and Wealth. – 1977. – Vol. 23, issue 4. – P. 315–338.
- International Labour Office. Global Employment Trends
2013: The challenge of a jobs recovery / International Labour Office. – Geneva: ILO, 2013. – 170 p.
- International Monetary Fund. Balance of Payments
and International Investment Position Manual. Sixth Edition. – 2009. – 351p. [Electronic resource]. Mode of access: http://www.imf.org/external/pubs/ft/bop/2007/bopman6.htm. – Date of access: 10.02.2013.
- Lafay,
G. The Measurement of Revealed Comparative Advantage / G. Lafay // International
Trade Modeling. – London: Chapman and Hall, 1992. – P. 209–234.
- Manual on Statistics of International Trade in Services
2010. / IMF, UNSD, UNCTAD, WTO, OECD, EUROSTAT [Electronic resource].
Mode of access: http://unstats.un.org/unsd/statcom/doc10/BG-MSITS2010.pdf. – Date of access: 15.02.2013.
- Services Sectoral Classification List / WTO. [Electronic
resource]. – Mode of access: http://www.wto.org/english/tratop_e/serv_e/serv_sectors_e.htm/ – Date of access: 10.02.2013.
- Sytem of national accounts 2008 / United Nations
Department of economic and social affairs. – Genewa: United Nations, 2010. – 720 p.
- UNCTAD. World investment report 2012 / UNCTAD. – Switzerland, 2012. – 203 p.
- Warren, T., Findlay, C. Impediments to Trade in Services:
Measurement and Policy Implications / T. Warren, C. Findlay. – London: Routledge, 2000. – 392 p.
- World Development Indicators. [Electronic resource]. – Mode of access: http://data.worldbank.org. – Date of access: 07.02.2013.
- World Trade Organization. Council for Trade in Services.
Mode 3 – Commercial Presence: Background Note by the Secretariat.
[Electronic resource]. – 2012. – Mode of access: http://docsonline.wto.org/ DDFDocuments/t/S/C/
W314.doc. – Date of access: 06.02.2013.
- World Trade Statistics 2011. [Electronic resource].
Mode of access: http://www.wto.org/english/res_e/statis_e/its2009_e/its2009_e.pdf – Date of access: 11.02.2013.