Мировой фарамацевтический рынок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 21:06, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: раскрыть теоретические основы мирового фармацевтического рынка, оценить потенциал интеграции Республики Беларусь в мировой фармацевтический рынок разработать предложения по развитию фармацевтического рынка.
Методы исследования: анализа и синтеза, сравнения, индукции и дедукции, логический метод, экономико-математические методы, экономико-статистические методы сбора и обработки информации.
Исследования и разработки: раскрыты теоретических основы фармацевтического рынка , оценено текущее состояния и потенциала развития мирового фармацевтического рынка , изучен фармацевтический рынок Республики Беларусь и разработаны предложений по его совершенствованию.

Файлы: 1 файл

мировой фармацевтический рынок.docx

— 404.05 Кб (Скачать файл)

В ГАТС «коммерческое присутствие» определяется как «любая форма делового или профессионального учреждения, включая посредством учреждения, приобретения или использования юридического лица, или создания или использования филиала или представительства» [4].

Таким образом, коммерческое присутствие может реализовываться путем основания нового учреждения, т.е. с нуля (открытие филиала или дочерней компании). Другим вариантом является приобретение части или всей фирмы, существующей на рынке принимающей страны. При этом рассматриваются только те случаи, когда инвестор получает контроль над приобретаемым предприятием, т.е. случаи прямого иностранного инвестирования. 

О перспективности сектора услуг и его привлекательности для инвесторов можно судить по его доле в общей сумме ПИИ в 2005-2011 гг. (таблица 8).

 

Таблица 8 – Секторальное распределение ПИИ в 2005-2011 гг., млрд. долл. и %

Год

Стоимость проектов, млрд. долл.

Доля, %

Первичный сектор

Промышленное производство

Услуги

Первичный сектор

Промышленное производство

Услуги

2005-2007 (среднее значение)

130

670

820

8

41

50

2008

230

980

1130

10

42

48

2009

170

510

630

13

39

48

2010

140

620

490

11

50

39

2011

200

660

570

14

46

40


Примечание – Источник: [24, с. 9, таблица 1.2].

 

  Как следует из таблицы 8 на  долю сектора услуг приходится  около половины ПИИ мира. 

Доля сектора услуг в привлечении прямых иностранных инвестиций возросла с 25 % в начале 1970-х гг. до 50 % в первом десятилетии XXI в. Это увеличение можно объяснить рядом факторов:

  • отставание в  степени транснационализации сектора услуг по сравнению с другими секторами экономики;
  • возрастание удельного веса сферы услуг в ВВП большинства стран;
  • процессы приватизации и либерализации, упростившие доступ иностранных инвесторов к секторам сферы услуг;
  • технологические, производственные и управленческие перемены, способствующие процессу перенесения части операций по оказанию услуг в другие страны (оффшоринг).

На инвестиции в сектор услуг также как и на торговлю услугами в значительной степени повлиял мировой финансовый кризис. В 2011 г. объем ПИИ в сектор услуг возрос на 15%  и составил 570 млрд. долл., что, однако, не превышает 70 % от докризисного объема инвестиций в сектор услуг [24].

В целом, если оценивать структуру инвестиций по конкретным секторам сферы услуг, то можно проследить тенденции, в значительной мере определяющие развитие международной торговли услугами. Преобладающая доля прямых иностранных инвестиций направляется в «другие услуги», главным образом в финансовые, деловые, информационные и услуги связи, т.е. в сектора, экспорт продукции которых развивается наиболее динамично и доля которых в международной торговле услугами постоянно возрастает. Это позволяет сделать вывод о наличии взаимосвязи иностранной инвестиционной активности в сфере услуг и развитии международной торговли услугами.

Для соотнесения коммерческого присутствия и торговли услугами используются статистически данные иностранных филиалов по торговле услугами. Данные о продажах услуг иностранными филиалами считаются наиболее соответствующими третьему способу поставки услуг, хотя и существуют некоторые расхождения в определениях понятий.

Данные зарубежных филиалов о торговле услугами используются в качестве статистического источника информации в течение непродолжительного промежутка времени, поэтому пока они ограничены: они представлены в  основном данными развитых стран и не всегда дифференцированы по секторам.

Рисунок 3 – Соотношение продаж зарубежных филиалов и экспорта услуг отдельных стран в 2009 г., млрд долл.

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [26], [28] .

Данные ряда стран, предоставляющих статистику по объемам продаж зарубежных филиалов (рисунок 3), свидетельствуют о том, что во многих случаях объем продаж услуг зарубежными филиалами значительно превышает экспорт услуг страной. Так в США, Германии, Франции продажи услуг их зарубежными филиалами превышают экспорт услуг, определенный по методике платежного баланса, в 2 раза.  Необходимо отметить, что данные об экспорте услуг по методике платежного баланса приблизительно равны объемам торговли услугами, осуществляемой 1-м, 2-м и 4-м способами поставки.

Таким образом, можно сделать вывод, что торговля услугами путем коммерческого присутствия действительно играет важную роль в международной торговле услугами, а реальные объемы торговли услугами в значительной мере недооценены ввиду того, что методика платежного баланса практически не учитывает услуги, экспортируемые 3 способом, а система сбора информации о торговле услугами зарубежными филиалами не налажена должным образом.

Проведенный анализ тенденций развития мирового рынка услуг позволяет сделать следующие выводы:

  1. В результате ускоренного развития техники и информационных технологий, повышения жизненного уровня населения произошел переход от преобладания аграрной системы хозяйствования к постиндустриальной экономике, или экономике услуг.
  2. Ускоренное развитие производства и торговли услугами является одной из наиболее ярких тенденций в современной экономике. Вклад сферы услуг в экономику варьируется от 49,3 % в странах с низким уровнем дохода до 74,5 % в странах с высоким уровнем дохода, а объем торговли услугами за десять лет с 2001 до 2011 г. возрос более чем в два с половиной раза – с 1,6 до 4,3 трлн. долл.  Однако доля торговли услугами в общем объеме международной торговли  за последние  30  лет  практически не изменилась и по-прежнему остается относительно невысокой – около 20%

3) На  мировом рынке услуг доминируют  развитые страны. В свою очередь ряд развивающихся стран укрепляет свое положение в мировом экспорте услуг, как и в экспорте товаров, по мере их экономического развития и притока иностранного капитала. Это особенно характерно для таких стран Азии как Китай, Сингапур, Индия, Гонконг и Корея.

4) В  структуре международной торговли  услугами наблюдается переход  от преобладания туризма и  транспортных услуг, к «другим  услугам», на долю которых  приходится  более 50 % экспорта услуг. 

5) Существует  определенная взаимосвязь между  торговлей услугами и иностранным  инвестированием в данный сектор. Наибольший объем инвестиций  направляется в наиболее динамичные  сектора сферы услуг: деловые, финансовые  и информационные услуги.

 

 

3 Внешняя торговля услугами  в Республике Беларусь: состояние  и перспективы развития 

       

 

 3.1 Анализ внешней торговли услугами Республики Беларусь

 

 

Развитие сектора услуг является одним из важнейших факторов экономического роста и устойчивого развития Республики Беларусь, в том числе и за счет его вклада сбалансированность внешней торговли.

Структура сальдо внешней торговли Республики Беларусь характеризуется тем, что уже на протяжении длительного времени сальдо внешней торговли товарами отрицательное. Отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами в 2011 г. сформировалось в размере 1 638,1 млн долл. (3 % ВВП). За 2010 г. дефицит составлял 7 454,6 млн долл. (13,5 % ВВП). Следует отметить, что основным источником формирования отрицательного сальдо являлись экспортно-импортные операции с товарами [13].

В то же время  сальдо торговли услугами является положительным, что частично компенсирует отрицательное сальдо, складывающееся в торговле товарами (рисунок 4).

 

 

Рисунок 4 – Структура сальдо внешней торговли товарами и услугами Республики Беларусь за 2002–2011 гг.

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [13].

 

Тем не менее, степень этой компенсации на протяжении ряда лет имела тенденцию к снижению, однако в 2011 г. ситуация изменилась и положительное сальдо баланса услуг компенсировало отрицательное сальдо баланса  торговли товарами на 55,6 %, что является самым высоким показателем за последние 10 лет. Таким образом, использование возможностей наращивания экспорта услуг позволило бы улучшить сальдо внешней торговли.

В настоящее время доля услуг в экспорте Беларуси не соответствует мировым тенденциям и составляет 11,3 % (в 2010 г. – 17,7 %). К примеру, в среднем по странам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в структуре экспорта доля услуг в 2011 г. составила 23 %, в Дании, Ирландии, Испании, Великобритании услуги составляют более трети всего экспорта, в Люксембурге – почти 80 % [26].

Недостаточное развитие экспорта услуг в Республике Беларусь взаимосвязано с невысокой долей услуг в общем объеме производства в стране. В целом, удельный вес сферы услуг в валовой добавленной стоимости в Республике Беларусь в 2011 г. составил 45,7 % [26]. Однако в развитых рыночных экономиках сфера услуг вносит гораздо более весомый вклад в производство добавленной стоимости.

Так, в большинстве государств ОЭСР вклад сферы услуг в добавленную стоимость колеблется в диапазоне 65–75 %. Наиболее сопоставимые по масштабам экономики с Республикой Беларусь государства, имевшие сходные стартовые позиции в начале переходного периода, – Чехия, Венгрия, Словакия. Однако в этих странах доля сферы услуг в добавленной стоимости уже близка к среднему уровню по ОЭСР. В Чехии услуги формируют 61,5 % добавленной стоимости, в Венгрии – 65,4 %, в Словакии – 61,2 % [26].

Таким образом, опережающее развитие сферы услуг, в том числе экспортных, является в настоящее время одной из самых актуальных задач социально-экономического развития Республики Беларусь. Ускоренное развитие сферы услуг имеет ряд значительных преимуществ. Процесс предоставления услуг, как правило, не требует такого количества материальных затрат, с которыми связано производство товаров. В то же время сфера услуг активно вовлекает в процесс производства трудовые ресурсы, содействуя росту занятости, и характеризуется гораздо более высокой долей добавленной стоимости в конечном продукте. Более того, развитие сферы услуг — это движение к более рациональной и эффективной структуре ВВП и платежного баланса, возможность значительного увеличения темпов экономического роста.

 

 

 

3.2 Особенности развития рынка  услуг в Республике Беларусь  и перспективы их экспорта

 

 

В 2011 г. международный оборот услуг составил 8 443,5 млн долл., превысив уровень  2010 г. на 14,4 %. Положительное сальдо услуг сложилось в размере 2 078,3 млн долл. (3,8 % ВВП) [13].

Положительное сальдо по транспортным услугам (2 006,9 млн долл.) являлось важнейшим в формировании профицита услуг. Наибольшее отрицательное сальдо сложилось по статьям: строительные услуги (118,1 млн долл.), поездки (95,5 млн долл.), финансовые услуги (81,4 млн долл.) и роялти и лицензионные платежи (70,7 млн долл.).

Экспорт услуг составил 5 260,9 млн долл. (9,6 % ВВП) и увеличился по сравнению с 2010 г. на 16,9 %. Основными потребителями отечественных услуг выступили резиденты России (21,3 %), Германии (14,9 %) и Польши (8,9 %). Следует отметить, что 73,7 % экпортируемых услуг оказываются странам вне СНГ, что также подчеркивает перспективность данной сферы с точки зрения географической диверсификации торговли [13]. Структура экспорта и импорта услуг за 2011 г. представлена на рисунке 5.

 

 

Рисунок 5  –  Структура экспорта и импорта услуг Республики Беларусь за 2011 г.

Примечание –  Источник: [30, с. 15, рисунок 4].

 

Необходимо отметить, что стуктура экспорта услуг Республики Беларусь имеет типичный для развивающихся государств характер: преобладают “традиционные” транспортные услуги. Их доля в экспорте услуг составила в 2011 г. 67,3 % и возросла по сравнению с 2010 г. на 0,5 процентных пункта. На долю поездок приходится 8,7 % экспорта услуг, в то время как удельный вес наиболее динамично развивающихся в мире “других услуг” составляет всего 24 % [13]. Таким образом, структура национального экспорта услуг не соответствует общемировым тенденциям, где преобладают деловые услуги, а удельный вес транспортных услуг снижается.

Для того чтобы оценить конкурентные преимущества Республики Беларусь в различных секторах сферы услуг в рамках данной работы рассчитан индекс международной специализации LFI.

Индекс международной специализации LFI рассчитывается по формуле (1):

                                     (1)

 

где   Xk – объем экспорта продукта k;

Mk – объем импорта продукта k;

X – объем экспорта страны в целом (все товары и услуги);

M – объем импорта страны (все товары и услуги) [20].

Индекс LFI измеряет специализацию на основе общей структуры внешней торговли данной страны. Положительное значение индекса свидетельствует о наличии сравнительного преимущества, а отрицательное – о его отсутствии. Сумма индексов LFI для всех торгуемых продуктов равна 0.

Расчет показателей международной специализации для различных видов услуг в Республике Беларусь представлен приложении А.

Информация о работе Мировой фарамацевтический рынок