Мировой фарамацевтический рынок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 21:06, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: раскрыть теоретические основы мирового фармацевтического рынка, оценить потенциал интеграции Республики Беларусь в мировой фармацевтический рынок разработать предложения по развитию фармацевтического рынка.
Методы исследования: анализа и синтеза, сравнения, индукции и дедукции, логический метод, экономико-математические методы, экономико-статистические методы сбора и обработки информации.
Исследования и разработки: раскрыты теоретических основы фармацевтического рынка , оценено текущее состояния и потенциала развития мирового фармацевтического рынка , изучен фармацевтический рынок Республики Беларусь и разработаны предложений по его совершенствованию.

Файлы: 1 файл

мировой фармацевтический рынок.docx

— 404.05 Кб (Скачать файл)

Результаты произведенных расчетов позволяют сделать вывод, что Республика Беларусь обладает наиболее существенными сравнительными конкурентными преимуществами в торговле транспортными, компьютерно-информационными услугами и услугами связи. Помимо этого, интерес для анализа представляют также туристические услуги, в том числе санаторно-курортные услуги, медицинские услуги.

 Транспортные услуги в 2011 г. составили наибольший удельный вес в экспорте услуг (67,3 %) и по сравнению с 2010 г. возросли на 17,7 %. [13].

Развитию транспортных услуг способствовует выгодное географическое положение страны. Территорию Беларуси пересекают 2 трансъевропейских транспортных коридора, определенных по международной классификации под номером II (Запад – Восток) и под номером IX (Север – Юг) с ответвлением IXБ, которое обеспечивает выход из областей Восточной Украины и Центральной России к специализированным морским портам Клайпеды, Вентспилса и Калининграда. Северные части коридора № IX Хельсинки – Санкт-Петербург – Москва и Калининград – Минск – Киев – Москва обеспечивают выход европейским странам на Дальний Восток и страны Азиатско-Тихоокеанского региона, в Центральную Азию, Закавказье, Иран и другие страны Персидского залива, а также Пакистан и Индию. Схема данных транспортных коридоров представлена в приложении Б.

Пока Беларусь использует свои транзитные возможности, по оценкам экспертов, лишь на 20 %, то есть имеет потенциал для пятикратного его увеличения. Находясь между двумя крупными экономическими центрами – Евросоюзом и Россией – Беларусь с учетом создания Таможенного союза могла бы значительно повысить свою транзитную привлекательность. В том числе, за счет создания на своей территории более привлекательных по сравнению с Россией условий для грузоперевозчиков.

Потоки иностранной валюты, связанные с международным туризмом, учитываются в платежном балансе в статье “поездки”. В 2011 г. доля личных поездок, как и прежде, преобладала над деловыми – 66,7 % и 33,3 % соответственно. В целом приток средств от приезжающих в страну зарубежных гостей по статье “поездки” составил в 2011 г. 8,7 % от всего объема экспорта услуг. Однако граждане Беларуси гораздо больше средств расходуют на поездки в зарубежные страны, чем иностранцы ввозят в Беларусь [13].

В сфере туристических услуг остро стоит вопрос недостаточной развитости инфраструктуры. Помимо качества дорог и недостаточного развития придорожного сервиса остро ощущается дефицит трехзвездочных отелей, которые как правило бронируют организованные туристы. Актуален и вопрос износа материально-технической базы. Пока принимать гостей готовы в основном сельские усадьбы, число которых в стране превысило тысячу.

Также, по мнению автора, развитие может получить туризм в целях оздоровления. Так, иностранным гражданам могут обширно предоставляться санаторно-курортные услуги. Согласно статистическим данным, ежегодно около 30 % от общего количества отдыхающих в здравницах Беларуси являются гражданами России, стран Балтии, Польши.

Более того, планируется увеличение экспорта медицинских услуг, оказываемых учреждениями здравоохранения страны. На протяжении последних лет доходы больниц и медицинских центров страны имели тенденцию к увеличению.

Доля компьютерно-информационных услуг в структуре экспорта услуг продолжает оставаться относительно низкой – 5,3 %. Однако в данной сфере в 2011 г. экспорт увеличился на 25,2 % [13].

Следует обратить внимание, что наибольший интерес для Республики Беларусь представляет ИТ-аутсорсинг, т.к. в условиях глобализации конкуренции предприятия отказываются от поддержки непрофильных процессов, в том числе ИТ-инфраструктуры, передавая их внешним подрядчикам, что ведет к росту спроса на услуги поставщиков ИТ-услуг.

В Беларуси преобладает заказная модель ИТ-аутсорсинга (около 70 %). ИТ-аутсорсинг в Беларуси, как правило, осуществляется либо путем передачи заказов фирме или коллективу разработчиков, либо путем создания филиалов международных компаний.

Особое значение имеет развитие Парка высоких технологий (ПВТ), который уже сейчас удерживает свои позиции на высокотехнологичных рынках Северной Америки и Западной Европы. Доля экспорта в общем объеме ПВТ достигла 89 %. Экспорт услуг компаний-резидентов ПВТ по разработке программного обеспечения в 2012  г. составил 331,5 млн долл. и по сравнению с 2011 г. увеличился на 54 % [14].

Заказчиками Парка высоких технологий являются компании из 53 стран мира. В структуре экспорта 45 % приходится на страны Северной Америки, 30 % – на страны Западной Европы, 20 % – на страны СНГ [14].

Белорусский Парк высоких технологий является одним из крупнейших ИТ-кластеров в Центральной и Восточной Европе. По оценке аналитической компании Gartner, Беларусь входит в топ-30 стран в сфере оффшорного программирования.

В 2012 г. шесть компаний, работающих в ПВТ, включены в список ста лучших мировых поставщиков ИТ-услуг, составляемый одним из крупнейших ИТ-изданий «Global Services». Восемь крупнейших мировых разработчиков программного обеспечения, входящих в рейтинг «The 2012 Software 500», имеют дочерние компании и центры разработок, зарегистрированные в качестве резидентов ПВТ [14].

Тем не менее высокой остается доля теневого рынка компьютерно-информационных услуг. Так, по данным исследований The Business Software Alliance за 2011 г., объем рынка нелегальных программ в Беларуси составил 87 % (Приложение) [16], а по оценкам РУССОФТ реальный экспорт компьютерно-информационных услуг в Республике Беларусь превышает официальные данные более чем в три раза [7].

Доля экспорта услуг связи в Беларуси в 2011 г. составила 3,5 %. Экспортные поступления по данной статье возросли на 6,3 % [13].

Необходимо подчеркнуть, что развитие услуг связи в Республике Беларусь обусловлено ее географическим местоположением, которое характеризуется выгодным наличием телекоммуникационных линий и точек сопряжения трафика. Однако в силу своей специфики, данные услуги являются достаточно капиталоемкими, а эффективность их предоставления напрямую зависит от эффекта масштаба. Поэтому целесообразным направлением развития услуг связи является участие Республики Беларусь в совместных проектах по обслуживанию международного трафика.

Доля строительных услуг в структуре экспорта услуг Республики Беларусь составляет 3,7 %, хотя еще в 2003 г. это показатель находился на уровне 7,4 % [13].

Экспорт строительных услуг имеет ряд специфических особенностей, отличных от других отраслей и видов услуг. Если эти особенности не учитывать, то при выполнении строительных работ за рубежом возникают определенные сложности, главной из которых является неконкурентоспособность белорусских строительных услуг.

Экспорт деловых услуг в Республике Беларусь находится на очень низком уровне, что во многом обусловлено слабым  развитием рынка деловых услуг внутри страны. Значительная часть деловых услуг все еще выполняется собственными силами предприятий, что подразумевает, что многие предприятия до сих пор не смогли воспользоваться преимуществами специализации, чтобы повысить производительность, эффективность и конкурентоспособность.

Спрос на деловые услуги мог бы поступать со стороны более крупных компаний, в которых государству принадлежит либо полный, либо значительный пакет акций. Инертность руководства предприятий, возникающая из-за отсутствия реального конкурентного давления на эти предприятия, и отложенная реструктуризация являются основными факторами, стимулирующими выполнение деловых услуг своими силами. При изменении структуры стимулов в целом и переходе от системы выполнения количественных целевых показателей к системе, основанной на эффективности и инновациях, повысился бы спрос на высококачественные деловые услуги. Таким образом, перспективы экспорта деловых услуг зависят от того, как будет развиваться рынок данного вида услуг внутри страны.

Поскольку финансовый рынок Республики Беларусь недостаточно развит, экспорт финансовых услуг представляется весьма труднореализуемым.

Таким образом, анализ статистических данных и конкурентных преимуществ Республики Беларусь на мировом рынке услуг позволяет оценить отдельные виды услуг по критерию перспективности реализации его экспорта, что может быть представлено в таблице 9:

 

Таблица 9 – Оценка потенциала экспорта отдельных видов услуг

Вид услуги

Оценка потенциала

Транспортные услуги

Высокий

Туристические услуги

Средний

Санаторно-курортные услуги, медицинские услуги

Высокий

Компьютерно-информационные услуги

Высокий

Услуги связи

Средний

Строительные услуги

Средний

Образовательные услуги

Средний

Прочие деловые услуги

Средний

Финансовые услуги

Низкий


Примечание -  Источник: собственная разработка.

 

Таким образом, сфера услуг Республики Беларусь обладает достаточно высоким потенциалом. Однако для его реализации необходимы существенные финансовые вложения, в частности на модернизацию устаревших фондов, совершенствование инфраструктуры, приватизацию и т.п. Ввиду ограниченности финансовых ресурсов, которыми обладает Республика Беларусь, динамичное развитие сферы услуг невозможно без привлечения иностранного капитала в данный сектор.

 

 

3.4  Рекомендации по эффективному  раскрытию потенциала Республики  Беларусь на мировом рынке  услуг 

 

 

Выбранная модель социально-экономического устойчивого инновационного развития ориентирует Республику Беларусь в долгосрочной перспективе на значительное повышение доли сферы услуг в ВВП. Однако достижение качественного и количественного роста сферы услуг затрудняется рядом особенностей современного состояния данной сферы в Беларуси:

  • существенный объем теневого рынка: значительное количество услуг не учитывается национальной статистикой, поскольку они или находятся в сфере теневого рынка услуг, или просто не оцениваются как услуги;
  • преобладание организаций государственной формы собственности.
  • неоптимальное соотношение платных и бесплатных услуг, предоставляемых государственными организациями.
  • существенный износ материально-технической базы;
  • низкая инновационная составляющая в большинстве отраслей;
  • существенное отставание затрат на сервис от затрат на сырье и материалы в производственных отраслях;
  • неравномерность расположения объектов обслуживания;
  • недостаточная активность малого бизнеса, неразвитость инфраструктуры (транспортной, информационной);
  • низкая инвестиционная активность;
  • нехватка квалифицированных кадров;
  • недостаточное развитие деловых услуг.

Принимая во внимание вышеназванные особенности, можно сделать вывод о наличии ряда системных проблем. Ввиду этого, помимо мер, направленных непосредственно на развитие конкретных видов услуг, неободима и реализаци ряда мер общеэкономического характера.

Предложения относительно мер экономической политики можно сгруппировать по следующим направлениям:

  1. Сектор государственных предприятий:
  2.    Реструктуризация: избавление от непрофильных активов и неосновных функций, включая передачу выполнения деловых услуг сторонним организациям. Отказ от выполнения неосновных видов деятельности позволит предприятиям извлечь преимущества из специализации. Привлечение сторонних профессионалов с высокой квалификацией и экономия затрат позволят предприятиям повысить эффективность и конкурентоспособность.
  3. Стимулирование приватизации и привлечение ПИИ: сокращение присутствия государства в структуре собственности в секторе жилищно-коммунальных услуг, банковском секторе, секторе связи, транспорта и логистики;
  4. Ужесточение бюджетных ограничений: содействие изменению стимулов и мотивации (в том числе и для внедрения инноваций).
  5. Частный сектор:
  6. Выравнивание условий хозяйствования для государственных предприятий и частного сектора;
  7. Устранение бюрократических барьеров: сокращение регулирования и лицензирования, упрощение процедур создания и закрытия предприятий.
  8. Государство:
  9. Устранение препятствий для функционирования рынков и конкуренции: совершенствование доступа к земельным ресурсам и инфраструктуре, снижение административной и регуляторной нагрузки;
  10. Повышение мобильности  трудовых ресурсов, обеспечение предложения трудовых ресурсов необходимой квалификации.
  11. Обеспечение функционирования рынков услуг, финансируемых государством: обеспечение рентабельности производства государственных услуг посредством создания частно-государственных партнерств, конкурентных и прозрачных закупок.
  12. Создание благоприятного инвестиционного климата: льготы иностранным инвесторам, снижение рисков (валютных и политических), гарантирование ясных и стабильных условий ведения бизнеса.
  13. Содействие малому предпринимательству в сфере услуг.

С учетом особой важности транспортного сектора в качестве дальнейших путей развития транспортных услуг можно определить:

Информация о работе Мировой фарамацевтический рынок