Мировой фарамацевтический рынок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 21:06, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: раскрыть теоретические основы мирового фармацевтического рынка, оценить потенциал интеграции Республики Беларусь в мировой фармацевтический рынок разработать предложения по развитию фармацевтического рынка.
Методы исследования: анализа и синтеза, сравнения, индукции и дедукции, логический метод, экономико-математические методы, экономико-статистические методы сбора и обработки информации.
Исследования и разработки: раскрыты теоретических основы фармацевтического рынка , оценено текущее состояния и потенциала развития мирового фармацевтического рынка , изучен фармацевтический рынок Республики Беларусь и разработаны предложений по его совершенствованию.

Файлы: 1 файл

мировой фармацевтический рынок.docx

— 404.05 Кб (Скачать файл)

Совокупное воздействие этих основополагающих причин вызвало существенное изменение пропорций распределения ресурсов и продукции между тремя основными секторами хозяйства. О сдвигах в структуре занятости населения можно судить по данным таблицы 5.

 

Таблица 5 – Сдвиги в структуре занятости населения (в % к итогу)

Сектора

Весь мир

Развитые страны

1900

1950

2011

1900

1950

2011

Сельское хозяйство

66,3

58,2

33,3

30,9

13,1

3,6

Промышленность

13,7

16,4

22,6

20,0

39,8

22,5

Сфера услуг

20,0

25,4

44,1

43,1

58,1

73,8


Примечание – Источник: собственная разработка на основе [10], [18].

 

Из данных таблицы 5 следует, что развитие сектора услуг в экономике развитых стран на протяжении первой половины XX в. происходило при одновременном относительном расширении индустриального сектора. Тем не менее сектор услуг расширялся более высокими темпами и со второй половины XX в. в развитых странах численность занятых в секторе услуг начинает доминировать над численностью занятых в других секторах национального хозяйства.

Превращение сферы услуг в ведущий сектор национального хозяйства по производству ВВП и численности занятых произошло в 1970-х гг. и получило название «сервисизация экономики», а для обозначения данной стадии экономического развития промышленно развитых стран в научной литературе стал широко использоваться термин «постиндустриальное общество».

Становление экономики услуг – универсальный процесс, свойственный всем странам. Но реализуется он в каждой из них по мере вызревания внутренних предпосылок, в прямой зависимости от уровня экономического развития.

Современная международная торговля услугами быстро расширяется, оказывая все более существенное влияние как на развитие национальных экономик, так и на мировое хозяйство в целом. Так, вклад сферы услуг в ВВП варьируется от 49,3 % в странах с низким уровнем дохода до 74,5 % в странах с высоким уровнем дохода [26]. Более подробно вклад секторов экономики в ВВП различных групп стран представлен на рисунке 1.

 

 

Рисунок 1 – Вклад различных секторов в ВВП в 2011 г., %

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [26].

 

Как видно из рисунка 1, сектор услуг более развит в странах с высоким уровнем дохода.

Ускоренное развитие торговли услугами является одной из наиболее ярких тенденций в современной экономике. Так, объем торговли услугами за десять лет с 2001 до 2011 г. возрос более чем в два с половиной раза – с 1,6 до 4,3 трлн. долл. США. Однако доля торговли услугами в общем объеме международной торговли за последние 30 лет изменилась незначительно и по-прежнему остается относительно невысокой – около 20% [26]. С одной стороны, это обусловлено нематериальным характером услуг, ввиду чего торговать на международном уровне ими сложнее, чем материальными товарами. Данный факт также определяет трудность статистического учета торговли услугами. С другой стороны, шаги к либерализации международной торговли услугами начались относительно недавно, после подписания Генерального соглашения по торговле услугами в рамках ВТО в 1994 г. Поэтому данная сфера характеризуется более существенными барьерами, чем торговля товарами. В то же время стоимостное увеличение объемов торговли товарами, по мнению экспертов, на 40% обусловлено ростом цен. В свою очередь наблюдается снижение тарифов на традиционные виды услуг. Принимая во внимания данные факты, можно сделать вывод, что, несмотря на относительно небольшой рост доли торговли услугами в международной торговле в целом, ее  роль становится все более и более значительной.

Динамика мировой торговли услугами представлена на рисунке 2.

 

Рисунок 2. – Динамика международной торговли товарами и услугами, млрд долл.

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [71].

 

Основной объем торговли услугами приходится на страны с высоким уровнем дохода (около 80 %) [26]. Как видно из таблицы 6 на мировом рынке доминируют промышленно развитые страны, занимающие 8 позиций с первой десятке ведущих экспортеров и импортеров услуг. В общей сложности на них приходится 40,6 % экспорта и 38,2 % импорта услуг.

 

Таблица 6 – Ведущие экспортеры и импортеры в мировой торговле коммерческими услугами в 2011 г.

Ме-сто

Экспортер

Стои-мость,

млрд долл. США

До-ля,

%

Годовое

измене-ние,

%

Ме-сто

Импортер

Стои-мость,

млрд долл. США

До-ля,

%

Годовое

измене-ние,

%

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

США

581

13,9

9

1

США

395

10,0

7

2

Великобри-тания

274

6,6

11

2

Германия

289

7,3

10

3

Германия

253

6,1

9

3

Китай

237

6,0

23


 

Окончание таблицы 6.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4

Китай

182

4,4

7

4

Великобри-тания

170

4,3

6

5

Франция

167

4,0

15

5

Япония

166

4,2

7

6

Япония

142

3,4

3

6

Франция

143

3,6

9

7

Испания

140

3,4

14

7

Индия

124

3,1

7

8

Индия

137

3,3

11

8

Нидерланды

118

3,0

12

9

Нидерланды

134

3,2

16

9

Ирландия

114

2,9

7

10

Сингапур

129

3,1

15

10

Италия

114

2,9

5

-

Мир

4150

100

11

-

Мир

3865

100

10


Примечание – Источник: собственная разработка на основе [28].

 

Примечательна возрастающая роль Китая в мировой торговле услугами, которому удалось обойти по объемам торговли и ряд развитых стран.

Международная практика свидетельствует, что услуги экспортируются в основном либо промышленно развитыми странами, либо странами, имеющими географическое преимущество (и следовательно, развивающими преимущественно транспортные услуги). В свою очередь развивающиеся страны  укрепляют свое положение в мировом экспорте услуг, как и в экспорте товаров, по мере их экономического развития и притока иностранного капитала. Это особенно характерно для таких стран Азии как Китай, Сингапур, Индия, Гонконг и Корея. Если из объемов международной торговли услугами исключить потоки, приходящиеся на торговлю внутри ЕС, то доля данных азиатских стран в экспорте услуг возрастает до 21,4 % от общего объема. А если ЕС рассматривать, как единый экономический субъект, то все они входят в первую десятку ведущих экспортеров услуг.

Структура международной торговли услугами достаточно сложна. На протяжении длительного времени большое значение в мировой торговле услугами имели туризм и транспортные услуги. Однако, несмотря на то, что в стоимостном выражении наблюдается их абсолютный рост, их доля в общем объеме экспорта услуг снижается. Изменение структуры мировой торговли услугами представлено в таблице 7.

 

Таблица 7 – Мировая торговля коммерческими услугами.

 

Млрд долл.

Доля в экспорте, %

 

2011

1990

2000

2005

2009

2010

2011

Экспорт услуг:

4170

100

100

100

100

100

100

В т.ч.

транспортные услуги

туристические услуги

 

860

1065

 

28,5

33,9

 

23,4

32,1

 

23,3

27,7

 

20,0

25,5

 

21,0

25,2

 

20,6

25,6

Другие услуги

2240

37,6

44,5

49,0

54,4

53,7

53,7


 Примечание – Источник: собственная разработка на основе [28].

Доля транспортных услуг в общем объеме экспорта услуг снизилась с 28,5% в 1990 г. до 20,6 % в 2011 г., поездок – с 33,9% до 25,6 %. Соответственно доля «других услуг» возросла с 37,6 до 53,7 % [28].

Такая мировая статистика сформировалась, прежде всего, за счет показателей развитых стран. Рост «других услуг» происходил в последнее время благодаря развитию информационных технологий. Продолжительное снижение доли транспортных услуг во многом определялось снижением тарифов на перевозки, внедрением новых технологий в доставку грузов.

Среди «других услуг» наибольшую долю в экспорте составляют деловые и финансовые услуги – 25,7 и 7,4 % соответственно. Также значительная часть экспорта приходится на роялти и лицензионные платежи – 6,4 %, на компьютерные и информационные услуги – 6,0 %. На экспорт строительных услуг приходится 2,4 %, страховых услуг – 2,1%, персональных, культурных и рекреационных услуг – 1,3 % [28].

В целом экспорт коммерческих услуг в 2011 году вырос на 11%.  Наибольший рост наблюдался в секторе личных, и рекреационных услуг – 16 %. Наиболее медленными темпами в 2011 г. увеличивался экспорт транспортных услуг – 9 %. Низкие темпы роста экспорта транспортных услуг отражают тесную взаимосвязь данного вида услуг с торговлей товарами, которая значительно сократилась во второй половине 2011 г. [28].

Необходимо отметить, что существуют определенные региональные различия в структуре экспорта услуг, связанные с уровнем развития государства. Развивающиеся страны и страны с переходной экономикой, как правило, экспортируют традиционные, преимущественно транспортные услуги, в то время как у развитых стран  большую долю составляют финансовые услуги, роялти и лицензионные платежи, информационно-коммуникационные  услуги и прочие деловые услуги. Т.е. развитые страны, как правило, являются чистыми экспортерами услуг, основанных на использовании высококвалифицированного труда, развивающиеся страны преуспевают в развитии пассажирского транспорта и туристических услуг, а строительство и грузоперевозки являются пограничным случаем.

Таким образом, различные страны значительно отличаются друг от друга по видам и характеру предоставляемых услуг, что обусловлено как уровнем развития государства, так и выбранной ими специализации в рамках торговли услугами.

 

 

    1. Прямые иностранные инвестиции как фактор развития международной торговли услугами

 

 

Прямые иностранные инвестиции являются необходимым условием развития торговли услугами, т.к. по оценкам Всемирной торговой организации на торговлю путем коммерческого присутствия за рубежом приходится 55-60% всей международной торговли услугами.  Это может свидетельствовать о том, что либерализация в сфере иностранного инвестирования проходит более активно, чем в трансграничной торговле услугами. На уровне секторов сферы услуг, несмотря на все увеличивающееся значение информационных и коммуникационных технологий, коммерческое присутствие является наиболее распространенной формой международной торговли услугами во всех секторах за исключением транспортных и частично телекоммуникационных услуг.

Информация о работе Мировой фарамацевтический рынок