Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 21:06, курсовая работа
Цель работы: раскрыть теоретические основы мирового фармацевтического рынка, оценить потенциал интеграции Республики Беларусь в мировой фармацевтический рынок разработать предложения по развитию фармацевтического рынка.
Методы исследования: анализа и синтеза, сравнения, индукции и дедукции, логический метод, экономико-математические методы, экономико-статистические методы сбора и обработки информации.
Исследования и разработки: раскрыты теоретических основы фармацевтического рынка , оценено текущее состояния и потенциала развития мирового фармацевтического рынка , изучен фармацевтический рынок Республики Беларусь и разработаны предложений по его совершенствованию.
Совокупное воздействие этих основополагающих причин вызвало существенное изменение пропорций распределения ресурсов и продукции между тремя основными секторами хозяйства. О сдвигах в структуре занятости населения можно судить по данным таблицы 5.
Таблица 5 – Сдвиги в структуре занятости населения (в % к итогу)
Сектора |
Весь мир |
Развитые страны | ||||
1900 |
1950 |
2011 |
1900 |
1950 |
2011 | |
Сельское хозяйство |
66,3 |
58,2 |
33,3 |
30,9 |
13,1 |
3,6 |
Промышленность |
13,7 |
16,4 |
22,6 |
20,0 |
39,8 |
22,5 |
Сфера услуг |
20,0 |
25,4 |
44,1 |
43,1 |
58,1 |
73,8 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [10], [18].
Из данных таблицы 5 следует, что развитие сектора услуг в экономике развитых стран на протяжении первой половины XX в. происходило при одновременном относительном расширении индустриального сектора. Тем не менее сектор услуг расширялся более высокими темпами и со второй половины XX в. в развитых странах численность занятых в секторе услуг начинает доминировать над численностью занятых в других секторах национального хозяйства.
Превращение сферы услуг в ведущий сектор национального хозяйства по производству ВВП и численности занятых произошло в 1970-х гг. и получило название «сервисизация экономики», а для обозначения данной стадии экономического развития промышленно развитых стран в научной литературе стал широко использоваться термин «постиндустриальное общество».
Становление экономики услуг – универсальный процесс, свойственный всем странам. Но реализуется он в каждой из них по мере вызревания внутренних предпосылок, в прямой зависимости от уровня экономического развития.
Современная международная торговля услугами быстро расширяется, оказывая все более существенное влияние как на развитие национальных экономик, так и на мировое хозяйство в целом. Так, вклад сферы услуг в ВВП варьируется от 49,3 % в странах с низким уровнем дохода до 74,5 % в странах с высоким уровнем дохода [26]. Более подробно вклад секторов экономики в ВВП различных групп стран представлен на рисунке 1.
Рисунок 1 – Вклад различных секторов в ВВП в 2011 г., %
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [26].
Как видно из рисунка 1, сектор услуг более развит в странах с высоким уровнем дохода.
Ускоренное развитие торговли услугами является одной из наиболее ярких тенденций в современной экономике. Так, объем торговли услугами за десять лет с 2001 до 2011 г. возрос более чем в два с половиной раза – с 1,6 до 4,3 трлн. долл. США. Однако доля торговли услугами в общем объеме международной торговли за последние 30 лет изменилась незначительно и по-прежнему остается относительно невысокой – около 20% [26]. С одной стороны, это обусловлено нематериальным характером услуг, ввиду чего торговать на международном уровне ими сложнее, чем материальными товарами. Данный факт также определяет трудность статистического учета торговли услугами. С другой стороны, шаги к либерализации международной торговли услугами начались относительно недавно, после подписания Генерального соглашения по торговле услугами в рамках ВТО в 1994 г. Поэтому данная сфера характеризуется более существенными барьерами, чем торговля товарами. В то же время стоимостное увеличение объемов торговли товарами, по мнению экспертов, на 40% обусловлено ростом цен. В свою очередь наблюдается снижение тарифов на традиционные виды услуг. Принимая во внимания данные факты, можно сделать вывод, что, несмотря на относительно небольшой рост доли торговли услугами в международной торговле в целом, ее роль становится все более и более значительной.
Динамика мировой торговли услугами представлена на рисунке 2.
Рисунок 2. – Динамика международной торговли товарами и услугами, млрд долл.
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [71].
Основной объем торговли услугами приходится на страны с высоким уровнем дохода (около 80 %) [26]. Как видно из таблицы 6 на мировом рынке доминируют промышленно развитые страны, занимающие 8 позиций с первой десятке ведущих экспортеров и импортеров услуг. В общей сложности на них приходится 40,6 % экспорта и 38,2 % импорта услуг.
Таблица 6 – Ведущие экспортеры и импортеры в мировой торговле коммерческими услугами в 2011 г.
Ме-сто |
Экспортер |
Стои-мость, млрд долл. США |
До-ля, % |
Годовое измене-ние, % |
Ме-сто |
Импортер |
Стои-мость, млрд долл. США |
До-ля, % |
Годовое измене-ние, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
США |
581 |
13,9 |
9 |
1 |
США |
395 |
10,0 |
7 |
2 |
Великобри-тания |
274 |
6,6 |
11 |
2 |
Германия |
289 |
7,3 |
10 |
3 |
Германия |
253 |
6,1 |
9 |
3 |
Китай |
237 |
6,0 |
23 |
Окончание таблицы 6.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
4 |
Китай |
182 |
4,4 |
7 |
4 |
Великобри-тания |
170 |
4,3 |
6 |
5 |
Франция |
167 |
4,0 |
15 |
5 |
Япония |
166 |
4,2 |
7 |
6 |
Япония |
142 |
3,4 |
3 |
6 |
Франция |
143 |
3,6 |
9 |
7 |
Испания |
140 |
3,4 |
14 |
7 |
Индия |
124 |
3,1 |
7 |
8 |
Индия |
137 |
3,3 |
11 |
8 |
Нидерланды |
118 |
3,0 |
12 |
9 |
Нидерланды |
134 |
3,2 |
16 |
9 |
Ирландия |
114 |
2,9 |
7 |
10 |
Сингапур |
129 |
3,1 |
15 |
10 |
Италия |
114 |
2,9 |
5 |
- |
Мир |
4150 |
100 |
11 |
- |
Мир |
3865 |
100 |
10 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [28].
Примечательна возрастающая роль Китая в мировой торговле услугами, которому удалось обойти по объемам торговли и ряд развитых стран.
Международная практика свидетельствует, что услуги экспортируются в основном либо промышленно развитыми странами, либо странами, имеющими географическое преимущество (и следовательно, развивающими преимущественно транспортные услуги). В свою очередь развивающиеся страны укрепляют свое положение в мировом экспорте услуг, как и в экспорте товаров, по мере их экономического развития и притока иностранного капитала. Это особенно характерно для таких стран Азии как Китай, Сингапур, Индия, Гонконг и Корея. Если из объемов международной торговли услугами исключить потоки, приходящиеся на торговлю внутри ЕС, то доля данных азиатских стран в экспорте услуг возрастает до 21,4 % от общего объема. А если ЕС рассматривать, как единый экономический субъект, то все они входят в первую десятку ведущих экспортеров услуг.
Структура международной торговли услугами достаточно сложна. На протяжении длительного времени большое значение в мировой торговле услугами имели туризм и транспортные услуги. Однако, несмотря на то, что в стоимостном выражении наблюдается их абсолютный рост, их доля в общем объеме экспорта услуг снижается. Изменение структуры мировой торговли услугами представлено в таблице 7.
Таблица 7 – Мировая торговля коммерческими услугами.
Млрд долл. |
Доля в экспорте, % | ||||||
2011 |
1990 |
2000 |
2005 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Экспорт услуг: |
4170 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
В т.ч. транспортные услуги туристические услуги |
860 1065 |
28,5 33,9 |
23,4 32,1 |
23,3 27,7 |
20,0 25,5 |
21,0 25,2 |
20,6 25,6 |
Другие услуги |
2240 |
37,6 |
44,5 |
49,0 |
54,4 |
53,7 |
53,7 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [28].
Доля транспортных услуг в общем объеме экспорта услуг снизилась с 28,5% в 1990 г. до 20,6 % в 2011 г., поездок – с 33,9% до 25,6 %. Соответственно доля «других услуг» возросла с 37,6 до 53,7 % [28].
Такая мировая статистика сформировалась, прежде всего, за счет показателей развитых стран. Рост «других услуг» происходил в последнее время благодаря развитию информационных технологий. Продолжительное снижение доли транспортных услуг во многом определялось снижением тарифов на перевозки, внедрением новых технологий в доставку грузов.
Среди «других услуг» наибольшую долю в экспорте составляют деловые и финансовые услуги – 25,7 и 7,4 % соответственно. Также значительная часть экспорта приходится на роялти и лицензионные платежи – 6,4 %, на компьютерные и информационные услуги – 6,0 %. На экспорт строительных услуг приходится 2,4 %, страховых услуг – 2,1%, персональных, культурных и рекреационных услуг – 1,3 % [28].
В целом экспорт коммерческих услуг в 2011 году вырос на 11%. Наибольший рост наблюдался в секторе личных, и рекреационных услуг – 16 %. Наиболее медленными темпами в 2011 г. увеличивался экспорт транспортных услуг – 9 %. Низкие темпы роста экспорта транспортных услуг отражают тесную взаимосвязь данного вида услуг с торговлей товарами, которая значительно сократилась во второй половине 2011 г. [28].
Необходимо
отметить, что существуют определенные
региональные различия в структуре экспорта
услуг, связанные с уровнем развития государства.
Развивающиеся страны и страны с переходной
экономикой, как правило, экспортируют
традиционные, преимущественно транспортные
услуги, в то время как у развитых стран
большую долю составляют финансовые услуги,
роялти и лицензионные платежи, информационно-
Таким образом, различные страны значительно отличаются друг от друга по видам и характеру предоставляемых услуг, что обусловлено как уровнем развития государства, так и выбранной ими специализации в рамках торговли услугами.
Прямые иностранные инвестиции являются необходимым условием развития торговли услугами, т.к. по оценкам Всемирной торговой организации на торговлю путем коммерческого присутствия за рубежом приходится 55-60% всей международной торговли услугами. Это может свидетельствовать о том, что либерализация в сфере иностранного инвестирования проходит более активно, чем в трансграничной торговле услугами. На уровне секторов сферы услуг, несмотря на все увеличивающееся значение информационных и коммуникационных технологий, коммерческое присутствие является наиболее распространенной формой международной торговли услугами во всех секторах за исключением транспортных и частично телекоммуникационных услуг.