Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 11:22, курсовая работа
Рынок транспортных услуг является самостоятельной сферой экономики. Существующая ситуация в мировой экономике, характеризующаяся, в частности, бурным развитием интеграционных процессов, варьированием экономической среды в территориальном разрезе, различиями в степени развития национальных хозяйств и их открытости для участия в международных экономических отношениях, интенсификацией товаропотоков на различных уровнях взаимодействия между экономическими агентами, ростом туристских потоков, с одной стороны, и недостаточное развитие экономико-теоретической базы, малое количество современных исследований методологической основы функционирования транспортно-логистического комплекса в современной науке, с другой стороны, обусловливают объективную необходимость определения места, роли и значения транспортных услуг как важной экономической категории.
Введение
Глава 1. Сфера услуг. Транспортные услуги.
1.1. Мировой рынок услуг. Сущность и особенности.
1.2. Транспортные услуги как неотъемлемый элемент мирового рынка услуг
1. 3. История развития транспортных услуг
Глава 2. Особенности развития рынка транспортных услуг на современном этапе.
2.1. Сущность и особенности автомобильного транспорта на современном этапе
2.2. Сущность и особенности железнодорожного транспорта на современном этапе
2. 3. Сущность и особенности водного транспорта на современном этапе
2. 4. Сущность и особенности воздушного транспорта на современном этапе
2. 5. Сущность и особенности других видов транспорта на современном этапе
Глава 3. Перспективы развития мирового рынка транспортных услуг
3.1. Современные предпосылки становления и развития мирового рынка транспортных услуг
3.2. Тенденции и перспективы развития мирового рынка транспортных услуг
3. 3. Тенденции и перспективы развития рынка транспортных услуг в Российской Федерации
Заключение
Список литературы
Министерство образования и науки РФ
Санкт-Петербургский
государственный
—
Факультет экономики и менеджмента
Кафедра «Мировая экономика»
Курсовой проект
По дисциплине «Экономика отраслевых рынков»
На тему «мировой рынок транспортных услуг»
Выполнил студент |
з1078/20 |
Банит М.В | ||||
(группа) |
<подпись> |
|||||
Руководитель |
||||||
(Учёная степень, должность) |
<подпись> |
|||||
Оценка/зачёт |
||||||
<подпись> |
(дата) |
Санкт-Петербург
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
Глава 1. Сфера услуг. Транспортные услуги.
1.1. Мировой рынок услуг. Сущность и особенности.
1.2. Транспортные услуги как неотъемлемый элемент мирового рынка услуг
1. 3. История развития транспортных услуг
Глава 2. Особенности развития рынка транспортных услуг на современном этапе.
2.1. Сущность и особенности автомобильного транспорта на современном этапе
2.2. Сущность и особенности
железнодорожного транспорта
2. 3. Сущность и особенности
водного транспорта на
2. 4. Сущность и особенности
воздушного транспорта на
2. 5. Сущность и особенности других видов транспорта на современном этапе
Глава 3. Перспективы развития мирового рынка транспортных услуг
3.1. Современные предпосылки
становления и развития
3.2. Тенденции и перспективы
развития мирового рынка
3. 3. Тенденции и перспективы развития рынка транспортных услуг в Российской Федерации
Заключение
Список литературы
Введение
Рынок транспортных услуг
В начале нового тысячелетия
мировая экономическая система
вышла на качественно новый
этап преобразований. Структурные
сдвиги, характеризующие процессы
мирового производства и
Глава 1. Сфера услуг. Транспортные услуги.
Пункт 1. Мировой рынок услуг. Сущность и особенности.
Под
широким термином "международная
торговля" можно понимать не
только отношения купли
Услуги – это деятельность, непосредственно
удовлетворяющая личные потребности членов
общества, домашних хозяйств, потребности
разного рода предприятий, объединений,
организаций, общественные потребности
или потребности общества в целом, не воплощенные
в материально-вещественной форме.
Мировой рынок услуг – это система международных
отношений обмена, где основным товарным
объектом выступают различные виды услуг,
и которая существует на основе МПП.
Развитая сфера услуг
- это своего рода показатель высокого
уровня экономики страны или региона.
Благодаря бурному научно-техническому
прогрессу к третьему тысячелетию появилось
множество самых разных новых услуг, заметно
повысилось и продолжает совершенствоваться
качество обслуживания, постепенно сходят
на нет многие технические барьеры, посредством
которых происходит передача отдельных
видов услуг. Все это создает предпосылки
для того, чтобы мировой рынок услуг с
полным правом мог заявить о себе, как
об одном из наиболее динамично развивающихся
секторов мировой экономики.
Специфика
мировой торговли услугами
Услуги, которые можно продавать в мировых масштабах. Экспорт услуг имеет одно неоспоримое достоинство перед экспортом товаров в материальной форме: он не подлежит таможенному контролю, невзирая на возможную капиталоемкость или наукоемкость оказываемых услуг, на их промышленный характер или направленность на обеспечение личных потребностей отдельных людей.
В международный оборот могут быть вовлечены далеко не все виды известных на рынке услуг. Так, к примеру, не могут являться предметом экспорта или импорта коммунальные услуги. А если говорить о самых популярных услугах, торговля которыми может происходить в мировых масштабах, то на первом месте, безусловно, окажется транспорт, в том числе пассажирский и грузовой. На второй строчке такого рейтинга можно будет увидеть организацию поездок - деловых, личных, туристических. Затем идут услуги связи в полном спектре, строительство, страхование, финансовые услуги. Также большим спросом на международном рынке пользуются компьютерные и информационные услуги, роялти и лицензионные платежи, различные бизнес-услуги, включая лизинг, посредничество и так далее. Культурные и рекреационные услуги в международных масштабах продаются сравнительно редко - примерно с той же частотой, что и правительственные услуги вроде поставки товаров в посольства, консульства, услуг со стороны тех или иных международных организаций по сохранению мира.
У каждой страны - своя специализация. С точки зрения географического распределения мировой рынок услуг характеризуется большой неравномерностью. По словам экспертов, примерно 75% стоимости от его объема обеспечивается развитыми странами. Еще 24% этого рынка занимают страны с развивающейся экономикой, и около 1% - международные организации. Основными экспортерами на глобальном рынке услуг выступают либо развитые страны, либо страны, имеющие определенное географическое преимущество.
В пятерку
мировых лидеров среди
Практически
у каждой страны - участника мирового
рынка услуг есть своя
Пункт 2. Транспортные услуги как неотъемлемый элемент мирового рынка услуг
Транспорт — совокупность средств, предназначенных для перемещения людей, грузов из одного места в другое.
Нередко под термином «транспорт» подразумевают всю совокупность инфраструктуры управления транспортных средств и транспортных предприятий, составляющие транспортную систему, либо отрасль экономики. В физике встречаются так называемые транспортные феномены. Движение молекул или ионов сквозь клеточные мембраны или посредством циркуляции крови в биологии также называют транспортом. В информатике и электромеханике термин «транспорт» подразумевает описание некоторых компьютерных сетевых протоколов.
Классификация по видам транспорта:
1. Наземный
1.1. Безрельсовый
- автомобили; - троллейбусы; - мотоциклы;
- мотороллеры; - мопеды; - велосипеды;
- краны; - тракторы; - экскаваторы;
- упряжки; - сани; - снегоходы;
- болотоходы; - вездеходы; - самокаты; - коляски.
1.2. Рельсовый
- железнодорожный;
- трамваи; - дрезины; - вагонетки; - монорельсовый.
2. Водный
2.1. Морской
- теплоходы; - катера; - танкеры; - сухогрузы; - паромы; - баржи;
- буксиры; - контейнеровозы; - лихтеровозы; - сейнеры; - ледоколы;
- парусный; - гребной; - плоты; - катамараны; - на воздушной подушке.
2.2. Речной
- теплоходы; - катера; - танкеры; - сухогрузы; - паромы; - баржи;
- буксиры; - контейнеровозы; - лихтеровозы; - сейнеры; - ледоколы;
- парусный; - гребной; - плоты; - катамараны; - на воздушной подушке.
2.3. Подводный
- подводные лодки; - батискафы; - батисферы.
3. Воздушный
- самолеты; - вертолеты; - гидропланы; - планеры;
- дельтопланы; - дирижабли; - воздушные шары.
4. Специальный
- метро; - эскалаторы; - лифты;
- подъемники; - канатные дороги; - транспортеры;
- трубопроводы; - транспорт войск и спецформирований.
Транспорт должен обладать рядом необходимых свойств и удовлетворять определенным требованиям в целях создания инновационных систем сбора и распределения грузов. Прежде всего, транспорт должен быть достаточно гибким, чтобы обеспечивать перевозочный процесс, подвергающийся еженедельной или даже ежедневной корректировке, гарантировать частую и круглосуточную доставку грузов в разбросанные и отдаленные пункты, надежно обслуживать клиентуру с целью избежания остановки работы предприятий или дефицита у заказчика. Одновременно транспорт должен обладать способностью перевозить небольшие партии грузов через короткие интервалы времени, в соответствии с меняющимися запросами пользователя и условиями мелкосерийного производства.
Транспорт делится
на три категории:
транспорт общего пользования, транспорт
специального пользования и личный или
индивидуальный транспорт.
Транспорт общего пользования не следует
путать с общественным
транспортом (общественный транспорт является
подкатегорией транспорта общего пользования).
Транспорт общего пользования обслуживает
торговлю (перевозит товары) и население
(пассажирские перевозки).
Транспорт специального пользования —
внутрипроизводственный и внутриведомственный
транспорт.
Наконец, личный транспорт — это легковые
автомобили, велосипеды, яхты, частные
самолёты. Персональный
автоматический транспорт образует новую категорию,
так как соединяет в себе черты городского
общественного транспорта и личного автотранспорта.
Достоинства и недостатки основных видов транспорта:
Железнодорожный
транспорт. Достоинства: высокая провозная
и пропускная способность; независимость
от климатических условий, времени года
и суток; высокая регулярность перевозок,
возможность эффективно организовать
выполнение погрузочно-разгрузочных работ.
Относительно низкие тарифы; значительные
скидки для транзитных отправок; высокая
скорость доставки грузов на большие расстояния.
Недостатки: ограниченное количество
перевозчиков; большие капитальные вложения
в производственно-техническую базу; высокая
материалоемкость и энергоемкость перевозок;
низкая доступность к конечным точкам
продаж (потребления); недостаточно высокая
сохранность груза.
Морской транспорт.
Достоинства: возможность межконтинентальных
перевозок; низкая себестоимость перевозок
на дальние расстояния; высокая провозная
и пропускная способность; низкая капиталоемкость
перевозок. Недостатки: ограниченность
перевозок; низкая скорость доставки (большое
время транзита); зависимость от географических,
навигационных и погодных условий; необходимость
создания сложной почтовой инфраструктуры;
жесткие требования к упаковке и креплению
грузов; невысокая частота отправок.
Внутренний водный (речной). Достоинства:
высокие провозные способности на глубоководных
реках и водоемах; низкая себестоимость
перевозок; низкая капиталоемкость. Недостатки:
ограниченность перевозок; низкая скорость
доставки грузов; зависимость от неравномерности
глубин рек и водоемов, навигационных
условий; сезонность; недостаточная надежность
перевозок и сохранность груза.
Автомобильный транспорт. Достоинства:
высокая доступность; возможность доставки
груза "от двери до двери"; высокая
маневренность, гибкость, динамичность;
возможность использования различных
маршрутов и схем доставки; высокая сохранность
груза; возможность отправки груза маленькими
партиями; широкие возможность выбора
наиболее подходящего перевозчика. Недостатки:
низкая производительность; зависимость
от погодных и дорожных условий; относительно
высокая себестоимость перевозок на большие
расстояния; недостаточная экологическая
чистота; срочность разгрузки, сравнительно
малая грузоподъемность.
Воздушный транспорт.
Достоинства: наивысшая скорость доставки
груза; высокая надежность; наивысшая
сохранность; возможность достижения
отдаленных районов. Недостатки: высокая
себестоимость перевозок, наивысшие тарифы
среди других видов транспорта; высокие
капиталоемкость, материало- и энергоемкость
перевозок; зависимость от погодных условий.
Трубопроводный
транспорт. Достоинства: низкая себестоимость;
высокая пропускная способность; высокая
сохранность груза; низкая капиталоемкость.
Недостатки: ограниченность видов груза
(газ, нефтепродукты, эмульсии сырьевых
материалов); недостаточная доступность
малых объемов транспортируемых грузов.
Пункт 3. История развития транспортных
услуг