Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 11:22, курсовая работа
Рынок транспортных услуг является самостоятельной сферой экономики. Существующая ситуация в мировой экономике, характеризующаяся, в частности, бурным развитием интеграционных процессов, варьированием экономической среды в территориальном разрезе, различиями в степени развития национальных хозяйств и их открытости для участия в международных экономических отношениях, интенсификацией товаропотоков на различных уровнях взаимодействия между экономическими агентами, ростом туристских потоков, с одной стороны, и недостаточное развитие экономико-теоретической базы, малое количество современных исследований методологической основы функционирования транспортно-логистического комплекса в современной науке, с другой стороны, обусловливают объективную необходимость определения места, роли и значения транспортных услуг как важной экономической категории.
Введение
Глава 1. Сфера услуг. Транспортные услуги.
1.1. Мировой рынок услуг. Сущность и особенности.
1.2. Транспортные услуги как неотъемлемый элемент мирового рынка услуг
1. 3. История развития транспортных услуг
Глава 2. Особенности развития рынка транспортных услуг на современном этапе.
2.1. Сущность и особенности автомобильного транспорта на современном этапе
2.2. Сущность и особенности железнодорожного транспорта на современном этапе
2. 3. Сущность и особенности водного транспорта на современном этапе
2. 4. Сущность и особенности воздушного транспорта на современном этапе
2. 5. Сущность и особенности других видов транспорта на современном этапе
Глава 3. Перспективы развития мирового рынка транспортных услуг
3.1. Современные предпосылки становления и развития мирового рынка транспортных услуг
3.2. Тенденции и перспективы развития мирового рынка транспортных услуг
3. 3. Тенденции и перспективы развития рынка транспортных услуг в Российской Федерации
Заключение
Список литературы
В настоящее время
Основной сферой применения
железнодорожного транспорта являются
массовые перевозки грузов и пассажиров
в межрайонном, междугородном и
пригородном сообщениях, при этом преобладают
грузовые перевозки.
Велико значение железных дорог России
в развитии межгосударственных связей
со странами СНГ и международных перевозках.
После распада СССР к Российской Федерации
отошло почти 60% общей железнодорожной
сети (87,5 тыс. км.). Но материально-техническая
база, в частности ремонтный сервис, локомотиво-
и вагоностроение, оказалась разорванной.
Густота железнодорожной сети России
составляет 0,51 км на 100 км2, что значительно
ниже густоты железных дорог не только
развитых стран, но и большинства бывших
союзных республик СССР (на Украине –
2,76 км, в Белоруссии – 2,77 км, Латвии – 3,6
км, Грузии – 2,2 км, Узбекистане – 0,79 км).
Очевидно, что в России необходимо строительство
новых железнодорожных линий, особенно
для освоения крупных месторождений топлива
и сырья на востоке страны.
Технико-экономические
Железнодорожный транспорт и далее будет оставаться ведущим видом транспорта страны.Вся сеть российских железных состоит 17 железных дорог: Восточно-Сибирской, Горьковской, Дальневосточной, Забайкальской, Западно-Сибирской, Калининградской, Красноярской, Куйбышевской, Московской, Октябрьской, Приволжской, Сахалинской, Свердловской, Северной, Северо-Кавказской, Юго-Восточной и Южно-Уральской железных дорог.
МПС и РАО «РЖД» осуществляют
руководство деятельностью
Железнодорожный транспорт разделяется на:
Пункт 3. Сущность и особенности водного транспорта на современном этапе
Водный транспорт — самый древний вид транспорта. Как минимум до появления трансконтинентальных железных дорог (вторая половина XIX века) оставался важнейшим видом транспорта. Даже самое примитивное парусное судно за сутки преодолевало в четыре-пять раз большее расстояние, чем караван. Перевозимый груз был большим, расходы на эксплуатацию — меньше. Водный транспорт до сих пор сохраняет важную роль. Благодаря своим преимуществам (водный транспорт — самый дешёвый после трубопроводного), водный транспорт сейчас охватывает 60—67 % всего мирового грузооборота. По внутренним водным путям перевозят в основном массовые грузы — строительные материалы, уголь, руду — перевозка которых не требует высокой скорости (здесь сказывается конкуренция с более быстрыми автомобильным и железнодорожным транспортом). На перевозках через моря и океаны у водного транспорта конкурентов нет (авиаперевозки очень дороги, и их суммарная доля в грузоперевозках низка), поэтому морские суда перевозят самые разные виды товаров, но большую часть грузов составляют нефть и нефтепродукты, сжиженный газ, уголь, руда. Роль водного транспорта в пассажирских перевозках значительно снизилась, что связано с его низкими скоростями. Исключения — скоростные суда на подводных крыльях (иногда берущих на себя функцию междугородних автобусов-экспрессов) и суда на воздушной подушке. Также велика роль паромов и круизных лайнеров.
Первые сообщения о
специально организованных рейсах морских
пассажирских судов с целью отдыха
относятся к 1835 г., когда в Англии
были объявлены регулярные прогулочные
рейсы между северными
Наряду с морскими путешествиями активно
развивались и речные маршруты. В 1843 г.
Томас Кук организовал лодочные экскурсии
по Темзе; одновременно на другом континенте
"Америкэн Экспресс" выполняла экскурсии
по Миссисипи.
Обострившаяся в начале XX в. конкуренция
вынуждала судовладельцев постоянно улучшать
условия проживания на судне, отделку
кают и всю систему обслуживания пассажиров
в рейсе, что быстро превратило суда в
высококомфортабельные плавучие гостиницы.
В 1907 г. на воду были спущены трансатлантические
лайнеры "Сириус", "Лузитания",
"Мавритания" водоизмещением по 30
тыс. тонн и скоростью 26 узлов в час; в 1912
г. - "Титаник", 52 тыс. тонн; в 1914 г. -
"Император" и "Фатерланд", по
50 тыс. тонн, которые пересекали океан
практически за неделю. Начала совершать
регулярные рейсы "Куин Мери", водоизмещение
которой равнялось 80 тыс. тонн, а скорость
составляла 30 узлов в час.
История советского морского туризма
начинается с 1957 г., когда Всесоюзное акционерное
общество "Интурист" начало осуществлять
на арендуемых пассажирских судах "Победа"
и "Грузия" морские путешествия из
Одессы в Ленинград, вокруг Европы, а на
"Петре Великом" - по Черному морю
для туристов из соцстран. В 1960 г. был организован
первый круиз с советскими туристами на
"Адмирале Нахимове" вдоль Крымско-Кавказского
побережья; в 1962 г. - на теплоходе "Григорий
Орджоникидзе" вдоль Дальневосточного
побережья продолжительностью 20 суток.
В этот же период морской туризм начал
развиваться на Балтике.
Из всех видов мирового транспорта самым дешевым является морской. Он обеспечивает более 75 % перевозок между странами (общий объем грузов — около 3,6 млрд. т в год), обслуживает 4/5 всей международной торговли, перевозит наливные, навалочные, насыпные грузы. Наибольший тоннаж морского торгового флота у Японии, США, Греции, России. Наличие большого флота у Панамы и Либерии объясняется тем, что под флагами этих стран ходят суда других держав. По размерам морских перевозок выделяется Атлантический океан.
К крупнейшим мировым портам (по показателю грузооборота) относятся: Роттердам (Нидерланды), Сингапур, Шанхай (Китай), Нагоя, Токио-Иокогама (Япония), Новый Орлеан, Нью-Йорк, Филадельфия, Сан-Франциско (США), Антверпен (Бельгия), Гавр, Марсель (Франция), Лондон и др.
Речной — использует судоходные реки, каналы и внутренние водоемы. Крупнейшие судоходные каналы и водные речные пути мира — Береговой канал (США), Великий канал (Китай), Волго-Камский водный путь (Россия), водный путь Рейн — Майн — Дунай в Европе. Речной транспорт обслуживает преимущественно внутренние потребности отдельных государств, но иногда осуществляет и международные перевозки (например, по рекам Рейн, Дунай в Европе и др.).
Самый большой речной и озерный флот — в США. Среди ведущих
стран мира по объему грузооборота внутреннего
водного транспорта следует отметить
также Китай, Россию, ФРГ и Канаду.
Пункт
4. Сущность и особенности воздушного
транспорта на современном этапе
Воздушный транспорт — самый быстрый и в то же время
самый дорогой вид транспорта. Основная
сфера применения воздушного транспорта
— пассажирские перевозки на расстояниях
свыше тысячи километров. Также осуществляются
и грузовые перевозки, но их доля очень
низка. В основном авиатранспортом перевозят
скоропортящиеся продукты и особо ценные
грузы, а также почту. Во многих труднодоступных
районах (в горах, районах Крайнего Севера)
воздушному транспорту нет альтернатив.
В таких случаях, когда в месте посадки
отсутствует аэродром (например, доставка
научных групп в труднодоступные районы)
используют не самолёты, а вертолёты, которые не нуждаются в посадочной
полосе. Большая проблема современных
самолётов — шум, производимый ими при
взлёте, который значительно ухудшает
качество жизни обитателей расположенных
рядом с аэропортами районов.
К преимуществам этого вида транспорта
относятся наличие естественной среды,
играющей роль «транспортного коридора»,
высокая скорость доставки грузов и пассажиров
в любые, самые отдаленные точки суши и
Мирового океана.
Себестоимость перевозок грузов на воздушном
транспорте в 60—70 раз выше железнодорожной.
Себестоимость пассажирских перевозок
в 10—12 раз ниже грузовых (перевозка 1 пассажира
с ручным багажом при общем массе 90 кг
приравнивается к 1 т груза). Средняя скорость
перевозок на воздушном транспорте составляет
около 400 км/ч (в поршневых самолетах —
до 300 км/ч, турбореактивных — 800—900, сверхзвуковых
— до 2500 км/ч).
К недостаткам воздушного транспорта
относятся высокая энергоемкость, зависимость
от погодных условий, ограниченность габарита
и веса перевозимых грузов. Несмотря на
эти недостатки, воздушный транспорт твердо
удерживает свои позиции как основной
вид транспорта в международном пассажирском
сообщении. Роль его в дальних пассажирских
перевозках на внутренних линиях также
остается высокой.
В грузовых перевозках самолеты используются
главным образом при доставке на дальние
расстояния ранних овощей, фруктов и других
скоропортящихся продуктов, а также почты,
ценных и дефицитных грузов (драгоценности,
запасные части и т.п.). В последние годы
повышается роль воздушного транспорта
в перевозках грузов внешней торговли.
Согласно статистике темпы
роста популярности авиатранспорта
выше, чем автотранспорта, что обусловливается
все большим расширением
И этому есть ряд причин:
- во-первых, авиация - самый быстрый и удобный
вид транспорта при переездах на дальние
расстояния;
- во-вторых, сервис на авиарейсах в настоящее
время имеет привлекательный для туристов
вид;
- в-третьих, авиационные компании напрямую
и через международные сети бронирования
и резервирования выплачивают туристским
агентствам комиссионные за каждое забронированное
в самолете место, мотивируя их тем самым
выбирать авиаперевозки.
Воздушный транспорт является одной из
наиболее быстро и динамично развивающихся
отраслей мирового хозяйства и с каждым
годом занимает все более прочные позиции
в общемировой транспортной системе.
Сейчас в мире насчитывается более 1300
авиакомпаний. В среднем в год на авиарейсах
перевозится около 1,5 млрд человек. Международные
воздушные сообщения обеспечивают сейчас
свыше 470 перевозчиков, около 250 из них
совершают международные регулярные авиарейсы.
В обслуживании международных воздушных
сообщений участвуют свыше 1 тыс. аэропортов
мира, около 650 из них обслуживают международные
регулярные авиаперевозки.
Крупнейшими авиакомпаниями мира по количеству
перевозок считаются
Однако систему международного воздушного
транспорта составляют не только международные
авиаперевозчики и аэропорты, но и государства,
связанные международными воздушными
линиями и обеспечивающие эти сообщения,
а также международные организации в области
воздушного транспорта, принимающие меры
к обеспечению его эффективного функционирования
и безопасности.
Сеть международных перевозок в настоящее
время охватывает все географические
регионы и более 150 государств мира.
Воздушный транспорт регулируется тремя
способами:
1) национальное регулирование - лицензирование
авиаперевозчиков, работающих как на внутренних,
так и на международных маршрутах;
2) межправительственное регулирование
- когда регулярные воздушные маршруты
основываются на соглашениях между правительствами
соответствующих стран;
3) международное регулирование - когда
тарифы на регулярные авиарейсы устанавливаются
(для членов авиалиний) на основе взаимных
договоров между участвующими авиакомпаниями
при посредничестве Международной ассоциации
воздушного транспорта (IATA) или третьего
лица.
Одним из видов международного регулирования
авиаперевозок являются планы создания
пула, соединяющего авиакомпании, действующие
на определенных международных маршрутах.
Пул-договор соединяет авиакомпании, действующие
на одних международных маршрутах, в целях
оптимизации расписания движения самолетов,
уменьшения направления и регулирования
пассажиропотоков в пиковые часы и периоды,
а также в целях увеличения прибыли на
этих маршрутах и ее дальнейшего распределения
между авиалиниями.
Пул-договор в принципе может привести
к уничтожению конкуренции на маршруте.
Но это также означает сохранение возможности
участия в перевозках на линиях компаниям
разной величины. Пул-договоры часто заключаются
между авиакомпаниями, не сравнимыми по
величине, для того, чтобы обеспечить им
наилучшие провозные возможности и прибыли.
Финансовые соглашения между перевозчиками,
объединенными в пул, обычно лимитируют
максимальный размер выручки, передаваемой
от одного перевозчика к другому, для уменьшения
возможности поддержки правительством
неэффективных перевозчиков. Однако, в
некоторых странах пул-договоры на сегодня
запрещены (например, в США).
Международное регулирование авиаперевозок
осуществляется на основе международных
соглашений, подписанных между странами
за много лет.
Варшавская конвенция 1929 г. была первым
общим соглашением между авиакомпаниями,
касающимся вопросов обеспечения ответственности
авиакомпаний за безопасность пассажиров
в случае их смерти, ранений или потери
багажа во время перевозки. Монреальским
протоколом в дальнейшем было определено,
что максимальная ответственность будет
периодически пересматриваться в силу
инфляционных процессов. На сегодня ответственность
авиакомпании перед пассажиром составляет
максимально 20 тыс. долл. США. Это соглашение
является основой для страхования пассажиров,
почты и багажа на международных авиаперевозках.
Чикагская конвенция по гражданской авиации
1944 г., в дискуссии по принятию которой
принимали участие 80 стран, содержит соглашение
по стандартизации миграционных процедур
воздушного сервиса между странами. Эти
принципы были приняты для обеспечения
основы для двусторонних соглашений между
странами. В соглашении было оговорено
не регулировать чартерные перевозки,
разрешая странам применять индивидуальное
регулирование и условия, по которым они
принимают и обслуживают чартерные рейсы.
Пункт
5. Сущность и особенности других видов
транспорта на современном этапе