Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 11:22, курсовая работа
Рынок транспортных услуг является самостоятельной сферой экономики. Существующая ситуация в мировой экономике, характеризующаяся, в частности, бурным развитием интеграционных процессов, варьированием экономической среды в территориальном разрезе, различиями в степени развития национальных хозяйств и их открытости для участия в международных экономических отношениях, интенсификацией товаропотоков на различных уровнях взаимодействия между экономическими агентами, ростом туристских потоков, с одной стороны, и недостаточное развитие экономико-теоретической базы, малое количество современных исследований методологической основы функционирования транспортно-логистического комплекса в современной науке, с другой стороны, обусловливают объективную необходимость определения места, роли и значения транспортных услуг как важной экономической категории.
Введение
Глава 1. Сфера услуг. Транспортные услуги.
1.1. Мировой рынок услуг. Сущность и особенности.
1.2. Транспортные услуги как неотъемлемый элемент мирового рынка услуг
1. 3. История развития транспортных услуг
Глава 2. Особенности развития рынка транспортных услуг на современном этапе.
2.1. Сущность и особенности автомобильного транспорта на современном этапе
2.2. Сущность и особенности железнодорожного транспорта на современном этапе
2. 3. Сущность и особенности водного транспорта на современном этапе
2. 4. Сущность и особенности воздушного транспорта на современном этапе
2. 5. Сущность и особенности других видов транспорта на современном этапе
Глава 3. Перспективы развития мирового рынка транспортных услуг
3.1. Современные предпосылки становления и развития мирового рынка транспортных услуг
3.2. Тенденции и перспективы развития мирового рынка транспортных услуг
3. 3. Тенденции и перспективы развития рынка транспортных услуг в Российской Федерации
Заключение
Список литературы
Трубопроводный
транспорт довольно необычен. Он не имеет
транспортных средств, вернее, сама инфраструктура
«по совместительству» является транспортным
средством. Трубопроводный транспорт
дешевле железнодорожного и даже водного.
Он не требует большого персонала. Основной
тип грузов — жидкие (нефть, нефтепродукты) или газообразные. Трубы укладывают на земле или под
землёй, а также на эстакадах. Движение груза осуществляют насосные или компрессорные станции.
Существуют экспериментальные трубопроводы,
в которых твёрдые сыпучие грузы перемещаются
в смешанном с водой виде. Другие примеры
трубопровода для твёрдых грузов — пневмопочта, мусоропровод. Самый повседневный вид трубопроводного
транспорта — водопровод и канализация.
К трубопроводному транспорту обычно
относят газопроводы и нефтепродуктопроводы.
Прообразы трубопроводов — водоводы по
бамбуковым трубам — известны с древнейших
времен. Первые нефтепроводы были построены
в середине XIX в. в Америке. В России первые
нефтепроводы были сооружены в районе
Баку и Северного Кавказа в 1870—90-х годах
по проекту русского инженера В. Г. Шухова.
Их диаметр составлял 100—200 мм, а протяженность
свыше 1 тыс. км.
Строительство газопроводов начато в основном в 1920—30-е годы. В нашей стране широкая промышленная добыча и перекачка природного газа началась после Великой Отечественной войны. Газопровод является практически единственным видом магистрального и местного транспорта этого специфического вида груза.
Широкое строительство и использование трубопроводного транспорта в последние 50 лет обусловлено значительными изменениями в топливно-энергетическом балансе страны, повышением в нем доли нефти и газа до 70—75%. Особенно высокими темпами идет рост добычи и потребления природного газа.
Себестоимость добычи газа (по тепловому эквиваленту) примерно в 13 раз ниже угля и в 3 раза ниже нефти.
Ввиду того что основные месторождения нефти и газа в России находятся в весьма отдаленных от потребителей районах Севера и Сибири, значение трубопроводного транспорта очень велико. Его доля в работе транспортной системы страны постоянно возрастает и в 1998 г. составила по грузообороту 33 %, а по объему перевозок около 7% (включая нефте - и газопроводы). В 2000 г. прогнозируется увеличение доли трубопроводных магистралей в перевозках до 11%.
Трубопроводный транспорт, по существу, не соответствует общепринятому определению понятия транспорт : здесь нет подвижного состава, пути и т. п. Подвижной состав — это сам трубопровод. Груз в нем перемещается под давлением. Трубопроводы представляют собой металлические трубы различного диаметра. Через каждые 100—140 км устанавливаются насосные станции с автоматическим режимом работы. При перекачке газа на линии устанавливаются компрессорные станции на расстоянии до 200 км друг от друга. К устройствам трубопроводного транспорта относят и линейные узлы для соединения и разъединения параллельных или пересекающихся магистралей и перекрытия отдельных участков (в частности, для ремонта).
Трубопроводный транспорт
Таблица 1
Показатели работы трубопроводного транспорта
России
Показатель |
2005 г. |
2008 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2011 г. |
(по РСФСР) |
Прог-ноз |
||||
Объем перевоз- ки, млн. т Грузооборот, млрд. т км |
968,8 1954,1 |
1097,7 2567,2 |
777,7 1873,2 |
920,0 2123,0 |
1050,0 2395,0 |
Длина эксплуатационных транспортных
сетей трубопроводного
Основными экспортными трубопроводными системами, построенными на территории бывшего Советского Союза, являются: крупнейший нефтепровод мира Дружба длиной 5116 км, который из района Самары идет в Белоруссию, на Украину и в страны Восточной Европы; трансконтинентальный газопровод Уренгой—Помары—Ужгород длиной 4450 км;
транссибирский нефтепровод
Туймазы—Иркутск длиной 3700 км; Союз (от
Оренбурга до западной границы страны)
общей длиной 2750 км.
Таблица 2
Длина эксплуатационных транспортных
сетей
Показатель |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
(по РСФСР) |
||||
Длина трубопроводов, тыс.км В том числе: газопроводов нефтепроводов нефтепродуктопроводов |
210,2 144,0 51,2 15,0 |
213,7 148,6 48,0 15,0 |
208,0 145,0 48,0 15,0 |
212,0 147,5 49,0 16,0 |
Средняя Азия—Центр длиной около 3000 км;
Ямбург—западная граница длиной
около 4605 км, построенный на компенсационной
основе для Германии, Франции, Австрии,
Швейцарии и других стран; мощный
нефтепровод длиной 2500 км с подогревом
парафинистой нефти на всем протяжении
до 50°С проложен из Мангышлака через Поволжье
на Украину.
На территории России создана крупная трубопроводная сеть для отечественных потребителей нефти и газа. Строятся новые трубопроводные линии Западная Сибирь—Центр, Ямал—Запад и др.
Трубопроводный транспорт эффективен на любых расстояниях. Он используется преимущественно для газообразных и жидких грузов и для твердых грузов узкой номенклатуры. По трубопроводам транспортируется более 2/3 добываемого топлива, около 95% сырой нефти, весь природный газ. Характерной особенностью работы трубопроводного транспорта является непрерывность транспортного процесса.
К основным технико-экономическим
особенностям и преимуществам
Главной проблемой в развитии
трубопроводного транспорта следует
считать дальнейшее увеличение сети
трубопроводов для увеличения размеров
перекачки и возможности
Необходимо развитие сети газопроводов как единственно возможного, безопасного и экономически выгодного вида транспорта газа.
На 1 км газопровода диаметром
1420 мм идет примерно 700 т труб. Перед
металлургами стоит задача создания
особо прочных и тонкостенных
труб. Острой является проблема внешней
и внутренней коррозии труб из-за химической
активности транспортируемого груза.
Изоляция внутренних поверхностей повышает
пропускную способность на 5—8%, но удорожает
общую стоимость труб. В крупных
городах проблема коррозии усугубляется
блуждающими токами. В стране ежегодно
из-за коррозии теряется до 15 млн т стали.
Для улучшения экологической обстановки в районе пролегания трубопроводов необходимо наладить наиболее быстрый поиск неисправностей. Разработан метод дистанционного обнаружения повреждений лазерным анализатором, установленным на самолете.
Остается сложной проблема
уменьшения количества персонала, работающего,
как правило, вахтовым методом на
промежуточных компрессорных
Гужевой транспорт. Использование животных для перевозки людей и грузов
известно с древних времён. Люди могут
ездить на некоторых животных верхом или
запрягать поодиночке или группами в повозки
(телеги, обозы) или сани для перевозки грузов или пассажиров,
либо навьючивать их. В качестве транспортных
средств использовались: лошади, волы, слоны, верблюды, ламы, собаки.
Гужевой транспорт появился практически
одновременно с колесом. До того, как широкое распространение
получили железные дороги (середина XIX века), гужевой транспорт был основным
видом сухопутного транспорта.
Гужевой транспорт оставался
довольно важным видом транспорта до Второй мировой
войны, после чего он был вытеснен
более современными, моторизованными
видами транспорта.
В северных регионах России вплоть до
середины 60-х годов вместо оленей и лошадей
широко использовались гужевые собаки. Собачьи упряжками пользовались
не только местные жители, но и все государственные
службы, включая пограничные войска, почтовую
службу и научные экспедиции.
В начале XXI века гужевой транспорт используется
практически только в сельской местности
для коротких перевозок людей и грузов.
Во многих туристических городах конные
экипажи используются для катания туристов.
В то же время в некоторых развивающихся
странах роль гужевого транспорта более
высока.
Глава 3. Перспективы развития мирового рынка транспортных услуг
Пункт
1. Современные предпосылки
Масштабы мировой торговли, которые мы наблюдаем сегодня, а также повсеместное создание транснациональных компаний предполагают быстрое перемещение товаров и ресурсов между различными странами. Мировой транспортный комплекс, связывая производителей с потребителями товаров и сырья, обеспечивает эффективное функционирование рыночной экономики. Например, по статистическим данным Всемирного Банка, емкость мирового рынка транспортных услуг оценивается более чем в 2 200 млрд. долларов США.
Рынок транспортных услуг
считается самостоятельной
В настоящее время мировой рынок транспортных услуг включает в себя следующих участников, тесно взаимодействующих между собой:
Отличительная особенность мирового рынка транспортных услуг – высокая конкуренция между грузовыми, логистическими и экспедиторскими компаниями. Благодаря конкуренции качество транспортных услуг держится на высоком уровне. Каждая фирма или компания, вовлечённая в сферу международных грузоперевозок, дорожит своими постоянными клиентами и старается привлечь дополнительных. Важным слагаемым для этого является безупречное предоставление транспортных услуг: профессиональное обслуживание, привлекательные условия для клиентов; система скидок и дисконтов, гарантии и страховки – все это вместе взятое способствует созданию доверительных отношений и направлено на долгосрочное сотрудничество.
Эффективно функционирующий мировой рынок транспортных услуг является основой современного бизнеса. Хотя многие компании и обладают собственным парком транспортных средств, без услуг специализированных грузоперевозчиков обойтись практически невозможно. Транспортные услуги заключаются не только собственно в перевозке грузов. Огромное значение имеет профессионально составленная документация, оптимально спланированный маршрут доставки грузов, правильно выбранное транспортное средство и опытный экспедитор. Все эти факторы в своей совокупности способствуют тому, что большинство предприятий обращаются к услугам транспортных и логистических компаний. Обилие информации по мировому рынку грузоперевозок затрудняет правильный выбор.