Мировой рынок транспортных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 11:22, курсовая работа

Описание работы

Рынок транспортных услуг является самостоятельной сферой экономики. Существующая ситуация в мировой экономике, характеризующаяся, в частности, бурным развитием интеграционных процессов, варьированием экономической среды в территориальном разрезе, различиями в степени развития национальных хозяйств и их открытости для участия в международных экономических отношениях, интенсификацией товаропотоков на различных уровнях взаимодействия между экономическими агентами, ростом туристских потоков, с одной стороны, и недостаточное развитие экономико-теоретической базы, малое количество современных исследований методологической основы функционирования транспортно-логистического комплекса в современной науке, с другой стороны, обусловливают объективную необходимость определения места, роли и значения транспортных услуг как важной экономической категории.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Сфера услуг. Транспортные услуги.
1.1. Мировой рынок услуг. Сущность и особенности.
1.2. Транспортные услуги как неотъемлемый элемент мирового рынка услуг
1. 3. История развития транспортных услуг
Глава 2. Особенности развития рынка транспортных услуг на современном этапе.
2.1. Сущность и особенности автомобильного транспорта на современном этапе
2.2. Сущность и особенности железнодорожного транспорта на современном этапе
2. 3. Сущность и особенности водного транспорта на современном этапе
2. 4. Сущность и особенности воздушного транспорта на современном этапе
2. 5. Сущность и особенности других видов транспорта на современном этапе
Глава 3. Перспективы развития мирового рынка транспортных услуг
3.1. Современные предпосылки становления и развития мирового рынка транспортных услуг
3.2. Тенденции и перспективы развития мирового рынка транспортных услуг
3. 3. Тенденции и перспективы развития рынка транспортных услуг в Российской Федерации
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

экономика отраслевых рынков (2).docx

— 90.05 Кб (Скачать файл)

        Транспортные  услуги появились не сегодня и не вчера. Первые транспортные перевозки потребовались самым первым людям, которые осуществляли добычу крупных копытных животных, и им просто необходимо было осуществлять их доставку к месту обитания племени. Конечно, транспортные услуги в те времена оказывались бесплатно (вернее на условиях натурального обмена – что дотащил до поселенья, тем и будешь питаться в ближайшее время, но факт остается фактом – кто то из древних людей охотился, а кто то разделывал туши доставлял их в стойбище). Достоверных сведений о транспортных перевозках того времени у нас нет.

 

        Но  уже во времена древнего Рима  и Греции появились первые  письменные свидетельства о том,  что транспортные услуги были широко востребованы (правда, большей частью знатными особами). Транспортные перевозки, как и сегодня, были пассажирскими и грузовыми. Правда, во Времена древней Греции транспортные услуги по пассажирской перевозке оказывали рабы, которые на руках в специально оборудованных палантинах переносили знатных людей по улицам города. Кроме того, любой свободный человек в те времена мог за умеренную плату нанять рабов, которые, допустим, доставили бы его на базар и обратно. Изобретение колеса значительно упростило предоставление транспортных услуг, теперь можно перевозить грузы не только волоком или по водным артериям, но и по дорогам, запрягая в повозки волов и лошадей. Дальнейшее развитие технологий привело к тому, что транспортные услуги стали включать железнодорожные перевозки, Транспортные перевозки с использование машин на основе двигателей внутреннего сгорания также стали популярны начале 20го века. Вообще, это период явился определяющим для развития рынка транспортных услуг. Транспортные перевозки стали осуществлять на длительные расстояния за минимальные сроки, а для некоторых населенных пунктов только лишь авиационные транспортные перевозки являются единственным способом поддержания контакта с внешним миром.

       Таким  образом, за прошедшие 150 лет мы можем наблюдать огромный качественный скачек, который сделал транспортные перевозки недорогими, доступными большинству людей. Транспортные услуги сегодня один из немногих видов услуг, которые являются частью жизни большого количества людей ежедневно. Естественно, перспективы дальнейшего развития рынка транспортных перевозок, самые радужные. Но в связи с заботой об экологии и истощением природных ресурсов, видимо, будущее за другими источниками энергии, не основанными на использовании газового или бензинового топлива. Мы уже сегодня видим, что транспортные перевозки начинают осуществляться с помощью автомобилей с гибридными двигателями. 
 

Глава 2. Особенности  развития рынка транспортных услуг  на современном этапе.

Пункт 1. Сущность и особенности  автомобильного транспорта на современном этапе

         Автомобильный транспорт сейчас — самый распространённый вид транспорта. Автомобильный транспорт моложе железнодорожного и водного, первые автомобили появились в самом конце XIX века. После Второй мировой войны автомобильный транспорт начал составлять конкуренцию железной дороге. Преимущества автомобильного транспорта — маневренность, гибкость, скорость. Грузовые автомобили перевозят ныне практически все виды грузов, но даже на больших расстояниях (до 5 и более тыс. км) автопоезда (грузовик-тягач и прицеп или полуприцеп) успешно конкурируют с железной дорогой при перевозке ценных грузов, для которых критична скорость доставки, например, скоропортящихся продуктов.

 
       Общественный автомобильный. Наиболее широко распространены автобусы (многоместные пассажирские автомобили с вместимостью от 10 пассажиров). Для эксплуатации в городах и пригородах ныне используются преимущественно низкопольные городские автобусы, а для междугородных и международных рейсовых и туристических перевозок — междугородные и туристические лайнеры. Последние отличаются от городских моделей компоновкой с повышенным уровнем пола (для размещения под ним багажных отсеков), комфортабельным салоном только с сидячими местами, наличием дополнительных удобств (кухни, гардероба, туалета). В связи с повышением в конце XX века комфортности туристических автобусов, они вполне успешно конкурируют в области перевозки туристов с железными дорогами. В крупных городах распространён автомобильный общественный транспорт с электрическим приводом — троллейбус.

        На  современном этапе развития мировой  экономики автотранспорт является  основным видом внутреннего транспорта  для подавляющего большинства  развитых стран мира. Так, до 75 - 80% объема грузо- и пассажироперевозок выполняется именно автомобильным транспортом. При этом, особо быстро развиваются эффективные транспортно-логистические технологии (терминальная система, контейнерные, контрейлерные перевозки).

         Коммерческими автопредприятиями  на Западе выполняется 50 - 68% объема  перевозок. Для сравнения, автомобильным  транспортом России перевозится  60% внутренних грузовых перевозок.  Таким образом, автотранспорт  является главным перевозчиком как в России, так и за рубежом. Доля автотранспорта России в международных перевозках составляет 27% в стоимостном выражении (что находится на уровне железнодорожного транспорта). Значительна автотранспортная составляющая в стоимости продукции. Так, в промышленности эта доля достигает 15%, в строительстве - 30%, в сельском хозяйстве и торговле - 40%.

На сегодняшний день перевозка  грузов автомобильным транспортом  занимает ведущее место во всем мире. При этом спрос на подобного рода услуги возрастает с каждым днем.

Данному факту легко найти  объяснение. Автомобильные грузоперевозки – это всегда быстро, качественно  и при этом сравнительно недорого. Также сегодня пользуются огромной популярностью и международные перевозки автомобильным транспортом. Такие перевозки намного безопаснее. Именно при данном типе грузоперевозок потерять груз практически невозможно, как например, это происходит при доставке другими способами.

Однако при международных  грузоперевозках стоит учитывать  массу нюансов. Отправитель должен знать, что та вещь, которую он отправляет должна соответствовать правилам упаковки. Например, если отправке подлежит бьющиеся предметы, необходимо посылку промаркировать соответствующими знаками.

Согласно статистическим данным международные автомобильные  перевозки грузов составляю почти 70% всех типов транспортировки в  мире. Данный факт связан с тем, что  таким способом посылку могут  доставить в любую удобную  точку: офис, квартира или дом за городом. При автомобильных перевозках сохранность груза достигает  максимума. Так как на пункте отправки, как правило, проводится оценка правильности упаковки груза. Эта особенность  связана с тем, что путь следования машины будет довольно длинным и  даже в самых непредвиденных ситуациях  груз был целости и сохранности.

Как правило, перевозки груза на международном уровне связаны с торговлей. Именно автомобильным транспортом удобно отправлять большие партии грузов. При отправлении груза автомобилем легко проследить за его движением. Данный факт дает возможность сделать перевозку даже самого дорогостоящего груза максимально контролируемой.

Главной чертой осуществления  грузоперевозок на международном уровне является наличие контракта, что  не встречается при грузоперевозках  внутри страны. Контракт обязательно  включается в себя такие пункты, как страховка груза, сроки доставки, стоимость доставки. При грузоперевозках  на международном уровне требуется  прибегать к услугам логистов транспортной компании. Именно они  составляют максимально удобный  маршрут следования грузов, гарантирующий  прибытие в срок, а также сохранность  перевозимых предметов. Данный маршрут  в обязательном порядке прописывается  в контракте. Весь груз подтверждается сопроводительной документацией. Оплата международных перевозок должна проводиться по специальному договору. Как правило, оплата перевозок делится  на две части: аванс и основная сумма. Аванс вносится отправителем в момент отправки груза, остальная  часть выплачивается им по прибытию груза в пункт назначения.

Только учитывая все особенности  грузоперевозок на международном уровне автомобильным транспортом, а также  правильное составление контракта  и договора является гарантией прибытия груза в целости и в указанные  сроки.  
 
 
Пункт 2. Сущность и особенности  железнодорожного транспорта на современном этапе

Железнодорожный транспорт был одновременно и продуктом, и мотором промышленной революции. Возникнув в начале XIX века (первый паровоз был построен в 1804 году), к середине того же века он стал самым важным транспортом промышленных стран того времени. К концу XIX века суммарная длина железных дорог перевалила за миллион километров. Железные дороги связали внутренние промышленные районы с морскими портами. Вдоль железных дорог вырастали новые промышленные города. Однако после Второй Мировой войны железные дороги начали терять своё значение. На грузовых перевозках она не выдерживала конкуренции автомобильного транспорта, на пассажирских — самолётов (на больших расстояниях) и личного автомобиля (на коротких расстояниях). Однако коллапса железных дорог, как предсказывали многие в пятидесятых-шестидесятых годах, не произошло. 

 Железные дороги имеют  много преимуществ — высокую грузоподъёмность, надёжность, сравнительно высокую скорость. Сейчас по железным дорогам перевозят самые разные грузы, но в основном — массовые, такие как сырьё, сельхозпродукция. Введение контейнеров, облегчающих перегрузку, также повысило конкурентоспособность железных дорог.

 

 На сегодняшний день  самой длинной протяжённостью  железных дорог обладают США,  а самой густой сетью (км железной дороги на квадратный км территории) обладает Германия. Более того, начиная с последнего десятилетия XX века, железные дороги переживают своеобразный ренессанс. Сначала в Японии, а теперь и в Европе была создана система скоростных железных дорог, допускающих движение со скоростями до трёхсот километров в час. Такие железные дороги стали серьёзным конкурентом авиалиний на небольших расстояниях. По-прежнему высока роль пригородных железных дорог и метрополитенов. Электрифицированные железные дороги (а к настоящему времени большинство железных дорог с интенсивным движением электрифицировано) намного экологичнее автомобильного транспорта. Наиболее электрифицированы железные дороги в Швейцарии (до 95 %), в России же этот показатель доходит до 47 %. Специализированная лёгкая железная дорога, применяемая в качестве городского пассажирского транспорта, называется трамваем.

 
Железнодорожный транспорт и в  наши дни его роль остается важной, особенно в перевозке массовых грузов, Около 50 % общей длины железных дорог  приходится на 10 стран — США, Россия, Индия, Канада, Китай. По густоте железных дорог лидирует Западная Европа.

Современные технологии железных дорог обещают дальнейший рост их значения в будущие годы, так как  пользователям транспорта по всему  миру требуются более высокие скорости, надежность, грузоподъемность и эффективность.

Железные дороги уже сейчас вышли на межконтинентальный уровень, хотя они и останавливаются у  кромки океанов. Они являются важными  компонентами глобальной транспортной системы с использованием различных  видов транспорта. Они эффективно перемещают гигантские количества товаров  и огромное число пассажиров и  служат дополнением, позволяющим связывать  воедино перевозки по воде, земле  и воздуху. Более того, современные  технологии железных дорог обещают  дальнейший рост их значения в будущие  годы, так как пользователям транспорта по всему миру требуются более  высокие скорости, надежность, грузоподъемность и эффективность.

В течение XIX в. железнодорожная  отрасль развивалась почти исключительно  за счет частных компаний, которые  консолидировались и объединялись с течением времени. В большинстве  стран железные дороги в конечном итоге перешли под контроль национальных или местных правительств и рассматриваются  как предприятия общественного  пользования. Важным исключением являются Соединенные Штаты, где все грузоперевозчики, кроме самых маленьких, остаются в частном секторе, а пассажирские перевозки осуществляются государственными компаниями, которые получают крупные  субсидии от спонсирующих их правительств. В течение последних 20 лет большинство  стран предприняли определенные шаги с целью либо приватизировать  свои национальные системы железнодорожного транспорта, либо перевести их на коммерческую основу и допустить конкуренцию  между частными компаниями, эксплуатирующими государственные железные дороги.

Быстрый рост мировой торговли делает перемещение грузов по железной дороге, в частности грузоперевозки с использованием нескольких видов  транспорта, все более привлекательными из-за более дальних рейсов, связанных  с международными перевозками, и  меньшими затратами на выполнение таких  дальних рейсов по железной дороге, чем при перевозках на грузовиках. Между тем, с точки зрения пассажирских перевозок, из-за впечатляющего роста  международных авиапутешествий  и одновременного увеличения дорожных пробок железные дороги, как местные, так и междугородние, приобретают  все большую важность в качестве исполнителя функций сбора и  распределения пассажиров при межконтинентальных авиапутешествиях. В то же время  высокоскоростные железные дороги рассматриваются  как замена авиаперевозок на короткие расстояния, что высвобождает пропускную способность аэропортов для обслуживания межконтинентальных и других дальних  рейсов.

Информация о работе Мировой рынок транспортных услуг