Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 22:27, курсовая работа
Проблемы Республики Башкортостан, как и России в целом, в переходный период многочисленны, многофакторны и сложны. Почти два десятилетия Россия имеет отрицательные показатели экономического развития. По оценкам Международной организации труда, для развивающихся стран, к которым сейчас относится Россия, темпы экономического роста должны составлять минимум 6%. Лишь при этих темпах возможны более высокий уровень занятости, получение необходимых доходов населением и т. п. Для Российской Федерации темпы экономического возрождения и устойчивого последующего роста имеют исключительное значение для обеспечения экономической безопасности и должны в ближайшие годы составлять не менее 8—10% прироста ВВП в расчете на душу населения.
Введение
Проблемы Республики Башкортостан, как и России в целом, в переходный период многочисленны, многофакторны и сложны. Почти два десятилетия Россия имеет отрицательные показатели экономического развития. По оценкам Международной организации труда, для развивающихся стран, к которым сейчас относится Россия, темпы экономического роста должны составлять минимум 6%. Лишь при этих темпах возможны более высокий уровень занятости, получение необходимых доходов населением и т. п. Для Российской Федерации темпы экономического возрождения и устойчивого последующего роста имеют исключительное значение для обеспечения экономической безопасности и должны в ближайшие годы составлять не менее 8—10% прироста ВВП в расчете на душу населения.
Необходимость совершенствован
Одним из элементов такого механизма является организация мониторинга. Мониторинг позволяет дать комплексную сравнительную оценку социально-экономического развития территориальных структур Российской Федерации – федеральных округов, экономических районов, субъектов РФ, городов и районов, способствует выработке стратегии развития регионов. Использование мониторинга позволяет оценить уровень развития региона; действенность помощи по вертикали; соответствие индикаторов и показателей региональной экономики предельным уровням. Однако отсутствие общепринятой методологии мониторинга и механизма его организации на региональном уровне препятствует эффективному его использованию.
Теоретические и методологические проблемы региональной экономики достаточно глубоко рассматриваются в исследованиях: A.Л. Гапоненко, А.Г. Гранберга, А.Ю. Даванкова, А.И. Добрынина, Ю.С. Дульщиковой, В.В. Кистанова, В.В. Климанова и др.; обоснование системы статистических показателей, методов их обработки в работах: Т.Н. Агаповой, И.И. Елисеевой, М.П. Ефимовой, Е.В. Заровой, В.М. Рябцева, Г.И. Чудилина, А.А. Френкеля. Однако сущность, проблемы и методология мониторинга в регионе рассматриваются в работах ограниченного числа исследователей: С.П. Быстрицкого, Н.А. Казаковой, А.Е. Когута, К. Морса, А.С. Пузанова, А.С. Ревайкина, В.Е. Селиверстова, Р. Страйка, Е.Н. Телушкиной, Г. Хатри, А.Н. Швецова. Кроме того нет единого мнения по формированию систем показателей мониторинга: развития отраслей национальной экономики; предпринимательской, инвестиционной и инновационной деятельности; развития инфраструктуры региона.
Цель курсовой работы
состоит в закреплении
Основные задачи курсовой работы:
- раскрыть сущность мониторинга региональной проблемы, определить состояние его освещенности в литературе и разработанности. А также дать оценку применения различных методов и методик анализа при изучении мониторинга региональной проблемы;
- дать оценку развития системы мониторинга региональной проблемы в Республике Башкортостан;
- сформулировать основные выводы проведенных исследований и дать развернутую оценку государственной региональной политики в рамках исследуемой темы;
- предложить направления совершенствования системы мониторинга региональной проблемы.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав основной части работы, заключения.
Во введении дается краткий обзор современного состояния исследуемой проблемы, формулируются цель и основные задачи курсовой работы.
В первой главе курсовой работы раскрывается сущность мониторинга региональной проблемы, разработанность проблемы исследования, приведены методы исследования мониторинга региональных проблем.
Во второй главе курсовой работы, используя комплекс оценочных показателей и методику, которые были сформулированы в первой главе работы, проведен анализ фактического состояния системы мониторинга региональной проблемы в Республике Башкортостан.
В третьей главе, обосновываясь на результатах, сделанных во второй главе работы, предложены мероприятия по совершенствованию организации мониторинга региональных проблем в Республике Башкортостан и возможный эффект от их реализации.
В заключении подведены итоги работы, приведены полученные автором в ходе самостоятельного исследования выводы.
Список литературы использованной автором в процессе работы включает региональные законодательные акты, статистические сборники, учебные и методические пособия, информацию сети Интернет.
Глава 1 МОНИТОРИНГ: ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ
Для формирования
эффективной региональной
Выбор приоритетных направлений развития региона требует внедрения и использования перспективных методов и инструментов оценки, а также диагностики состояний объекта исследования. Одним из таких инструментов, на сегодняшний день, является мониторинг.
“Мониторинг” (от лат. monitor – предостерегающий) – метод исследования объекта, предполагающий его отслеживание и контролирование его деятельности (функционирования) с целью прогнозирования последней [10,с. 681]. Различные науки при использовании мониторинга для проведения своих исследований вкладывают в его понятие свое толкование. Например, в экологии мониторинг активно используется для исследования окружающей природной среды. Другой наукой, в которой инструментарий мониторинга так же достаточно хорошо проработан, является социология. Социальные мониторинги, опросы общественного мнения на сегодняшний день имеют высокую практическую значимость.
Рассматривая исследования мониторинга социально-трудовой сферы нельзя обойти вниманием работы М.Л. Малышева. Всестороннее изучение содержания, форм и методов проведения различных мониторинговых исследований, а также практический опыт данного ученого позволил сформулировать теоретически возможные варианты концепций мониторинга
[8, с. 22]:
1) целевая концепция, согласно которой мониторинг определяется как проблемно-ориентированная система, перекрывающая определенную сферу
информационных потребностей;
2) инструментальная концепция,
где мониторинг выделяется
(широкое применение
выборочных методов сбора
технология работы с информацией и т.п.);
3) интеграционная концепция,
в которой мониторинг
функций, объединяющий элементы
социально-экономической
социально-экономического и социологического анализа и прогнозирования.
Повышенное внимание к мониторингу как к способу научного познания и
исследования проявляют также такие науки как экономика, биология, медицина, психология, политология, право.
Существует множество систем мониторинга и все они обладают совокупностью общих признаков, дающих возможность определять мониторинг как сформировавшееся, целостное и достаточно самостоятельное научно-практическое явление. Специфичность и степень разработанности методологического аппарата мониторинга каждой областью его применения прямым образом влияют на научное определение данного понятия.
Подготовка и проведение мониторинга включают несколько общих правил:
− выбранная, разработанная
для мониторинга система
− использоваться должен универсальный, «сквозной» блок индикаторов, что позволяет проводить сравнительный анализ и строить динамические ряды;
− при проведении сравнительного анализа информации следует сохранять его методологическую и методическую преемственность, что снижает вероятность субъективной интерпретации полученных данных, задает единый алгоритм аналитических разработок [10, с. 681].
Мониторинг может быть охарактеризован как процесс и как система.
Рассматривая мониторинг в виде процесса, можно указать на его последовательность, направленность; функцию сбора информации, ее систематизацию; оценку и анализ объекта исследования для принятия качественных управленческих решений, а так же обоснование прогноза развития объекта.
Мониторинг как система состоит из совокупности взаимосвязанных элементов: субъекта и объекта исследования, цели исследования, оценочных параметров и критериев, а так же необходимой методологической базы. Система мониторинга будет функционировать только в том случае, если все элементы будут наделены конкретным содержанием, их взаимодействие будет специально организовано, а научной базой организации и осуществления мониторинга станут принципы: целенаправленности, непрерывности, целостности и разносторонности, согласованности действий его субъектов, адресности и гласности добываемой с его помощью информации .
Таким образом, мониторинг объединяет в себе такие важнейшие функции управления как наблюдение, анализ, оценка, прогнозирование. По своей сути он является составной частью информационного обеспечения процесса управления.
Управление на федеральном, региональном и муниципальном уровнях требует широкой базы разнообразной информации. Она может быть получена как извне, так и внутри самой системы управления, однако при этом часто ощущается как недостаток соответствующей информации, так и избыток несистематизированной, а подчас и бесполезной информации. Таким образом, в настоящее время большую актуальность приобретает решение проблемы информационного обеспечения управления территориями и отраслями народного хозяйства [5, с. 206].
В сфере государственного и муниципального управления мониторинг все более широко используется для комплексной сравнительной оценки социально-экономического развития территориальных структур Российской Федерации - федеральных округов, экономических районов, субъектов Российской Федерации, городов и районов. Мониторинг способствует выработке долгосрочной стратегии, налаживанию взаимодействия федерального Центра и территориальных органов власти и управления, укреплению экономического пространства страны и строительства федеративного государства.
Основные задачи мониторинга, осуществляемого в рамках государственного и муниципального управления, заключаются в следующем:
- получении объективной информации о социально-экономических и общественно-политических процессах в стране, регионах, городах и районах;
- анализе и всесторонней оценке угрозы общественному развитию в настоящем и в будущем, доведении полученных результатов до сведения органов государственной и местной власти и населения;
- обосновании мер по ускорению позитивных изменений;
- разработке мер, гарантирующих безопасность систем жизнеобеспечения населения.
Основными принципами мониторинга в государственном управлении являются:
- комплексность, обеспечивающая наблюдение за всеми основными социально-экономическими и общественно-политическими процессами, и учет дифференциации важнейших параметров развития регионов, городов и районов;
- системность оценки результатов, заключающаяся в иерархической взаимосвязанности частных и обобщающих показателей развития регионов и страны;
- однородность систематически исследуемых объектов;
- адаптивность системы мониторинговых индикаторов к существующей в России статистической отчетности;
- стандартизация оценок мониторинга.
Объекты и предметы мониторинга в государственном и муниципальном управлении определяются функциями, целями и задачами органов власти и управления, а также состоянием научно-методической, организационно-правовой и информационной базы его проведения.
Направлениями мониторинга являются: экологическое, экономическое, общественно-политическое, социальное, научно-техническое, медико-биологическое. Объекты, предметы и организацию мониторинга можно группировать, исходя из ряда частных признаков. Например, по угрозам устойчивости процессов и явлений (устойчивые, неустойчивые, представляющие потенциальную опасность, реальную угрозу в настоящее время и т. п.); по возможности воздействовать на них со стороны отдельных структур и общества в целом, его органов власти и институтов управления.
Применительно к социальным системам, можно выделить три вида мониторинга в зависимости от его целей.
Информационный – структуризация, накопление и распространение информации. Не предусматривает специально организованного изучения.
Базовый (фоновый) – выявление новых проблем и опасностей до того, как они станут осознаваемы на уровне управления. За объектом мониторинга организуется слежение с помощью периодичного измерения показателей (индикаторов), которые достаточно полно его определяют.