Мониторинг региональной проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 22:27, курсовая работа

Описание работы

Проблемы Республики Башкортостан, как и России в целом, в переходный период многочисленны, многофакторны и сложны. Почти два десятилетия Россия имеет отрицательные показатели экономического развития. По оценкам Международной организации труда, для развивающихся стран, к которым сейчас относится Россия, темпы экономического роста должны составлять минимум 6%. Лишь при этих темпах возможны более высокий уровень занятости, получение необходимых доходов населением и т. п. Для Российской Федерации темпы экономического возрождения и устойчивого последующего роста имеют исключительное значение для обеспечения экономической безопасности и должны в ближайшие годы составлять не менее 8—10% прироста ВВП в расчете на душу населения.

Файлы: 1 файл

курсовая настя.doc

— 488.00 Кб (Скачать файл)

Введение

Проблемы Республики Башкортостан, как и  России в  целом, в переходный период многочисленны, многофакторны и сложны. Почти  два десятилетия Россия имеет  отрицательные показатели экономического развития. По оценкам Международной  организации труда, для развивающихся стран, к которым сейчас относится Россия, темпы экономического роста должны составлять минимум 6%. Лишь при этих темпах возможны более высокий уровень занятости, получение необходимых доходов населением и т. п. Для Российской Федерации темпы экономического возрождения и устойчивого последующего роста имеют исключительное значение для обеспечения экономической безопасности и должны в ближайшие годы составлять не менее 8—10% прироста ВВП в расчете на душу населения.

 Необходимость совершенствования действующих механизмов принятия управленческих решений по разрешению социально-экономических проблем в регионах возникает в условиях рыночной экономики, когда возрастает роль случайного фактора как  неотъемлемого компонента рыночных процессов.

Одним из элементов такого механизма является организация мониторинга. Мониторинг позволяет дать комплексную сравнительную оценку социально-экономического развития территориальных структур Российской Федерации – федеральных округов, экономических районов, субъектов РФ, городов и районов,  способствует выработке стратегии развития регионов. Использование мониторинга  позволяет оценить уровень развития  региона; действенность помощи по вертикали; соответствие индикаторов и показателей региональной экономики предельным уровням. Однако отсутствие общепринятой методологии мониторинга и механизма его организации на региональном уровне препятствует эффективному его использованию.

Теоретические и методологические проблемы региональной экономики достаточно глубоко рассматриваются в исследованиях: A.Л. Гапоненко, А.Г. Гранберга, А.Ю. Даванкова, А.И. Добрынина, Ю.С. Дульщиковой, В.В. Кистанова, В.В. Климанова и др.; обоснование системы статистических показателей, методов их обработки в работах: Т.Н. Агаповой, И.И. Елисеевой, М.П. Ефимовой, Е.В. Заровой, В.М. Рябцева, Г.И. Чудилина, А.А. Френкеля. Однако сущность, проблемы и методология мониторинга в регионе рассматриваются в работах ограниченного числа исследователей: С.П. Быстрицкого, Н.А. Казаковой, А.Е. Когута, К. Морса, А.С. Пузанова, А.С. Ревайкина, В.Е. Селиверстова, Р. Страйка, Е.Н. Телушкиной, Г. Хатри, А.Н. Швецова. Кроме того нет единого мнения по формированию систем показателей мониторинга: развития отраслей национальной экономики; предпринимательской, инвестиционной и инновационной деятельности; развития инфраструктуры региона.

Цель курсовой работы состоит в закреплении полученных в период обучения и расширении теоретических  знаний по изучаемому курсу.

Основные задачи курсовой работы:

- раскрыть сущность  мониторинга региональной проблемы, определить состояние его освещенности в литературе и разработанности.  А также дать оценку применения различных методов и методик анализа при изучении мониторинга региональной проблемы;

- дать оценку развития системы мониторинга региональной проблемы в Республике Башкортостан;

- сформулировать основные выводы проведенных исследований и дать развернутую оценку государственной региональной политики в рамках исследуемой темы;

- предложить направления  совершенствования системы мониторинга региональной проблемы.

Курсовая работа состоит  из введения, трех  глав основной части работы, заключения.

Во введении дается краткий  обзор современного состояния исследуемой проблемы, формулируются цель и основные задачи  курсовой работы.

В первой главе курсовой работы  раскрывается сущность мониторинга региональной проблемы, разработанность проблемы исследования, приведены методы исследования мониторинга региональных проблем.

Во второй главе курсовой работы, используя комплекс оценочных показателей и методику, которые были  сформулированы в первой главе работы, проведен анализ фактического состояния системы мониторинга региональной проблемы в Республике Башкортостан.

В третьей главе, обосновываясь на результатах, сделанных во второй главе работы, предложены мероприятия по совершенствованию организации мониторинга региональных проблем в Республике Башкортостан и возможный эффект от их реализации.

В заключении подведены  итоги работы,  приведены полученные автором в ходе самостоятельного исследования выводы.

Список литературы использованной  автором в процессе работы включает региональные  законодательные акты, статистические сборники,  учебные и методические пособия, информацию сети Интернет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 МОНИТОРИНГ: ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ

    1. Понятие мониторинга, объекты и предметы мониторинга

 Для формирования  эффективной региональной социально-экономической  политики в условиях экономического  кризиса, происходящего в стране, огромное значение имеет информация, как важнейший стратегический ресурс управления территориями.

Выбор приоритетных направлений  развития региона требует внедрения и использования перспективных методов и инструментов оценки, а также диагностики состояний объекта исследования. Одним из таких инструментов, на сегодняшний день, является мониторинг.

“Мониторинг” (от лат. monitor – предостерегающий) – метод исследования объекта, предполагающий его отслеживание и контролирование его деятельности (функционирования) с целью прогнозирования последней [10,с. 681]. Различные науки при использовании мониторинга для проведения своих исследований вкладывают в его понятие  свое толкование. Например, в экологии мониторинг активно используется для исследования окружающей природной среды. Другой наукой, в которой инструментарий мониторинга так же достаточно хорошо проработан, является социология. Социальные мониторинги, опросы общественного мнения на сегодняшний день имеют высокую практическую значимость.

Рассматривая исследования мониторинга социально-трудовой сферы нельзя обойти вниманием работы М.Л. Малышева. Всестороннее изучение содержания, форм и методов проведения различных мониторинговых исследований, а также практический опыт данного ученого позволил сформулировать теоретически возможные варианты концепций мониторинга

[8, с. 22]:

1) целевая концепция, согласно которой мониторинг определяется как проблемно-ориентированная система, перекрывающая определенную сферу

информационных потребностей;

2) инструментальная концепция,  где мониторинг выделяется среди других систем обработки информации по типу используемых средств и методов

(широкое применение  выборочных методов сбора данных, компьютерная

технология работы с  информацией и т.п.);

3) интеграционная концепция,  в которой мониторинг трактуется  как результат перегруппировки традиционных информационно-управленческих

функций, объединяющий элементы социально-экономической статистики,

социально-экономического и социологического анализа и  прогнозирования.

Повышенное внимание к мониторингу как к способу  научного познания и

исследования проявляют также такие науки как экономика, биология, медицина, психология, политология, право.

Существует множество  систем мониторинга и все они  обладают совокупностью общих признаков, дающих возможность определять мониторинг как сформировавшееся, целостное и достаточно самостоятельное научно-практическое явление. Специфичность и степень разработанности методологического аппарата мониторинга каждой областью его применения прямым образом влияют на научное определение данного понятия.

Подготовка и проведение мониторинга включают несколько общих правил:

− выбранная, разработанная  для мониторинга система показателей должна адекватно отражать сущностные характеристики объекта, давать комплексное представление о его функционировании;

− использоваться должен универсальный, «сквозной» блок индикаторов, что позволяет проводить сравнительный анализ и строить динамические ряды;

− при проведении сравнительного анализа информации следует сохранять его методологическую и методическую преемственность, что снижает вероятность субъективной интерпретации полученных данных, задает единый алгоритм аналитических разработок [10, с. 681].

Мониторинг может быть охарактеризован как процесс  и как система.

Рассматривая мониторинг в виде процесса, можно указать  на его последовательность, направленность; функцию сбора информации, ее систематизацию; оценку и анализ объекта исследования для принятия качественных управленческих решений, а так же обоснование прогноза развития объекта.

Мониторинг как система  состоит из совокупности взаимосвязанных элементов: субъекта и объекта исследования, цели исследования, оценочных параметров и критериев, а так же необходимой методологической базы. Система мониторинга будет функционировать только в том случае, если все элементы будут наделены конкретным содержанием, их взаимодействие будет специально организовано, а научной базой организации и осуществления мониторинга станут принципы: целенаправленности, непрерывности, целостности и разносторонности, согласованности действий его субъектов, адресности и гласности добываемой с его помощью информации .

Таким образом, мониторинг объединяет в себе такие важнейшие  функции управления как наблюдение, анализ, оценка, прогнозирование. По своей сути он является составной частью информационного обеспечения процесса управления.

Управление на федеральном, региональном и муниципальном уровнях требует широкой базы разнообразной информации. Она может быть получена как извне, так и внутри самой системы управления, однако при этом часто ощущается как недостаток соответствующей информации, так и избыток несистематизированной, а подчас и бесполезной информации. Таким образом, в настоящее время большую актуальность приобретает решение проблемы информационного обеспечения управления территориями и отраслями народного хозяйства [5, с. 206].

В сфере государственного и муниципального управления мониторинг все более широко используется для комплексной сравнительной оценки социально-экономического развития территориальных структур Российской Федерации - федеральных округов, экономических районов, субъектов Российской Федерации, городов и районов. Мониторинг способствует выработке долгосрочной стратегии, налаживанию взаимодействия федерального Центра и территориальных органов власти и управления, укреплению экономического пространства страны и строительства федеративного государства.

Основные задачи мониторинга, осуществляемого в рамках государственного и муниципального управления, заключаются  в следующем:

- получении объективной информации о социально-экономических и общественно-политических процессах в стране, регионах, городах и районах;

- анализе и всесторонней оценке угрозы общественному развитию в настоящем и в будущем, доведении полученных результатов до сведения органов государственной и местной власти и населения;

- обосновании мер по ускорению позитивных изменений;

- разработке мер, гарантирующих безопасность систем жизнеобеспечения населения.

Основными принципами мониторинга  в государственном управлении являются:

- комплексность, обеспечивающая наблюдение за всеми основными социально-экономическими и общественно-политическими процессами, и учет дифференциации важнейших параметров развития регионов, городов и районов;

- системность оценки результатов, заключающаяся в иерархической взаимосвязанности частных и обобщающих показателей развития регионов и страны;

- однородность систематически исследуемых объектов;

- адаптивность системы мониторинговых индикаторов к существующей в России статистической отчетности;

- стандартизация оценок мониторинга.

Объекты и предметы мониторинга  в государственном и муниципальном управлении определяются функциями, целями и задачами органов власти и управления, а также состоянием научно-методической, организационно-правовой и информационной базы его проведения.

Направлениями мониторинга являются: экологическое, экономическое, общественно-политическое, социальное, научно-техническое, медико-биологическое. Объекты, предметы и организацию мониторинга можно группировать, исходя из ряда частных признаков. Например, по угрозам устойчивости процессов и явлений (устойчивые, неустойчивые, представляющие потенциальную опасность, реальную угрозу в настоящее время и т. п.); по возможности воздействовать на них со стороны отдельных структур и общества в целом, его органов власти и институтов управления.

Применительно к социальным системам, можно выделить три вида мониторинга в зависимости от его целей.

Информационный –  структуризация, накопление и распространение  информации. Не предусматривает специально организованного изучения.

Базовый (фоновый) – выявление  новых проблем и опасностей до того, как они станут осознаваемы на уровне управления. За объектом мониторинга организуется слежение с помощью периодичного измерения показателей (индикаторов), которые достаточно полно его определяют.

Информация о работе Мониторинг региональной проблемы