Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 22:27, курсовая работа
Проблемы Республики Башкортостан, как и России в целом, в переходный период многочисленны, многофакторны и сложны. Почти два десятилетия Россия имеет отрицательные показатели экономического развития. По оценкам Международной организации труда, для развивающихся стран, к которым сейчас относится Россия, темпы экономического роста должны составлять минимум 6%. Лишь при этих темпах возможны более высокий уровень занятости, получение необходимых доходов населением и т. п. Для Российской Федерации темпы экономического возрождения и устойчивого последующего роста имеют исключительное значение для обеспечения экономической безопасности и должны в ближайшие годы составлять не менее 8—10% прироста ВВП в расчете на душу населения.
Таблица 2.14 Общая площадь жилых помещений, приходящаяся на одного жителя республики
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя (на конец года) - всего, м2 |
18,6 |
18,9 |
19,2 |
19,6 |
20,0 |
20,5 |
21,1 |
в городских поселениях |
18,4 |
20,1 |
19,0 |
19,4 |
19,8 |
20,3 |
20,6 |
в сельской местности |
18,8 |
17,1 |
19,5 |
19,8 |
20,2 |
20,8 |
21,8 |
По данному показателю республика отстает от показателей в среднем по России и показателей Приволжского ФО. Это видно на графике ( рис. 2.8)
Рис.2.8 Динамика изменений показателя общей площади жилых помещений в среднем на одного жителя в м2
Проблемы обеспеченности жильем остро стоит как на федеральном уровне, так и в республике. Принимаются различные целевые программы, по которым также необходимо проводить мониторинг с целью контроля выполнения поставленных программами задач.
На основании проведенного социально- экономического анализа регионального развития можно выделить следующие региональные проблемы:
- социально-демографические
(активная депопуляция,
- проблемы, связанные
с ресурсоистощением (
- проблемы социальной сферы (обеспечение качественного уровня медицинского обслуживания, образования), жилищного строительства;
- проблемы экологии региона: уровень загрязнения суши, водного и воздушного бассейнов региона, проведение мероприятий по восстановлению первоначальных природных условий;
- социально-экономические – проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов (трудовых, природных, капитальных, инвестиционных), моногородов, контроля за динамикой инфляции, платежным балансом региона, криминальной ситуацией в регионе;
- обеспечение контроля за исполнением федеральных и региональных программ, национальных проектов.
ГЛАВА 3 ОЦЕНКА СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЕЕ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ.
3.1 Оценка существующей
системы мониторинга
Вопрос по созданию достаточных информационных ресурсов для целей эффективного управления реальным сектором экономики, регулирования социальными процессами, разработки среднесрочных и долгосрочных программ развития на уровне региона практически находится в стадии теоретических дискуссий.
Во-первых, действующая система показателей, методология их сбора и разработки в рамках Федеральной программы, приемлемые для Федерального
центра, мало приспособлены для регионального уровня. Применяемые методы наблюдения, досчеты и дорасчеты, корректирующие коэффициенты, не дают полной и объективной оценки происходящих в реальном секторе экономики процессов и явлений на уровне республики.
во-вторых, для восприятия статистической информации, ее эффективного использования в управлении необходимы специальные знания, профессиональная подготовка, способность четко сформулировать задачу, запрос на ту или иную информацию, а это порой отсутствует у многих специалистов и руководителей, занятых в сфере экономики и управления.
Нынешнее ведение
Не в полной мере охвачены исследованиями статистиков субъекты предпринимательства: при сборе сведений не принимаются во внимания предприятия малого бизнеса, вследствие чего формируются недостоверные, заниженные цифры относительно экономической деятельности предпринимателей.
На сегодняшний день существует привычная технология сбора и подготовки данных, в соответствии с которой на местах раз в неделю, раз в квартал, раз в месяц заполняются некие справки, а потом через интернет, через web-сервера они отправляются в вышестоящие региональные ведомства. Там данные обобщаются, и далее поступают в ситуационные центры, где вся информация собирается, суммируется, делится, создаются графики и делаются выводы. Такую систему сбора отчетных данных едва ли можно назвать мониторингом.
Присутствует еще один фактор, доказывающий, что мониторинг в виде сбора отчетности не является продуктивным. Сводная информация, сформированная человеком, может быть далекой от реальности. Например, человек может искусственно увеличить какой-то показатель или индикатор. Проверить это невозможно, так как отчетные данные обобщены и оторваны от первичных.
В области экологического мониторинга наблюдения ведутся в основном Росгидрометом, имеющим разветвленную сеть, а также некоторыми ведомствами (агрохимслужба Минсельхозпрода, водно-канализационная служба и др.) И, наконец, существует сеть фонового мониторинга, осуществляемого в рамках программы МАВ (Man and Biosphere ). Практически не охваченными сетью наблюдений остаются малые города и многочисленные населенные пункты, подавляющее большинство диффузных источников загрязнения. Мониторинг состояния водной среды, организованный, прежде всего, Росгидрометом и, до некоторой степени, санитарно-эпидемиологическими (СЭС) и коммунальными (Водоканал) службами, не охватывает подавляющее большинство малых рек. В то же время известно, что загрязнение больших рек в значительной части обусловлено вкладом разветвленной сети их притоков и хозяйственной деятельностью в водосборе. В условиях сокращения общего числа постов наблюдений очевидно, что государство в настоящее время не располагает ресурсами для организации сколько-нибудь эффективной системы экологического мониторинга.
Отсутствие своевременной информации может стать причиной несвоевременной, неправильной реакции региональных властей на ту или иную возникшую проблему в масштабах региона, что может привести к катастрофическим ситуациям, усложнить ее решение .
Отсюда вывод – необходимо создание системы мониторинга региональных проблем в режиме реального времени.
3.2 Предложения по усовершенствованию системы мониторинга региональных проблем
Предлагаемая автором система мониторинга в реальном масштабе времени предполагает создание принципиально иной системы мониторинга, исходя из иных требований, характеристик, технологий и архитектуры системы мониторинга.
Под системой мониторинга в реальном масштабе времени понимается следующее: пользователю должны быть доступны показатели, индикаторы, параметры, не обобщенные по региону, стране, а непосредственно образующиеся в разных городах. Именно они формируют инфраструктуру, информационное пространство. Пользователю необходимо получать достоверную информацию, пусть с отрывом от реального времени, но на несколько часов, а не месяцев или недель.
Создание системы мониторинга
социально-экономических
Для того чтобы сложилась такая технология работы и система смогла предложить такие возможности, необходимо ее построение совсем по иному принципу. Нет необходимости собирать и обобщать первичные данные, тем более что их количество очень велико. Не должно быть никакого централизованного хранилища информации. Каждый пользователь должен иметь возможность удаленного доступа к первичным данным, которые будут обрабатываться сразу при запросе. Любое событие, произошедшее в регионе, пользователь должен видеть на экране своего монитора.
Для реализации мониторинга социально-экономических показателей, национальных проектов в реальном масштабе времени система мониторинга должна включать в себя следующие составляющие:
- удаленный доступ к первичным документам, к базам данных;
-технологию удаленной обработки данных в масштабах всей страны;
- технологию распределенных баз данных.
В случае применения технологии
реального масштаба времени человек
вообще не участвует в сборе информации,
не заполняет никакие формы
Поэтому в системе мониторинга на основе современных информационных технологий информация должна быть актуальная, оперативная, достоверная и полная. Человек не должен участвовать в процессах системы, она должна работать автоматически на основе принципа: сведения должны формироваться там, где они возникают.
Для реализации такой технологии мониторинга необходима единая техническая политика, единая информационная политика и единое программное обеспечение.
Единая информационная система ЕИИС «Соцстрах», разработанная Фондом социального страхования совместно с Академией наук и ВУЗами, а также специалистами в области проектирования больших информационных систем и различных баз данных, на сегодня охватывает все регионы РФ и в ней впервые в России применен принцип распределенных баз данных и принцип «удаленный доступ в базу данных». Данная система позволяет ликвидировать дублирование, обеспечить контроль, прозрачность и адресность.
В фонде социального страхования существует пока единственный в стране портал fz122.fss.ru. Он позволяет производить мониторинг исполнения национальных проектов в реальном масштабе времени. Здесь опять-таки используется технология распределенных баз данных. Например, сегодня в каком-то роддоме родилось пять детей, информацию об этом вводят его работники, и она сразу становится доступной.
Другой пример: бухгалтерия, скажем, на Сахалине, ввела накладную о каких — то расходах отделения — эту информацию руководство Фонда тоже увидит. При этом никто эти данные специально для руководства не готовит, они появляются автоматически.
В ФСС пошли по пути создания портала как средства агрегирования информации в масштабе страны, поскольку есть отделения по всей России. С помощью портала делается запросы к реальным базам данных, к агрегированной информации, производится ее сортировка, группировка и т.д. С помощью портала граждане могут получить конкретную информацию по регионам: средняя зарплата, рождаемость, заболеваемость, смертность, уровень травматизма и т. д.
Программа легко масштабируется: Потребовалось создать систему расчетов с лечебно-профилактическими учреждениями, в которой будет не 100 млн., а 500 млн. записей — никаких проблем.
Проблема создания единого информационного пространства исполнительных органов власти Российской Федерации существует уже 10–15 лет . Пенсионный фонд, Медстрах, ЗАГС, МВД, «Выборы» и др. — у каждого собственный информационный ресурс, который каждый считает лучшим. Необходима единая политика. В условиях единой политики, при эффективной организации обмена данными, достижении договоренности о протоколах, о правилах взаимодействия можно закрыть все существующие ресурсы электронным ключом и одновременно осуществить переход на новый принцип работы.
Основная проблема нормативно-правовая: кто, когда, кому, в каком формате должен передавать данные. С технической точки зрения у ведомств есть сложности из-за разнообразия форматов программного обеспечения на региональном уровне.
Следовательно, необходимо создать нормативно-правовую базу, единое программное обеспечение и на этой основе создать единое информационное пространство исполнительных органов региона, используя имеющийся опыт создания единой базы информации в режиме реального времени. Данная система мониторинга позволит получать информацию
- во – первых в течении нескольких часов, а не недель и месяцев, что повлияет на оперативность в выявлении и решении региональных проблем;
- во-вторых, информацию не могут исказить в процессе формирования (уменьшить или увеличить), т.е. отсутствует влияние человеческого фактора, например в лице работника отдела статистики муниципального района;
- в третьих, ликвидируется дублирование, обеспечивается контроль, прозрачность и адресность.
Заключение.