Мониторинг региональной проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 22:27, курсовая работа

Описание работы

Проблемы Республики Башкортостан, как и России в целом, в переходный период многочисленны, многофакторны и сложны. Почти два десятилетия Россия имеет отрицательные показатели экономического развития. По оценкам Международной организации труда, для развивающихся стран, к которым сейчас относится Россия, темпы экономического роста должны составлять минимум 6%. Лишь при этих темпах возможны более высокий уровень занятости, получение необходимых доходов населением и т. п. Для Российской Федерации темпы экономического возрождения и устойчивого последующего роста имеют исключительное значение для обеспечения экономической безопасности и должны в ближайшие годы составлять не менее 8—10% прироста ВВП в расчете на душу населения.

Файлы: 1 файл

курсовая настя.doc

— 488.00 Кб (Скачать файл)

Таблица 2.14 Общая площадь  жилых помещений, приходящаяся на одного жителя республики

 

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя (на конец года) - всего, м2

18,6

18,9

19,2

19,6

20,0

20,5

21,1

в городских поселениях

18,4

20,1

19,0

19,4

19,8

20,3

20,6

в сельской местности

18,8

17,1

19,5

19,8

20,2

20,8

21,8


По данному показателю республика отстает от показателей  в среднем по России и показателей Приволжского ФО. Это видно на графике ( рис. 2.8)

Рис.2.8 Динамика изменений показателя общей площади жилых помещений  в среднем на одного жителя в м2

Проблемы обеспеченности жильем остро стоит как на федеральном  уровне,  так и в республике. Принимаются различные целевые программы, по которым также необходимо проводить мониторинг с целью контроля выполнения поставленных программами задач.

На основании проведенного  социально- экономического анализа  регионального развития можно выделить следующие региональные проблемы:

- социально-демографические  (активная депопуляция, нерегулируемая  миграция и т.п.)

- проблемы, связанные  с ресурсоистощением (сокращение  естественных источников добываемых  полезных ископаемых (нефть, газ)

- проблемы социальной  сферы (обеспечение качественного уровня медицинского обслуживания, образования),  жилищного строительства;

- проблемы экологии региона: уровень загрязнения суши, водного и воздушного бассейнов региона, проведение мероприятий по восстановлению первоначальных природных условий;

-  социально-экономические  – проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов (трудовых, природных, капитальных, инвестиционных), моногородов, контроля за динамикой инфляции, платежным балансом региона, криминальной ситуацией в регионе;

- обеспечение контроля  за исполнением федеральных и  региональных программ, национальных  проектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3 ОЦЕНКА СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЕЕ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ.

3.1 Оценка существующей  системы мониторинга региональных  проблем в Республике Башкортостан

Вопрос по созданию достаточных  информационных ресурсов для целей эффективного управления реальным сектором экономики, регулирования социальными процессами, разработки среднесрочных и долгосрочных программ развития на уровне региона практически находится в стадии теоретических дискуссий.

Во-первых, действующая система показателей, методология их сбора и разработки в рамках Федеральной программы, приемлемые для Федерального

центра, мало приспособлены  для регионального уровня. Применяемые  методы наблюдения, досчеты и дорасчеты, корректирующие коэффициенты, не дают полной и объективной оценки происходящих в реальном секторе экономики  процессов и явлений на уровне республики.

во-вторых, для восприятия статистической информации, ее эффективного использования в управлении необходимы специальные знания, профессиональная подготовка, способность четко сформулировать задачу, запрос на ту или иную информацию, а это порой отсутствует у многих специалистов и руководителей, занятых в сфере экономики и управления.

Нынешнее ведение статистической отчетности в Республике Башкортостан не соответствует требованиям времени, лишено оперативности, неточное, в результате   бесполезно для принятия эффективных управленческих решений.

Не в полной мере охвачены исследованиями статистиков субъекты предпринимательства: при сборе  сведений не принимаются во внимания предприятия малого бизнеса, вследствие чего формируются недостоверные, заниженные цифры относительно экономической деятельности предпринимателей.

На сегодняшний день существует привычная технология сбора  и подготовки данных, в соответствии с которой на местах раз в неделю, раз в квартал, раз в месяц  заполняются некие справки, а  потом через интернет, через web-сервера они отправляются в вышестоящие региональные ведомства. Там данные обобщаются, и далее поступают в ситуационные центры,  где вся информация собирается, суммируется, делится, создаются  графики и делаются выводы. Такую систему сбора отчетных данных едва ли можно назвать мониторингом.

Присутствует еще один фактор, доказывающий, что мониторинг  в виде сбора отчетности не является продуктивным. Сводная информация, сформированная человеком, может быть далекой от реальности. Например, человек может искусственно увеличить какой-то показатель или индикатор. Проверить это невозможно, так как отчетные данные обобщены и оторваны от первичных.

В области экологического мониторинга наблюдения ведутся в основном Росгидрометом, имеющим разветвленную сеть, а также некоторыми ведомствами (агрохимслужба Минсельхозпрода, водно-канализационная служба и др.) И, наконец, существует сеть фонового мониторинга, осуществляемого в рамках программы МАВ (Man and Biosphere ). Практически не охваченными сетью наблюдений остаются малые города и многочисленные населенные пункты, подавляющее большинство диффузных источников загрязнения. Мониторинг состояния водной среды, организованный, прежде всего, Росгидрометом и, до некоторой степени, санитарно-эпидемиологическими (СЭС) и коммунальными (Водоканал) службами, не охватывает подавляющее большинство малых рек. В то же время известно, что загрязнение больших рек в значительной части обусловлено вкладом разветвленной сети их притоков и хозяйственной деятельностью в водосборе. В условиях сокращения общего числа постов наблюдений очевидно, что государство в настоящее время не располагает ресурсами для организации сколько-нибудь эффективной системы экологического мониторинга.

Отсутствие своевременной  информации может стать причиной несвоевременной, неправильной  реакции региональных властей на ту или иную возникшую проблему в масштабах региона, что может привести к катастрофическим ситуациям, усложнить ее решение .

Отсюда вывод –  необходимо создание системы мониторинга региональных проблем в режиме реального времени.

3.2 Предложения по усовершенствованию системы мониторинга региональных проблем

Предлагаемая автором  система мониторинга в реальном масштабе времени предполагает создание принципиально иной системы мониторинга, исходя из иных требований, характеристик, технологий и архитектуры системы мониторинга. 

Под системой мониторинга  в реальном масштабе времени понимается следующее: пользователю должны быть доступны показатели, индикаторы, параметры, не обобщенные по региону, стране, а непосредственно образующиеся в разных городах. Именно они формируют инфраструктуру, информационное пространство. Пользователю необходимо получать достоверную информацию, пусть с отрывом от реального времени, но на несколько часов, а не месяцев или недель.

Создание системы мониторинга  социально-экономических показателей, национальных проектов в режиме реального  времени возможно, так как аналогичная  система уже несколько лет  работает в Фонде социального  страхования РФ.

Для того чтобы сложилась такая технология работы и система смогла предложить такие возможности, необходимо ее построение совсем по иному принципу. Нет необходимости собирать и обобщать первичные данные, тем более что их количество очень велико. Не должно быть никакого централизованного хранилища информации. Каждый пользователь должен иметь возможность удаленного доступа к первичным данным, которые будут обрабатываться сразу при запросе. Любое событие, произошедшее в регионе, пользователь должен видеть на экране своего монитора.

Для реализации мониторинга социально-экономических показателей, национальных проектов в реальном масштабе времени система мониторинга должна включать в себя следующие составляющие:

- удаленный доступ к первичным документам, к базам данных;

-технологию удаленной обработки данных в масштабах всей страны;

- технологию распределенных баз данных.

В случае применения технологии реального масштаба времени человек  вообще не участвует в сборе информации, не заполняет никакие формы отчетов. При необходимости получения какой-либо сводки на данный момент времени, пользователь обращается в систему со своего компьютера, делает запрос в удаленную базу данных и на основе первичных данных формирует отчет. Искусственно увеличить или уменьшить показатели в данном случае невозможно, информация поступает реальная, поэтому отчет, полученный в данный момент времени, будет соответствовать реальной картине. Это еще одна существенная особенность, определяющая различия между первой и второй системами мониторинга.

Поэтому в системе мониторинга на основе современных информационных технологий информация должна быть актуальная, оперативная, достоверная и полная. Человек не должен участвовать в процессах системы, она должна работать автоматически на основе принципа: сведения должны формироваться там, где они возникают.

Для реализации такой  технологии мониторинга необходима единая техническая политика, единая информационная политика и единое программное  обеспечение.

Единая информационная система  ЕИИС «Соцстрах», разработанная  Фондом социального страхования совместно с Академией наук и ВУЗами, а также специалистами в области проектирования больших информационных систем и различных баз данных, на сегодня охватывает все регионы РФ и в ней впервые в России применен принцип распределенных баз данных и принцип «удаленный доступ в базу данных». Данная система позволяет ликвидировать дублирование, обеспечить контроль, прозрачность и адресность.

В фонде социального  страхования  существует пока единственный в стране портал fz122.fss.ru. Он позволяет производить мониторинг исполнения  национальных проектов в реальном масштабе времени. Здесь опять-таки используется технология распределенных баз данных. Например, сегодня в каком-то роддоме родилось пять детей, информацию об этом вводят его работники, и она сразу становится доступной.

Другой пример: бухгалтерия, скажем, на Сахалине, ввела накладную  о каких — то расходах отделения  — эту информацию руководство  Фонда тоже увидит. При этом никто  эти данные специально для руководства  не готовит, они появляются автоматически.

В ФСС пошли по пути создания портала как средства агрегирования  информации в масштабе страны, поскольку  есть  отделения по всей России. С  помощью портала  делается запросы  к реальным базам данных, к агрегированной информации, производится ее сортировка, группировка и т.д. С помощью портала граждане могут получить конкретную информацию по регионам: средняя зарплата, рождаемость, заболеваемость, смертность, уровень травматизма и т. д.

Программа легко масштабируется: Потребовалось создать систему расчетов с лечебно-профилактическими учреждениями, в которой будет не 100 млн., а 500 млн. записей — никаких проблем.

Проблема создания единого  информационного пространства исполнительных органов власти Российской Федерации  существует уже 10–15 лет . Пенсионный фонд, Медстрах,  ЗАГС, МВД, «Выборы» и др. — у каждого собственный информационный ресурс, который каждый считает лучшим. Необходима единая политика. В условиях единой политики, при эффективной организации обмена данными, достижении договоренности о протоколах, о правилах взаимодействия можно закрыть все существующие ресурсы электронным ключом и одновременно осуществить переход на новый принцип работы.

Основная проблема нормативно-правовая: кто, когда, кому, в каком формате должен передавать данные. С технической  точки зрения у  ведомств есть сложности из-за разнообразия форматов программного обеспечения на региональном уровне. 

Следовательно, необходимо создать нормативно-правовую базу, единое программное обеспечение  и на  этой основе создать единое информационное пространство исполнительных органов региона, используя имеющийся опыт создания единой базы информации в режиме реального времени. Данная система мониторинга позволит получать  информацию 

- во – первых в  течении нескольких часов, а не недель и месяцев, что повлияет на оперативность в выявлении и решении региональных проблем;

- во-вторых,  информацию  не могут исказить в процессе формирования (уменьшить или увеличить), т.е. отсутствует влияние человеческого фактора, например в лице работника отдела статистики муниципального района;

- в третьих, ликвидируется дублирование, обеспечивается контроль, прозрачность и адресность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Информация о работе Мониторинг региональной проблемы