Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 22:27, курсовая работа
Проблемы Республики Башкортостан, как и России в целом, в переходный период многочисленны, многофакторны и сложны. Почти два десятилетия Россия имеет отрицательные показатели экономического развития. По оценкам Международной организации труда, для развивающихся стран, к которым сейчас относится Россия, темпы экономического роста должны составлять минимум 6%. Лишь при этих темпах возможны более высокий уровень занятости, получение необходимых доходов населением и т. п. Для Российской Федерации темпы экономического возрождения и устойчивого последующего роста имеют исключительное значение для обеспечения экономической безопасности и должны в ближайшие годы составлять не менее 8—10% прироста ВВП в расчете на душу населения.
Проблемный – выяснение закономерностей, процессов, опасностей, тех проблем, которые известны и насущны с точки зрения управления.
Мониторинг может быть направлен на процессы и явления, которые можно наблюдать на глобальном, континентальном, национально-государственном, региональном, а также уровне отдельных городов, районов или территорий. В регионах реализуются все основные виды общественных отношений и жизнедеятельности. Их социально-экономическое развитие проявляется как органическая часть глобальных (общемировых) и национальных процессов, однако при этом оно осуществляется с учетом региональных особенностей.
Специфическими объектами мониторинга в регионах являются:
- демографические процессы, в том числе естественное движение населения;
- состояние воздушного и водного бассейнов;
- качество питьевой воды;
- радиационное загрязнение;
- транспортное загрязнение (в крупных индустриальных центрах и городских агломерациях) и др.
Предметом экономического мониторинга регионов все более становятся:
- экономическая динамика в целом;
- устойчивость предприятий экспортной ориентации на внешних рынках, процессы потери (уступка) или завоевания ими новых рыночных позиций;
- криминализация экономических структур;
- изменение трудовой мотивации населения;
- движение финансовых потоков и финансового обеспечения, прежде всего, отраслей специализации и социальной сферы;
- состояние технологического потенциала и др.
1.2 Мониторинг региональных проблем
Под мониторингом социально-экономической, национально-этнической и политической ситуации в регионах Российской Федерации в данной работе понимается специально организованная и постоянно действующая система учета (статистической отчетности), сбора, анализа и распространения информации, проведения дополнительных информационно-аналитических обследований (опросы населения и т.п.) и оценки (диагностики) состояния, тенденций развития и остроты общерегиональных ситуаций и конкретных региональных проблем.
Главная задача регионального мониторинга состоит в создании надежной и объективной основы для выработки обоснованной государственной политики регулирования территориального развития и для определения её приоритетов. Система регионального мониторинга это информационно-аналитическая база для решения следующих задач:
1. обоснование целей
и приоритетных задач
2. предупреждение кризисных
региональных ситуаций и
3. оценка результативности
деятельности федеральных
4. обоснование мер государственной поддержки отдельных территорий, разработка системы прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и отдельных территорий;
5. подготовка ежегодных
государственных докладов о
Для достижения этих задач
система регионального
Предметом регионального мониторинга являются региональные ситуации и региональные проблемы, описываемые количественными и качественными, статическими (одномоментными) или динамическими (за несколько периодов) параметрами.
Полноценный мониторинг, претендующий на объективное отражение сути и на корректную диагностику региональных ситуаций и региональных проблем, должен отвечать двум принципиальным требованиям; он должен быть:
- системным, то есть независимо от содержания и масштаба мониторинг должен дать характеристику социальных, экономических, правовых и иных аспектов рассматриваемой ситуации или проблемы в их взаимосвязи,
- структурно полным и логически завершенным. Мониторинг должен включать общеобязательные стадии сбора строго определенной информации, её анализа и оценки (диагностики) региональной ситуации или региональной проблемы.
Различают тотальный (всеобщий)
и проблемно-ориентированный
Задачей проблемно-ориентированного мониторинга является отслеживание тенденций развития (разрешения) той или иной региональной проблемы которая отобрана по определенным критериям и признана общественно значимой, и, в этой связи требует особого государственного внимания в течение ряда лет. В отличие от тотального мониторинга, проблемно-ориентированный мониторинг имеет предметом не постоянно и повсеместно наблюдаемую и диагностируемую региональную ситуацию, а дискретные региональные явления, назревающие в недрах той или иной региональной ситуации или на той или иной территории.
Под региональной проблемой понимается системное проявление дисбаланса в функционировании одного или нескольких взаимозависимых потенциалов территорий.
Основанием для включения той или иной региональной проблемы в ограниченный (из-за постоянного и жесткого лимита ресурсов) перечень тематики мониторинга могут быть:
• ее значимость в федеральном масштабе (с позиций внутри и внешнеполитической безопасности, негативного воздействия на конституционные основы государства, массового нарушения законных прав и свобод, прогнозируемого неизбежного и социально небезопасного государственного вмешательства в ход ситуации или развитие проблемы);
• необратимый характер и невозможность саморазрешения на местном или региональном уровне за счет собственных ресурсов.
Проблемы такого уровня могут проявляться, например, в виде формирования зон системной депрессии в регионе или же могут быть связаны с необходимостью сезонного обеспечения труднодоступных территорий жизненно необходимыми ресурсами и т.п.
Можно выделить следующие региональные проблемы:
- социально-демографические и этнонациональные (активная депопуляция, социальная избыточность, угроза воспроизводству коренных национальностей, неадаптивное изменение национально-этнического состава, в том числе из-за нерегулируемой миграции, и т.п.), связанные с ресурсоистощением (сокращением естественных источников, например добываемых полезных ископаемых, пастбищ и т.п.), носящие геополитический характер (образование анклавов, зон приграничных конфликтов и т.п.), вызванные внешними причинами быстрой утраты хозяйственного профиля территории (проблемы региональной перепрофилизации).
Периодически возникают
проблемы, относящиеся к типу чрезвычайных
и требующие специфических
Как показал опрос экспертов, во всех регионах, в том числе благополучных, существуют решаемые и нерешаемые проблемы.
К числу первых относятся проблемы социальной сферы, жилищное и дорожное строительство. Были названы проблемы, которые по разным причинам не решаются: износ оборудования муниципальной собственности, медицинское обслуживание, устаревшие транспортные средства. Однако, помимо названных, существуют проблемы, которые в силу своей неразрешимости «загоняются во внутрь»: это социально-демографические проблемы народов Севера и Восточной Сибири (низкая рождаемость), проблемы энергоснабжения и коррупция в органах местной власти.
Решение проблем второго рода зависит как от федерального центра, так и от региональной власти. Кто и в какой мере должен решать эти проблемы, определяется законодательным путем через разграничение полномочий между центром и регионами.
Для целей государственного
регулирования территориального развития
выделяются различные типы проблемных регионов.
Например, в социально-экономической политике
Правительства России предусматриваются
специальные мероприятия по таким проблемным
регионам, как отсталые (слаборазвитые),
депрессивные, кризисные; особо выделяются приграничные регионы
. Российский экономист, академик РАН А.Г.
Гранберг указывает, что сложившаяся
ситуация в таких регионах не позволяет
им развиваться с опорой только на собственные
экономические ресурсы, им требуется государственная
поддержка. Указанные регионы могут не
совпадать с административно-
К регионам проблемного типа относятся также те части территории страны, на которых осуществляются общегосударственные (федеральные) целевые программы. Например, это программа развития Дальнего Востока и Забайкалья, программа ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и т.п. [4,с.22]
Предметом исследования
в методологии мониторинга
Проведение мониторинга региональных ситуаций и проблем направлено на оценку различных видов безопасности регионов: социальной, экологической, экономической, политической.
Экологическая безопасность региона — ситуация благополучия в регионе с точки зрения обеспечения безопасных условий жизни и деятельности человека, животного и растительного мира, характеризуемая набором критериальных (реперных) показателей жизнедеятельности флоры и фауны региона.
Критериальные показатели
развития экономики региона представляют
собой систему индикаторов, характеризующих
состояние и динамику природного
комплекса региона. К числу критериальных
показателей относится системат
Политическая безопасность региона — ситуация благополучия в объекте со стороны стабильности политической системы.
Критериальными индикаторами политической безопасности могут служить показатели доверия населения органам власти (федеральным, региональным, муниципальным), показатели криминогенной ситуации, степень обеспеченности жизни населения и деятельности предпринимателей законодательными нормами и правилами.
Социально-экономическая безопасность региона — ситуация благополучия в объекте исследования, характеризуемая набором критериальных показателей функционирования и развития регионального хозяйственного комплекса.
Критериальные показатели социально-экономического развития региона — это система индикаторов, характеризующих состояние и динамику хозяйственного комплекса региона, хорошие условия для жизнедеятельности предпринимательской деятельности и людей. К числу критериальных показателей относится систематизированный набор параметров, характеризующих наиболее важные стороны функционирования и развития экономики и социальной сферы региона. В частности, сюда относятся: ВРП на душу населения и его динамика, уровень и эффективность использования ограниченных производственных ресурсов (трудовых, природных, капитальных, инвестиционных, знаний и опыта населения и предпринимателей, инфляция и ее динамика, платежный баланс региона, криминальная ситуация в области бизнеса).
Анализ социально-