Мониторинг региональной проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 22:27, курсовая работа

Описание работы

Проблемы Республики Башкортостан, как и России в целом, в переходный период многочисленны, многофакторны и сложны. Почти два десятилетия Россия имеет отрицательные показатели экономического развития. По оценкам Международной организации труда, для развивающихся стран, к которым сейчас относится Россия, темпы экономического роста должны составлять минимум 6%. Лишь при этих темпах возможны более высокий уровень занятости, получение необходимых доходов населением и т. п. Для Российской Федерации темпы экономического возрождения и устойчивого последующего роста имеют исключительное значение для обеспечения экономической безопасности и должны в ближайшие годы составлять не менее 8—10% прироста ВВП в расчете на душу населения.

Файлы: 1 файл

курсовая настя.doc

— 488.00 Кб (Скачать файл)

Проблемный – выяснение  закономерностей, процессов, опасностей, тех проблем, которые известны и насущны с точки зрения управления.

Мониторинг может быть направлен на процессы и явления, которые можно наблюдать на глобальном, континентальном, национально-государственном, региональном, а также уровне отдельных городов, районов или территорий. В регионах реализуются все основные виды общественных отношений и жизнедеятельности. Их социально-экономическое развитие проявляется как органическая часть глобальных (общемировых) и национальных процессов, однако при этом оно осуществляется с учетом региональных особенностей.

Специфическими объектами  мониторинга в регионах являются:

- демографические процессы, в том числе естественное движение населения;

- состояние воздушного и водного бассейнов;

- качество питьевой воды;

- радиационное загрязнение;

- транспортное загрязнение (в крупных индустриальных центрах и городских агломерациях) и др.

Предметом экономического мониторинга регионов все более  становятся:

- экономическая динамика в целом;

- устойчивость предприятий экспортной ориентации на внешних рынках, процессы потери (уступка) или завоевания ими новых рыночных позиций;

- криминализация экономических структур;

- изменение трудовой мотивации населения;

- движение финансовых потоков и финансового обеспечения, прежде всего, отраслей специализации и социальной сферы;

- состояние технологического потенциала и др.

1.2  Мониторинг региональных проблем 

Под мониторингом социально-экономической, национально-этнической и политической ситуации в регионах Российской Федерации в данной работе понимается специально организованная и постоянно действующая система учета (статистической отчетности), сбора, анализа и распространения информации, проведения дополнительных информационно-аналитических обследований (опросы населения и т.п.) и оценки (диагностики) состояния, тенденций развития и остроты общерегиональных ситуаций и конкретных региональных проблем.

Главная задача регионального  мониторинга состоит в создании надежной и объективной основы для  выработки обоснованной государственной политики регулирования территориального развития и для определения её приоритетов. Система регионального мониторинга это информационно-аналитическая база для решения следующих задач:

1. обоснование целей  и приоритетных задач государственной  региональной политики в Российской Федерации;

2. предупреждение кризисных  региональных ситуаций и региональных  конфликтов;

3. оценка результативности  деятельности федеральных органов,  территориальных органов федеральных  министерств и ведомств;

4. обоснование мер государственной поддержки отдельных территорий, разработка системы прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и отдельных территорий;

5. подготовка ежегодных  государственных докладов о региональной  социально-экономической, национально-этнической и политической ситуации и о приоритетных направлениях региональной политики в Российской Федерации.

Для достижения этих задач  система регионального мониторинга  должна обеспечить учет, сбор, анализ и  распространение информации правового, экономического, социального и политического характера на уровне федеральных округов, экономических районов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (города и районы).

Предметом регионального  мониторинга  являются региональные ситуации и региональные проблемы, описываемые количественными и качественными, статическими (одномоментными) или динамическими (за несколько периодов) параметрами.

Полноценный мониторинг, претендующий на объективное отражение  сути и на корректную диагностику региональных ситуаций и региональных проблем, должен отвечать двум принципиальным требованиям; он должен быть:

- системным, то есть независимо от содержания и масштаба мониторинг должен дать характеристику социальных, экономических, правовых и иных аспектов рассматриваемой ситуации или проблемы в их взаимосвязи,

- структурно полным и логически завершенным. Мониторинг должен включать общеобязательные стадии сбора строго определенной информации, её анализа и оценки (диагностики) региональной ситуации или региональной проблемы.

Различают тотальный (всеобщий) и проблемно-ориентированный региональный мониторинг. Задачей и содержанием  первого является постоянный анализ и диагностика региональной ситуации в масштабах всей страны и основных единиц её государственного устройства, в масштабах любой выделенной по какому-либо признаку территории (ареалу, зоне и т.п.); при этом предметом такого тотального мониторинга становится региональная ситуация как таковая во всем разнообразии её составляющих.

Задачей проблемно-ориентированного мониторинга является отслеживание тенденций развития (разрешения) той или иной региональной проблемы которая отобрана по определенным критериям и признана общественно значимой, и, в этой связи требует особого государственного внимания в течение ряда лет. В отличие от тотального мониторинга, проблемно-ориентированный мониторинг имеет предметом не постоянно и повсеместно наблюдаемую и диагностируемую региональную ситуацию, а дискретные региональные явления, назревающие в недрах той или иной региональной ситуации или на той или иной территории.

Под региональной проблемой понимается системное проявление дисбаланса в функционировании  одного или нескольких взаимозависимых потенциалов территорий.

Основанием для включения  той или иной региональной проблемы в ограниченный (из-за постоянного и жесткого лимита ресурсов) перечень тематики мониторинга могут быть:

• ее значимость в федеральном  масштабе (с позиций внутри и внешнеполитической безопасности, негативного воздействия на конституционные основы государства, массового нарушения законных прав и свобод, прогнозируемого неизбежного и социально небезопасного государственного вмешательства в ход ситуации или развитие проблемы);

• необратимый характер и невозможность саморазрешения на местном или региональном уровне за счет собственных ресурсов.

Проблемы такого уровня могут проявляться, например, в виде формирования зон системной депрессии в регионе или же могут быть связаны с необходимостью сезонного обеспечения труднодоступных территорий жизненно необходимыми ресурсами и т.п.

Можно выделить следующие  региональные проблемы:

- социально-демографические и этнонациональные (активная депопуляция, социальная избыточность, угроза воспроизводству коренных национальностей, неадаптивное изменение национально-этнического состава, в том числе из-за нерегулируемой миграции, и т.п.), связанные с ресурсоистощением (сокращением естественных источников, например добываемых полезных ископаемых, пастбищ и т.п.), носящие геополитический характер (образование анклавов, зон приграничных конфликтов и т.п.), вызванные внешними причинами быстрой утраты хозяйственного профиля территории (проблемы региональной перепрофилизации).

Периодически возникают  проблемы, относящиеся к типу чрезвычайных и требующие специфических решений  и специально резервируемых ресурсов, а следовательно, и особого массива информации для описания и диагностики.

Как показал опрос  экспертов, во всех регионах, в том  числе благополучных, существуют решаемые и нерешаемые проблемы.

К числу первых относятся  проблемы социальной сферы, жилищное и дорожное строительство. Были названы проблемы, которые по разным причинам не решаются: износ оборудования муниципальной собственности, медицинское обслуживание, устаревшие транспортные средства. Однако, помимо названных, существуют проблемы, которые в силу своей неразрешимости «загоняются во внутрь»: это социально-демографические проблемы народов Севера и Восточной Сибири (низкая рождаемость), проблемы энергоснабжения и коррупция в органах местной власти.

Решение проблем второго рода зависит как от федерального центра, так и от региональной власти. Кто и в какой мере должен решать эти проблемы, определяется законодательным путем через разграничение полномочий между центром и регионами.

Для целей государственного регулирования территориального развития выделяются различные типы проблемных регионов. Например, в социально-экономической политике Правительства России предусматриваются специальные мероприятия по таким проблемным регионам, как отсталые (слаборазвитые), депрессивные, кризисные; особо выделяются приграничные регионы . Российский экономист, академик РАН А.Г. Гранберг указывает, что сложившаяся ситуация в таких регионах не позволяет им развиваться с опорой только на собственные экономические ресурсы, им требуется государственная поддержка. Указанные регионы могут не совпадать с административно-территориальными единицами.

К регионам проблемного  типа относятся также те части  территории страны, на которых осуществляются общегосударственные (федеральные) целевые программы. Например, это программа развития Дальнего Востока и Забайкалья, программа ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и т.п. [4,с.22]

 

    1.  Методология мониторинга региональной проблемы

Предметом исследования в методологии мониторинга являются проблемы функционирования и развития региона, различающиеся по степени их использования (нерешаемые, переходящие, назревающие) и по степени их осуществления. Методы исследования в зависимости от рассматриваемой проблемы подразделяются на формально-логические (анализ, синтез, сравнения и др.), общенаучные (наблюдения, эмпирические, теоретические и др.), специфические (экономико-математического моделирования, статистические и др.). Методика мониторинга региона включает: требования к классификации мониторинга и к его организации; порядок формирования, включающий уточнение элементов мониторинга как системы; выявление особенностей реализации и тенденций развития мониторинга региона; разработку функций мониторинга; оценку организации мониторинга; оценку эффективности принятия управленческих решений по результатам мониторинга; выделение основных этапов процесса формирования и использования мониторинговой системы. Ограничения реализации мониторинга обусловлены характером его использования и назначения. В целях устранения выявленных ограничений по характеру использования (гибкие и жесткие) и по характеру результатов (явные и неявные) целесообразно использовать инструментарий, научные подходы: мониторинговые (аспектный, системный; концептуальный, ситуационный, процессно-функциональный, воспроизводственно - эволюционный); общеметодологические (эмпирический, прагматический, научный).

Проведение мониторинга  региональных ситуаций и проблем направлено на оценку различных видов безопасности регионов: социальной, экологической, экономической, политической.

Экологическая безопасность региона — ситуация благополучия в регионе с точки зрения обеспечения безопасных условий жизни и деятельности человека, животного и растительного мира, характеризуемая набором критериальных (реперных) показателей жизнедеятельности флоры и фауны региона.

Критериальные показатели развития экономики региона представляют собой систему индикаторов, характеризующих  состояние и динамику природного комплекса региона. К числу критериальных  показателей относится систематизированный набор параметров, характеризующих наиболее важные стороны экологии региона: уровень загрязнения суши, водного и воздушного бассейнов региона, проведение мероприятий по восстановлению первоначальных природных условий.

Политическая безопасность региона — ситуация благополучия в объекте со стороны стабильности политической системы.

Критериальными индикаторами политической безопасности могут служить показатели доверия населения органам власти (федеральным, региональным, муниципальным), показатели криминогенной ситуации, степень обеспеченности жизни населения и деятельности предпринимателей законодательными нормами и правилами.

Социально-экономическая  безопасность региона — ситуация благополучия в объекте исследования, характеризуемая набором критериальных показателей функционирования и развития регионального хозяйственного комплекса.

Критериальные показатели социально-экономического развития региона  — это система индикаторов, характеризующих  состояние и динамику хозяйственного комплекса региона, хорошие условия для жизнедеятельности предпринимательской деятельности и людей. К числу критериальных показателей относится систематизированный набор параметров, характеризующих наиболее важные стороны функционирования и развития экономики и социальной сферы региона. В частности, сюда относятся: ВРП на душу населения и его динамика, уровень и эффективность использования ограниченных производственных ресурсов (трудовых, природных, капитальных, инвестиционных, знаний и опыта населения и предпринимателей, инфляция и ее динамика, платежный баланс региона, криминальная ситуация в области бизнеса).

Анализ социально-экономического положения региона целесообразно  строить на основе многофакторных эконометрических моделей. Модель строится на базе набора показателей, характеризующих различные стороны и уровни социально-экономической ситуации в регионе в сравнении с другими регионами страны. По каждому показателю рассчитывается рейтинг, характеризующий место, занимаемое регионом по данному показателю, и вес, характеризующий отклонение показателя от среднего по России значения.

Информация о работе Мониторинг региональной проблемы