Монополизация рынков России. Антимонопольная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 08:57, курсовая работа

Описание работы

Основной проблемой в исследуемой области является набор резко отрицательных последствий для экономики страны, с которыми сопряжено существование монополий. Недопроизводство, завышенные цепы, неэффективное производство при этом составляют лишь вершину айсберга монополистических злоупотреблений. Те же причины, которые вынуждают клиента фирмы-монополиста мириться с высокими ценами, заставляют его соглашаться с плохим качеством продукции, ее устарелостью, отсутствием сервиса и другими проявлениями пренебрежения интересами потребителя.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. СУТЬ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ………………………………6
1.1 Возникновение монополий……………………………………………………….6
1.2 Субъектный состав отношений на рынках естественной монополии…………8
1.3 Законодательное регулирование естественной монополии…………………..11
ГЛАВА 2. МОНОПОЛИЗАЦИЯ РЫНКОВ РОССИИ. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА………………………………………………………………………….20
2.1. Проблемы правового регулирования конкурентных отношений в России…20
2.2. Деятельность Федеральной Антимонопольной Службы России……………22
2.3 Особенности антимонопольной политики развитых стран…………………...24
2.4 Особенности антимонопольной политики в России…………………………..27
2.5 Антимонопольная политика в отношении естественных монополий………..32
2.6 Антимонопольная политика в отношении искусственных монополий……...41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ……………47

Файлы: 1 файл

курсовая по микроэкон.docx

— 76.79 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. СУТЬ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ………………………………6

1.1 Возникновение монополий……………………………………………………….6

1.2 Субъектный состав отношений  на рынках естественной монополии…………8

1.3 Законодательное регулирование  естественной монополии…………………..11

ГЛАВА 2. МОНОПОЛИЗАЦИЯ РЫНКОВ РОССИИ. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА………………………………………………………………………….20

2.1. Проблемы правового  регулирования конкурентных отношений  в России…20

2.2. Деятельность Федеральной  Антимонопольной Службы России……………22

2.3 Особенности антимонопольной  политики развитых стран…………………...24

2.4 Особенности антимонопольной политики в России…………………………..27

2.5 Антимонопольная политика  в отношении естественных монополий………..32

2.6 Антимонопольная политика  в отношении искусственных монополий……...41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………44

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ……………47

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема монополизма  в экономике вызывает интерес  экономистов на протяжении почти  всего двадцатого столетия. Эта тема актуальна так как в России существуют мировые экономические  гиганты, которые прочно занимают монополистическое  место в производстве. И рост таких  монополий в России дает толчок для  Российского государства развивать  и усовершенствовать антимонопольную  политику. Целью моей курсовой работы является изучение и рассмотрение явления  монополизма, его форм и последствий, а также методы борьбы и контроля над монополистическими объединениями. Исходя из цели, можно выделить следующие  задачи работы: изучить причины возникновения  монополий, рассмотреть общие понятия  монополий, их поведение на рынке, сущность монополий, их виды, проследить динамику становления монополизма в России изучить антимонопольную политику и объяснить наиболее важные и  эффективные методы, используемые в  этой сфере регулирования экономики.

К монополиям можно относиться по-разному, общество борется с ними более ста лет, однако нельзя видеть в монополиях все мировое зло  или считать только их основой  экономического благосостояния.

Отношение общественности и  государства к различным формам несовершенной конкуренции всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике. С  одной стороны, монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают  более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что  вызывает нерациональное распределение  ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. Монополия, безусловно, снижает жизненный уровень населения. Далеко не всегда фирмы-монополисты  используют в полной мере свои возможности  для обеспечения роста научно-экономического потенциала. Дело в том, что вследствие существования ограничений для  вступления в отрасль монополии  не имеют достаточных стимулов для  повышения эффективности за счет научно технического прогресса, так как нет конкуренции.

С другой стороны, существуют весомые аргументы в пользу монополий. Продукция монополистических компаний на данном этапе отличается высоким  качеством, что и позволило им завоевать господствующее положение  на рынке. Монополизация воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения исследований и разработок.

Вместе с тем, не следует  преувеличивать роль монополий в  обеспечении НИОКР (научных исследований и опытно-конструкторских разработок). Практика свидетельствует, что многие крупные открытия в технике осуществляются сравнительно небольшими компаниями. На этой основе подчас возникают крупные  фирмы.

Кроме того, крупные масштабы производства позволяют снижать  издержки и в целом экономить  ресурсы. Так, повышение цен на нефть  в результате действий стран ОПЕК крайне негативно сказалось на издержках  во многих отраслях американской промышленности. Лишь использование крупными компаниями результатов НИОКР позволило  перейти к топливо-сберегающим  технологиям и снизить издержки. Не следует также забывать и того, что крупные монополистические  объединения играют роль своеобразного  «буфера», сдерживая падение производства и, следовательно, увеличение безработицы  во время кризиса. Образно говоря, крупные монополии – это опорные  узлы всей конструкции национального  хозяйства.

Учитывая двойственный характер монополистических объединений, правительства  стран с развитой рыночной экономикой стараются в какой-то мере противостоять  монополизму, поддерживая и поощряя  конкуренцию.

В наше время нет ни одной развитой страны, где бы отсутствовало специальное  антимонопольное законодательство и не было бы специального органа власти для надзора за его исполнением. Появление антимонопольных законов  и органов власти связано с  тем, что монополия полностью  блокирует механизмы саморегуляции  рынка. Плохая и дорогая продукция  может появиться и в немонополизированной отрасли. Но там подобные случаи носят  временный характер. Конкуренция  быстро расставляет все на свои места. Недобросовестный производитель либо меняет свое отношение к делу, либо вытесняется с рынка конкурентами.

Актуальность  выбранной мной темы заключается  в том, что борьба с монополистическими тенденциями для экономики России является одной из насущных потребностей. Это обусловлено тем, что монопольной  власти в силу непреодолимости барьеров на пути в отрасль ничто не грозит даже в длительном плане. В таких  условиях улучшить ситуацию может лишь государство, проводящее сознательную антимонопольную политику.

Основной  проблемой в исследуемой области  является набор резко отрицательных  последствий для экономики страны, с которыми сопряжено существование  монополий. Недопроизводство, завышенные цепы, неэффективное производство при  этом составляют лишь вершину айсберга монополистических злоупотреблений. Те же причины, которые вынуждают  клиента фирмы-монополиста мириться с высокими ценами, заставляют его  соглашаться с плохим качеством  продукции, ее устарелостью, отсутствием  сервиса и другими проявлениями пренебрежения интересами потребителя.

 

 

 

 

ГЛАВА 1. СУТЬ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ

1.1 Возникновение монополий

МОНОПОЛИЯ (monopoly):

1) Исключительное право,  предоставляемое государству, предприятию, организации (группе предприятий, организаций) или физическому лицу (группе физических лиц) на осуществление какой-либо деятельности. В данном случае монополия обусловлена либо абсолютным преобладанием субъекта (группы субъектов) в какой-либо деятельности, либо уникальностью продукта, либо особыми привилегиями, предоставленными государством. Самое первое понимание монополия появилось в римском праве, в английском законодательстве выделялись такие признаки монополии, как обладание властью, исключительным правом, преимуществом, привилегиями, позволяющими получать сверхприбыль. В истории известны монополии частной собственности на землю, монополии на землю как на объект хозяйства, монополии продавцов и покупателей, торговые монополии Средневековья, цеховые привилегии и т.п. Сейчас является историческим понятием, так как подобных юридических норм в современном законодательстве нет.

2) одна из моделей рынка.

3) в марксистской политической экономики - крупные объединения капиталистов (картели, синдикаты, тресты, концерны, консорциумы, конгломераты). В данном контексте понятие перестало употребляться, так как эти и другие формы организации крупного бизнеса остались, но не все из них занимают доминирующее положение на рынке.

4) характеристика продавца  товара, занимающего доминирующее положение на рынке. Применяется на практике как основа для действия мер антимонопольного регулирования, так как считается, что монополия препятствует развитию конкуренции. Влияние монополии на потребителей выражается в росте потребительских цен. При этом не потребитель диктует монополии свою волю, а монополия при помощи рекламы воздействует на психологию потребителя, формируя его вкусы и потребности, навязывая определенные товары. Однако более объективно говорить о двойственной роли монополии, поскольку через них происходит процесс концентрации, развития научно-техническою прогресса. Современная экономическая теория не располагает четкой классификацией видов монополий, но позволяет выделить наиболее распространенные: абсолютная и ее разновидность — естественная и производственная.

Естественная монополия (natural monopoly) — разновидность абсолютной монополии, наличие которой объективно выгодно с позиций общественных интересов, так как позволяет удовлетворять большой совокупный спрос в условиях минимизации затрат. Под естественной монополией обычно подразумевают отрасль, в которой при производстве определенного типа продукции единственная организация (или небольшая группа организаций) может произвести совокупный отраслевой объем продукции с меньшими издержками, чем любое большее число организаций. Согласно законодательству РФ состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. В РФ регулируются следующие сферы действия естественных монополий:

-транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

-транспортировка газа по трубопроводам;

-услуги по передаче  электрической и тепловой энергии; 

-железнодорожные перевозки; 

-услуги транспортных  терминалов, портом, аэропортов;

-услуги общедоступной  электрической и почтовой связи.

Абсолютная, или чистая монополия  возникает в том случае когда  одна фирма становится единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей, или субститутов. Чистая монополия характеризуется целым рядом специфических черт. Предприятие-монополист олицетворяет собой целую отрасль, так как последняя представлена всего одним предприятием, единственным поставщиком данного товара. Поэтому то, что свойственно поведению предприятия, характерно и для отрасли. В этом смысле чистая монополия занимает противоположную позицию относительно чистой конкуренции.

Продукт монополии уникален в том смысле, что не существует адекватных или близких заменителей  монополизированного продукта. Перед покупателем не стоит проблема выбора. Он вынужден либо покупать продукт у монополиста, либо обходиться без него. В отличие от предприятий, действующих в условиях чистой конкуренции, предприятие-монополист осуществляет значительный контроль над ценой. При нисходящей кривой спроса монополист может изменять цены на продукт путем манипуляции количеством его предложения.

Появление и длительное функционирование предприятий-монополистов обусловлено наличием целого ряда экономических, технических, юридических и других барьеров, препятствующих вступлению других товаропроизводителей в отрасль. Однако в долговременном периоде абсолютно непреодолимых барьеров для вступления в отрасль не существует.

Исходя из принципа различной  степени ограниченности доступа на рынок, монополии могут быть классифицированы как закрытые, естественные и открытые. В силу различных обстоятельств одно предприятие может стать единственным поставщиком продукции на рынке.

Естественная монополия  образуется в тех отраслях, в которых  долгосрочные издержки достигают минимума только тогда, когда одно предприятие  обслуживает весь рынок в целом. В таких отраслях оптимальный масштаб производства товара близок или превосходит тот его объем, на который предъявляется спрос по цене, достаточной для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска продукции между двумя или большим количеством предприятий приведет к тому, что масштабы производства каждого будут далеки от оптимума, что снизит эффективность их деятельности, а также вызовет потери у потребителей в результате роста цен.

1.2 Субъектный состав отношений  на рынках естественной монополии

Субъекты естественной монополии - это юридические лица, занятые производством (реализацией) товаров (услуг) в условиях естественной монополии. Главный критерий для признания организации естественным монополистом - это осуществление деятельности в условиях естественной монополии. Для этого необязательно быть собственником «сетей» (электрических, трубопроводных и т.п.). Закон не содержит специальных требований относительно организационно-правовых форм субъектов естественных монополий. В Указе Президента РФ от 28 февраля 1995 г.

№ 220 «О некоторых мерах  по государственному регулированию  естественных монополий в Российской Федерации» прямо назывались коммерческие и некоммерческие организации как  субъекты государственного регулирования. Таким образом, можно предположить, что субъектами естественных монополий  могут быть и те, и другие.

Потребители - это любые юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, приобретающие товары (услуги), производимые (реализуемые) субъектами естественных монополий. Понятие «потребитель» здесь используется в широком смысле слова, оно не совпадает с трактовкой, данной в Законе РФ «О защите прав потребителей».

Роль естественных монополий  в национальной экономике

В силу своего огромного  значения для экономики в целом  постоянное внимание привлекают три  главные естественные монополии  – «Газпром», РАО «ЕЭС России»  и МПС. Кроме того, имеется еще  ряд национальных монополий, близких  им по типу, таких как «Транснефть», министерство атомной энергетики, «Сбербанк», а также локальные монополии  типа водоканалов, аэропортов и т. п., но они вызывают интерес не столь  часто. 
Три вышеуказанные монополии составляют важную часть государственного сектора, и всей российской экономики. Хотя формально «Газпром» – акционерное общество, в котором доля государства всего 38%, реально он является неотъемлемой частью госсектора. О роли этих организаций в экономике свидетельствуют данные таблицы 1.

Информация о работе Монополизация рынков России. Антимонопольная политика