Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 08:57, курсовая работа
Основной проблемой в исследуемой области является набор резко отрицательных последствий для экономики страны, с которыми сопряжено существование монополий. Недопроизводство, завышенные цепы, неэффективное производство при этом составляют лишь вершину айсберга монополистических злоупотреблений. Те же причины, которые вынуждают клиента фирмы-монополиста мириться с высокими ценами, заставляют его соглашаться с плохим качеством продукции, ее устарелостью, отсутствием сервиса и другими проявлениями пренебрежения интересами потребителя.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. СУТЬ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ………………………………6
1.1 Возникновение монополий……………………………………………………….6
1.2 Субъектный состав отношений на рынках естественной монополии…………8
1.3 Законодательное регулирование естественной монополии…………………..11
ГЛАВА 2. МОНОПОЛИЗАЦИЯ РЫНКОВ РОССИИ. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА………………………………………………………………………….20
2.1. Проблемы правового регулирования конкурентных отношений в России…20
2.2. Деятельность Федеральной Антимонопольной Службы России……………22
2.3 Особенности антимонопольной политики развитых стран…………………...24
2.4 Особенности антимонопольной политики в России…………………………..27
2.5 Антимонопольная политика в отношении естественных монополий………..32
2.6 Антимонопольная политика в отношении искусственных монополий……...41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ……………47
Сложнее обстоит дело с
государственным регулированием степени
существующей на рынке концентрации
и размера фирм. С одной стороны,
высокая концентрация доли рынка
в руках одной фирмы, способствует
его монополизации. Исходя из этого,
государство должно стремиться к
недопущению слишком большой
концентрации и препятствовать формированию
фирм-гигантов. С другой стороны, только
крупные предприятия могут
В связи с описанным противоречием в практике проведения антимонопольной политики постоянно сосуществуют два подхода, имеющие свои достоинства и недостатки:
Поведенческий критерий применения
санкций – государство
Поведенческий подход в принципе
точнее соответствует целям
Доказать, скажем, необоснованное
монополистическое завышение
Могут быть исходно весьма велики
Искусственно показаны выше фактического уровня с помощью труднопроверяемых бухгалтерских ухищрений.
Поэтому юридически, на бумаге монопольная цена, скорее всего не будет выглядеть как завышенная по сравнению с затратами. К тому же, даже если завышение цен будет доказано, то будет очень тяжело отделить нормальное повышение цен в силу благоприятной рыночной конъюнктуры от их искусственного вздувания самим монополистом.
Структурный критерий применения
санкций – государство
В свою очередь структурный подход более прост в применении: достаточно установить долю рынка, приходящуюся на ту или иную фирму, и автоматически становиться ясно, следует ли против нее применять антимонопольные меры.
Недостатком структурного подхода является неопределенность последствий его применения. Таким механическим образом легко разрушать не только компании, злоупотребляющие своим монопольным положением, но и эффективно действующие крупные фирмы, являющиеся ядром национальной экономики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги работы, необходимо заметить, что цели и задачи, поставленные раннее и сформулированные во введении, были достигнуты. Это позволяет сделать следующие выводы:
Монополия возникает обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален, велики барьеры вступления в отрасль.
Сущность монополии
1. Монополия возникает из господства в производстве;
2. Господствуя в производстве,
монополия господствует на
3. Благодаря монопольным
ценам монополия получает
Главной целью монополиста является получение максимальной прибыли, для чего он чаще всего использует положительный эффект масштаба;
Главной целью всякой антимонопольной политики является пресечение монополистических злоупотреблений;
Российские монополии
в большинстве своем
Основной путь борьбы с
негативными сторонами
В случае искусственного монополизма основным направлением регулирования является противодействие формированию таких монополий, а порой и разрушение уже сложившихся;
Основанием для приведения в действие антимонопольной политики является наличие любого из двух основных признаков монополизации рынка, а именно: либо концентрации очень большой доли рынка в руках одной фирмы, либо переплетения ведущей фирмы с конкурентами;
При определении степени концентрации в той или иной отрасли государство обычно ориентируется на три показателя деятельности крупнейших компаний: размеры оборота, число занятых и величину капитала. Наиболее важным из них с точки зрения политики является доля оборота фирмы на конкретном рынке, поскольку именно она показывает, какую часть общего предложения товара концентрирует данная фирма;
В практике проведения антимонопольной политики постоянно сосуществуют два подхода, имеющие свои достоинства и недостатки: поведенческий критерий применения санкций, структурный критерий применения санкций;
Практика антимонопольного
регулирования искусственных
Реализация положений антимонопольного законодательства за рубежом осуществляется в административном, судебном или смешанном порядке. В последнем случае решения административных органов могут быть обжалованы в судах.
Можно выделить три принципиальных возможности понижения степени монополизации в России: прямое разделение монопольных структур; иностранная конкуренция; создание новых предприятий.
Главным органом, осуществляющим
антимонопольную политику в России,
является Федеральная антимонопольная
служба России и поддержке
Основными законами, регулирующими
монополии, являются закон «О конкуренции
и ограничении
В данной курсовой работе мы
рассмотрели основные причины возникновения
монополий; особенности современной
монополизации экономики. Подводя
итоги, можно охарактеризовать антимонопольное
законодательство и антимонопольную
политику России как необходимые
атрибуты структурных преобразований
во всех сферах экономики страны. Бесспорно,
в некоторых случаях
Есть еще одна проблема, заключающаяся в том, что десятилетиями складывающаяся отраслевая монополия не может быть быстро заменена свободным и самоорганизующимся рынком, ведь утверждение конкурентных отношений — не единовременная моментальная акция, а процесс длительный, сложный, а для немалого же числа предприятий — губительный. Выжить смогут лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
Полный сборник кодексов Российской Федерации. – М.: «Информэкспо»,
Борисов Е.Ф. Экономическая теория М: ЮРИСТ, 2001 Воронеж: издательство Борисова, 2005 – 918 с.
Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник / Издание 2-е, перераб. и доп. Кушлин В.И. – общ. ред. - М.: Изд-во РАГС, 2002. – 832 с.
.Гукасьян Г.М., Бородина Т.С. Экономическая теория: Практикум. / Под общ. ред. Г.М. Гукасьян. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 151 с.
Журавлева Г.П. Экономика: Учебник. – М.: Юристъ, 2001.
Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики: М.: Юристъ, 1999. – 272 с.
Основы экономической теории и практика рыночных реформ в России: Учебное пособие для вузов / Под ред. М.М. Загорулько, О.В. Иншакова, В.Н. Овчинникова. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательская корпорация “Логос“, 1997.
Розанова Т.Г., Ларина С.Е. Основы экономической теории: Лекции, Схемы. Упражнения: Учебно-методическое пособие. Кн. 1. - С.-Петербург - Калуга, 1997.
Конкуренция и антимонопольное регулирование: Учеб. пособие для вузов / С.Б. Авдашева, В.А. Арокин, И.К. Ахлопов и др.; Под ред. А.Г. Цыганова. – М.: Логос, 1999. – 368 с.
Кирцнер И. Конкуренция и предпринимательство: Пер. с англ. / Под ред. Романова А. Н. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
Козлова М.Ю. Антимонопольное законодательство РФ: Учебное пособие. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. — 84 с.
Касьянов Ю.В. Монополия как фактор современной экономики.
Волгоград: Издательство ВолГУ, 2001. — 80 с.
Микроэкономика. Теория и российская практика. Учебник. Под редакцией А. Г. Грязновой и А. Ю. Юданова, 1999 г.
Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник Изд. 2-е Издательство Норма М 2000
Тимошина Т.М. Экономическая история России. Учебное пособие. / Под ред. проф. М.Н. Чепурина. – М.: «Информационно-издательский дом «Филинъ», 1998.
Информация о работе Монополизация рынков России. Антимонопольная политика