Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 08:57, курсовая работа
Основной проблемой в исследуемой области является набор резко отрицательных последствий для экономики страны, с которыми сопряжено существование монополий. Недопроизводство, завышенные цепы, неэффективное производство при этом составляют лишь вершину айсберга монополистических злоупотреблений. Те же причины, которые вынуждают клиента фирмы-монополиста мириться с высокими ценами, заставляют его соглашаться с плохим качеством продукции, ее устарелостью, отсутствием сервиса и другими проявлениями пренебрежения интересами потребителя.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. СУТЬ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ………………………………6
1.1 Возникновение монополий……………………………………………………….6
1.2 Субъектный состав отношений на рынках естественной монополии…………8
1.3 Законодательное регулирование естественной монополии…………………..11
ГЛАВА 2. МОНОПОЛИЗАЦИЯ РЫНКОВ РОССИИ. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА………………………………………………………………………….20
2.1. Проблемы правового регулирования конкурентных отношений в России…20
2.2. Деятельность Федеральной Антимонопольной Службы России……………22
2.3 Особенности антимонопольной политики развитых стран…………………...24
2.4 Особенности антимонопольной политики в России…………………………..27
2.5 Антимонопольная политика в отношении естественных монополий………..32
2.6 Антимонопольная политика в отношении искусственных монополий……...41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ……………47
Возможны два подхода: разработка отдельного законопроекта, направленного на регулирование локальных естественных монополий, и внесение дополнений в существующий закон «О естественных монополиях».
Первый подход целесообразен в случае, если для локальных монополий будут предусмотрены иные принципы государственного регулирования.
Поскольку предмет регулирования один – естественные монополии, то второй подход также имеет свои преимущества. Ряд субъектов Российской Федерации (Законодательное собрание Ленинградской области, Государственное собрание Республики Башкортостан) внесли в Государственную думу законодательные инициативы по дополнению закона «О естественных монополиях».
Предложено
следующее определение: локальная
естественная монополия – это
состояние локального товарного
рынка, при котором удовлетворение
спроса на этом рынке эффективнее
в отсутствие конкуренции в силу
технологических особенностей производства
или социально-экономических
Локальные
естественные монополии занимают монопольное
положение на обслуживаемой территории.
Создание дублирующих сетей конкурентами
приведет к росту расходов у потребителей.
При этом географические границы
товарных рынков, как правило, определяются
административными границами
К
субъектам локальных
ГЛАВА 2. МОНОПОЛИЗАЦИЯ РЫНКОВ РОССИИ. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
2.1. Проблемы правового
регулирования конкурентных
Пожалуй, важнейшей проблемой
антимонопольного регулирования является
высокая степень
Одним из специфических обстоятельств,
характерных для современного периода
развития России, является то, что решение
задачи преодоления элементов
В российской промышленности
существуют четыре тысячи предприятий
– монополистов и их продукция
составляет 7% от общего числа. Из них
естественных монополий – 500. Классическим
примером естественных монополий на
федеральном уровне являются передача
электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные
перевозки, а также отдельные
подотрасли связи, а на региональном
уровне - коммунальные услуги – тепло-
и водоснабжение, канализация. Такие
отрасли либо регулируются государством,
либо они находятся в его
Антимонопольная политика должна представлять собой защиту и усиление конкуренции путём создания препятствий для возникновения, использования или защиты монопольной власти. Применение такого экономического регулирования необходимо для:
обеспечения баланса интересов потребителей (доступные цены) и предприятий (финансовые результаты привлекательные для кредиторов и новых инвесторов);
определения структуры тарифов на основе принципов справедливого и эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов потребителей;
стимулирования предприятий
к сокращению издержек и излишней
занятости, улучшению качества обслуживания,
повышению эффективности
создания условий для
развития конкуренции, например, обеспечения
открытого равного доступа
Для демонополизации экономики и развития конкуренции следует:
наладить антимонопольный контроль за проведением конкурсов, торгов, аукционов, в том числе при размещении заказов на поставки продукции для государственных и муниципальных нужд;
ввести жёсткие меры противодействия региональным властям, препятствующих свободе перемещения товаров и капитала;
совершенствовать правовое
регулирование использования
согласовать антимонопольное законодательство страны, адаптировать конкурентную политику к международным принципам и правилам.
2.2. Деятельность Федеральной Антимонопольной Службы России
Правовое регулирование
конкуренции - новое явление для
России. Отношения, связанные с процессами
конкуренции - одна из наиболее сложных
сфер правового регулирования. Во всех
странах с рыночной экономикой существуют
не только законодательство, но и система
органов государства, задачами которых
являются отслеживание и пресечение
монополистической
В современной России первый
антимонопольный закон "О конкуренции
и ограничении
Термин рыночной конкуренции считался неприменимым к советской экономике, не имеющего практического применения в деятельности предприятий. Для складывающейся в России системы конкурентный характер взаимоотношений предприятий ещё долгое время будет определяться сложившимся в советскую эпоху потенциалом: все уровни организации экономики пронизаны монополизмом. Идеологизация и политизация сформировали тип хозяйства на базе абсолютной монополии государственной власти.
Формирование конкурентных
рыночных отношений в России в
период реформ не относилось к числу
приоритетных задач. Крупные государственные
монополии трансформировались в
частные, защищающие свое доминирующее
положение. Хотя целенаправленная работа
по разработке законодательства рыночных
отношений в России началась в
конце 80-х, только в 1990г. созданный ГКАП
России (государственный комитет
по антимонопольной политике) начал
практическую работу. С 1999г. - МАП России
(министерство РФ по антимонопольной
политике и поддержке
Таким образом, анализируя деятельность исполнительных Федеральных антимонопольных органов России, специалистам приходится отмечать её “невнятность”, практическое отсутствие.
2.3 Особенности антимонопольной политики развитых стран
Практика антимонопольного
регулирования искусственных
Функциональный подход преобладает
по отношению к уже сложившимся
фирмам-монополистам. Карательные меры
против них принимаются обычно только
по результатам судебного
Структурный подход в основном
используется по отношению к вновь
формирующимся
Реализация положений антимонопольного законодательства за рубежом осуществляется в административном, судебном или смешанном порядке. В последнем случае решения административных органов могут быть обжалованы в судах.
Наиболее сложна ситуация
с государственным контролем
за монополистической
Основная задача Комиссии
по монополиям и слияниям заключается
в проведении расследования и
составления докладов по поводу наличия
(или возможности
Роль государственного секретаря
торговли и промышленности Великобритании
в деле регламентации монополий
и конкуренции весьма значительна.
Так как заключения в докладах
Комиссии по монополиям носят рекомендательный
характер, то окончательное решение
вопросов по монопольным ситуациям
или антиконкурентной практике осуществляется
государственным секретарем или
другими министрами. Кроме того,
государственный секретарь
Информация о работе Монополизация рынков России. Антимонопольная политика