Монополизация рынков России. Антимонопольная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 08:57, курсовая работа

Описание работы

Основной проблемой в исследуемой области является набор резко отрицательных последствий для экономики страны, с которыми сопряжено существование монополий. Недопроизводство, завышенные цепы, неэффективное производство при этом составляют лишь вершину айсберга монополистических злоупотреблений. Те же причины, которые вынуждают клиента фирмы-монополиста мириться с высокими ценами, заставляют его соглашаться с плохим качеством продукции, ее устарелостью, отсутствием сервиса и другими проявлениями пренебрежения интересами потребителя.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. СУТЬ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ………………………………6
1.1 Возникновение монополий……………………………………………………….6
1.2 Субъектный состав отношений на рынках естественной монополии…………8
1.3 Законодательное регулирование естественной монополии…………………..11
ГЛАВА 2. МОНОПОЛИЗАЦИЯ РЫНКОВ РОССИИ. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА………………………………………………………………………….20
2.1. Проблемы правового регулирования конкурентных отношений в России…20
2.2. Деятельность Федеральной Антимонопольной Службы России……………22
2.3 Особенности антимонопольной политики развитых стран…………………...24
2.4 Особенности антимонопольной политики в России…………………………..27
2.5 Антимонопольная политика в отношении естественных монополий………..32
2.6 Антимонопольная политика в отношении искусственных монополий……...41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ……………47

Файлы: 1 файл

курсовая по микроэкон.docx

— 76.79 Кб (Скачать файл)

Электроэнергетика является одной из важнейшей и необходимой  отраслью экономики Российской Федерации. Надежное и эффективное функционирование электроэнергетики, бесперебойное  снабжение потребителей – основа поступательного развития экономики  страны и неотъемлемый фактор обеспечения  цивилизованных условий жизни всех ее граждан. В настоящий момент отрасль  сохранила целостность и обеспечила надежное снабжение электрической  и тепловой энергией, так необходимой  обществу и промышленности, нашей  экономике. Преодолен спад в производстве электроэнергии, улучшается платежная  дисциплина, растет уровень денежных поступлений. Однако фундаментальные  проблемы электроэнергетики, появившиеся  еще в восьмидесятые годы и  получившие развитие в последующий  период не нашли своего разрешения. На фоне общеэкономического спада продолжала снижаться эффективность энергетики; произошло резкое падение объемов  инвестиций и замедление воспроизводственных  процессов в электроэнергетике. Дальнейшее нарастание указанных проблем  приведет к невозможности удовлетворения растущего спроса на электроэнергию, а, следовательно, к торможению экономического роста. Качественный рост эффективности  энергетики и экономики, изменение  сложившегося положения с инвестиционной бедностью в электроэнергетике  невозможны без кардинального изменения сложившейся системы экономических отношений в отрасли и безотлагательного проведения структурной реформы электроэнергетики.

Целями государственной  политики реформирования электроэнергетики  Российской Федерации являются: ресурсное  и инфраструктурное обеспечение  экономического роста, с одновременным  повышением эффективности производства и потребления электроэнергии. Реформа  электроэнергетики должна обеспечить энергетическую безопасность государства, предотвращение возможного энергетического  кризиса и повышение конкурентоспособности  российской электроэнергии.

Реформирование электроэнергетики  Российской Федерации должно осуществляться с учетом состоявшейся приватизации и основываться на следующих принципах:

Передача акций РАО  «ЕЭС Россия» в самостоятельные  виды деятельности, регулируемые государством;

Развитие конкуренции  в секторах производства и сбыта  электроэнергии;

обеспечение доступа к  состоянию рынка всем производителям и потребителям электроэнергии;

разделение единства электроэнергетической  системы страны;

обеспечение устойчивой, надежной и бесперебойной работы электроэнергетики  и бесперебойного снабжения отраслей экономики и населения страны электрической и тепловой энергией;

обеспечение полной финансовой видимости рынков электроэнергии и  деятельности предприятий электроэнергетики;

гарантии защиты прав инвесторов, кредиторов и акционеров при проведении структурных преобразований.

При успешном проведении реформы  электроэнергетики потребуется  окончательно завершить следующие  задачи:

создание конкурентного  рынка электроэнергии, с охватом  всех регионов России, в которых  организация рынка технически реализуема и экономически целесообразна;

стимулирование экономии энерго-затрат во всех сферах потребления;

разрешение проблемы инвестирования;

обеспечение доступности  электроэнергии как важнейшего условия  повышения уровня и качества жизни  граждан;

сохранение и развитие единого строения электроэнергетики, включающей электрические сети и  диспетчерское управление;

развитие экспортных возможностей электроэнергетики;

Реформирование электроэнергетики  России необходимо для развития нашей  экономики, подъёма промышленности и снижения тарифом на потребление  электроэнергии. К тому же акции  улучшенной энергосистемы смогут привлечь необходимых инвесторов.

Уже многие мировые страны по разным причинам монополизировали свои энергосистемы. Теперь время реформирования энергетики пришло и в России. Чтобы  не допустить типичных ошибок при  монополизировании, руководство РАО  «ЕЭС Россия» должно проанализировать опыт проведения этой реформы у других стран и поэтому я приведу  как пример проведение реформы, ее преимущества и недостатки в Венгрии и Англии.

1)Венгрия:

Разделение энергосистемы: Энергетика Венгрии разделена на семь независимых генеральных компаний, ориентированных на сбыт и установление тарифов на потребление энергии. В то же время, все АЭС и сети Венгрии находятся под контролем  компании MVM, входящей в эту семерку  и единственной, принадлежащей государству.

Распределение электроэнергии: Энергия в Венгрии распределяется двумя способами. Первый – с помощью  независимых дистрибьюторов, связанных  с генеральными компаниями. Второй – с помощью модели Единого  Закупщика, то есть предприятием, скупающим  энергию у компаний-производителей и продающим потребителям.

Тарифы: Цены на потребление  энергии определяют генеральные  компании на конкурентной основе. С  промышленностью заключают долгосрочные контракты, с мелкими потребителями  – наличный расчет.

Преимущества реформы: а) Сильно развитая конкуренция

б) Система Единого Закупщика  привлекает

инвесторов

в) Доход от продажи акций 

Недостатки реформы: а) Большая  общая цена на энергию

б) Нет конкуренции в  области сбыта

в) Не используются плюсы  Единого Закупщика, потому что он оказывается между генеральными компаниями и дистрибьюторами и  не способен кардинально изменить тарифы.

Вывод: Венгрия устроила большую конкурентную среду среди  частных знергокомпаний, но они установили слишком большую общую монопольную  цену и от этого, в первую очередь, страдают потребители.

2) Англия 

Разделение энергосистемы: Английская энергетика разделена более, чем на десять приватизированных  компаний, каждая из которых не занимает более 10% рынка производства и сбыта.

Распределение энергии: Как  и в Венгрии, большинство распределения  энергии приходится на дистрибьюторов. Также к распределению может  в любой момент подключиться любая  другая компания (распределение –  как коммерческая среда).

Тарифы: Устанавливаются  по английской общей монопольной  системе, но обязательно регулируются государством.

Преимущества реформы: а) Доход от приватизации

б) Отсутствие бюджетного финансирования

в) Низкие тарифы

Недостатки реформы: а) Нет  доминирующей энергетической компании

б) Нет условий для менеджмента

Вывод: Английская система  реформирования, пожалуй, самая оптимальная  из всех мировых стран с монополистической  энергетикой. Малейшие отклонения в  ценах регулирует государство, установлены  низкие цены на потребление. Но такая  система не может быть прибыльной, и поэтому в нее не вкладываются деньги.

Кроме регулирования цен  определенную пользу – особенно в  нашей стране – может принести и реформирование структуры естественных монополий. Дело в том, что в России в рамках единой корпорации часто  объединяется как производство естественно-монопольных  благ, так и производство таких  благ, которые эффективней изготовлять  в конкурентных условиях. Это объединение  носит, как правило, характер вертикальной интеграции. В результате образуется монополист-гигант, представляющий целую  сферу национальной экономики.

РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», Министерство путей сообщения, - это  три кита «монополизма по-русски», ярчайшие примеры подобных объединений. В  состав РАО «Газпром» наряду с  Единой системой газоснабжения России (т.е. естественно-монопольным элементом) входят геологоразведочные, добывающие, приборостроительные предприятия, проектно-технологические структуры, объекты социальной сферы (т.е. потенциально конкурентные элементы). В ведении  МПС находится как инфраструктура – железные дороги, вокзалы, информационная система, - так и немонопольные  виды деятельности – подрядно-строительные и ремонтные организации, предприятия  общепита. На балансе министерства находятся целые поселки и  города. РАО «ЕЭС России» объединяет как электросети, так и электростанции.

Суть интенсивно обсуждаемых  в нашей стране реформ такова: предлагается развить конкуренцию в тех  видах деятельности естественных монополий, где она может быть достигнута. Но очевидно, что разделение естесвенно-монопольного и потенциально конкурентных секторов не должно быть форсированным и механистичным. Ведь не только конкуренция, но и производственная интеграция имеет свой потенциал  снижения издержек.

Тем более тщательной доработки  требует идея разукрепления энергетической отрасли путем создания независимых  региональных энергосистем. Уровень  конкуренции вряд ли повысится, а  вот обособленность регионов возрастет. К тому же единая энергосистема страны дает экономию, так как позволяет  для покрытия суточного пика потребления в восточной части России использовать «спящие» это время мощности западных регионов и наоборот.

Проводя реформирование российских монополистов, следует иметь в  виду и их позиции в международной  конкурентной борьбе. Например, РАО  «Газпром» - крупнейшая международная  корпорация. Его реструктуризация может  подорвать позиции России на мировом  газовом рынке. В целом, очевидно, что реформы структур, включающих естественно-монопольную сферу, должны осуществляться поэтапно, с большой  осторожностью и анализом каждой стадии преобразований.

Наконец, еще одна сложная  проблема, касающаяся естественных монополий, относится к их статусу: следует  ли этим компаниям быть государственными или частными? Экономическая наука  не выбрала однозначного ответа на этот вопрос. Во многих развитых рыночных государствах естественные монополии  находятся в общенациональной собственности, но не меньше стран, где они являются частными.

Обычные аргументы в пользу национализации связаны с тем, что  на государственном предприятии  легче проводить правительственную  политику в отношении цен, тарифов, объемов производства и т.п. Кроме  того, государственная собственность  исключает монополистические злоупотребления  с целью обогащения владельцев. Попросту говоря, там, где частный монополист будет ради своих прибылей выколачивать из потребителей каждую копейку, государственный  монополист скорее займет умеренную  позицию. Ведь прибыль отнюдь не главная  его цель. Если естественный монополист убыточен, то и вовсе непонятно, что  может удерживать частный капитал  в таком предприятии.

Аргументы против национализации связаны с опасениями понижения  эффективности работы естественного  монополиста. Не имея надобности ориентироваться  в первую очередь и превыше  всего на коммерческий успех, директор такой фирмы превращается в государственного чиновника. И с готовностью выполняет любые, самые нелепые указания, лишь бы они соответствовали желаниям начальства. Повышаются на государственном предприятии и иждивенческие настроения: нечего боятся убытков, все покроет бюджет. Наконец, возрастает опасность коррупции: слишком большие объемы государственных, т.е. «ничьих лично», денег проходит через кассы монополиста. При сложном характере коммерческой деятельности таких фирм, уследить за этими деньгами бывает трудно.

Таким образом, серьезные  аргументы есть у обеих сторон. На практике вопрос о праве собственности  чаще всего решается в духе национальных традиций. Страны с государственническим менталитетом предпочитают национализацию естественных монополий. В странах  с сильным индивидуалистическими  традициями, наоборот, склоняются к  частной собственности.

2.6 Антимонопольная политика  в отношении искусственных монополий

В отличие от естественной, искусственная (или предпринимательская) монополия складывается в тех  областях, где единственный производитель  не обладает повышенной эффективностью по сравнению с несколькими конкурирующими фирмами. Установление монополистического типа рынка, поэтому не является неизбежным для такой отрасли, хотя на практике может и сложиться, если будущему монополисту удастся устранить  конкурентов.

Главной целью всякой антимонопольной  политики является пресечение монополистических  злоупотреблений. Как мы убедились  раньше, по отношению к естественным монополиям эти цели достигаются  путем прямого вмешательства  государства в их деятельность, в  частности, путем принудительного  установления цен.

В случае искусственного монополизма  основным направлением регулирования  является противодействие формированию таких монополий, а порой и  разрушение уже сложившихся. Для этого государство использует широкий спектр санкций: это и предупредительные меры (запрет слияния крупных фирм), и разнообразные, причем часто очень крупные штрафы за ненадлежащее поведение на рынке (например, за попытку сговора с конкурентами), и прямая демонополизация, т.е. принудительное раздробление монополиста на несколько независимых фирм.

Основанием для приведения в действие антимонопольной политики является наличие любого из двух основных признаков монополизации рынка, а именно:

либо концентрации очень  большой доли рынка в руках  одной фирмы,

либо переплетения ведущей  фирмы с конкурентами.

При определении степени  концентрации в той или иной отрасли  государство обычно ориентируется  на три показателя деятельности крупнейших компаний: размеры оборота, число  занятых и величину капитала. Наиболее важным из них с точки зрения политики является доля оборота фирмы на конкретном рынке, поскольку именно она показывает, какую часть общего предложения  товара концентрирует данная фирма.

Переплетение ведущей  фирмы с конкурентами чаще всего  реализуется в двух формах: создании картеля, системе участий.

Все формы переплетения фирм-конкурентов  фактически имеют характер сговора, когда внешне соперничающие друг с другом компании в действительности действуют заодно, как правило, нанося этим ущерб потребителю. Именно поэтому  они защищены законами большинства  развитых рыночных стран и России. Причем за ряд нарушений, связанных  с созданием картелей, во многих странах предусмотрена даже уголовная  ответственность.

Информация о работе Монополизация рынков России. Антимонопольная политика