Монополизация рынков России. Антимонопольная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 08:57, курсовая работа

Описание работы

Основной проблемой в исследуемой области является набор резко отрицательных последствий для экономики страны, с которыми сопряжено существование монополий. Недопроизводство, завышенные цепы, неэффективное производство при этом составляют лишь вершину айсберга монополистических злоупотреблений. Те же причины, которые вынуждают клиента фирмы-монополиста мириться с высокими ценами, заставляют его соглашаться с плохим качеством продукции, ее устарелостью, отсутствием сервиса и другими проявлениями пренебрежения интересами потребителя.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. СУТЬ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ………………………………6
1.1 Возникновение монополий……………………………………………………….6
1.2 Субъектный состав отношений на рынках естественной монополии…………8
1.3 Законодательное регулирование естественной монополии…………………..11
ГЛАВА 2. МОНОПОЛИЗАЦИЯ РЫНКОВ РОССИИ. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА………………………………………………………………………….20
2.1. Проблемы правового регулирования конкурентных отношений в России…20
2.2. Деятельность Федеральной Антимонопольной Службы России……………22
2.3 Особенности антимонопольной политики развитых стран…………………...24
2.4 Особенности антимонопольной политики в России…………………………..27
2.5 Антимонопольная политика в отношении естественных монополий………..32
2.6 Антимонопольная политика в отношении искусственных монополий……...41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ……………47

Файлы: 1 файл

курсовая по микроэкон.docx

— 76.79 Кб (Скачать файл)

Занимая всего 4% рабочих  и служащих, эти три монополии  дают 13,5% ВВП, 20,6% инвестиций, 16,2% прибыли, 18,6% налоговых доходов консолидированного бюджета РФ. Особенно велика роль «Газпрома» вследствие его экспортного потенциала: добавленной стоимости он дает больше, чем РАО «ЕЭС» и МПС вместе взятые, занимая всего 300 тыс. работников, а прибыли и налогов – вдвое  больше, чем они. Очевидно, это следствие  извлечения значительной природной  ренты, которая здесь еще недооценена  из-за заниженных внутренних цен на газ. При повышении этих цен в  три раза, – хотя и тогда они  были бы вдвое ниже экспортной цены на основном европейском рынке, –  валовая добавленная стоимость  «Газпрома» составляла бы в 2000 году примерно один триллион рублей, т. е. вдвое выше отчетного показателя, а прибыль – около 300-350 млрд. руб., в том числе рента - около 70%. В настоящее время часть ренты перераспределяется через заниженные цены в другие отрасли, прежде всего в электроэнергетику, позволяя поддерживать заниженные тарифы на энергию и тепло, а также населению через удешевленные коммунальные услуги. При этом удерживается низкая заработная плата бюджетников и пенсии, усиливая дифференциацию населения по денежным доходам. Роль «Газпрома» в современной российской экономике, таким образом, уникальна, особенно в искажении относительных цен, подающих неверные сигналы агентам рынка.

 

Показатели

Ед. изм.

Газпром

РАО «ЕЭС» России

МПС

Всего три монополии

Всего экономика

   

Всего

Доля в экономике %

Всего

Доля в экономике %

Всего

Доля в экономике %

Всего

Доля в экономике %

 

Количество занятых

Тыс. чел

306,3

0,5

681

1.1

1605

2,5

2592

4,0

64300

Валовой выпуск

Млрд. руб.

647,9

5,2

351,6

2,8

246,8

2,0

1240

10,0

12420

Валовая добавленная стоимость

Млрд. руб.

497,3

7,0

232,1

3,3

226,4

3,2

956

13,5

70634,4

Основные средства

Млрд. pуб.

1117,5

7,0

1873,2

11,7

1486,2

9,3

4477

27,9

16042,3

Капитальные вложения

Млрд. pуб.

99,7

8,6

39,2

3,4

100,8

8,7

240

20,6

1165,2

Прибыль(сальдирован финансовый результат по РФ)

Млрд. pуб.

125,2

10,5

22,6

1,9

44,9

3,8

193

16,2

1190,6

Налоги

Млрд. pуб.

207,8

12,2

45,6

2,7

64,2

3,8

318

18,6

1707,6

Экспорт

Млрд. долл

16,1

15,6

0,3

0,2

-

-

16

15,9

103,0


Рисунок 1: Крупнейшие естественные монополии в России и их влияние на национальную экономику.

Учитывая  огромную роль естественных монополий  в экономике и госсекторе, представляется вполне оправданным рассмотрение и  утверждение их инвестиционных программ в парламенте совместно с федеральным  бюджетом, а текущих издержек –  в правительстве, с выдачей соответствующих  директив представителям государства  в этих компаниях.

1.3 Законодательное регулирование  естественной монополии  

Законы, регулирующие деятельность естественных монополий, можно условно классифицировать по следующим группам:

1.         Законы, предметом регулирования которых являются непосредственно естественные монополии и условия их деятельности на рынке: федеральный закон от 17 августа 1995 г. №147-ФЗ «О естественных монополиях», закон РСФСР от 22 марта 1991 г. №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

2.          Отраслевые законы. Федеральный закон от 31 марта 1999 г. №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», федеральный закон от 10 января 2003 г. №17-ФЗ «О ж/д транспорте в Российской Федерации», федеральный закон «Об электроэнергетике», федеральный закон от 14 апреля 1995 г. №41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», федеральный закон от 24 июня 1999 г. №122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса».

3.         Законы, регулирующие различные аспекты хозяйственной области. К этим законам можно отнести Гражданский Кодекс (например, параграф 6 регулирует отношения, возникающие в процессе оборота электрической энергии), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 19.8 определяет санкции за непредставление сведений, установленных законом, в антимонопольный орган, в орган регулирования естественных монополий), федеральный закон от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (статья 7 закона требует включения акции ряда субъектов естественных монополий в прогнозный план приватизации федерального имущества на основании федерального закона) и др.

Федеральный закон «О естественных монополиях»  определяет правовые основы федеральной  политики в сфере естественных монополий  и направлен на баланс интересов  потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающий эффективное  функционирование субъектов естественных монополий и доступность реализуемых  товаров для потребителей.

В статье 3 даются следующие определения: естественная монополия – состояние  товарного рынка, при котором  удовлетворение спроса на этом рынке  эффективнее в отсутствие конкуренции  в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении  другими товарами, в связи с  чем спрос на данном товарном рынке  на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени  зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъект естественной монополии  – хозяйствующий субъект (юридическое  лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Законом регулируются естественные монополии  в следующих сферах: транспортировка  нефти и нефтепродуктов по магистральным  трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; ж/д перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и  почтовой связи.

Однако  в случае злоупотребления естественной монополией своим доминирующим положением на рынке, в частности, действиями, направленными  на недопущение, ограничение, устранение конкуренции, антимонопольный орган  вправе давать субъекту естественной монополии предписания. Таким образом, деятельность субъектов естественных монополий контролируется как органами регулирования естественных монополий, так и антимонопольными органами.

Антимонопольное регулирование осуществляется Министерством  по антимонопольной политике и поддержки  предпринимательства (МАП).

В законе «О естественных монополиях»  прописана норма регулирования  деятельности субъектов естественных монополий федеральными органами исполнительной власти, которые вправе создавать  территориальные органы.

В законе предлагаются следующие методы регулирования деятельности субъектов  естественных монополий:

- ценовое регулирование, осуществляемое  посредством определения цен  (тарифов) или их предельного  уровня;

- определение потребителей, подлежащих  обязательному обслуживанию, либо  установление минимального уровня  их обеспечения в случае невозможности  удовлетворения в полном объеме  потребностей в товаре, производимом  субъектом естественной монополии  с учетом необходимости защиты  прав и законных интересов  граждан, обеспечения безопасности  государства, охраны природы и  культурных ценностей.

Регулирование естественных монополий осуществляется различными органами исполнительной власти. Например, в топливно-энергетическом комплексе (транспортировка нефти  и нефтепродуктов по магистральным  трубопроводам, транспортировка газа по трубопроводам, производство электрической  и топливной энергии и предоставление услуг по их передаче) регулирование  деятельности субъектов естественных монополий осуществляется Федеральной  энергетической комиссией Российской Федерации; в сфере общедоступной  электрической и почтовой связи  до 1999 г. осуществлялось Федеральной  службой России по регулированию  естественных монополий в области  связи, а в настоящее время  – Министерством по антимонопольной  политике и поддержке предпринимательства; железнодорожные перевозки; перевозки  в труднодоступные районы Российской Федерации; услуги транспортных терминалов, морских и речных портов и аэропортов до 1999 г. – Федеральной службой  России по регулированию естественных монополий на транспорте (ФСЕМТ России), в настоящее время – Министерством по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

Соответственно  федеральному закону от 14.04.1995 г. №41-ФЗ «О государственном регулировании  тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» регулирование тарифов, отнесенное к полномочиям субъектов Федерации, осуществляется региональными энергетическими  комиссиями субъектов Российской Федерации.

Региональная  энергетическая комиссия (РЭК) образуется решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации и  является органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Комиссия осуществляет свою деятельность во взаимодействии с ФЭК на единой нормативно-методической основе и является независимой в  своих решениях.

РЭК наделена следующими полномочиями:

- устанавливает в соответствии  с законом, исходя из основ  ценообразования на электрическую  и тепловую энергию, определяемых  Правительством, экономически обоснованные  тарифы на электрическую и  тепловую энергию, поставляемую  энергосберегающими организациями  (кроме организаций, находящихся  в муниципальной собственности,  для которых тарифы устанавливаются  органами местного самоуправления) потребителям, расположенным на  территории субъекта РФ (за исключением  потребителей, выведенных в установленном  порядке на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической  энергии;

-устанавливает  размеры платы за услуги по  передачи электрической энергии  по сетям, расположенным на  территории субъекта РФ организаций,  включенных в реестр субъектов  естественных монополий, в пределах, установленных ФЭК;

-участвует  в формировании балансов эл. энергии  на территории субъекта РФ;

-согласовывает  предложения о размещении и  расширении предприятий и объектов  электроэнергетики независимо от  формы собственности, деятельность  которых затрагивает интересы  субъекта РФ;

-формирует  и ведет реестр энергоснабжающих  организаций, расположенных на  территории субъекта Российской  Федерации, и др.

На  уровне субъекта Федерации, в частности  в Москве, был принят закон от 26.02.1997 г. №3 «О государственном контроле за соблюдением порядка применения регулируемых цен и тарифов, цен  и тарифов субъектов естественной монополии». Закон регулирует отношения, возникающие между контролирующими  органами и субъектами предпринимательской  деятельности и организациями.

Контроль  за соблюдением порядка применения цен и тарифов осуществляется:

1. Государственной инспекцией цен  г. Москвы, являющейся функциональным  органом исполнительной власти  Москвы по контролю за формированием  и установлением цен органами  государственной власти, субъектами  предпринимательской деятельности, некоммерческими организациями  независимо от их организационно-правовых  форм и форм собственности;  отделы цен административных  округов;

2. другими органами исполнительной  власти Москвы, имеющими право  контролировать порядок применения  цен и тарифов в пределах  их компетенции в соответствии  с действующим законодательством,  в частности, РЭК Москвы (до 2002 г. эти полномочия осуществляла  Региональная межведомственная  комиссия по ценовой и тарифной  политике при правительстве Москвы  по регулированию тарифов на  услуги МГУП) «Мосводоканал» по  водоснабжению и водоотведению  на территории г. Москвы, услуги  электрифицированного городского  пассажирского транспорта ГУП  «ГК «Мосгортранс» и ГП «Московский  метрополитен», а также по регулированию  розничных цен на природный  газ, реализуемый ГУП «Мосгаз» населению и жилищно-строительным кооперативам.

Отметим, что регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию  региональными энергетическими  комиссиями (РЭК), работающими при  местных администрациях, не всегда оптимально. При принятии решений  РЭК часто руководствуются региональными  внеэкономическими интересами. Зависимость  энергетических комиссий от местной  власти нередко приводит к тому, что тарифы на электро - и теплоэнергию для населения устанавливаются  намного ниже себестоимости, а для  промышленных предприятий, напротив намного  выше. Такая политика приводит к  возникновению перекрестного субсидирования, предоставлению неоправданных льгот  всем слоям населения.

В отношении услуг транспорта и  связи проводится политика регулирования  на федеральном уровне со стороны  МАП России. Проблема заключается  в том, что деятельность локальных  естественных монополий, оказывающих  услуги в этих сферах, подлежит регулированию  на федеральном уровне. А на федеральном  уровне сложно учесть особенности функционирования отраслей естественных монополий в  отдельных регионах, поэтому такие  решения целесообразно передать на уровень субъектов Федерации.

Сфера водопроводно-канализационного хозяйства  традиционно относится к естественным монополиям. Здесь регулирование  тарифов осуществляется региональными  органами исполнительной власти. Тарифы на услуги муниципальных предприятий  водопроводно-канализационного хозяйства  устанавливает администрация муниципальных  образований (согласно федеральному закону от 28 августа 1995 г. №154-ФЗ «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») совместно с региональными органами исполнительной власти.

В настоящее время рассматривается  необходимость законодательного регулирования  локальных естественных монополий, то есть монополии, имеющие естественно-монопольный  характер и оказывающие значительное влияние на экономику конкретного  региона.

Информация о работе Монополизация рынков России. Антимонопольная политика