Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 08:57, курсовая работа
Основной проблемой в исследуемой области является набор резко отрицательных последствий для экономики страны, с которыми сопряжено существование монополий. Недопроизводство, завышенные цепы, неэффективное производство при этом составляют лишь вершину айсберга монополистических злоупотреблений. Те же причины, которые вынуждают клиента фирмы-монополиста мириться с высокими ценами, заставляют его соглашаться с плохим качеством продукции, ее устарелостью, отсутствием сервиса и другими проявлениями пренебрежения интересами потребителя.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. СУТЬ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ………………………………6
1.1 Возникновение монополий……………………………………………………….6
1.2 Субъектный состав отношений на рынках естественной монополии…………8
1.3 Законодательное регулирование естественной монополии…………………..11
ГЛАВА 2. МОНОПОЛИЗАЦИЯ РЫНКОВ РОССИИ. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА………………………………………………………………………….20
2.1. Проблемы правового регулирования конкурентных отношений в России…20
2.2. Деятельность Федеральной Антимонопольной Службы России……………22
2.3 Особенности антимонопольной политики развитых стран…………………...24
2.4 Особенности антимонопольной политики в России…………………………..27
2.5 Антимонопольная политика в отношении естественных монополий………..32
2.6 Антимонопольная политика в отношении искусственных монополий……...41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ……………47
Занимая всего 4% рабочих
и служащих, эти три монополии
дают 13,5% ВВП, 20,6% инвестиций, 16,2% прибыли,
18,6% налоговых доходов
Показатели |
Ед. изм. |
Газпром |
РАО «ЕЭС» России |
МПС |
Всего три монополии |
Всего экономика | ||||
Всего |
Доля в экономике % |
Всего |
Доля в экономике % |
Всего |
Доля в экономике % |
Всего |
Доля в экономике % |
|||
Количество занятых |
Тыс. чел |
306,3 |
0,5 |
681 |
1.1 |
1605 |
2,5 |
2592 |
4,0 |
64300 |
Валовой выпуск |
Млрд. руб. |
647,9 |
5,2 |
351,6 |
2,8 |
246,8 |
2,0 |
1240 |
10,0 |
12420 |
Валовая добавленная стоимость |
Млрд. руб. |
497,3 |
7,0 |
232,1 |
3,3 |
226,4 |
3,2 |
956 |
13,5 |
70634,4 |
Основные средства |
Млрд. pуб. |
1117,5 |
7,0 |
1873,2 |
11,7 |
1486,2 |
9,3 |
4477 |
27,9 |
16042,3 |
Капитальные вложения |
Млрд. pуб. |
99,7 |
8,6 |
39,2 |
3,4 |
100,8 |
8,7 |
240 |
20,6 |
1165,2 |
Прибыль(сальдирован финансовый результат по РФ) |
Млрд. pуб. |
125,2 |
10,5 |
22,6 |
1,9 |
44,9 |
3,8 |
193 |
16,2 |
1190,6 |
Налоги |
Млрд. pуб. |
207,8 |
12,2 |
45,6 |
2,7 |
64,2 |
3,8 |
318 |
18,6 |
1707,6 |
Экспорт |
Млрд. долл |
16,1 |
15,6 |
0,3 |
0,2 |
- |
- |
16 |
15,9 |
103,0 |
Рисунок 1: Крупнейшие естественные монополии в России и их влияние на национальную экономику.
Учитывая огромную роль естественных монополий в экономике и госсекторе, представляется вполне оправданным рассмотрение и утверждение их инвестиционных программ в парламенте совместно с федеральным бюджетом, а текущих издержек – в правительстве, с выдачей соответствующих директив представителям государства в этих компаниях.
1.3 Законодательное регулирование естественной монополии
Законы, регулирующие деятельность естественных монополий, можно условно классифицировать по следующим группам:
1. Законы, предметом регулирования которых являются непосредственно естественные монополии и условия их деятельности на рынке: федеральный закон от 17 августа 1995 г. №147-ФЗ «О естественных монополиях», закон РСФСР от 22 марта 1991 г. №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
2. Отраслевые законы. Федеральный закон от 31 марта 1999 г. №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», федеральный закон от 10 января 2003 г. №17-ФЗ «О ж/д транспорте в Российской Федерации», федеральный закон «Об электроэнергетике», федеральный закон от 14 апреля 1995 г. №41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», федеральный закон от 24 июня 1999 г. №122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса».
3. Законы, регулирующие различные аспекты хозяйственной области. К этим законам можно отнести Гражданский Кодекс (например, параграф 6 регулирует отношения, возникающие в процессе оборота электрической энергии), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 19.8 определяет санкции за непредставление сведений, установленных законом, в антимонопольный орган, в орган регулирования естественных монополий), федеральный закон от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (статья 7 закона требует включения акции ряда субъектов естественных монополий в прогнозный план приватизации федерального имущества на основании федерального закона) и др.
Федеральный
закон «О естественных монополиях»
определяет правовые основы федеральной
политики в сфере естественных монополий
и направлен на баланс интересов
потребителей и субъектов естественных
монополий, обеспечивающий эффективное
функционирование субъектов естественных
монополий и доступность
В статье 3 даются следующие определения: естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Законом регулируются естественные монополии в следующих сферах: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; ж/д перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи.
Однако в случае злоупотребления естественной монополией своим доминирующим положением на рынке, в частности, действиями, направленными на недопущение, ограничение, устранение конкуренции, антимонопольный орган вправе давать субъекту естественной монополии предписания. Таким образом, деятельность субъектов естественных монополий контролируется как органами регулирования естественных монополий, так и антимонопольными органами.
Антимонопольное регулирование осуществляется Министерством по антимонопольной политике и поддержки предпринимательства (МАП).
В законе «О естественных монополиях» прописана норма регулирования деятельности субъектов естественных монополий федеральными органами исполнительной власти, которые вправе создавать территориальные органы.
В законе предлагаются следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:
-
ценовое регулирование,
-
определение потребителей, подлежащих
обязательному обслуживанию, либо
установление минимального
Регулирование
естественных монополий осуществляется
различными органами исполнительной власти.
Например, в топливно-энергетическом
комплексе (транспортировка нефти
и нефтепродуктов по магистральным
трубопроводам, транспортировка газа
по трубопроводам, производство электрической
и топливной энергии и
Соответственно
федеральному закону от 14.04.1995 г. №41-ФЗ
«О государственном регулировании
тарифов на электрическую и тепловую
энергию в Российской Федерации»
регулирование тарифов, отнесенное
к полномочиям субъектов
Региональная энергетическая комиссия (РЭК) образуется решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации и является органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Комиссия осуществляет свою деятельность во взаимодействии с ФЭК на единой нормативно-методической основе и является независимой в своих решениях.
РЭК наделена следующими полномочиями:
-
устанавливает в соответствии
с законом, исходя из основ
ценообразования на
-устанавливает
размеры платы за услуги по
передачи электрической
-участвует в формировании балансов эл. энергии на территории субъекта РФ;
-согласовывает
предложения о размещении и
расширении предприятий и
-формирует
и ведет реестр
На
уровне субъекта Федерации, в частности
в Москве, был принят закон от
26.02.1997 г. №3 «О государственном контроле
за соблюдением порядка применения
регулируемых цен и тарифов, цен
и тарифов субъектов
Контроль за соблюдением порядка применения цен и тарифов осуществляется:
1.
Государственной инспекцией
2.
другими органами
Отметим,
что регулирование тарифов на
электрическую и тепловую энергию
региональными энергетическими
комиссиями (РЭК), работающими при
местных администрациях, не всегда
оптимально. При принятии решений
РЭК часто руководствуются
В отношении услуг транспорта и связи проводится политика регулирования на федеральном уровне со стороны МАП России. Проблема заключается в том, что деятельность локальных естественных монополий, оказывающих услуги в этих сферах, подлежит регулированию на федеральном уровне. А на федеральном уровне сложно учесть особенности функционирования отраслей естественных монополий в отдельных регионах, поэтому такие решения целесообразно передать на уровень субъектов Федерации.
Сфера
водопроводно-канализационного хозяйства
традиционно относится к
В
настоящее время
Информация о работе Монополизация рынков России. Антимонопольная политика