Монопольная власть: источники, показатели и экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 17:39, курсовая работа

Описание работы

Основная цель данной курсовой работы – раскрыть понятие монополии и монопольной власти, а также их последствия для экономики.
Объект исследования – экономика страны.
Основные задачи:
дать определение монополии и выявить ее преимущества и недостатки;
показать отношение государства к монополиям и степень его вмешательства в деятельность монополий в развитых странах;
отразить современные тенденции развития монополий;
показать степень развития антимонопольного законодательства и пути преодоления монополизма в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...…5
1 Понятие монопольной власти……………………………………………………..6
1.1 Сущность и причины монополизма…………………………………………….6
1.2 Типы и формы монополий……………………………………………………....9
1.3 Показатели монопольной власти………………………………………………12
2 Монополизм в зарубежных странах……………………………………………..16
2.1 Монополии в экономике США, Японии и Великобритании………………...16
2.2 Монополии в экономике Германии, Франции, Испании и Швеции………...19
3 Монополия в белорусской экономике…………………………………………..22
3.1 Причины, сущность и проявление монопольной власти в белорусской экономике…………………………………………………………………………...22
3.2 Пути преодоления монополизма в Беларуси………………………………....26
Заключение……………………………………………………………………….…33
Список использованных источников……………………………………………...34

Файлы: 5 файлов

макра курсач 2012 доработанный.docx

— 105.82 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

           

Кафедра экономической теории

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: Макроэкономика

на тему: Монопольная власть: источники, показатели и экономические

последствия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент

ФФБД, 2 курс, ДФР           А.Г. Боровик

        

 

Руководитель                                                                                        

канд. экон. наук,

доцент          Э.И. Лобкович             

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2012

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 44 с., 2 табл., 2 схемы, 5 формул, 39 источников, 4 прил.

 

Монополия, монопольная власть, картель, синдикат, трест, концерн, конгломерат, конкуренция, анТимонопольное регулирование, антимонопольное законодательство, демонополизация.

 

Объект исследования ― экономика страны.

Предмет исследования ― монополии и монопольная власть, причины возникновения, показатели, экономические последствия, особенности в Республике Беларусь.

Цель работы: исследовать основные причины появления монопольной власти, её влияние на экономику развитых стран, выявить особенности в Беларуси.

Методы исследования: описания, систематизации, классификации, аналитический метод, метод сравнительного анализа, графический.

Исследования и разработки: проведен анализ степени монопольной власти в экономике развитых стран и Беларуси, в результате которого выделены основные проблемы, предложены основные пути их решения. 

Элементы научной новизны: определены и сформулированы основные проблемы монополизации экономики и предложены  конкретные способы их решения в Республике Беларусь.

Область возможного практического  применения: лекции, семинарские занятия.

Технико-экономическая, социальная и  экономическая значимость: изучение монополий и монопольной власти в экономике является очень актуальным в начале XXI века, так как множество стран переходит в данный момент к рыночной экономике, большую часть из которых составляют бывшие социалистические страны.

Автор работы подтверждает, что приведенный в курсовой работе расчётно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 

 

 

________________

(подпись студента)

 

ABSTRACT

Coursework: 44 pages, 2 tables., 2 scheme, 5 formula, 39 sources, 4 apps.

 

Monopoly, Monopoly power, cartels, syndicates and trusts, corporations, conglomerates, COMPETITION, Antimonopoly regulation, competition law, de-monopolization.

The object of study - the economy of the country.

The subject of study - monopoly and monopoly power, the causes, indicators, economic impact, peculiar properties in the Republic of Belarus.

The purpose of the study: To explore the major causes of monopoly power, its impact on the economies of the developed countries, to identify features in Belarus.

Methods: description, systematization, classification, analytical approach, method of comparative analysis, graphic.

Research and development: analyzed the degree of monopoly power in the economy of developed countries and Belarus. As a result the main problems were identified, the basic solutions were offered.

Elements of scientific innovation: the basic problem of monopolization of the economy were identified and formulated. The concrete solutions in the Republic of Belarus were proposed.

The area of possible practical applications: lectures, seminars.

Techno-economic, social and economic importance: the study of monopoly and monopoly power in the economy is very actual at the beginning of XXI century, because many countries are passing to a market economy now, most of which are former socialist countries.

Author of the work confirms that the computational and analytical document shown in the coursework correctly and objectively reflects the state of the process, and all borrowed from the literature and other sources theoretical, methodological terms and concepts are accompanied by references to their authors.

 

 

 

 

________________

(signature of student)

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...…5 
1 Понятие монопольной власти……………………………………………………..6 
1.1 Сущность и причины монополизма…………………………………………….
1.2 Типы и формы монополий……………………………………………………....9 
1.3 Показатели монопольной власти………………………………………………12 
2 Монополизм в зарубежных странах……………………………………………..16 
2.1 Монополии в экономике США, Японии и Великобритании………………...16 
2.2 Монополии в экономике Германии, Франции, Испании и Швеции………...19 
3 Монополия в белорусской экономике…………………………………………..22 
3.1 Причины, сущность и проявление монопольной власти в белорусской экономике…………………………………………………………………………...22 
3.2 Пути преодоления монополизма в Беларуси………………………………....26 
Заключение……………………………………………………………………….…33 
Список использованных источников……………………………………………...34 
Приложение А Параметрические характеристики рынка абсолютной монополии…………………………………………………………………………..37 
Приложение Б Государственный реестр  субъектов естественных монополий на 2012 год……………………………………………………………………………...38 
Приложение В Система антимонопольного регулирования...……………..……42 
Приложение Г Отраслевая структура промышленного производства по формам собственности в 2011 году…………………………………………………………43 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире на фоне развитости различных рынков принято говорить о совершенной конкуренции как  единственном инструменте для достижения роста и благополучия. Однако совершенная конкуренция практически не существует ни на одном из рынков. Поэтому следует выделить понятие монополии.

Проблемы  монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких  слоев населения.

С начала 1990-х  гг. эти проблемы остро стали перед  Республикой Беларусь. Без принятия твёрдых  и последовательных мер против монополизма  нельзя было надеяться  на успех экономической  реформы и переход  к рыночной экономике. Успех экономических  преобразований в  немалой степени  зависит от взвешенной, выверенной системы  регулирования государством монопольных процессов  и конкурентных отношений. Также особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли действующих на рынке монополий.

Монополия в чистом виде - явление  редкое, но на многих рынках друг с другом конкурируют лишь несколько фирм. Взаимодействие фирм на таких рынках может быть сложным и нередко  связанным с различными аспектами  конкурентной стратегии. Однако фирмы  могут влиять на цену и получать прибыль за счет установления предельных издержек. У таких фирм есть монопольная власть. Она является формой рыночной власти. Рыночная власть означает способность продавца или покупателя влиять на цену товара. Так как покупатели или продавцы всегда обладают некоторой рыночной властью (фактически на большинстве мировых рынков), мы должны понять, что же такое монопольная власть и рассмотреть источники ее появления.

Основная цель данной курсовой работы – раскрыть понятие монополии  и монопольной власти, а также  их последствия для экономики.

Объект исследования – экономика страны.

Основные  задачи:

    • дать определение монополии и выявить ее преимущества и недостатки;
    • показать отношение государства к монополиям и степень его вмешательства в деятельность монополий в развитых странах;
    • отразить современные тенденции развития монополий;
    • показать степень развития антимонопольного законодательства и пути преодоления монополизма в Республике Беларусь.

При написании данной курсовой работы были использованы труды М.И. Плотницкого, Э.И. Лобковича, И.В. Новиковой, Э.Дж. Долана, Д. Линдсея, Р.С. Пиндайка, Н.Б. Антоновой, И.В. Долговой, Ю.В. Касьянова, Г.Г. Санько и др., а также Закон Республики Беларусь «О естественных монополиях».

1 Понятие монопольной власти

    1. Сущность и причины монополизма

Монополия – это рыночная структура, в которой одна фирма является производителем и поставщиком на рынок продукта, не имеющего близких субститутов.

В экономической жизни монополия  выступает как крупное хозяйственное  объединение, находящееся в частной  собственности (индивидуальной, групповой  или акционерной) и осуществляющее контроль над отраслями, рынками  и экономикой на основе высокой степени  концентрации производства и капитала с целью установления монопольных  цен и извлечения монопольных  прибылей. Господство в экономике  служит основой того влияния, которое  монополии оказывают на все сферы жизни страны [1, с.56].

Буквально слово «монополия» означает «единственный  продавец». Но является ли некоторый  продавец единственным, зависит от того, сколь узко или широко мы определяем продукт. При достаточно широком  определении существует бесчисленное множество продавцов каждого  продукта. Однако при достаточно узком  определении продукт любого данного  продавца отличается от продукта любого другого, и все продавцы оказываются  монополистами. Поэтому, можно сказать, что термину «монополия» присуща неопределенность [2, с.240]. Неслучайно некоторые экономисты стремятся найти замену этому термину: «несовершенный конкурент» (П.Самуэльсон), «ценоискатель» (П.Хейне).

В современных  условиях данный термин используется для обозначения различных рыночных ситуаций. Основными признаками монополизма выступают монопольные цены и монопольные прибыли (см. приложение А). Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению высоких прибылей. Некоторые экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, – это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как фирмы, обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды, как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли [3, с.137–151].

Так что  же является причиной появления и  развития монополистических тенденций? По этому вопросу в экономической  литературе существуют две точки  зрения. По первой монополизм трактуется как случайный, не свойственный рыночному  хозяйству. Что касается другой точки  зрения, то монополистические образования  определяются как закономерные. Одним  из приверженцев таких взглядов является английский экономист А. Пигу. Он настаивает на том, что монополистическая власть не возникает случайно. Она является логическим завершением стратегии предприятий [4, с.326].

Вообще, монопольная власть – это способность  экономического субъекта воздействовать на цену и объемы выпуска в собственных интересах. Говорят, что продавец обладает властью над рынком, если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения своего собственного объема выпуска.

Для определения  степени монополизма фирмы необходимо определить долю фирмы в производстве и в объеме продаж. Например, в соответствии с законодательством ФРГ доминирующее положение предприятия или группы предприятий на рынке возникает, если на одно из них приходится свыше 1/3 всего оборота на рынке. В США в течение нескольких десятилетий этот показатель устанавливался исходя из доли четырех крупнейших фирм. В отечественной хозяйственной практике рекомендуется рассматривать в качестве занимающих доминирующее положение на рынке тех участников хозяйственного оборота, доля которых составляет свыше 70 % [5, с.185].

Фирма имеет  монопольную власть в случае, если она в состоянии управлять  процессами ценообразования и производства. Степень этой власти зависит от наличия  товаров-заменителей, доли в общих  продажах на рынке.

Поведение фирмы-монополиста во многом зависит  от потребительского спроса. Монополист может пойти двумя путями: либо ограничить объем продаж, поддерживая  высокие цены, либо увеличить его, снизив цену.

В экономической  науке существуют различные подходы  к определению сущности монопольной  власти. Одни определяют ее как возможность индивидуального (коллективного) производителя (продавца) контролировать рыночную цену на свой товар. Другие связывают монопольную власть со способностью фирмы устанавливать цену выше предельных издержек.

Стремление  к достижению монопольной власти обусловлено желанием обладать большей  мощью, получать больше прибыли, пользоваться большим престижем. Власть мощных хозяйственных  единиц позволяет им произвольно  изменять цены, сознательно регулировать ход рыночных операций в своих  интересах. Как заметил американский экономист А. Пигу, само ожидание выгод, связанных с монопольной властью, служит фактором, способствующим ее формированию.

Американский  экономист М. Фридмен называет три основных источника монопольной власти:

  • технические обстоятельства (когда существование всего одного производителя или предприятия более целесообразно в техническом отношении);
  • прямая или косвенная правительственная поддержка;
  • частный сговор между отдельными лицами.

ПРИЛОЖЕНИЕ А.docx

— 19.59 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ПРИЛОЖЕНИЕ Б.docx

— 26.73 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ПРИЛОЖЕНИЕ В.docx

— 20.71 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ПРИЛОЖЕНИЕ Г.docx

— 23.34 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Монопольная власть: источники, показатели и экономические последствия