Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 17:39, курсовая работа
Основная цель данной курсовой работы – раскрыть понятие монополии и монопольной власти, а также их последствия для экономики.
Объект исследования – экономика страны.
Основные задачи:
дать определение монополии и выявить ее преимущества и недостатки;
показать отношение государства к монополиям и степень его вмешательства в деятельность монополий в развитых странах;
отразить современные тенденции развития монополий;
показать степень развития антимонопольного законодательства и пути преодоления монополизма в Республике Беларусь.
Введение…………………………………………………………………………...…5
1 Понятие монопольной власти……………………………………………………..6
1.1 Сущность и причины монополизма…………………………………………….6
1.2 Типы и формы монополий……………………………………………………....9
1.3 Показатели монопольной власти………………………………………………12
2 Монополизм в зарубежных странах……………………………………………..16
2.1 Монополии в экономике США, Японии и Великобритании………………...16
2.2 Монополии в экономике Германии, Франции, Испании и Швеции………...19
3 Монополия в белорусской экономике…………………………………………..22
3.1 Причины, сущность и проявление монопольной власти в белорусской экономике…………………………………………………………………………...22
3.2 Пути преодоления монополизма в Беларуси………………………………....26
Заключение……………………………………………………………………….…33
Список использованных источников……………………………………………...34
Некоторые экономисты считают, что основой рыночной монопольной власти являются ограничение числа продавцов, концентрация предложения какого-либо товара (услуги) в руках небольшой группы крупнейших производителей отрасли [5, с.186-187].
Кроме того, монопольная власть достигается не только естественным путем, благодаря особому монопольному положению производителя и продавца, но и искусственно – может быть предоставлена государственными, местными органами власти. Многие западные экономисты считают государство важнейшим источником монопольной власти.
Также можно выделить и другие источники монополизма, например, такие, как:
Основными факторами, влияющими на степень монопольной власти, являются:
Носителями монопольной власти выступают государство, фирмы, отдельные физические лица. Монопольной властью обладают как крупные, так и средние, мелкие фирмы, имеющие определённые преимущества по сравнению с конкурентами [5, с.187].
Фирма, обладающая монопольной властью, проводит политику ценовой дискриминации, если она назначает разные цены на различные единицы одного и того же блага для разных категорий потребителей, руководствуясь не различиями в издержках производства, а разницей в эластичности их спроса. Для того чтобы фирма-монополист смогла осуществить политику ценовой дискриминации, рынок должен отвечать трём условиям:
Различают
три степени ценовой
Это отнюдь не единственная форма ценовой дискриминации, хотя, вероятно, и наиболее распространённая. Политика ценовой дискриминации может также реализовываться через нелинейное ценообразование, когда сумма, которую платит клиент, не является прямо пропорциональной величине его покупки. Скидки в зависимости от количества покупаемой продукции являются наиболее типичными примерами нелинейного ценообразования.
Таким образом, если на рынке складываются соответствующие условия, это приводит к появлению монополий, которые стремятся захватить рынок и, тем самым, получить монопольную власть. Фирма, обладающая такой властью, получает возможность самостоятельно устанавливать цену на свой товар и определять объём продаж таким образом, чтобы получить максимальную прибыль.
Можно сказать, что монопольная власть столь же стара, как и рыночный обмен вообще, а вот её конкретные формы, степень, доминирующее или доминируемое положение менялись, часто на противоположные [8, с.150].
Существует три основных типа монополий:
По мнению западных ученых, монополия означает наличие одного продавца определенного товара или услуги, или же ситуацию, когда одна фирма обеспечивает выпуск определенного товара. Такой тип называется монополией отдельного предприятия, или монополией продавца, и является абсолютной монополией. В реальной жизни данный тип встречается редко. Согласно данным американских экономистов, в США около 6 % всей экономической деятельности (6 % ВВП) ведется в условиях, близких к чистой монополии. Что, собственно, и доказывает, что при характеристике монополий нельзя следовать лишь семантическому значению слов, как это делают западные экономисты. Такой подход не отвечает практике, поскольку, во-первых, игнорируется опыт монополистических соглашений (тайных и открытых) между несколькими компаниями, во-вторых, исключаются из числа монополий групповые монополии (олигополии); в-третьих, отрицается монополизированный характер экономики многих стран, о котором свидетельствует, в частности, наличие в них антимонопольного законодательства и антимонопольной деятельности специально созданных органов; наконец, в-четвертых, в результате такого подхода возникают парадоксальные ситуации, когда монополистом становится маленький бакалейный магазин в сельской местности, поскольку он единственный продавец, но им не является гигантская автомобильная корпорация «Дженерал моторс» с оборотом более 100 млрд. дол. [9].
Достичь монопольного положения таким путем нелегко, о чем свидетельствует сам факт исключительности этих образований. Кроме этого, этот путь к монополии можно считать “порядочным”, поскольку он предусматривает постоянное повышение эффективности деятельности, достижения преимущества над конкурентами.
Более распространенным является второй тип монополии — как договоренности или соглашения (гласного или негласного) нескольких крупных фирм, дающего им возможность быстро занять господствующее положение на рынке и получать высокие прибыли. Такую ситуацию в производстве и на рынке называют олигополией (от греч. «oligos» — мало, немного). В экономике развитых стран доминирование в отдельных отраслях 3-4 крупных фирм является типичным. Так, доля четырех ведущих автомобильных фирм в национальном производстве Японии составляет около 10 %, в Великобритании — почти 96, во Франции — 99,8 %. В олигополии всегда таится опасность перерастания в монополию, так как ей свойственны некоторые черты монополий, например, осуществление единой ценовой политики. Олигополию иначе называют групповой монополией.
Таким образом, мы видим, что путь соглашения нескольких крупных фирм является более доступным и распространенным. Он дает возможность быстро создать ситуацию, когда продавцы (производители) выступают на рынке “единым фронтом”, когда сводится на нет конкурентная борьба, прежде всего ценовая, покупатель оказывается в безальтернативных условиях.
Если монополия осуществляется только со стороны продавца, а не производителя товаров, то возникает монопсония (моно — один, псония — закупка продовольствия). Более распространенной в этой сфере деятельности является олигопсония — наличие небольшой группы покупателей определенного товара или услуги.
Различают пять основных форм монополистических объединений:
Следует
отметить, что выделяют низшие и
высшие формы монополии. Низшие формы
– временные союзы и
Монополии монополизируют все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление. На основе монополизации сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений — картели и синдикаты.
Картель — это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.
Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.
Когда процесс
монополизации начал
Трест — это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, то есть объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.
Конгломерат
– это монополистическое
Следует подчеркнуть, что монополия снижает экономическую эффективность, что проявляется в не соблюдении следующих условий:
Монополия
продаёт меньший объём
Однако некоторые экономисты утверждают, что у монополии очень сильная мотивация вкладывать средства в исследования и разработки, поскольку она защищена от конкурентов и поэтому гарантировано получает выгоды от любых методов экономии издержек и может разрабатывать новые продукты. Если такие исследования приносят свои плоды, в долгосрочном периоде издержки монополиста будут ниже расходов конкурентной отрасли, даже если в краткосрочном они выше. Согласно этим утверждениям, монополия может быть служанкой инноваций. Хотя этот аргумент приводится уже давно, во многом он остаётся противоречивым. Если говорить о статистических свидетельствах, они явно разнородны [11, с.224].
Кроме рассмотренных аргументов против монополии, существует ещё одно обстоятельство, отрицательно влияющее на эффективность, – это возникновение в условиях монополизации отрасли Х-неэффективности.
Х-неэффективность
– это такое состояние
Таким образом, опыт показывает, что монополии, монополизировав определенную отрасль и захватив прочные и монопольные позиции, рано или поздно теряют динамику развития и эффективности. Объясняется это тем, что преимущества крупного производства не являются абсолютными, они приносят увеличение прибыльности только до определенных пор.
У рынков, к сожалению, нет имён или названий, позволяющих идентифицировать их согласно теоретическим категориям монополии, олигополии, монополистической или совершенной конкуренции. Однако можно достаточно просто определить другие характеристики рынка.
Одной из таких характеристик является концентрация рынка – степень преобладания на рынке одной или нескольких больших фирм.
Простейшим показателем, измеряющим
концентрацию рынка, является коэффициент
концентрации. Он показывает процентное
соотношение всех продаж, которое
высчитывается для
Информация о работе Монопольная власть: источники, показатели и экономические последствия