Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 17:39, курсовая работа
Основная цель данной курсовой работы – раскрыть понятие монополии и монопольной власти, а также их последствия для экономики.
Объект исследования – экономика страны.
Основные задачи:
дать определение монополии и выявить ее преимущества и недостатки;
показать отношение государства к монополиям и степень его вмешательства в деятельность монополий в развитых странах;
отразить современные тенденции развития монополий;
показать степень развития антимонопольного законодательства и пути преодоления монополизма в Республике Беларусь.
Введение…………………………………………………………………………...…5
1 Понятие монопольной власти……………………………………………………..6
1.1 Сущность и причины монополизма…………………………………………….6
1.2 Типы и формы монополий……………………………………………………....9
1.3 Показатели монопольной власти………………………………………………12
2 Монополизм в зарубежных странах……………………………………………..16
2.1 Монополии в экономике США, Японии и Великобритании………………...16
2.2 Монополии в экономике Германии, Франции, Испании и Швеции………...19
3 Монополия в белорусской экономике…………………………………………..22
3.1 Причины, сущность и проявление монопольной власти в белорусской экономике…………………………………………………………………………...22
3.2 Пути преодоления монополизма в Беларуси………………………………....26
Заключение……………………………………………………………………….…33
Список использованных источников……………………………………………...34
В белорусской экономике
Хозяйствующими субъектами, относящимися к государственной монополии, являются:
Государственный монополизм в трансформируемой экономике Республики Беларусь представляет собой монополизм особого рода. Это монополизм государственных структур, сохранение и усиление которого сказывается на развитии предпринимательства. Складывающаяся в конце 90-х годов белорусская модель переходной экономики имеет мощный государственный сектор, незначительную долю мелкого и среднего бизнеса, частного предпринимательства.
В республике
и в настоящее время доминирует
монополия государственной
Высока доля государства и в собственности частично приватизированных предприятий. Даже при акционировании у государства остается значительная часть собственности преобразованных предприятий, право передачи их в управление министерств и других центральных органов управления, назначения работников, прошедших специальную подготовку, представителями государства в открытых акционерных обществах. Так, в концерне «Беллегпром» 75 из 93 предприятий являются негосударственными, но на всех, где есть доля государства, имеется его представитель - проводник государственной политики. Доля государства в акционерном капитале негосударственных промышленных предприятий колеблется от 4 до 95%. В среднем государству принадлежит 40-50% акций. Следовательно, называть многие из них негосударственными было бы некорректно [22, с.113–114].
Абсолютная
монополия государства
Монопольная
сущность экономической системы
хозяйствования в Республике Беларусь
проявляется в чистой монополии,
реже – в олигополии, которые
обусловливают невозможность
В промышленности республики функционирует более 60 хозяйствующих субъектов, которые являются единственными производителями определённого вида товара на территории республики.
Стоит упомянуть, что 1 июля 2012 года Минэкономики РБ опубликовало на своём сайте перечень предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках республики. В списке 163 компании, за деятельностью которых установлено государственное регулирование и контроль в соответствии с действующим законодательством, а также 29 естественных монополий.
В первом перечне насчитывается 11 предприятий чёрной и цветной металлургии, 19 – химической и нефтехимической промышленности, 3 – лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, 11 – лёгкой, 21 – пищевой, 3 – стекольной и фарфорово-фаянсовой, 52 – машиностроения и металлообработки, 13 – промышленности стройматериалов, 25 – отрасли производственной и социальной инфраструктуры, 5 – прочих отраслей. [39]
В Реестр субъектов естественных монополий (республиканский уровень) включены 10 предприятий, оказывающих услуги по транспортировке нефти, нефтепродуктов и газа по трубопроводам, 6 – услуги по электро-, тепло-, водоснабжению и водоотведению, 2 – услуги связи (РУП «Белтелеком» и «Белпочта»), 11 – работающих в сфере услуг, предоставляемых транспортными терминалами, аэропортами, железной дорогой, обслуживания и эксплуатации воздушных трасс сообщения, управления воздушным движением [25, с.2] (см. приложение Б).
Следует также отметить, что принудительное разукрупнение рыночных монополий в развитых странах является средством усиления конкуренции, в нашей республике – сопровождается усилением монополизма, появлением монополистов – производителей промежуточной продукции, заготовительных и др. [21, с.71–74].
Таким образом, мы видим, что Республике Беларусь в наследство от бывшего СССР досталось большое количество государственных монополий, многие из которых, между прочим, сейчас находятся в крайне тяжёлом положении, а некоторые – даже на грани банкротства.
3.2 Пути преодоления монополизма в Беларуси
Для Беларуси проблема монополизации хозяйственной деятельности на товарных рынках стала актуальной в связи с переходом к рыночной экономике в начале 90-х годов, когда стало очевидно, что без принятия твёрдых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономических реформ и переход к рыночной экономике. Промышленным отраслям Беларуси в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс проблем, связанных с отсутствием конкурентных отношений между субъектами хозяйствования, наличием большого числа крупных предприятий, зачастую являвшихся монополистами на рынке производимых ими товаров. В связи с этим необходимо решение проблемы демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий, а также создание и совершенствование законодательной базы в области противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции [26, с.34].
Демонополизация в Беларуси предшествовала конкурентной политике. Если на Западе сначала появились и развились рыночные монополии, а затем началось их регулирование, то в нашей экономике с самого начала акцент был сделан на становление антимонопольного регулирования в условиях отсутствия рыночных монополий и конкуренции.
Понятие «демонополизация» в западной экономической литературе почти не используется (применяют «антимонопольное, или антитрестовское, регулирование»), а в постсоветской - оно вошло в оборот после 1990 г. и трактуется как политика государства, направленная против злоупотреблений доминирующим положением субъектов на рынке, на снижение (ограничение) степени его монополизации, создание необходимых предпосылок для возникновения и развития конкуренции. Эта политика носит многоплановый характер и рассматривается как путь к экономической свободе путем устранения монополии государства на производство продукции и услуг (разгосударствления и приватизации) с целью формирования конкурентного рынка.
Демонополизация включает меры по преодолению монопольных тенденций: на уровне народного хозяйства - ликвидацию тоталитаризма государственной собственности и власти; на уровне отрасли - устранение монополизма министерств, ведомств и их преемников (ассоциации, концернов и пр.), упразднение их командных функций; на уровне предприятий - пресечение диктата производителя (продавца).
Беларусь
впервые приступила к реализации
этих мер после принятия в 1992 г. первого
в истории республики антимонопольного
Закона «О противодействии
Становление института антимонопольного регулирования в Республике Беларусь началось в 1992 г. с принятия закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», в который 5 раз (2000, 2002, 2008, 2010, 2012 гг.) вносились изменения и дополнения. [27]
Принятие в 1992 г. Антимонопольного закона явилось революционным новшеством для постсоциалистической Беларуси, которая тогда ещё и не была готова в силу ряда объективных причин иметь широкую практику его правоприменения. Антимонопольный закон вполне можно поставить в один ряд с таким важнейшим законодательным актом, как закон «Об экономической несостоятельности и банкротстве» (1991 г.). Эти законодательные акты свидетельствовали о начале качественных, во многом рыночных, преобразований белорусской экономики.
В 2000 – 2004
гг., когда стало понятно, что радикальные
рыночные преобразования не станут основной
линией развития экономики, изменения
в законодательстве были направлены
на проведение более жёсткой политики
по отношению к субъектам
С 2006 г. по 2010 г. стал более очевидным регламентирующий аспект антимонопольного законодательства: установлены основные виды нарушений и введён перечень мер, принимаемых антимонопольными органами по отношению к субъектам хозяйствования, нарушившим законодательство [28, с.20-22].
Однако стоит отметить, что главное в этой политике не борьба с монополизмом вообще, способная принять характер очередной кампании, а усиление начал саморегуляции, создание необходимых условий для формирования рыночных отношений, становления предпринимательства, конкуренции. Предприятия должны иметь возможность свободно реализовывать свою продукцию любому нуждающемуся в ней потребителю, а потребитель иметь возможность выбора поставщика продукции [21, с.76].
Поэтому в условиях либерализации экономики и сокращения ценового регулирования приоритетом становится антимонопольное регулирование, являющееся более прогрессивным рыночным методом государственного воздействия. Правительство осуществляет меры, направленные на поддержание добросовестной конкуренции и совершенствование антимонопольного регулирования [29, с.51].
Необходимость антимонопольного регулирования в Республике Беларусь обусловливают:
За соблюдением
антимонопольного законодательства призваны
следить антимонопольные
К особенностям антимонопольного регулирования в Республике Беларусь можно отнести следующие:
На Западе антимонопольное регулирование было направлено на ослабление господства монополий, в постсоветской экономике – на ограничение государственного влияния на рынки, ослабление государственной монополии - монополии государственной собственности и власти, и прежде всего в сфере управления. Но решение этой проблемы сопровождается усилением монополизма [22, с.9].
Антимонопольная политика не должна направляться против монополизма вообще, формироваться как орудие его тоталитарного разрушения. Существуют сферы, где монополия неизбежна и эффективна. Во-первых, ряд предприятий-монополистов способствует насыщению рынка качественными товарами; во-вторых, продукция многих из них достаточно конкурентоспособна на внешнем рынке. Главное, чтобы монопольное положение на рынке достигалось законным путём, опиралось на правовые нормы (см. приложение В).
Информация о работе Монопольная власть: источники, показатели и экономические последствия