Монопольная власть: источники, показатели и экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 17:39, курсовая работа

Описание работы

Основная цель данной курсовой работы – раскрыть понятие монополии и монопольной власти, а также их последствия для экономики.
Объект исследования – экономика страны.
Основные задачи:
дать определение монополии и выявить ее преимущества и недостатки;
показать отношение государства к монополиям и степень его вмешательства в деятельность монополий в развитых странах;
отразить современные тенденции развития монополий;
показать степень развития антимонопольного законодательства и пути преодоления монополизма в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...…5
1 Понятие монопольной власти……………………………………………………..6
1.1 Сущность и причины монополизма…………………………………………….6
1.2 Типы и формы монополий……………………………………………………....9
1.3 Показатели монопольной власти………………………………………………12
2 Монополизм в зарубежных странах……………………………………………..16
2.1 Монополии в экономике США, Японии и Великобритании………………...16
2.2 Монополии в экономике Германии, Франции, Испании и Швеции………...19
3 Монополия в белорусской экономике…………………………………………..22
3.1 Причины, сущность и проявление монопольной власти в белорусской экономике…………………………………………………………………………...22
3.2 Пути преодоления монополизма в Беларуси………………………………....26
Заключение……………………………………………………………………….…33
Список использованных источников……………………………………………...34

Файлы: 5 файлов

макра курсач 2012 доработанный.docx

— 105.82 Кб (Скачать файл)

В белорусской экономике господствует монополия государственной собственности  – по содержанию, а по форме –  чистая монополия и олигополия (наличие  ограниченного числа производителей однотипной продукции, взаимозаменяемой, но не идентичной).

Хозяйствующими субъектами, относящимися к государственной монополии, являются:

  • предприятия оборонной промышленности;
  • предприятия ликёро-водочной отрасли;
  • предприятия табачной отрасли;
  • предприятия фармацевтической промышленности;
  • объекты хранения государственных ресурсов;
  • предприятия по захоронению радиоактивных и промышленных отходов;
  • учреждения гидрометеорологии, картографии и геологии;
  • учреждения Госкомитета по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике;
  • предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической и ветеринарной служб;
  • объекты гражданской обороны;
  • предприятия по сбору и переработке отходов, содержащих драгметаллы;
  • предприятия патентной службы, стандартизации и методологии [21, с.68].

Государственный монополизм в трансформируемой экономике Республики Беларусь представляет собой монополизм особого рода. Это  монополизм государственных структур, сохранение и усиление которого сказывается  на развитии предпринимательства. Складывающаяся в конце 90-х годов белорусская  модель переходной экономики имеет  мощный государственный сектор, незначительную долю мелкого и среднего бизнеса, частного предпринимательства.

В республике и в настоящее время доминирует монополия государственной собственности  и власти. Более 80% государственной  собственности распоряжается административный аппарат, принимающий экономические  решения. На долю государственных предприятий  приходится подавляющая часть производственных активов, 62% общего объема промышленного производства. Почти 90% земли принадлежит государству или колхозам, 3,1% — находится в частной собственности и 4.2% — в постоянном пользовании частных лиц. Иностранцам разрешено покупать или арендовать землю.

Высока  доля государства и в собственности  частично приватизированных предприятий. Даже при акционировании у государства  остается значительная часть собственности преобразованных предприятий, право передачи их в управление министерств и других центральных органов управления, назначения работников, прошедших специальную подготовку, представителями государства в открытых акционерных обществах. Так, в концерне «Беллегпром» 75 из 93 предприятий являются негосударственными, но на всех, где есть доля государства, имеется его представитель - проводник государственной политики. Доля государства в акционерном капитале негосударственных промышленных предприятий колеблется от 4 до 95%. В среднем государству принадлежит 40-50% акций. Следовательно, называть многие из них негосударственными было бы некорректно [22, с.113–114].

Абсолютная  монополия государства формирует  естественную, искусственную, организационную, технологическую и экономическую  монополии. В РБ сферами деятельности субъектов естественных монополий признаются:

  • транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
  • транспортировка газа по магистральным и распределительным трубопроводам;
  • передача и распределение электрической и тепловой энергии;
  • централизованное водоснабжение и водоотведение;
  • услуги электрической и почтовой связи общего пользования;
  • услуги, оказываемые коммуникациями железнодорожного транспорта, обеспечивающими движение транспорта общего пользования, управление движением поездов, железнодорожные перевозки;
  • услуги транспортных терминалов, аэропортов;
  • обслуживание и эксплуатация воздушных трасс сообщения, управление воздушным движением [24, гл.2, ст.3].

Монопольная сущность экономической системы  хозяйствования в Республике Беларусь проявляется в чистой монополии, реже – в олигополии, которые  обусловливают невозможность возникновения  конкурентной среды без изменения  основ и форм экономических отношений.

В промышленности республики функционирует более 60 хозяйствующих  субъектов, которые являются единственными  производителями определённого  вида товара на территории республики.

Стоит упомянуть, что 1 июля 2012 года Минэкономики РБ опубликовало на своём сайте перечень предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках республики. В списке 163 компании, за деятельностью которых установлено государственное регулирование и контроль в соответствии с действующим законодательством, а также 29 естественных монополий.

В первом перечне насчитывается 11 предприятий чёрной и цветной металлургии, 19 – химической и нефтехимической промышленности, 3 – лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, 11 – лёгкой, 21 – пищевой, 3 – стекольной и фарфорово-фаянсовой, 52 – машиностроения и металлообработки, 13 – промышленности стройматериалов, 25 – отрасли производственной и социальной инфраструктуры, 5 – прочих отраслей. [39]

В Реестр субъектов естественных монополий (республиканский уровень) включены 10 предприятий, оказывающих услуги по транспортировке нефти, нефтепродуктов и газа по трубопроводам, 6 – услуги по электро-, тепло-, водоснабжению и  водоотведению, 2 – услуги связи (РУП  «Белтелеком» и «Белпочта»), 11 – работающих в сфере услуг, предоставляемых транспортными терминалами, аэропортами, железной дорогой, обслуживания и эксплуатации воздушных трасс сообщения, управления воздушным движением [25, с.2] (см. приложение Б).

Следует также отметить, что принудительное разукрупнение рыночных монополий  в развитых странах является средством  усиления конкуренции, в нашей республике – сопровождается усилением монополизма, появлением монополистов – производителей промежуточной продукции, заготовительных  и др. [21, с.71–74].

Таким образом, мы видим, что Республике Беларусь в  наследство от бывшего СССР досталось  большое количество государственных  монополий, многие из которых, между  прочим, сейчас находятся в крайне тяжёлом положении, а некоторые  – даже на грани банкротства.

 

3.2 Пути преодоления монополизма в Беларуси

Для Беларуси проблема монополизации хозяйственной  деятельности на товарных рынках стала  актуальной в связи с переходом  к рыночной экономике в начале 90-х годов, когда стало очевидно, что без принятия твёрдых и  последовательных мер против монополизма  нельзя надеяться на успех экономических  реформ и переход к рыночной экономике. Промышленным отраслям Беларуси в наследство от командно-административной системы  бывшего СССР достался целый комплекс проблем, связанных с отсутствием  конкурентных отношений между субъектами хозяйствования, наличием большого числа  крупных предприятий, зачастую являвшихся монополистами на рынке производимых ими товаров. В связи с этим необходимо решение проблемы демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий, а также создание и совершенствование законодательной базы в области противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции [26, с.34].

Демонополизация в Беларуси предшествовала конкурентной политике. Если на Западе сначала появились  и развились рыночные монополии, а затем началось их регулирование, то в нашей экономике с самого начала акцент был сделан на становление  антимонопольного регулирования в  условиях отсутствия рыночных монополий  и конкуренции.

Понятие «демонополизация» в западной экономической  литературе почти не используется (применяют  «антимонопольное, или антитрестовское, регулирование»), а в постсоветской - оно вошло в оборот после 1990 г. и трактуется как политика государства, направленная против злоупотреблений  доминирующим положением субъектов  на рынке, на снижение (ограничение) степени  его монополизации, создание необходимых  предпосылок для возникновения  и развития конкуренции. Эта политика носит многоплановый характер и  рассматривается как путь к экономической  свободе путем устранения монополии государства на производство продукции и услуг (разгосударствления и приватизации) с целью формирования конкурентного рынка.

Демонополизация включает меры по преодолению монопольных  тенденций: на уровне народного хозяйства - ликвидацию тоталитаризма государственной  собственности и власти; на уровне отрасли - устранение монополизма министерств, ведомств и их преемников (ассоциации, концернов и пр.), упразднение  их командных функций; на уровне предприятий - пресечение диктата производителя (продавца).

Беларусь  впервые приступила к реализации этих мер после принятия в 1992 г. первого  в истории республики антимонопольного Закона «О противодействии монополистической  деятельности и развитии конкуренции» (заметим, что в нем отсутствует  определение демонополизации экономики) [22, с.8].

Становление института антимонопольного регулирования  в Республике Беларусь началось в 1992 г. с принятия закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», в который 5 раз (2000, 2002, 2008, 2010, 2012 гг.) вносились изменения и дополнения. [27]

Принятие  в 1992 г. Антимонопольного закона явилось  революционным новшеством для постсоциалистической Беларуси, которая тогда ещё и  не была готова в силу ряда объективных  причин иметь широкую практику его  правоприменения. Антимонопольный закон вполне можно поставить в один ряд с таким важнейшим законодательным актом, как закон «Об экономической несостоятельности и банкротстве» (1991 г.). Эти законодательные акты свидетельствовали о начале качественных,  во многом рыночных, преобразований белорусской экономики.

В 2000 – 2004 гг., когда стало понятно, что радикальные  рыночные преобразования не станут основной линией развития экономики, изменения  в законодательстве были направлены на проведение более жёсткой политики по отношению к субъектам хозяйствования, имеющим возможность устанавливать  монопольные цены. Законодательно определены виды монопольных цен и формы  ценовых соглашений, сформирован  реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, регламентирована организация  проверок соблюдения антимонопольного законодательства.

С 2006 г. по 2010 г. стал более очевидным регламентирующий аспект антимонопольного законодательства: установлены основные виды нарушений и введён перечень мер, принимаемых антимонопольными органами по отношению к субъектам хозяйствования, нарушившим законодательство [28, с.20-22].

Однако стоит отметить, что главное в этой политике не борьба с монополизмом вообще, способная принять характер очередной кампании, а усиление начал саморегуляции, создание необходимых условий для формирования рыночных отношений, становления предпринимательства, конкуренции. Предприятия должны иметь возможность свободно реализовывать свою продукцию любому нуждающемуся в ней потребителю, а потребитель иметь возможность выбора поставщика продукции [21, с.76].

Поэтому в условиях либерализации экономики и сокращения ценового регулирования приоритетом становится антимонопольное регулирование, являющееся более прогрессивным рыночным методом государственного воздействия. Правительство осуществляет меры, направленные на поддержание добросовестной конкуренции и совершенствование антимонопольного регулирования [29, с.51].

Необходимость антимонопольного регулирования в  Республике Беларусь обусловливают:

  1. высокий уровень концентрации и слабая диверсификация производства;
  2. преобладание крупных чистых монополий – единственных производителей;
  3. формирование квазирыночных структур;
  4. усиление монополистических тенденций со стороны хозяйствующих субъектов, злоупотребляющих своим доминирующим положением на рынке [21, с.76].

За соблюдением  антимонопольного законодательства призваны следить антимонопольные органы, в состав которых входят департамент  ценовой политики Министерства экономики  и управления ценовой политики областных (Минского городского) исполкомов, которые  имеют достаточно серьёзные полномочия для выявления признаков недобросовестной конкуренции или монопольно высоких  цен [30, с.13].

 К особенностям антимонопольного регулирования в Республике Беларусь можно отнести следующие:

  1. его становление происходит в переходной экономике, находящейся в кризисном состоянии;
  2. оно осуществляется при высоком удельном весе государственной собственности и незначительных размерах частного капитала;
  3. ставит задачей не развитие, а становление конкурентных отношений;
  4. формально заимствует основные подходы американского и западноевропейского антимонопольных законодательств.

На Западе антимонопольное регулирование  было направлено на ослабление господства монополий, в постсоветской экономике  – на ограничение государственного влияния  на рынки, ослабление государственной  монополии - монополии государственной  собственности и власти, и прежде всего в сфере управления. Но решение  этой проблемы сопровождается усилением  монополизма [22, с.9].

Антимонопольная политика не должна направляться против монополизма вообще, формироваться  как орудие его тоталитарного  разрушения. Существуют сферы, где монополия  неизбежна и эффективна. Во-первых, ряд предприятий-монополистов способствует насыщению рынка качественными  товарами; во-вторых, продукция многих из них достаточно конкурентоспособна на внешнем рынке. Главное, чтобы  монопольное положение на рынке  достигалось законным путём, опиралось  на правовые нормы (см. приложение В).

ПРИЛОЖЕНИЕ А.docx

— 19.59 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ПРИЛОЖЕНИЕ Б.docx

— 26.73 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ПРИЛОЖЕНИЕ В.docx

— 20.71 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ПРИЛОЖЕНИЕ Г.docx

— 23.34 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Монопольная власть: источники, показатели и экономические последствия