Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 17:39, курсовая работа
Основная цель данной курсовой работы – раскрыть понятие монополии и монопольной власти, а также их последствия для экономики.
Объект исследования – экономика страны.
Основные задачи:
дать определение монополии и выявить ее преимущества и недостатки;
показать отношение государства к монополиям и степень его вмешательства в деятельность монополий в развитых странах;
отразить современные тенденции развития монополий;
показать степень развития антимонопольного законодательства и пути преодоления монополизма в Республике Беларусь.
Введение…………………………………………………………………………...…5
1 Понятие монопольной власти……………………………………………………..6
1.1 Сущность и причины монополизма…………………………………………….6
1.2 Типы и формы монополий……………………………………………………....9
1.3 Показатели монопольной власти………………………………………………12
2 Монополизм в зарубежных странах……………………………………………..16
2.1 Монополии в экономике США, Японии и Великобритании………………...16
2.2 Монополии в экономике Германии, Франции, Испании и Швеции………...19
3 Монополия в белорусской экономике…………………………………………..22
3.1 Причины, сущность и проявление монопольной власти в белорусской экономике…………………………………………………………………………...22
3.2 Пути преодоления монополизма в Беларуси………………………………....26
Заключение……………………………………………………………………….…33
Список использованных источников……………………………………………...34
К середине
60-х годов 100 самых крупных японских
корпораций (0,002% общего числа компаний)
владели 40% совокупного акционерного
капитала страны. В этот период основу
экономики Японии составляли шесть
финансово-промышленных групп, в рамках
которых осуществлялась жёсткая
координация
До настоящего времени в Японии реальностью являются крупнейшие в мире финансово-промышленные группы (кэйрецу), сцементированные неформальными связями и разветвлённой системой участия. Формально независимые компании, входящие в кэйрецу, выступают по отношению к не членам группы единым фронтом. Большинство предприятий мелкого и среднего бизнеса «пожизненно» входит в зону влияния какой-либо финансово-промышленной группы. Получив подряд от одной компании, практически не возможно оптом работать на другую. Представители других финансово-промышленных групп никогда не будут заключать с ней контракты [19, с.18].
Данный
принцип взаимоотношений между
хозяйствующими субъектами свидетельствует
о чрезвычайно высокой
Японское правительство не только не препятствовало монополизации национальной экономики, но и, стремясь увеличить мощь и конкурентоспособность промышленности, активно поощряло этот процесс. Такая политика привела к тому, что ряд японских компаний вошёл в число наиболее мощных международных корпораций и занял важные позиции в мировом производстве. За 1950–1970 гг. объём промышленного производства Японии вырос более чем в 16 раз. Если в 1950 г. удельный вес Японии в мировом промышленном производстве составлял 1,7%, то в 2000 – 7,8% [19,с. 18–20].
Таким образом, на этапе послевоенного развития западной экономики процессы глобальной конкуренции способствовали и вынуждали к переходу промышленности на стадию высокой концентрации производства. При выборе путей реализации промышленной политики в одних случаях создавались и поддерживались «национальные чемпионы» (Западная Европа), в других – формировались олигопольные структуры в форме мощных вертикально интегрированных финансовых групп, на которые делалась основная ставка в прорыве на мировой рынок (Япония).
2.2 Монополии в экономике Германии, Франции, Испании и Швеции
Практика
антимонопольного регулирования искусственных
монополий в развитых странах
обычно сочетает два подхода. Функциональный
подход преобладает по отношению
к уже сложившимся фирмам-
Структурный
же подход в основном используется
по отношению к вновь
Описанная
комбинация поведенческого и структурного
подходов учитывает их особенности.
Поведенческий подход более либерален
по отношению к монополистам, зато
при нём мала опасность навредить
крупному предприятию, эффективно действующему.
Именно поэтому его и применяют
к уже сложившимся и
Рассмотрим
антимонопольное
Стоит упомянуть
об антимонопольном
В Швеции в 1953 г. принят Закон о противодействии нормативам, ограничивающим конкуренцию в бизнесе. Он запрещает поддержание цен, а также устройство предварительно срежиссированных торгов, предусматривает переговоры между правительством и заинтересованными сторонами в случаях, когда ограничение сочтено нарушающим интересы общества. Закон предоставляет правительству право фиксировать цены сроком на один год в тех сферах, где проявляется тенденция к монополизации, однако это право пока не находит практического применения. Контроль, который был введён в 1982 г. на базе ст. 85 и 86 Римской конвенции, предусматривает запрет на объединения, создающие предпосылки для приобретения доминирующего положения на рынке. Объединения подлежат оценке с точки зрения широкого спектра интересов общества, в рамках которого рассматривается эффект влияния на конкуренцию, эффективность экономики и занятость. Разрешены объединения, спасающие убыточные, бесперспективные фирмы.
Основным
законодательным актом в
Таким образом,
анализируя мировой опыт проведения
антимонопольной политики, можно
заметить, что правительства
3 Монополия в белорусской экономике
3.1 Причины, сущность и проявление монопольной власти в белорусской экономике
В
нашей республике, как и в бывшем
СССР, сложился особый тип
Особенности
экономики республики и её роль заключались
в том, что созданные в ней
развитые отрасли обрабатывающей промышленности
и сельского хозяйства были рассчитаны
на обеспечение потребностей союзного
рынка, и работали на базе привозного
топлива и сырья. Крупные производства
создавались, главным образом, для
обеспечения союзных
В основе советского монополизма лежит деформация так называемой общенародной собственности. Формальным собственником являлось общество в целом, а фактическим – административный аппарат. Национализация крупных и мелких промышленных предприятий, развитие крупных коллективных хозяйств в аграрном секторе привели к тому, что во всех сферах народного хозяйства установилась государственная монополия.
Монопольная роль государства реализовывалась через рассредоточение по определенным ступеням иерархической лестницы властно-распорядительных функций. В советский период она проявилась в виде монополии административно-командной системы, ее органов и штатного аппарата на средства производства и результаты труда производителя, организацию труда и производства, управление им [22, с.110].
В народном хозяйстве РБ доминируют крупные (относительно доли, занимаемой на рынке товаров и услуг) структуры, как в виде самостоятельных предприятий, так и в форме их объединений.
В советский период в РБ происходила не столько концентрация производства на крупных предприятиях, сколько централизация управления, ограничение числа действующих предприятий, монополизация «обособленными от масс, стоящими над массами, привилегированными лицами» средств производства и созданного продукта.
Система централизованного
В промышленности республики сложился беспрецедентно высокий уровень концентрации производства на предприятиях и в объединениях-монополистах. Политика гигантомании привела к тому, что средний размер предприятия по численности занятых неуклонно повышался [21, с.64–66].
При отсутствии демократии и ограниченных товарно-денежных отношениях госмонополизм представлял собой универсальный способ обеспечения управления воспроизводством в масштабе республики и каждой его подсистемы. Предприятие, даже являясь единственным производителем определенной продукции либо доминируя в производстве или на рынке, не обладало реальной самостоятельностью и. тем более, монопольной властью, хотя формально считалось монополистом. Особенность такой монополии заключалась в том, что, будучи искусственно созданной, она не выступала детерминантой своей деятельности, не могла реализовать монопольного положения ни в области ценовой политики, ни в выборе рынков сбыта, ни в способах извлечения и присвоения прибыли [22, с.111].
В Республике Беларусь государственный монополизм проявляется прежде всего в сфере управления, обусловливая монополизм хозяйствующих субъектов как в сфере производства, так и в сфере обращения. В зависимости от критериев можно выделить следующие виды монополизма: по происхождению – естественный и искусственный; по степени влияния – всеобщий, абсолютный, и т. н. олигополию; по территориальному признаку – тотальный и локальный; по функциональной роли – ведомственный, должностной и производственный.
Искусственный монополизм в РБ возник в условиях монополии государственной собственности, тотального огосударствления, отсутствия конкуренции, как следствие жесткой централизации управления и углубления специализации производства [21, с.66–67].
Государственный монополизм в Беларуси
– особый, ибо государство выступает
одновременно и как монопольный
собственник (производитель), и как
монопольно управляющее начало. Многие
из отечественных концернов
Информация о работе Монопольная власть: источники, показатели и экономические последствия