Объектами
государственного антимонопольного регулирования
являются хозяйствующие субъекты, занимающие
доминирующее положение на товарных
рынках Республики Беларусь, включённые
в Государственный реестр, который
формируется Министерством экономики.
В целом Государственным реестром охвачены
предприятия более чем 20 отраслей, подотраслей
и видов деятельности: промышленности,
перерабатывающих отраслей агропромышленного
комплекса, производственной и социальной
инфраструктуры.
Следует
заметить, что из инструмента ценового
регулирования деятельности предприятий-монополистов
Реестр постепенно трансформируется в
инструмент наблюдения за выполнением
ими требований антимонопольного законодательства
[21, с.81–83].
Как уже отмечалось, основу антимонопольного
законодательства республики составляет
Закон «О противодействии монополистической
деятельности и развитии конкуренции»,
определяющий организационные и правовые
основы предупреждения, ограничения и
пресечения монополистической деятельности
и недобросовестной конкуренции в целях
обеспечения необходимых условий для
создания и эффективного функционирования
товарных рынков, содействия и развития
добросовестной конкуренции, защиты прав
и законных интересов потребителей.
В целях реализации Закона создана
и постоянно совершенствуется правовая
база антимонопольного контроля и регулирования,
регламентирующая следующие основополагающие
вопросы:
- определение доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь;
порядок формирования и ведения Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках и Государственного реестра субъектов естественных монополий
- правила проведения государственного антимонопольного контроля за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов;
- порядок согласования условий преобразования государственных, государственных унитарных, относящихся к республиканской собственности, и арендных предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, в открытые акционерные общества;
- порядок организации и проведения проверок по соблюдению антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, доминирующими на товарных рынках;
- порядок проведения государственного антимонопольного контроля за реорганизацией хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь;
- порядок выявления и пресечения антиконкурентных соглашений (согласованных действий) о ценах;
- порядок выявления монопольных цен;
- порядок рассмотрения запросов (заявлений) об установлении соответствия положений соглашений, ограничивающих конкуренцию, антимонопольному законодательству;
- порядок рассмотрения заявлений (обращений) о нарушении антимонопольного законодательства, в части осуществления недобросовестной конкуренции;
- порядок применения мер, направленных на устранение нарушений антимонопольного законодательства.
Государственная антимонопольная
политика направлена на ограничение
монополистической деятельности и
создание здоровой конкуренции. Антимонопольная
политика республики способствует снижению
и ликвидации административных, экономических,
правовых, информационных и организационных
барьеров для входа на рынки новых
хозяйствующих субъектов, достижению
эффективности защиты прав собственников
и равных условий конкуренции
для предприятий всех форм собственности
[31].
Обобщив
всё вышеизложенное, можно выделить
основные направления демонополизации:
- формирование новых экономических структур, особенно малых и средних предприятий;
- разукрупнение ассоциаций, концернов, других объединений, препятствующих развитию конкуренции;
- государственное регулирование деятельности монополий;
- контроль за слиянием, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, приобретением акций.
Особенностью белорусского антимонопольного
закона является его направленность
на устранение монополизма на всех
уровнях и прежде всего в сфере
управления, где демонополизация
предполагает качественно новую
роль государства и его органов,
сокращение прямого государственного
вмешательства в экономику. Подробный
перечень запрещенных антимонопольным
законом актов и действий органов управления,
ограничивающих права хозяйствующих субъектов,
дискриминирующих отдельных из них, создающих
необоснованные препятствия для появления
новых предприятий на практике повсеместно
игнорируется [22, с.10].
16 января 2010 года вступил в силу
Указ Президента Республики Беларусь
от 13 октября 2009 года №499 «О некоторых
мерах по совершенствованию антимонопольного
регулирования и развитию конкуренции».
Этот документ был направлен на обеспечение
условий для развития добросовестной
конкуренции, создания и эффективного
функционирования товарных рынков. Он
позволил расширить права антимонопольного
органа в части применения мер по пресечению
монопольных действий органов управления
и юридических лиц, приводящих к ограничению
или устранению конкуренции путём нарушения
прав других хозяйствующих субъектов
на свободную конкуренцию, а также упростить
административные процедуры антимонопольного
контроля за экономической концентрацией.
18 июня 2010 года вступили в силу изменения,
внесённые в данный указ, которые предусматривали
выделение управлений антимонопольной
и ценовой политики в самостоятельные
структурные подразделения облисполкомов
[29, с.51].
В целях усиления государственного
антимонопольного регулирования и
контроля, дальнейшей стабилизации ценовой
ситуации в республике Глава государства
Александр Лукашенко 27 февраля 2012
г. подписал Указ № 114 «О некоторых мерах
по усилению государственного антимонопольного
регулирования и контроля» (далее – Указ).
Принятие данного Указа призвано
привести существующие составы административных
правонарушений за нарушения антимонопольного
законодательства в соответствие с
практикой применения действующего
антимонопольного законодательства, характером
нарушений, а также происходящими
в республике экономическими процессами,
связанными с экономической концентрацией
производства и капитала [32].
Реализация Указа:
- позволит усилить роль антимонопольного регулирования;
- обеспечит проведение открытой конкурентной и антимонопольной политики, направленной на предотвращение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
- будет способствовать адекватному и своевременному реагированию должностных лиц органов управления и юридических лиц на законные требования антимонопольного органа по устранению и недопущению в дальнейшем действий, противоречащих антимонопольному законодательству.
Стоит отметить, что в результате процессов
реформирования собственности, демонополизации
экономики в республике сформировались
товарные рынки с конкурентной структурой.
Вместе с тем некоторые товарные рынки
по своей природе остаются монополизированными.
В этой связи необходимо определение статуса
и роли рыночных монополий в процессе
мониторинга товарных рынков, а также
соответствующих методов государственного
антимонопольного регулирования и контроля
за их деятельностью и поведением на товарных
рынках (см. приложение Г).
Регулирование деятельности субъектов
естественных монополий осуществляется
путём постепенного уменьшения числа
товарных рынков, на которых признается
наличие естественной монополии, стимулирования
конкуренции, поддержки предпринимательства,
устранения препятствий к вхождению на
рынок новых производителей.
В тех
сферах, в которых по объективным
технологическим причинам сохраняется
состояние естественной монополии,
а возможная конкуренция носит разрушительный
характер, будут вводиться специальные
жёсткие регулирующие ограничения, касающиеся
ценообразования, объемов и качества услуг,
условий обслуживания, норм потребления
[31].
Таким образом,
можно сказать, что в реформировании национальной
экономики целесообразно отдавать предпочтение
не антимонопольной, а конкурентной политике,
направленной на создание, развитие и
поддержку конкуренции. Необходимыми
являются законы, разрешающие и стимулирующие
предпринимателей открывать новые фирмы,
а также поощряющие конкуренцию, запрещающие
ценовые сговоры. Государство же должно
выполнять функцию регулирующего органа,
который сдерживает монополистические
тенденции и поощряет конкурентные отношения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- Когда на рынке складываются соответствующие условия, это приводит к появлению монополий, которые стремятся захватить рынок и, тем самым, получить монопольную власть. Фирма, обладающая такой властью, получает возможность самостоятельно устанавливать цену на свой товар и определять объём продаж таким образом, чтобы получить максимальную прибыль.
- Компании, монополизировав определенную отрасль и захватив прочные монопольные позиции, рано или поздно теряют динамику развития и эффективности. Это связано с тем, что преимущества крупного производства не являются абсолютными, они приносят увеличение прибыльности только до определенных пор.
- Существует несколько способов измерить степень рыночной власти. Среди них коэффициент концентрации, индекс Херфиндаля-Хиршмана, а также коэффициент Лернера. Коэффициент концентрации имеет ряд недостатков, которые можно устранить, используя второй индекс.
- На этапе послевоенного развития западной экономики процессы глобальной конкуренции способствовали и вынуждали к переходу промышленности на стадию высокой концентрации производства. При выборе путей реализации промышленной политики в одних случаях создавались и поддерживались «национальные чемпионы» (Западная Европа), в других – формировались олигопольные структуры в форме мощных вертикально интегрированных финансовых групп, на которые делалась основная ставка в прорыве на мировой рынок (Япония).
- Проанализировав мировой опыт проведения антимонопольной политики, можно заметить, что правительства западноевропейских стран занимают более мягкую позицию по отношению к слияниям и картельным соглашениям, чем правительство США. Европейское антимонопольное законодательство содержит более широкие возможности защиты на основе эффективности, чем в судебных прецедентах Соединённых Штатов.
- Республике Беларусь в наследство от бывшего СССР досталось большое количество государственных монополий, многие из которых сейчас находятся не в лучшем состоянии.
- На современном этапе развития Республики Беларусь, когда осуществляется переход к рыночной экономике, правительству следует улучшать конкурентную политику, направленную на создание, развитие и поддержку конкуренции. Необходимыми являются законы, разрешающие и стимулирующие предпринимателей открывать новые фирмы, а также поощряющие конкуренцию запрещающие ценовые сговоры. Государство же должно выполнять функцию регулирующего органа, который сдерживает монополистические тенденции и поощряет конкурентные отношения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Иохин В.Я. Экономическая теория: Введение в рынок и микроэкономический анализ: Учебник. - М.: ИНФРА - М, 2000. – 507 с.
- Хейне, Пол. Экономический образ мышления.– Пер. с англ. Издание второе, стереотипное. – М.: Изд-во «Дело» при участии Изд-ва «Catallaxy», 1992. – 704 с.
- Городецкий А., Павленко Ю. реформирование естественных монополий // Вопросы экономики.-2000.-№ 1.-С.137–151.
- Пигу, А. Экономическая
теория благосостояния: В 2 т.: Пер. с англ. Т. 2 / А. Пигу
; вступ. ст. Г.Б. Хромушин ; под общ. ред.
С.П. Аукуционек. – М.: Прогресс, 1985 . – 512
с.
- Курс экономической теории: Учебник / М.И.Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под ред. М.И.Плотницкого. – Мн.: Книжный Дом; Мисанта, 2005. – 496 с.
- Лукьянов, С. Входные барьеры: важнейший инструмент политики ограничения конкуренции на российских рынках / С. Лукьянов, Н. Кисляк // Современная конкуренция. – 2009. – № 1(13). – С. 54–71.
- Микроэкономика: курс интенсивной подготовки / И.В. Новикова [и др.]; под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. – 2-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2009. – 272 с.
- Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Экономика: В 3 т. Т.2 / В.М. Гальперин, С.М.Игнатьев, В.И.Моргунов ; под общ. ред. В.М. Гальперина. – СПб.: «Экономическая школа» ГУ ВШЭ, 2008. –512 с.
- Экономическая теория: Учебник / С.В. Мочерный, В.Н. Некрасов, В.Н.Овчинников [и др.] [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.elective.ru/arts/eko01-k0114-p06603.phtml. – Дата доступа: 20.10.12.
- Микроэкономика:
учебное пособие для студентов экономических
специальностей учреждений, обеспечивающих
получение
высшего сельскохозяйственного образования
/ С. А. Константинов [и др.]; под ред. С. А.
Константинова,
В. А. Воробьева,
Л. И. Пакуш, А. М. Филипцова. – Мн.: ИВЦ Минфина,
2007. – 369 с.
- Бомол, У.Дж.
Экономикс. Принципы и политика: Учебник
для студентов вузов, обучающихся по специальностям
экономики и управления (060000) / У.Дж. Бомол,
А.С. Блайндер; [Пер. с англ. В.Н. Егорова];
Под ред. проф. А.Г. Грязновой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2004. – 927 с.
- Долан, Э.Дж.,Линдсей, Д. Микроэкономика / Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; Под общ. ред. Б. Лисовика. – С.-Пб., 1994. – 448с.
- Микроэкономика: учеб. пособие / И.В. Новикова, Ю.М. Ясинский, О.А. Тихонов и др.; под ред. И.В. Новиковой и Ю.М. Ясинского. – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006. – 391 с.
- Нуреев Р.М.Основы экономической теории: Микроэкономика / Р.М. Нуреев. – М.: «Высшая школа», 1996г. – 447 с.
- Пиндайк Роберт С., Рубинфельд Дэниел Л. Микроэкономика: Пер. с англ. / Р.С.Пиндайк, Д. Л. Рубинфельд – 2-е изд. – М.: Дело, 2000. – 808 с.
- Антонова,
Н.Б. Государственное регулирование экономики: Учебник / Антонова Н.Б. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002. – 775 с.
- Долгова, И.В. Монополизм и конкуренция / И.В. Долгова, Н.В. Швейко // Финансы и кредит. – 2001. – № 3. – С. 44–59.
- Курс экономической теории: учебник / М.Н. Чепурин [и др.]; под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселёвой. – 6-е исправленное, дополненное и переработанное издание. – Киров: «АССА», 2009. – 848 с.
- Касьянов, Ю.В. Антимонопольное законодательство за рубежом: позитивный опыт / Ю.В. Касьянов // Мировая экономика и международные отношения. – 2004. – № 8. – С. 15–25.
- Курс экономической теории: Для системы перепод<spa