Монопольная власть: источники, показатели и экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 17:39, курсовая работа

Описание работы

Основная цель данной курсовой работы – раскрыть понятие монополии и монопольной власти, а также их последствия для экономики.
Объект исследования – экономика страны.
Основные задачи:
дать определение монополии и выявить ее преимущества и недостатки;
показать отношение государства к монополиям и степень его вмешательства в деятельность монополий в развитых странах;
отразить современные тенденции развития монополий;
показать степень развития антимонопольного законодательства и пути преодоления монополизма в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...…5
1 Понятие монопольной власти……………………………………………………..6
1.1 Сущность и причины монополизма…………………………………………….6
1.2 Типы и формы монополий……………………………………………………....9
1.3 Показатели монопольной власти………………………………………………12
2 Монополизм в зарубежных странах……………………………………………..16
2.1 Монополии в экономике США, Японии и Великобритании………………...16
2.2 Монополии в экономике Германии, Франции, Испании и Швеции………...19
3 Монополия в белорусской экономике…………………………………………..22
3.1 Причины, сущность и проявление монопольной власти в белорусской экономике…………………………………………………………………………...22
3.2 Пути преодоления монополизма в Беларуси………………………………....26
Заключение……………………………………………………………………….…33
Список использованных источников……………………………………………...34

Файлы: 5 файлов

макра курсач 2012 доработанный.docx

— 105.82 Кб (Скачать файл)

Аналогичный показатель может рассчитываться по доле крупных фирм отрасли в  численности занятых, добавленной  стоимости, стоимости основных фондов, объёма выпуска. Чем больше коэффициент  для крупнейших фирм, тем больше их монопольная власть. Минимальное  значение, равное 0%, характерно для  чистой конкуренции, максимальное, равное 100%,– для монополии [13, с.133].

Тем не менее, показатель уровня концентрации имеет несколько ограничений. Во-первых, он не учитывает разницы между  отраслями с равным числом фирм, в которых одна фирма доминирует на рынке, и теми, в которых четыре или несколько фирм делят её более  или менее поровну. Например, рынок, на котором одна фирма контролирует 77%, а остальные 23 – по 1%, будет иметь такой же коэффициент концентрации четырёх фирм, как и рынок, где пять фирм контролируют по 20% каждая [12, с.213].

Во-вторых, данный коэффициент характеризует  не все фирмы отрасли, а только крупнейшие из них.

В-третьих, он не учитывает иностранных  конкурентов.

В-четвёртых, он не учитывает влияние  рынков товаров-субститутов.

Измерение концентрации рынка с  помощью индекса Херфиндаля-Хиршмана позволяет преодолеть этот недостаток. Данный индекс высчитывается путём возведения в квадрат процентной доли рынка каждой из фирм и суммирования полученных результатов. Для отрасли, где имеются n конкурирующих фирм, формула имеет вид:

 

HHI = S12 + S22+ S32+…+ Sn2 =,                                    (1)

 

где   HHI – индекс Херфиндаля-Хиршмана;

S1 – удельный вес самой крупной фирмы;

S2 – удельный вес следующей по величине фирмы;

S –  удельный вес наименьшей фирмы;

Si – доля фирмы в общем объёме выпуска отрасли в процентах,

n – количество фирм в отрасли.

Таким образом, величина индекса зависит не только от количества фирм в отрасли, но и  от их рыночных долей. Чем больше индекс, тем больше монополизированность отрасли. Значение индекса тем больше, чем меньше количество фирм в отрасли и чем больше доля отдельных фирм в общем объёме выпуска отрасли. Максимальное значение индекса характерно для монополии: HHI = = 10000, а минимальное, равное нулю, – для чистой конкуренции, когда на рынке действует бесконечное количество мелких фирм и их доли приближаются к нулю. Индекс Херфиндаля-Хиршмана позволил устранить некоторые недостатки коэффициента концентрации [13, с.132–133].

В США  высокомонополизированной считается  отрасль, в которой индекс Херфиндаля-Хиршмана превышает 1800. Этот индекс широко используется в антимонопольной политике, однако следует помнить, что и он не дает полной картины, если не учитывается удельный вес продукции иностранных фирм на отечественном рынке [14, с.239-240].

Кроме того, мы можем использовать коэффициент  превышения цены над предельными  издержками. Данный способ определения  монопольной власти был предложен  в 1934 г. экономистом Абба Лернером и получил название показателя монопольной власти Лернера. Данный коэффициент рассчитывается как отношение разности цены продукции и предельных издержек её производства к цене продукции и показывает уровень монопольной власти фирмы. Он рассчитывается по формуле:

 

,                                                          (2)

 

где    L – значение коэффициента Лернера;

P – цена реализации продукции;

MC – предельные издержки производства продукции.

Данный  коэффициент монопольной власти может быть также выражен в  терминах эластичности спроса, с которой  сталкивается фирма.  Мы знаем, что

 

,                                                   (3)

 

где  – эластичность спроса для данной фирмы (но не всего рыночного спроса в отрасли).

Следует также заметить, что значительная монопольная власть не гарантирует  высокие прибыли. Прибыль зависит  от отношения средних издержек к  цене [15, с.391].

В связи  с трудностями определения на практике реальных предельных издержек их заменяют средними издержками (AC). В этом случае формула может быть записана следующим образом:

 

.                                                        (4)

 

Если  умножить числитель и знаменатель  на количество продукции (Q), получим в числителе прибыль (π), а в знаменателе – валовой доход (TR):

 

.                                                (5)

 

Следовательно, чем выше удельный вес прибыли  в валовом доходе, тем выше степень  монополизации [10, с.113].

Численное значение коэффициента Лернера всегда находится между 0 и 1. Коэффициент тем больше, чем больше разница между ценой товара и величиной предельных издержек его производства, а также чем меньше эластичность спроса на товар. Минимальное значение коэффициента, равное нулю, характерно для чистой конкуренции, при которой P = MC и стремится к бесконечности. Максимальное значение коэффициента, равное единице, достигается, когда предельные издержки производства равны нулю. Чем больше L, тем больше и монопольная власть.

Таким образом, мы видим, что существует несколько  способов измерить степень рыночной власти. Коэффициент концентрации имеет  свои недостатки, которые частично устраняются с помощью индекса  Херфиндаля-Хиршмана. Также, зная лишь цену реализации продукции и предельные издержки  производства продукции, с помощью коэффициента Лернера можно вычислить степень монополизации отрасли.

 

 

 

2 Монополизм в зарубежных странах

2.1 Монополии  в экономике США, Японии и  Великобритании

Меры  антимонопольного регулирования в  зависимости от складывающейся на рынке  ситуации могут быть чрезвычайными  или повседневными, запретительными  или ограничительными, поощрительными и другими. Основой антимонопольного регулирования является законодательство государства. Законодательство, как  правило, имеет территориальный  характер, т. е. охватывает национальный рынок, но некоторые законы могут  быть и экстерриториальными: например, в рамках ЕЭС, в зонах США, Канады.

Основные  направления антимонопольного регулирования  определяются антимонопольной политикой  государства, направленной против ограничительной  деловой практики, подрывающей эффективную  конкуренцию. В развитых капиталистических  странах антимонопольная политика ведётся по четырём направлениям: ограничение монополизации рынка, запрещение слияния конкурирующих  компаний; запрещение установления монопольных  цен; обеспечение, сохранение и поддержание  конкуренции в её цивилизованных формах [16, с.257].

Процесс формирования многоотраслевых фирм получил название «диверсификация», которой исторически предшествовали горизонтальная и вертикальная интеграция.

Горизонтальная  интеграция – сосредоточение в руках  крупных фирм всё большей доли производства в отрасли, что характерно для начала ХХ века.

Вертикальная  интеграция – проникновение крупных  фирм в другие отрасли. С 1920-х годов  по настоящее время она играет главенствующую роль в процессах  концентрации и централизации капитала.

На сегодняшний  день диверсификация остаётся главным  направлением концентрационного процесса в Японии, где к настоящему времени  доля вертикальных слияний составляет 14,2%, горизонтальных – 23,4%, диверсификационного типа – 55%.

Диверсификация  привела к образованию концернов  и конгломератов, последние из которых  в новой обстановке оказались  наименее жизнеспособными. В 1970-е годы в США каждая фирма из числа 500 крупнейших имела в своём составе 11 отраслей, а наиболее мощные – 30–50 отраслей. В Великобритании из 100 ведущих  промышленных фирм 96 были многоотраслевые, во Франции из 100 – 84, в Италии из 100 – 90.

Особенности НТП определяют нецелесообразность большого разброса интересов в различных  областях. Главным действующим лицом  современной экономики является диверсификационный концерн, объединяющий огромные капиталы фирм-участников. Ещё одной особенностью крупного концерна является вывоз предпринимательского капитала за границу, что привело к образованию международных компаний. Различают:

  1. Транснациональные компании (ТНК);
  2. Многонациональные компании (МНК).

В первом случае корпорация контролируется капиталом  одного, а во втором – нескольких государств.

В середине 1980-х годов ТНК контролировали 40% промышленного производства, 60% внешней  торговли и 80% патентов на мировую технику  и технологию в капиталистическом  мире. Ядром транснационального капитала по-прежнему являются ТНК США. Из 250 крупнейших ТНК 145 – американские. Наиболее крупным международным концерном  ТНК является американский концерн  «Дженерал моторс». Его годовой  оборот, в последние годы, превышает 100 млрд. дол. (половина стоимости экспорта таких отдельно взятых стран, как  США – 252 млрд. дол. и Япония – 231 млрд. дол.). На «Дженерал моторс» приходится почти 20% мирового производства автомашин. Этому концерну принадлежат 209 заводов  в США и Канаде, а также предприятия  в других 32 странах. На всех предприятиях концерна занято 813 тыс. человек [17, с.51–53].

В конце  ХIХ века в промышленно развитых странах Запада и, прежде всего, в США была осознана необходимость поставить определённый заслон деструктивным силам монополизации.

Наиболее  разработанным принято считать  антимонопольное законодательство США, имеющее к тому же и наиболее давнюю историю. Оно базируется на «трёх  китах», т. е. основных законодательных  актах:

  1. Закон Шермана (1890 г.). Этим законом запрещается тайная монополизация торговли, единоличный контроль в той или иной отрасли, сговор о ценах.
  2. Закон Клейтона (1914 г.) запрещал ограничительную деловую практику в области сбыта, ценовую дискриминацию (не во всех случаях, а тогда, когда это не диктуется спецификой текущей конкуренции), определённые виды слияний, переплетающиеся директораты и др.
  3. Закон Рибенсона-Пэтмэна (1936 г.) – запрет на ограничительную деловую практику в области торговли: «ножницы цен», ценовая дискриминация и др.

В 1950 г. к  закону Клейтона была принята поправка Селлера-Кефовера: уточнялось понятия незаконного слияния. Так, запрещались слияния путём скупки активов. Если актом (законом) Клейтона был поставлен заслон горизонтальным слияниям крупных фирм, то поправка Селлера-Кефовера ограничивала вертикальные слияния (например, производство – сбыт продукции) [18, с.194–195].

Бесспорно, что монополия служила основной не только экономической, но также и  политической власти. Многие считали, что это несовместимо с демократией. Антитрестовская политика явилась  инструментом разрешения противоречий между стремительно нараставшей властью крупных корпораций и властью государства [19, с.15–16].

Современное конкурентное право в Великобритании ведёт отсчёт с 1948 г., когда был  принят Закон о монополиях и контроле за ограничительными мерами. Вступившим в силу в 1956 г. Законом об ограничительной  практике запрещены коллективные соглашения, ограничивающие конкуренцию. Другими  антимонопольными актами был введён запрет на поддержание цен и слияния, если они наносят ущерб интересам  общества. Отвечает за применение антимонопольного законодательства Генеральный директор по вопросам корректности торговли. Законом 1956 г. введены стандарты, согласно которым  договоры, ограничивающие конкуренцию, могут считаться законными, если они предохраняют общество от ущерба, а их прекращение повлечёт серьёзные  последствия в сфере региональной занятости. Кроме Генерального директора  официальными полномочиями по применению антимонопольного закона наделён Государственный  секретарь по делам торговли и  промышленности, который вправе наложить запрет на слияние компаний [19, с.17].

В Японии закон против монополий 1947 г. сформулирован  на основе американских антитрестовских  законов. Этим законом была принята  Комиссия справедливой торговли, которой  вменяется в обязанность его  применение. Комиссия вправе налагать на нарушителей санкции, однако её решения  могут быть обжалованы в суде. В  настоящее время закон запрещает  монополизацию бизнеса, необоснованные ограничения торговли, ценовую дискриминацию, отказ в заключении сделок, ограничительные  соглашения между коммерческими  объединениями, вертикальные соглашения об ограничении торговли, злоупотребление  доминирующим положением на рынке в  ходе переговоров. Закон против монополий  требует предварительного уведомления  при слияниях компаний и ограничивает возможность участия руководителей  в управляющих органах различных  фирм. Наряду с этим широко практикуется правительственные меры, освобождающие  компании от антимонопольных запретов, осуществляемые с целью предоставления тем выгодных условий экспорта/импорта, содействия малому и среднему бизнесу  и др.

В Японии отношения «бизнес-государство» направлены прежде всего на повышение конкурентоспособности  национальной экономики. В ходе решения  данной задачи сложилось либеральное  отношение государства к слияниям и картелям и фактическое игнорирование  антимонопольного органа в процессе выработки промышленной политики. По словам Д. Муссати, «в Японии, где лидеры бизнеса смогли обойти антимонопольные нормы, сложилась и продолжает существовать ситуация, когда в экономике хозяйничают если не монополии в прямом смысле слова, то, безусловно, олигополии».

ПРИЛОЖЕНИЕ А.docx

— 19.59 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ПРИЛОЖЕНИЕ Б.docx

— 26.73 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ПРИЛОЖЕНИЕ В.docx

— 20.71 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ПРИЛОЖЕНИЕ Г.docx

— 23.34 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Монопольная власть: источники, показатели и экономические последствия